Рабочая программа по математике 4 класс.
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по математике 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.doc | 384 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Критерии оценки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы и составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785).
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных0 Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.
• Программы для общеобразовательных учреждений. - М.осква ,Просвещение, 2011.
• Авторская программа Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика» (сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» /Под редакцией Д.Е.Фельдштейна. – Москва,: Баласс, 2011).
в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ № 1 ст.Ольгинской
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения математике направлено на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
В рабочей программе по математике представлены содержательные линии: «Числа и операции над ними», «Величины и их измерение», «Текстовые задачи», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», «Элементы стохастики», «Нестандартные и занимательные задачи». В них арифметический, алгебраический, геометрический материал объединен с элементами комбинаторики, теории графов, логики, дано представление о простейших понятиях теории вероятности и математической статистики.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- обеспечение прочного и сознательного овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечение интеллектуального развития, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для полноценной жизни в обществе;
- формирование умения учиться;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- формирование устойчивого интереса к математике;
- развитие математических и творческих способностей.
Цели обучения
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
∙ развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
∙ освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
∙ воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики в 4 классе отводится 136 учебных часов из расчета 4 часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 4 учебных часов
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 часов)
Числа и операции над ними ( 75 часов)
Дробные числа (16 часов)
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать: понятие дроби; алгоритм поиска части от числа и числа по его части;
алгоритм сложения и вычитания правильных дробей;
уметь: сравнивать дроби; складывать и вычитать правильные дроби;
находить часть от числа, число по его части;
узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
решать текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов
действий с дробями.
Числа от 1 до 1000000, 1000000000 (15 часов)
Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Устная и письменная нумерация многозначных чисел. Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000,
1 000 000 000; как образуется каждая следующая счетная единица;
названия и последовательность разрядов в записи числа;
соотношение между разрядами;
названия и последовательность первых трех классов;
название и количество разрядов, содержащихся в каждом классе;
сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
понятие координатный луч, координатный угол, координата точки на луче,
на плоскости;
уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, 1 000 000 000;
записывать координаты любых точек; строить координатный луч;
находить точки на луче по заданным координатам.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 (7 часов)
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приемы рациональных вычислений.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
алгоритмы устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел; приемы рациональных вычислений.
уметь:
выполнять устное и письменное сложение и вычитание многозначных чисел;
выполнять устное и письменное сложение и вычитание, используя рациональные приемы;
осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел в пределах 1000000 (37 часов)
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменное умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на двузначное и трехзначное число.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
алгоритм письменного умножения и деления многозначных чисел на
однозначное, двузначное и трехзначное число, на многозначное число;
правило деления числа произведение;
уметь:
умножать и делить на 1000, 10 000, 100 000;
выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел на
однозначное, двузначное, трехзначное число, многозначное число.
Величины и их измерение(15 часов)
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы. Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь),
соотношения между ними; единицы площади и соотношения между ними;
формулу нахождения площади и периметра прямоугольника, прямоугольного
треугольника;
функциональные зависимости между группами величин: цена, количество,
стоимость; производительность труда, время работы, работа;
формулы, выражающие эти зависимости;
уметь:
переводить заданную величину из одних единиц измерения в другие;
находить приближенные значения величин;
вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
находить площадь прямоугольного треугольника;
сопоставлять цена, количество, стоимость; производительность труда, время
работы, работа;
решать простые и составные задачи, раскрывающие отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа).
Текстовые задачи (8 часов)
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
алгоритмы решения простейших задач на движение;
функциональную связь между величинами (скорость, время, расстояние);
уметь:
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью, формулой;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
находить и объяснять решение задач с альтернативным условием;
устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость).
Элементы геометрии (3 часа)
Изменение положения объемных фигур в пространстве. Объемные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов. Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
названия объемных и плоских фигур; виды треугольников;
уметь:
выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
строить окружность по заданному радиусу.
Элементы алгебры (15 часов)
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
порядок выполнения действий; свойства арифметических действий;
связи компонент и результатов действий;
уметь:
вычислять значение числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
решать уравнения вида а ± х = b; х - а = b ; а • х = b; а : х = b ; х : а = b на
основании связи компонент и результатов действий сложения, вычитания,
умножения, деления.
Элементы стохастики (3 часа)
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации. Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры. Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического. Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать: понятие среднее арифметическое; понятие круговая диаграмма
уметь: находить вероятности простейших случайных событий;
находить среднее арифметическое нескольких чисел;
читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм.
Занимательные и нестандартные задачи (5 часов)
Принцип Дирихле.
Математические игры.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать: принцип Дирихле
уметь: решать простейшие задачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение (8 часов).
Тематический план. | Универсальные учебные действия | Использование приобретённых ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни. | |
Знать/понимать | уметь | ||
Числа и операции над ними | - десяток, счёт десятками, чтение и запись чисел; - разряд десятков и единиц; -операции сложения и вычитания; - таблицу умножения и деления; - операции умножения и деления; | - называть компоненты при сложении, вычитании, умножении, делении; -использовать переместительное свойство сложения и умножения; | - ориентироваться в окружающем пространстве; |
Величины и их измерение | -длина; единицы измерения; - периметр многоугольника; -формулы периметра квадрата и прямоугольника; -площадь; -цена, кол-во, стоимость; - время; | -переводить именованные числа в заданные единицы; | - представление о площади; - сравнение объектов; |
Текстовые задачи | - простые и составные текстовые задачи; - задачи с альтернативным условием; | - решать данные задачи; | - решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями; |
Элементы геометрии, алгебры | - плоскость, острые, тупые углы, окружность, круг; -переменная, порядок действий в выражениях со скобками; -решение уравнений а +/- х =в; х-а =в; а*х=в; | - обозначать геометрические фигуры буквами; - составлять плоские фигуры из частей; - находить значения а+/-5; 4-а; а:2; а*4; 6:а; | - узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамида; - самостоятельная конструктивная деятельность; |
Элементы стохастики | - решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов; - первоначальное представление о сборе и накоплении данных; | - читать информацию с помощью линейных диаграмм; - запись данных, содержащихся в тексте, таблице; | - понятие о случайном эксперименте, «чаще», «реже», «возможно», «невозможно». |
Занимательные и нестандартные задачи. | - истинные и ложные высказывания, логические задачи; | Математические фокусы, ребусы; |
МАТЕМАТИКА 4 КЛАСС ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ ( 136 ЧАСОВ )
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Тип и вид | Характеристика деятельности обучающихся | Виды деятельности учащихся УУД | Вид | Элементы | Дата | Домашнее |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Раздел I. Числа от 1 до 1000 (25 ч) | |||||||||
Повторение и обобщение материала, изученного в 3 классе (8 ч) | |||||||||
1 | Числа | 1 | Повторение и обобщение изученного | Устные случаи сложения и вычитания, основанные на нумерации. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | Знать название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000. Уметь: – записывать и читать числа в пределах 1000; – представлять в виде суммы разрядных слагаемых | Текущий: устный опрос | 1.09 | Учебник, ч.1, с. 7, № 6, 7 | |
2 | Арифметические действия над числами | 1 | Повторение и обобщение изученного | Алгоритмы письменных вычислений с трехзначными числами | Уметь: – выполнять устные вычисления в пределах 1000; – решать задачи с пропорциональными величинами | Индивидуальная работа | 2.09 | С. 9, № 9 | |
3 | Арифметические действия над числами | 1 | Повторение и обобщение изученного | Арифметические действия над числами. Решение уравнений изученных видов | Знать: свойства действий над числами. Уметь решать задачи, раскрывающие смысл арифметических действий; уравнения изученных видов | Самостоятельная работа | 3.09 | С. 11, № 6 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4–5 | Арифметические действия над числами Входная контрольная работа Работа над ошибками | 2 | Повторение и обобщение изученного | Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные. Нахождение площади прямоугольника. Решение комбинаторных задач | Знать: – правило нахождения площади прямоугольника; – правила устного деления многозначных чисел; – взаимосвязь между компонентами Уметь: – выполнять умножение и деление – решать комбинаторные задачи с по-мощью дерева выбора | Фронтальная работа | 5.09 8.09 | С. 13, 15, № 8, 9 | |
6–7 | Арифметические действия | 2 | Повторение | Устные и письменные приемы деления трехзначных чисел на однозначные. Решение неравенств | Уметь: – выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные, деление с остатком; – решать неравенства, задачи в 2–3 действия | Самостоятельная работа | Круговые | 9.09 10.09 | С. 17, № 7; 19, № 7 |
8 | Математический тест | 1 | Самоконтроль и самооценка знаний | Действия над числами в пределах 1000. Решение выражений в 2–4 действия | Знать названия и последовательность разрядов в записи числа; Уметь выполнять устные вычисления, выполнять проверку | Тематический. Тест | 12.09 | ||
Дроби (17 ч) | |||||||||
9 | Дроби. Нахождение части числа | 1 | Введение новых знаний | Дробные числа. Решение задач, выражений | Иметь представление о дробных числах. | Практическая работа | Решение задач алгебраическим способом | 15.09 | С. 21, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10 | Нахождение части числа | 1 | Закрепление изученного материала | Алгоритм поиска части от числа. Решение задач на пропорциональные величины | Уметь: – находить часть от числа; – сравнивать дроби; – решать типовые задачи на пропорциональные величины; – находить число по его части | Фронтальная работа | 16.09 | С. 23, № 6 | |
11 | Нахожде-ние числа по его части | 1 | Введение новых знаний | Алгоритм поиска числа по его части. Чтение и разъяснение информации | Уметь: – находить число по его части; – читать и разъяснять информацию, представленную в различных видах | Практическая работа | 17.09 | С. 25, | |
12 | Нахождение части числа. Нахождение числа по его | 1 | Закрепление изученного материала | Сравнивание алгоритмов поиска час- | Знать последовательность действий при нахождении части от числа Уметь выполнять действия с многозначными числами | Фронтальная работа | 19.09 | С. 27, № 4 | |
13–15 | Сравнение дробей | 3 | Введение новых знаний | Сравнение дробей | Уметь: – наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур; – сравнивать дроби с разными (одинаковыми) числителями и разными | Самостоятельная | 22.09 23.09 24.09 | С. 29, № 7; 31, № 7 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
16 | Решение задач | 1 | Закрепление изученного материала | Нахождение периметра и площади прямоугольника. Решение задач | Уметь: – находить периметр и площадь прямоугольника; – решать простейшие комбинаторные задачи | Самостоятельная работа | 26.09 | Составить задачу | |
17 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | Введение новых знаний | Алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями | Уметь: – складывать дроби с одинаковыми знаменателями; – выполнять умножение и деление с многозначными числами | Фронтальная работа | 29.09 | С. 37, № 6 | |
18 | Вычитание дробей с оди-наковыми знаменателями | 1 | Введение новых знаний | Алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | Уметь: – вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; – вычислять значения числовых выражений | Индивидуальная работа | 30.09 | С. 39, | |
19 | Решение задач | 1 | Закрепление изученного материала | Решение задач | Уметь решать задачи в 2–3 действия арифметическим способом (с опорой на схемы и таблицы) | Самостоятельная работа | 1.10 | С. 41, № 5 | |
20 | Деление меньшего числа на большее | 1 | Введение новых знаний | Алгоритм деления меньшего числа | Знать правило деления меньшего числа на большее. Уметь выполнять вычисления | Фронтальная работа | 3.10 | С. 43, № 6 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
21 | Какую часть одно число составляет от другого | 1 | Введение новых знаний | Связь действия деления с понятием дроби | Уметь: – узнавать, какую часть одно число составляет от другого; – находить часть от числа | Практическая работа | 6.10 | С. 45, | |
22 | Решение задач | 1 | Закрепление изученного материала | Вспомогательные модели к составным задачам. Истинные и ложные высказывания | Уметь: – читать и строить вспомогательные модели к составным задачам; – находить истинные и ложные высказывания с помощью вспомогательных моделей | Самостоятельная | 7.10 | С. 46, № 2 | |
23–24 | «Не толь-ко математика…». Проект №1. «Модель машины времени» | 2 | Уроки-исследования | Формирование умений применять имеющиеся знания и умения в жизненной ситуации | Уметь: – собирать нужную информацию; – составлять план своих действий; – направлять свои действия на достижение конкретных целей | Проект | 8.10 10.10 | Индивидуальные задания | |
25 | Математический тест | 1 | Самоконтроль и самооценка ЗУНов | Дробные числа. Алгоритм поиска части от числа. Решение составных задач | Уметь: – находить часть от числа, число – сравнивать дроби; – решать составные задачи | Тематический. Тест | 13.10 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Раздел II. Многозначные числа (111 ч) | |||||||||
Нумерация многозначных чисел (11 ч) | |||||||||
26 | Многозначные числа. Разряды | 1 | Сообщение новых знаний | Название и последовательность чисел в пределах 1 000 000 | Знать названия и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 | Фронтальная работа | 14.10 | С. 61, № 5 | |
27 | Чтение | 1 | Сообщение новых знаний | Перенесение известных сведений о десятичной системе счисления на новые числа | Знать, как образуется каждая следующая единица. Уметь читать и записывать многозначные числа | Практическая работа | 15.10 | С. 63, № 7 | |
28 | Сравнение чисел Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Введение новых знаний | Способы сравнения многозначных чисел | Знать соотношение между разрядами. Иметь представление о позиционности десятичной системы счисления | Фронтальная работа | 17.10 | С. 65, № 8 | |
29 | Работа над ошибкамиРазрядные слагаемые | 1 | Введение новых знаний | Класс единиц и класс тысяч. Представление в виде разрядных слагаемых | Знать, сколько разрядов содержится в каждом классе. Уметь: – представлять многозначные числа – решать составные задачи | Фронтальная работа | 20.10 | С. 67, № 7 | |
30 | Умножение числа 1 000. Умножение и де-ление | 1 | Введение новых знаний | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Прием рационального вычисления | Уметь: – выполнять умножение и деление – вычислять значения числовых выражений со скобками и без них; – решать задачи в 2–3 действия | Самостоятельная | 21.10 | С. 69, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
31–32 | Чтение | 2 | Введение новых знаний | Перенесение известных сведений | Знать: – сколько разрядов содержится в каждом классе; – значение каждой цифры в записи числа. Уметь читать и записывать многозначные числа | Математический диктант | Случайный эксперимент и случайное событие | 22.10 24.10 | С. 71, 73, № 10 |
33 | Миллион. Класс миллионов. Мил-лиард | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с новым классом – классом миллионов. Названия и последовательность классов | Знать: – названия и последовательность первых трех классов чисел в пределах – решать задачи в 2–3 действия | Самостоятельная работа | События – достоверные, случайные, невозможные | 27.10 | С. 75, |
34 | Чтение | 1 | Введение новых знаний | Названия и последовательность чисел в пределах 1000000000 | Уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000; – решать простые и составные задачи | Самостоятельная | 28.10 | С. 77, № 8 | |
35 | «Не толь-ко математика…». Проект № 2. «Страничка энциклопедии» | 1 | Урок-исследование | Применение имеющихся знаний и умений в жизненных ситуациях | Уметь: – собирать нужную информацию, составлять план своих действий; – направлять свои действия на достижение конкретных целей | Презентация проекта | 29.10 | ||
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Величины (12 ч) | |||||||||
37 | Математический тест | 1 | Самоконтроль | Тестовые задания. Устные приемы вычислений. Выбор ответа | Уметь выбирать правильный ответ из данных, выполняя устные вычисления, и осуществлять проверку | Тематический. Тест | 31.10 | ||
38 | Единицы длины | 1 | Обобщение знаний | Алгоритм перехода от больших единиц измерения величин | Знать единицы измерения длины Уметь переводить заданную длину из одних единиц измерения в другие | Практическая работа | 10.11 | С. 85, № 8 | |
39 | Единицы массы. Грамм, тонна | 1 | Обобщение знаний | Новые единицы измерения массы: грамм и тонна. Зависимости между группами величин | Знать: – единицы измерения массы; – соотношения между ними. Уметь переводить заданную массу | Фронтальная работа | 11.11 | С. 87, | |
40 | Единицы измерения величин | 1 | Обобщение знаний | Сопоставление представлений о десятичной системе счисления и десятичной системе мер | Уметь: – читать и записывать именованные числа; – переводить заданную величину | Самостоятельная работа | 12.11 | С. 89, № 7, 9 | |
41 | Единицы | 1 | Обобщение знаний | Новые единицы измерения площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Оценка площади. Решение составных задач | Знать: – единицы измерения площади; – соотношения между ними. Уметь переводить заданную площадь из одних единиц измерения в другие | Фронтальная работа | 14.11 | С. 91, № 7, 8 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
42 | Площадь прямоугольного треугольника | 1 | Введение новых знаний | Алгоритм определения площади прямоугольного треугольника. Вычисление числовых выражений | Знать алгоритм определения площади прямоугольного треугольника. Уметь выделять из множества треугольников прямоугольный треугольник | Практическая работа | 17.11 | Приготовить палетку | |
43 | Приближенное вычисление площадей. Палетка | 1 | Введение новых знаний | Способы нахождения площадей (с помощью палетки) | Уметь: – находить приближенное значение площадей с помощью палетки; – выполнять действия с числами | Практическая работа | 18.11 | Учебник, ч. 2, с. 3, № 10 | |
44 | Единицы объема | 1 | Обобщение знаний | Алгоритм перехода | Знать: – единицы измерения объема; – соотношения между ними. Уметь переводить заданный объем из одних единиц измерения в другие | Фронтальная работа | 19.11 | С. 5, № 8 | |
45 | Решение задач | 1 | Повторение и обобщение знаний | Решение задач | Уметь сопоставлять скорость движения, скорость работы и скорость наполнения бассейна водой | Фронтальная работа | 21.11 | С. 7, № 7 | |
46 | Точные | 1 | Введение новых знаний | Округление числа. Точные и приближенные значения величин | Знать приближенное значение величины. Уметь находить приближенные значения величин | Самостоятельная работа | 24.11 | С. 9, № 8 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
47–48 | Решение задач изученных видов на устан.зависим.между велич. | 2 | Повторение и обобщение знаний | Решение задач изученных видов. Функциональные зависимости между группами величин. Формулы, выражающие эти зависимости | Уметь: – округлять числа и находить приближенные значения величин; – сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин | Математический диктант | 25.11 26.11 | С. 11, № 8 | |
Сложение и вычитание чисел (8 ч) | |||||||||
49 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности | 1 | Введение новых знаний | Примерное определение результатов действий сложения и вычитания | Уметь: – выполнять прикидку результатов арифметических действий; – решать задачи способом прикидки результата | Фронтальная работа | 28.11 | С. 13, | |
50–53 | Сложение и вы-читание многозначных чисел | 4 | Обобщение знаний | Округление чисел до заданного разряда. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Разрядный состав чисел | Знать: – алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел; – соотношения между единицами измерения величин. Уметь: – называть разрядный состав многозначных чисел; – округлять числа до заданного разряда | Самостоятельная | 1.12 2.12 3.12 5.12 | С. 15, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
54 | Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производитель-ности | 1 | Введение новых знаний | Введение нового понятия «производительность» на основе понятия «скорость работы» | Знать: – понятие «производительность»; – функциональную связь между производительностью труда, временем работы и работой. Уметь: – сопоставлять скорость движения – устанавливать взаимосвязь работы, времени и производительности | Фронтальная работа | 8.12 | С. 23, № 6 | |
55–56 | Решение задач | 2 | Повторение и обобщение знаний | Решение задач на «работу», «движение» с опорой на формулы. Составление математических моделей задач на процессы движения, работы, купли-продажи | Уметь: – решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл зависимости между производительностью труда, временем работы; – составлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи | Самостоятельная работа с последующей проверкой в парах | 9.12 10.12 | Задания инварианта | |
Умножение и деление чисел (72 ч) | |||||||||
57–58 | Контрольная работа по теме» Сложение и аычитание многозначных чисел» Умножение чисел. Группировка множителей | 2 | Обобщение знаний | Алгоритм устного умножения многозначных чисел на однозначное число | Уметь: – производить устные вычисления – применять переместительное и сочетательное свойства умножения | Фронтальная работа | 12.12 15.12 | С. 29, № 10 (б), 11 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
59 | Умножение многозначных чисел на од-нозначные | 1 | Обобщение знаний | Алгоритм письменного умножения многозначных чисел | Уметь выполнять письменные вычисления с многозначными числами; проверку правильности вычислений | Математический диктант | 16.12 | С. 33, № 7 | |
60–61 | Умножение чисел | 2 | Обобщение знаний | Перенесение устного приема умножения на большие числа. Округление числа до заданного разряда | Уметь: – округлять числа до заданного разряда; – выполнять письменное умножение, когда один из множителей оканчивается на 0 | Самостоятельная | 17.12 19.12 | С. 34–37, на выбор учителя | |
62 | Умножение чисел. | 1 | Самостоятельная | Десятичная система мер | 22.12 | Задания инварианта | |||
6 | |||||||||
64 | Контрольная работа за II четверть | 1 | Проверка и учет знаний и умений | Вычисления с многозначными числами: умножение, деление | Уметь: – выполнять вычисления с многозначными числами; – решать составные задачи | Итоговый контроль | 23.12 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Работа над ошибками. Умножение чисел. | 24.12 | ||||||||
66–67 | Деление круглых чисел | 2 | Обобщение знаний | Алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0. Округление чисел до заданного разряда. Решение неравенств путем подбора. Решение составных задач | Уметь: – округлять числа до заданного разряда; – производить вычисления с многозначными числами; – выполнять устное деление, когда делимое оканчивается на 0; – находить несколько решений неравенств подбором; – решать составные задачи на «работу» и «движение» | Самостоятельная | 26.12 29.12 | С. 49, № 9 | |
68 | Деление числа | 1 | Введение новых знаний | Правило деления числа на произведение. Способы вычислений | Уметь: – применять правило деления числа на произведение; – находить более удобный способ вычисления | Фронтальная работа | 12.01 | С. 53, | |
69 | Деление круглых многозначных чисел | 1 | Введение новых знаний | Алгоритм устного деления круглых чисел. Округление многозначных чисел. Прикидка результатов вычислений | Уметь: – применять алгоритм устного деления круглых чисел для многозначных чисел; – округлять многозначные числа; – делать прикидку результатов арифметических действий | Самостоятельная | 13.01 | С. 55 № 9, 10 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
70 | Арифметические действия | 1 | Введение новых знаний | Алгоритм устного деления (метод подбора). Чтение и запись информации | Уметь: – применять метод подбора для устных случаев деления; – читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей | Математический диктант | Приемы деления на 5, 50, 500, 25, 250 | 14.01 | С. 57, № 9, 10 |
71 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | Введение новых знаний | Прием деления | Уметь выполнять деление с остатком на 1000, устные вычисления | Самостоятельная | Приемы деления на 5, 50, 500, 25, 250 | 16.01 | С. 59, № 8 |
72 | Деление круглых чисел с остатком | 1 | Введение новых знаний | Применение алгоритма устного деления. Деление с остатком | Уметь: – применять правило деления числа на произведение; – выполнять деление на 10,100,1000; деление с остатком | Самостоятельная | 19.01 | С. 61, | |
73–74 | Уравнения | 2 | Введение новых знаний | Новый вид уравнения и алгоритм его решения. | Уметь решать уравнения, в которых зависимость между компонентами | Фронтальная работа | 20.01 21.01 | С. 63, № 8 | |
75–76 | Арифметические действия над числами | 2 | Обобщение знаний | Устные и письменные вычисления | Уметь: – производить вычисления с многозначными числами; – решать простейшие задачи на прин-цип Дирихле | Самостоятельная | 23.01 26.01 | Задания инварианта | |
77–78 | Деление многозначных чисел | 2 | Обобщение знаний | Алгоритм письменного деления четырехзначного числа | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел в пределах | Фронтальная работа | 27.01 28.01 | С. 71, 73, № 9 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
79 | Арифметические действия над числами | 1 | Обобщение знаний | Устные и письменные вычисления | Уметь: – производить вычисления с четырехзначными числами; – осуществлять самопроверку | Самостоятельная работа | 30.01 | С. 75, | |
80 | Письменное деление многозначных чисел | 1 | Введение новых знаний | Алгоритм письменного деления четырехзначных чисел на однозначное | Уметь: – выполнять письменное деление четырехзначных чисел на однозначное; – находить значение выражений | Фронтальная работа | 2.02 | С. 77, | |
81–83 | Деление многозначных чисел | 3 | Введение новых знаний | Сокращенная запись деления в столбик. Письменные приемы деления многозначных чисел. Решение числовых выражений | Уметь: – сокращенно записывать деление – производить грубую прикидку результата деления, проверяя число цифр в частном и первую цифру в записи частного | Самостоятельная работа с последующей проверкой в парах | 3.02 4.02 6.02 | С. 79, | |
84–85 | Письменное деление многозначных чисел на круглые | 2 | Введение новых знаний | Алгоритм деления многозначного числа на круглое многозначное число | Уметь: – выполнять письменное деление с остатком многозначных чисел в столбик, проверку вычислений; – решать составные задачи | Самостоятельная работа с последующей проверкой | 9.02 10.02 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
86 | Контрольная работа | 1 | Проверка и учет знаний и умений | Умножение и деление многозначных чисел | Знать устные и письменные приемы вычислений. Уметь применять изученные приемы вычислений | Текущий контроль | 11.02 | ||
87–88 | Деление многозначных чисел | 2 | Введение новых знаний | Алгоритм письменного деления многозначного числа на многозначное без остатка | Уметь: – выполнять деление многозначных чисел в столбик; – делать грубую прикидку результата деления, подсчитывая число знаков | Фронтальная работа | 13.02 16.02 | С. 85, 87–89 | |
89 | Решение задач | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с понятием «скорость сближения» | Знать алгоритм решения задач | Самостоятельная | 17.02 | С. 93, | |
90 | Умножение на двузначное число | 1 | Введение новых знаний | Сочетательное свойство сложения | Уметь: – представлять один из множителей – применять сочетательное свойство сложения и умножения | Фронтальная работа | 18.02 | С. 95, № 7 | |
91–92 | Умножение многозначных чисел на двузначное число | 2 | Введение новых знаний | Умножение многозначного числа | Уметь: – применять различные способы записи умножения в столбик многозначного числа на двузначное; – вычислять значение числовых выражений, содержащих 3–4 действия; – представлять круглые многозначные числа в виде группы сомножителей, | Математический диктант | 20.02 23.02 | Учебник, ч. 3, с. 3, № 9 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
многозначных чисел в виде группы сомножителей | один из которых число 10, или 100, или 1000 и т. д.; – решать составные задачи арифметическим способом | ||||||||
93 | Решение задач | 1 | Введение новых знаний | Знакомство с понятием «скорость удаления» | Знать алгоритм решения задач Уметь решать задачи на движение | 24.02 | С. 7, | ||
94–96 | Умножение многозначных чисел на трехзначное число | 3 | Обобщение знаний | Способы записи умножения в столбик, когда в записи множителей есть нули | Уметь: – применять различные способы записи умножения в столбик многозначного числа на многозначное (когда в записи одного из множителей есть нули); – вычислять значение числовых выражений, содержащих 3–4 действия | 25.02 27.02 2.03 | С. 9, № 8; 11, № 8, 9 | ||
97–101 | Решение задач | 5 | Введение новых знаний | Решение задач | Уметь: – понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием; – находить значение выражений | Самостоятельная | 3.03 4.03 6.03 9.03 10.03 | С. 15, | |
102– | « Не только математика…». Проект № 4. «Играй | 2 | Уроки-исследования | Применение имеющихся знаний и умений в жизненной ситуации | Уметь: – собирать нужную информацию – направлять свои действия на достижение конкретных целей | Презентация проекта | 11.03 13.03 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
104 | Контрольная работа за III четверть | 1 | Проверка и учет знаний | Умножение и деление многозначных чисел | Знать устные и письменные приемы вычислений. Уметь применять изученные приемы вычислений | Итоговый контроль | 16.03 | ||
105 | Математический тест | 1 | Само-контроль и самооценка | Тестовые задания. Устные приемы вычислений. Выбор ответа | Уметь выбирать правильный ответ из данных, выполняя устные вычисления, и осуществлять проверку | Тематический контроль | 17.03 | ||
106– | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число | 3 | Введение новых знаний | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число, когда в записи частного используется одна цифра; две цифры; три цифры | Уметь: – выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000; – делать прикидку результата деления по количеству цифр в частном; – переходить от одних единиц измерения к другим | Самостоятельная | 18.03 20.03 30.03 | С. 33, № 8; 35, № 6 | |
109– | Арифметические действия над числами | 3 | Повторение и обобщение изученного | Алгоритм письменного деления многозначного числа на многозначное число | Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них | Самостоятельная работа по вариантам | 31.03 1.04 3.04 | С. 37, 39, № 10 | |
112 | Среднее арифметическое | 1 | Введение новых знаний | Нахождение среднего арифметического | Уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел | Математический диктант | 6.04 | С. 45, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
113– | Письменное деление многозначных чисел на трехзначные числа | 2 | Введение новых знаний | Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное число | Уметь: – выполнять письменное деление многозначных чисел в пределах 1 000 000; – вычислять значение числовых выражений, содержащих по 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий; – решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях | Самостоятельная работа по вариантам | 7.04 8.04 | С. 47, № 6, 8 | |
115– | Арифметические действия | 4 | Повторение и обобщение изученного | Числовые выражения, содержащие по 6 действий | Самостоятельная | 10.04 13.04 14.04 15.04 | С. 51, № 8, 9; 53, № 6 | ||
119 | Круговая | 1 | Сообщение новых знаний | Знакомство с понятием «круговая диаграмма» | Уметь читать информацию с помощью круговых диаграмм | Практическая работа | 17.04 | С. 57, № 6, 7 | |
120 | Числовой луч, координаты точки на числовом луче | 1 | Сообщение новых знаний | Знакомство с понятиями «числовой луч» и «координата точки». Изображение натурального ряда с помощью числового отрезка | Уметь: – изображать часть натурального ряда с помощью числового отрезка; – изображать натуральные числа на числовом отрезке с помощью единичных отрезков; – находить координаты точки на луче | Практическая работа | 20.04 | С. 61, № 8, 10 | |
121 | Адрес | 1 | Сообщения новых знаний | Знакомство с понятиями «пара чисел» и «координата ячейки» | Уметь: – называть адрес ячейки; – читать информацию, записанную | Математический диктант | 21.04 | С. 63, № 7, 8 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
122 | Координаты точек | 1 | Сообщение новых знаний | Понятия «координатный угол» и «координата на плоскости» | Уметь: – находить координаты точки на плоскости; – вычислять значение числовых выражений | Практическая работа | 22.04 | С. 65, № 7 (в) | |
123– | Арифметические действия над числами | 2 | Повторение и обобщение изученного ранее | Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных чисел | Уметь: – выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000; – делать прикидку результатов арифметических действий | Самостоятельная | 24.04 27.04 | С. 67, № 6; 69, № 6, 7 | |
125– | «Не только математика…». Проект № 5. «Страница нового учебника» | 2 | Уроки-исследования | Формирование умений применять имеющиеся знания и умения в жизненной ситуации | Уметь: – собирать нужную информацию; – составлять план своих действий; – направлять свои действия на достижение конкретных целей | Презентация проекта | 28.04 29.04 | ||
127 | Контрольная работа за IV четверть | 1 | Проверка и учет знаний и умений | Выполнение арифметических действий с многозначными числами. Сравнение многозначных чисел | Уметь: – выполнять арифметические действия с многозначными числами и осуществлять проверку вычислений; – сравнивать многозначные числа | Итоговый контроль | 1.05 | ||
128 | Годовая контрольная работа | 1 | Проверка и учет знаний | Итоговый контроль | 4.05 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Повторение и обобщение изученного (8 ч) | |||||||||
129 | Повторение. Нумерация | 1 | Повторение и обобще-ние изученного | Нумерация чисел от 1 до 20 | Знать название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 000 | Самостоятельная | 5.05 | С. 76 | |
130 | Повторение. Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание | 1 | Повторение и обобщение изученного ранее | Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных | Знать: – изученную математическую терминологию; – устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Уметь: – выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000; – делать проверку правильности вычислений; – делать прикидку результатов арифметических действий; – решать составные задачи; – решать уравнения вида a + x = b; | Самостоятельная | 6.05 | С. 76–77 | |
131 | Повторение. Арифметические действия над числами. Умножение и деление | 1 | Повторение и обобщение изученного ранее | Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных | Самостоятельная | 8.05 | С. 77–78 |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
132 | Повторение. Порядок действий в выражениях | 1 | Повторение и обобщение изученного ранее | Числовые выражения, содержащие | Знать порядок выполнения действий в выражениях без скобок. Уметь вычислять значение числовых выражений, содержащих по 6 действий | Самостоятельная | 11.05 | С. 78–79 | |
133 | Повторение. Решение уравнений, неравенств. Выражения с переменной | 1 | Повторение и обобщение изученного ранее | Решение уравнений вида а · х ± b = с; а ± х ± b = с. Запись с помощью букв простейших выражений | Уметь: – прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение, когда один компонент действия остается постоянным и когда оба компонента являются переменными; – решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз | Самостоятельная работа | 12.05 | С. 80–81 | |
134 | Повторение. Величины и геометрические фигуры | 1 | Повторение и обобщение изученного ранее | Плоские и объемные геометрические фигуры | Уметь: – распознавать плоские геометрические фигуры и объемные тела при изменении их положения на плоскости; – вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников; – находить объем фигур, составленных из кубов и параллелепипедов | Практическая работа | 13.05 | С. 81–82 | |
135– | Повторение. Решение задач | 2 | Повторение и обобщение изученного | Решение изученных видов задач | Уметь решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом | Самостоятельная | 15.05 – 22.05 |
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное общее образование). Стандарт начального общего образования по математике. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ начального общего образования. Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Дрофа, Москва, 2007.
2.Примерная программа по математике, МО РФ, 2010 г
3. Программа Т.Е.Демидовой по математике.
4.Методические рекомендации для учителя ( Т.Е.Демидова), Москва « Баласс», 2010г.
5. Учебник « Моя математика» 1,2,3 ч., 4 класс ( Т.Е.Демидова), Москва «Баласс», 2010г.
6.Тесты и контрольные работы к учебнику « Моя математика», Москва «Баласс», 2010г.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: школьники учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Личностные результаты
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между разрядами;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1 000;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
- находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.
Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
- иметь представление о решении задач на части;
- понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
- читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
- распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
- распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
- находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
- решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
- читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
- решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
- находить вероятности простейших случайных событий;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
∙ ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
∙ сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
∙ определения времени по часам (в часах и минутах);
∙ решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
∙ оценки величины предметов на глаз;
∙ самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур)
№ | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося | Из них | |
Теоретическое обучение | Контрольные работы | |||
1 | Повторение | |||
2 | Дроби | |||
3 | Нумерация многозначных чисел | |||
4 | Величины | |||
5 | Сложение и вычитание чисел | |||
6 | Умножение и деление чисел | |||
7 | Повторение и обобщение изученного. | |||
итого | 136 | 126 | 10 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения математики обучающийся 4 класса должен
знать/понимать:
- название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах
1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое
следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица;
- названия и последовательность разрядов в записи числа;
- названия и последовательность первых трех классов;
- сколько разрядов содержится в каждом классе;
- соотношение между разрядами;
- название количества разрядов, содержащихся в каждом классе;
- сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- иметь представление о позиционности десятичной системы счисления;
- единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
- функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа)
уметь:
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1000;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия со скобками и без них;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
- решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонент действия остается постоянным и когда обе компоненты являются переменными;
- находить значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
- решать уравнения вида а ± х = Ь; х - а = Ь ; а • х = Ь; а : х = Ъ; х : а = Ь на основании связи компонент и результатов действий сложения, вычитания, умножения, деления;
- сравнивать выражения в одно действие, понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент;
- вычислять объем параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
- находить среднее арифметическое двух чисел.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
∙ ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор
пути передвижения и др.);
∙ сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади,
массе, вместимости;
∙ определения времени по часам (в часах и минутах);
∙ решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями
(покупка, измерение, взвешивание и др.);
∙ оценки величины предметов на глаз;
∙ самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей
применения разных геометрических фигур
. Нормы оценок.
Работа, состоящая из примеров.
"5" - без ошибок
"4" - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки
"3" - 2 - 3 грубые и 1 - 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
"2" - 4 и более грубых ошибки.
"1" - все задания выполнены с ошибками.
Работа, состоящая из задач.
"5" - без ошибок
"4" - 1 - 2 негрубые ошибки
"3" - 1 грубая и 3 - 4 негрубые ошибки (более 1/2 работы сделано верно)
"2" - 2 и более грубых ошибки.
"1" – задачи не решены.
Комбинированная работа.
"5" - без ошибок
"4" - 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
"3" - 2 - 3 грубые ошибки и 3-4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен
"2" - 4 грубые ошибки.
"1" - все задания выполнены с ошибками.
Грубые ошибки:
- Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
- Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
- Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
- Не решенная до конца задача или пример.
- Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
- Нерациональный прием вычислений.
- Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
- Неверно сформулированный ответ задачи.
- Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
- Недоведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...