Рабочая программа по математике 4 класс.
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Багаевская Светлана Николаевна

Рабочая программа по математике 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка 
  2. Общая характеристика учебного предмета 
  3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 
  4. Описание места учебного предмета в учебном плане 
  5. Содержание учебного предмета 
  1. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся 
  2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 
  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 
  4.  
  5. Критерии оценки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы и составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785).

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных0 Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.

• Программы для общеобразовательных учреждений. -  М.осква ,Просвещение, 2011.

• Авторская программа Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика» (сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» /Под редакцией  Д.Е.Фельдштейна. – Москва,: Баласс, 2011).

     в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ № 1 ст.Ольгинской

Общая характеристика учебного предмета

 Содержание обучения математике направлено на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

В рабочей  программе по математике представлены содержательные линии: «Числа и операции над ними», «Величины и их измерение», «Текстовые задачи», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», «Элементы стохастики», «Нестандартные и занимательные задачи». В них арифметический, алгебраический, геометрический материал объединен с элементами комбинаторики, теории графов, логики, дано представление о простейших понятиях теории вероятности и математической статистики.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • обеспечение прочного и сознательного овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • обеспечение интеллектуального развития, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для полноценной жизни в обществе;
  • формирование умения учиться;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • формирование устойчивого интереса к математике;
  • развитие математических и творческих способностей.

Цели обучения

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

 развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

 освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

 воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики в 4 классе  отводится 136 учебных часов из расчета 4 часа в неделю. В рабочей программе  предусмотрен резерв учебного времени в объеме 4 учебных часов

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 часов)

Числа и операции над ними ( 75 часов)

Дробные числа (16 часов)

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать:  понятие дроби; алгоритм поиска части от числа и числа по его части;

             алгоритм сложения и вычитания правильных дробей;

уметь: сравнивать дроби; складывать и вычитать правильные дроби;

             находить часть от числа, число по его части;

             узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

             решать  текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов

             действий с дробями.

Числа от 1 до 1000000, 1000000000 (15 часов)

Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Устная и письменная нумерация многозначных чисел. Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать:

название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000,

1 000 000 000;  как образуется каждая следующая счетная единица;

названия и последовательность разрядов в записи числа;

соотношение между разрядами;

названия и последовательность первых трех классов;

название и количество разрядов, содержащихся в каждом классе;

сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

понятие координатный луч, координатный угол, координата точки на луче,

на плоскости;

уметь: 

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, 1 000 000 000;

записывать координаты любых точек; строить координатный луч;

находить точки на луче по заданным координатам.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 (7 часов)

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приемы рациональных вычислений.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать:

алгоритмы устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел; приемы рациональных вычислений. 

 уметь:

выполнять устное и письменное сложение и вычитание многозначных чисел;

выполнять устное и письменное сложение и вычитание, используя рациональные приемы;

осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.

Умножение и деление чисел в пределах 1000000 (37 часов)

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменное умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на двузначное и трехзначное число.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать:  

алгоритм письменного умножения и деления многозначных чисел на

однозначное, двузначное и трехзначное число, на многозначное число;

правило деления числа произведение;

уметь: 

умножать и делить на 1000, 10 000, 100 000;

выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел на

однозначное, двузначное, трехзначное число, многозначное число.

Величины и их измерение(15 часов)

Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы. Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать: 

единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь),

     соотношения между ними;  единицы площади и соотношения между ними;

     формулу нахождения площади и периметра прямоугольника, прямоугольного

     треугольника;

    функциональные зависимости между группами величин: цена, количество,

     стоимость; производительность труда, время работы, работа;

     формулы, выражающие эти зависимости;

уметь: 

переводить заданную величину из одних единиц измерения в другие;

находить приближенные значения величин;

вычислять площадь и периметр фигур, составленных из  прямоугольников;

находить площадь прямоугольного треугольника;

     сопоставлять  цена, количество,  стоимость; производительность труда, время

     работы, работа;

решать простые и составные задачи, раскрывающие отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа).

Текстовые задачи (8 часов)

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать:

алгоритмы решения простейших задач на движение;

функциональную связь между величинами (скорость, время, расстояние);

уметь: 

решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью, формулой;

использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

находить и объяснять решение задач с альтернативным условием;

устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость).

Элементы геометрии (3 часа)

Изменение положения объемных фигур в пространстве. Объемные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов. Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать: 

названия объемных и плоских фигур; виды треугольников;

 уметь:

выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;

распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;

строить окружность по заданному радиусу.

Элементы алгебры (15 часов)

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать: 

порядок выполнения действий; свойства арифметических действий;

связи компонент и результатов действий;

уметь:                             

 вычислять значение числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;

решать уравнения вида а ± х = b; х - а = b ; а • х = b; а : х = b ; х : а = b  на

основании связи компонент и результатов действий сложения, вычитания,

умножения, деления.

Элементы стохастики (3 часа)

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации. Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры. Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического. Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать: понятие среднее арифметическое; понятие круговая диаграмма

уметь: находить вероятности простейших случайных событий;

             находить среднее арифметическое нескольких чисел;

             читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм.

Занимательные и нестандартные задачи (5 часов)

Принцип Дирихле.

Математические игры.

В результате изучения темы обучающийся должен

 знать:  принцип Дирихле

уметь:  решать простейшие задачи на принцип Дирихле.

Итоговое повторение (8 часов).

Тематический план.

           Универсальные учебные действия

Использование приобретённых ЗУН

в практической деятельности и

повседневной жизни.

Знать/понимать

уметь

Числа и операции над ними

- десяток, счёт десятками, чтение и запись чисел;

- разряд десятков и единиц;

-операции сложения и вычитания;

- таблицу умножения и деления;

- операции умножения и деления;

- называть компоненты при сложении, вычитании, умножении, делении;

-использовать переместительное свойство сложения и умножения;

- ориентироваться в окружающем пространстве;

Величины и их измерение

-длина; единицы измерения;

- периметр многоугольника;

-формулы периметра квадрата и прямоугольника;

-площадь;

-цена, кол-во, стоимость;

- время;

-переводить именованные числа в заданные единицы;

- представление о площади;

- сравнение объектов;

Текстовые задачи

- простые и составные текстовые задачи;

- задачи с альтернативным условием;

- решать данные задачи;

- решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями;

Элементы геометрии, алгебры

- плоскость, острые, тупые углы, окружность, круг;

-переменная, порядок действий в выражениях со скобками;

-решение уравнений а +/- х =в; х-а =в; а*х=в;

- обозначать геометрические фигуры буквами;

- составлять плоские фигуры из частей;

- находить значения а+/-5; 4-а; а:2; а*4; 6:а;

- узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамида;

- самостоятельная конструктивная деятельность;

Элементы стохастики

- решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов;

- первоначальное представление о сборе и накоплении данных;

- читать информацию с помощью линейных диаграмм;

- запись данных, содержащихся в тексте, таблице;

- понятие о случайном эксперименте, «чаще», «реже», «возможно», «невозможно».

Занимательные и нестандартные задачи.

- истинные и ложные высказывания, логические задачи;

Математические фокусы, ребусы;

               

 МАТЕМАТИКА 4 КЛАСС ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ ( 136 ЧАСОВ )

№ п/п

Тема
урока

Кол-во часов

Тип и вид
урока

Характеристика деятельности обучающихся

Виды деятельности учащихся

УУД

Вид
контроля. Измерители

Элементы
дополнительного содержания

Дата

Домашнее
задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел I. Числа от 1 до 1000 (25 ч)

Повторение и обобщение материала, изученного в 3 классе (8 ч)

1

Числа
от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые

1

Повторение и обобщение изученного

Устные случаи сложения и вычитания, основанные на нумерации. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

Знать название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000.

Уметь:

– записывать и читать числа в пределах 1000;

– представлять в виде суммы разрядных слагаемых

Текущий: устный опрос

1.09

Учебник, ч.1, с. 7, № 6, 7

2

Арифметические действия над числами

1

Повторение и обобщение изученного

Алгоритмы письменных вычислений с трехзначными числами

Уметь:

– выполнять устные вычисления в пределах 1000;

– решать задачи с пропорциональными величинами

Индивидуальная работа

2.09

С. 9, № 9

3

Арифметические действия над числами

1

Повторение и обобщение изученного

Арифметические действия над числами. Решение уравнений изученных видов

Знать: свойства действий над числами.

Уметь решать задачи, раскрывающие смысл арифметических действий; уравнения изученных видов

Самостоятельная работа

3.09

С. 11, № 6


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4–5

Арифметические действия над числами

Входная контрольная работа

Работа над ошибками

2

Повторение и обобщение изученного

Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные. Нахождение площади прямоугольника. Решение комбинаторных задач

Знать:

– правило нахождения площади прямоугольника;

– правила устного деления многозначных чисел;

– взаимосвязь между компонентами
и результатом действия деления.

Уметь:

– выполнять умножение и деление
в пределах 1000;

– решать комбинаторные задачи с по-мощью дерева выбора

Фронтальная работа

5.09

8.09

С. 13,
№ 6 (г);

15, № 8, 9

6–7

Арифметические действия
над числами

2

Повторение
и обобще-ние изученного

Устные и письменные приемы деления трехзначных чисел на однозначные. Решение неравенств

Уметь:

– выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные, деление с остатком;

– решать неравенства, задачи в 2–3 действия

Самостоятельная работа

Круговые
диаграммы

9.09

10.09

С. 17, № 7; 19, № 7

8

Математический тест

1

Самоконтроль и самооценка знаний

Действия над числами в пределах 1000. Решение выражений в 2–4 действия

Знать названия и последовательность разрядов в записи числа;

Уметь выполнять устные вычисления, выполнять проверку

Тематический. Тест

12.09

Дроби (17 ч)

9

Дроби. Нахождение части числа

1

Введение новых знаний

Дробные числа. Решение задач, выражений

Иметь представление о дробных числах.

Практическая работа

Решение задач алгебраическим способом

15.09

С. 21,
№ 6 (в), 7


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

Нахождение части числа

1

Закрепление изученного материала

Алгоритм поиска части от числа. Решение задач на пропорциональные величины

Уметь:

– находить часть от числа;

– сравнивать дроби;

– решать типовые задачи на пропорциональные величины;

– находить число по его части

Фронтальная работа

16.09

С. 23, № 6

11

Нахожде-ние числа по его части

1

Введение новых знаний

Алгоритм поиска числа по его части. Чтение и разъяснение информации

Уметь:

– находить число по его части;

– читать и разъяснять информацию, представленную в различных видах

Практическая работа

17.09

С. 25,
№ 4, 6

12

Нахождение части числа. Нахождение числа по его
части

1

Закрепление изученного материала

Сравнивание алгоритмов поиска час-
ти от числа и числа по заданной части

Знать последовательность действий при нахождении части от числа
и числа по его части.

Уметь выполнять действия с многозначными числами

Фронтальная работа

19.09

С. 27, № 4

13–15

Сравнение дробей

3

Введение новых знаний

Сравнение дробей
с одинаковыми знаменателями; с одинаковыми числителями; с разными числителями и разными знаменателями

Уметь:

– наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур;

– сравнивать дроби с разными (одинаковыми) числителями и разными
(одинаковыми) знаменателями с помощью схем-отрезков и других вспомогательных модулей

Самостоятельная
работа

22.09

23.09

24.09

С. 29, № 7; 31, № 7


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

Решение задач

1

Закрепление изученного материала

Нахождение периметра и площади прямоугольника. Решение задач

Уметь:

– находить периметр и площадь прямоугольника;

– решать простейшие комбинаторные задачи

Самостоятельная работа

26.09

Составить задачу

17

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1

Введение новых знаний

Алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями

Уметь:

– складывать дроби с одинаковыми знаменателями;

– выполнять умножение и деление с многозначными числами

Фронтальная работа

29.09

С. 37, № 6

18

Вычитание дробей с оди-наковыми знаменателями

1

Введение новых знаний

Алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

Уметь:

– вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

– вычислять значения числовых выражений

Индивидуальная работа

30.09

С. 39,
№ 6, 7

19

Решение задач

1

Закрепление изученного материала

Решение задач
с опорой на схему

Уметь решать задачи в 2–3 действия арифметическим способом (с опорой на схемы и таблицы)

Самостоятельная работа

1.10

С. 41, № 5

20

Деление меньшего числа на большее

1

Введение новых знаний

Алгоритм деления меньшего числа
на большее

Знать правило деления меньшего числа на большее.

Уметь выполнять вычисления

Фронтальная работа

3.10

С. 43, № 6


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

21

Какую часть одно число составляет от другого

1

Введение новых знаний

Связь действия деления с понятием дроби

Уметь:

– узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

– находить часть от числа

Практическая работа

6.10

С. 45,
№ 6, 7

22

Решение задач

1

Закрепление изученного материала

Вспомогательные модели к составным задачам. Истинные и ложные высказывания

Уметь:

– читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

– находить истинные и ложные высказывания с помощью вспомогательных моделей

Самостоятельная
работа

7.10

С. 46, № 2

23–24

«Не толь-ко математика…». Проект №1.

«Модель машины времени»

2

Уроки-исследования

Формирование умений применять имеющиеся знания и умения в жизненной ситуации

Уметь:

– собирать нужную информацию;

– составлять план своих действий;

– направлять свои действия на достижение конкретных целей

Проект

8.10

10.10

Индивидуальные задания

25

Математический тест

1

Самоконтроль и самооценка ЗУНов

Дробные числа. Алгоритм поиска части от числа. Решение составных задач

Уметь:

– находить часть от числа, число
по его части;

– сравнивать дроби;

– решать составные задачи

Тематический. Тест

13.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел II. Многозначные числа (111 ч)

Нумерация многозначных чисел (11 ч)

26

Многозначные числа. Разряды
и классы

1

Сообщение новых знаний

Название и последовательность  чисел в пределах 1 000 000

Знать названия и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000

Фронтальная работа

14.10

С. 61, № 5

27

Чтение
и запись многозначных чисел

1

Сообщение новых знаний

Перенесение известных сведений о десятичной системе счисления на новые числа

Знать, как образуется каждая следующая единица.

Уметь читать и записывать многозначные числа

Практическая работа

15.10

С. 63, № 7

28

Сравнение чисел

Контрольная работа за 1 четверть

1

Введение новых знаний

Способы сравнения многозначных чисел

Знать соотношение между разрядами.

Иметь представление о позиционности десятичной системы счисления

Фронтальная работа

17.10

С. 65, № 8

29

Работа над ошибкамиРазрядные слагаемые

1

Введение новых знаний

Класс единиц и класс тысяч. Представление в виде разрядных слагаемых

Знать, сколько разрядов содержится в каждом классе.

Уметь:

– представлять многозначные числа
в виде разрядных слагаемых;

– решать составные задачи

Фронтальная работа

20.10

С. 67, № 7

30

Умножение числа 1 000. Умножение и де-ление
на 1 000, 10 000, 100 000

1

Введение новых знаний

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Прием рационального вычисления

Уметь:

– выполнять умножение и деление
с круглыми числами;

– вычислять значения числовых выражений со скобками и без них;

– решать задачи в 2–3 действия

Самостоятельная
работа

21.10

С. 69,
№ 8, 10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

31–32

Чтение
и запись многозначных чисел

2

Введение новых знаний

Перенесение известных сведений
о записи многозначных чисел на новые числа

Знать:

– сколько разрядов содержится в каждом классе;

– значение каждой цифры в записи числа.

Уметь читать и записывать многозначные числа

Математический диктант

Случайный эксперимент и случайное событие

22.10

24.10

С. 71,
№ 11;

73, № 10

33

Миллион. Класс миллионов. Мил-лиард

1

Введение новых знаний

Знакомство с новым классом – классом миллионов. Названия и последовательность классов

Знать:

– названия и последовательность первых трех классов чисел в пределах
1 000 000 000;

– решать задачи в 2–3 действия

Самостоятельная работа

События – достоверные, случайные, невозможные

27.10

С. 75,
№ 7, 8

34

Чтение
и запись многозначных чисел

1

Введение новых знаний

Названия и последовательность чисел в пределах 1000000000

Уметь:

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;

– решать простые и составные задачи

Самостоятельная
работа

28.10

С. 77, № 8

35

«Не толь-ко математика…». Проект № 2. «Страничка энциклопедии»

1

Урок-исследование

Применение имеющихся знаний и умений в жизненных ситуациях

Уметь:

– собирать нужную информацию, составлять план своих действий;

– направлять свои действия на достижение конкретных целей

Презентация проекта

29.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Величины (12 ч)

37

Математический тест

1

Самоконтроль
и самооценка ЗУНов

Тестовые задания. Устные приемы вычислений. Выбор ответа

Уметь выбирать правильный ответ из данных, выполняя устные вычисления, и осуществлять проверку

Тематический. Тест

31.10

38

Единицы длины

1

Обобщение знаний

Алгоритм перехода от больших единиц измерения величин
к меньшим и наоборот

Знать единицы измерения длины
и соотношения между ними.

Уметь переводить заданную длину из одних единиц измерения в другие

Практическая работа

10.11

С. 85, № 8

39

Единицы массы. Грамм, тонна

1

Обобщение знаний

Новые единицы измерения массы: грамм и тонна. Зависимости между группами величин

Знать:

– единицы измерения массы;

– соотношения между ними.

Уметь переводить заданную массу
из одних единиц измерения в другие

Фронтальная работа

11.11

С. 87,
№ 9, 10

40

Единицы измерения величин

1

Обобщение знаний

Сопоставление представлений о десятичной системе счисления и десятичной системе мер

Уметь:

– читать и записывать именованные числа;

– переводить заданную величину
из одних единиц измерения в другие

Самостоятельная работа

12.11

С. 89,

№ 7, 9

41

Единицы
площади

1

Обобщение знаний

Новые единицы измерения площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Оценка площади. Решение составных задач

Знать:

– единицы измерения площади;

– соотношения между ними.

Уметь переводить заданную площадь из одних единиц измерения в другие

Фронтальная работа

14.11

С. 91,

№ 7, 8


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

42

Площадь прямоугольного треугольника

1

Введение новых знаний

Алгоритм определения площади прямоугольного треугольника. Вычисление числовых выражений
(со скобками и без)

Знать алгоритм определения площади прямоугольного треугольника.

Уметь выделять из множества треугольников прямоугольный треугольник

Практическая работа

17.11

Приготовить палетку

43

Приближенное вычисление площадей. Палетка

1

Введение новых знаний

Способы нахождения площадей (с помощью палетки)

Уметь:

– находить приближенное значение площадей с помощью палетки;

– выполнять действия с числами

Практическая работа

18.11

Учебник, ч. 2, с. 3, № 10

44

Единицы объема

1

Обобщение знаний

Алгоритм перехода
от больших единиц объема к меньшим и наоборот

Знать:

– единицы измерения объема;

– соотношения между ними.

Уметь переводить заданный объем из одних единиц измерения в другие

Фронтальная работа

19.11

С. 5, № 8

45

Решение задач

1

Повторение и обобщение знаний

Решение задач
на движение

Уметь сопоставлять скорость движения, скорость работы и скорость наполнения бассейна водой

Фронтальная работа

21.11

С. 7, № 7

46

Точные
и приближенные значения величин

1

Введение новых знаний

Округление числа. Точные и приближенные значения величин

Знать приближенное значение величины.

Уметь находить приближенные значения величин

Самостоятельная работа

24.11

С. 9, № 8


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

47–48

Решение задач изученных видов на устан.зависим.между велич.

2

Повторение и обобщение знаний

Решение задач изученных видов. Функциональные зависимости между группами величин. Формулы, выражающие эти зависимости

Уметь:

– округлять числа и находить приближенные значения величин;

– сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин

Математический диктант

25.11

26.11

С. 11, № 8

Сложение и вычитание чисел (8 ч)

49

Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности

1

Введение новых знаний

Примерное определение результатов действий сложения и вычитания

Уметь:

– выполнять прикидку результатов арифметических действий;

– решать задачи способом прикидки результата

Фронтальная работа

28.11

С. 13,
№ 10, 11

50–53

Сложение и вы-читание многозначных чисел

4

Обобщение знаний

Округление чисел до заданного разряда. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Разрядный состав чисел

Знать:

– алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел;

– соотношения между единицами измерения величин.

Уметь:

– называть разрядный состав многозначных чисел;

– округлять числа до заданного разряда

Самостоятельная
работа

1.12

2.12

3.12

5.12

С. 15,
№ 9. Задания инварианта


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

54

Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производитель-ности

1

Введение новых знаний

Введение нового понятия «производительность» на основе понятия «скорость работы»

Знать:

– понятие «производительность»;

– функциональную связь между производительностью труда, временем работы и работой.

Уметь:

– сопоставлять скорость движения
и производительность;

– устанавливать взаимосвязь работы, времени и производительности

Фронтальная работа

8.12

С. 23, № 6

55–56

Решение задач

2

Повторение и обобщение знаний

Решение задач на «работу», «движение» с опорой на формулы. Составление математических моделей задач на процессы движения, работы, купли-продажи

Уметь:

– решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл зависимости между производительностью труда, временем работы;

– составлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи

Самостоятельная работа с последующей проверкой в парах

9.12

10.12

Задания инварианта

Умножение и деление чисел (72 ч)

57–58

Контрольная работа по теме» Сложение и аычитание многозначных чисел»

Умножение чисел. Группировка множителей

2

Обобщение знаний

Алгоритм устного умножения многозначных чисел на однозначное число

Уметь:

– производить устные вычисления
с многозначными числами;

– применять переместительное и сочетательное свойства умножения

Фронтальная работа

12.12

15.12

С. 29,

№ 10 (б), 11


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

59

Умножение многозначных чисел на од-нозначные

1

Обобщение знаний

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел

Уметь выполнять письменные вычисления с многозначными числами; проверку правильности вычислений

Математический диктант

16.12

С. 33,

№ 7

60–61

Умножение чисел

2

Обобщение знаний

Перенесение устного приема умножения на большие числа. Округление числа до заданного разряда

Уметь:

– округлять числа до заданного разряда;

– выполнять письменное умножение, когда один из множителей оканчивается на 0

Самостоятельная
работа

17.12

19.12

С. 34–37, на выбор учителя

62

Умножение чисел.

1

Самостоятельная
работа

Десятичная система мер

22.12

Задания инварианта

6

64

Контрольная работа за II четверть

1

Проверка и учет знаний и умений

Вычисления с многозначными числами: умножение, деление

Уметь:

– выполнять вычисления с многозначными числами;

– решать составные задачи

Итоговый контроль

23.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Работа над ошибками. Умножение чисел.

24.12

66–67

Деление круглых чисел

2

Обобщение знаний

Алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0. Округление чисел до заданного

разряда. Решение неравенств путем подбора. Решение составных задач

Уметь:

– округлять числа до заданного разряда;

– производить вычисления с многозначными числами;

– выполнять устное деление, когда делимое оканчивается на 0;

– находить несколько решений неравенств подбором;

– решать составные задачи на «работу» и «движение»

Самостоятельная
работа

26.12

29.12

С. 49, № 9

68

Деление числа
на произведение

1

Введение новых знаний

Правило деления числа на произведение. Способы вычислений

Уметь:

– применять правило деления числа на произведение;

– находить более удобный способ вычисления

Фронтальная работа

12.01

С. 53,
№ 6 (б), 7

69

Деление круглых многозначных чисел
на круглые числа

1

Введение новых знаний

Алгоритм устного деления круглых чисел. Округление многозначных чисел. Прикидка результатов вычислений

Уметь:

– применять алгоритм устного деления круглых чисел для многозначных чисел;

– округлять многозначные числа;

– делать прикидку результатов арифметических действий

Самостоятельная
работа

13.01

С. 55

№ 9, 10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

70

Арифметические действия
над числами

1

Введение новых знаний

Алгоритм устного деления (метод подбора). Чтение и запись информации

Уметь:

– применять метод подбора для устных случаев деления;

– читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей

Математический диктант

Приемы деления на 5, 50, 500, 25, 250

14.01

С. 57,

№ 9, 10

71

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1

Введение новых знаний

Прием деления
на 10, 100, 1000

Уметь выполнять деление с остатком на 1000, устные вычисления

Самостоятельная
работа

Приемы деления на 5, 50, 500, 25, 250

16.01

С. 59, № 8

72

Деление круглых чисел с остатком

1

Введение новых знаний

Применение алгоритма устного деления. Деление с остатком

Уметь:

– применять правило деления числа на произведение;

– выполнять деление на 10,100,1000; деление с остатком

Самостоятельная
работа

19.01

С. 61,
№ 10, 11

73–74

Уравнения

2

Введение новых знаний

Новый вид уравнения и алгоритм его решения.

Уметь решать уравнения, в которых зависимость между компонентами
и результатом действия необходимо применить несколько раз

Фронтальная работа

20.01

21.01

С. 63, № 8

75–76

Арифметические действия над числами

2

Обобщение знаний

Устные и письменные вычисления
с многозначными числами

Уметь:

– производить вычисления с многозначными числами;

– решать простейшие задачи на прин-цип Дирихле

Самостоятельная
работа

23.01

26.01

Задания инварианта

77–78

Деление многозначных чисел
на однозначные

2

Обобщение знаний

Алгоритм  письменного деления четырехзначного числа

Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел в пределах
1 000 000 000

Фронтальная работа

27.01

28.01

С. 71,
№ 6 (б), 8;

73, № 9


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

79

Арифметические действия над числами

1

Обобщение знаний

Устные и письменные вычисления
с многозначными числами

Уметь:

– производить вычисления с четырехзначными числами;

– осуществлять самопроверку

Самостоятельная работа

30.01

С. 75,
№ 7, 8

80

Письменное деление многозначных чисел
на однозначные

1

Введение новых знаний

Алгоритм письменного деления четырехзначных чисел на однозначное

Уметь:

– выполнять письменное деление четырехзначных чисел на однозначное;

– находить значение выражений
в 2–4 действия

Фронтальная работа

2.02

С. 77,
№ 9, 10

81–83

Деление многозначных чисел
на однозначные

3

Введение новых знаний

Сокращенная запись деления в столбик. Письменные приемы деления многозначных чисел. Решение числовых выражений

Уметь:

– сокращенно записывать деление
в столбик, когда в записи частного есть 0;

– производить грубую прикидку результата деления, проверяя число цифр в частном и первую цифру в записи частного

Самостоятельная работа с последующей проверкой в парах

3.02

4.02

6.02

С. 79,
№ 8, 9

84–85

Письменное деление многозначных чисел на круглые

2

Введение новых знаний

Алгоритм деления многозначного числа на  круглое многозначное число
с остатком

Уметь:

– выполнять письменное деление с остатком многозначных чисел в столбик, проверку вычислений;

– решать составные задачи

Самостоятельная работа с последующей проверкой

9.02

10.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

86

Контрольная работа

1

Проверка и учет знаний

и умений

Умножение и деление многозначных чисел

Знать устные и письменные приемы вычислений.

Уметь применять изученные приемы вычислений

Текущий контроль

11.02

87–88

Деление многозначных чисел
на круглые

2

Введение новых знаний

Алгоритм письменного деления многозначного числа на многозначное без остатка

Уметь:

– выполнять деление многозначных чисел в столбик;

– делать грубую прикидку результата деления, подсчитывая число знаков
в частном и анализируя первую цифру в записи частного

Фронтальная работа

13.02

16.02

С. 85,
№ 6, 8;

87–89

89

Решение задач

1

Введение новых знаний

Знакомство с понятием «скорость сближения»

Знать алгоритм решения задач
на одновременное встречное движение двух объектов

Самостоятельная
работа

17.02

С. 93,
№ 5 (б)

90

Умножение на двузначное число

1

Введение новых знаний

Сочетательное свойство сложения
и умножения

Уметь:

– представлять один из множителей
в виде суммы разрядных слагаемых;

– применять сочетательное свойство сложения и умножения

Фронтальная работа

18.02

С. 95, № 7

91–92

Умножение многозначных чисел на двузначное число

2

Введение новых знаний

Умножение многозначного числа
на двузначное. Вычисление значений числовых выражений, содержащих
3–4 действия. Представление круглых

Уметь:

– применять различные способы записи умножения в столбик многозначного числа на двузначное;

– вычислять значение числовых выражений, содержащих 3–4 действия;

– представлять круглые многозначные числа в виде группы сомножителей,

Математический диктант

20.02

23.02

Учебник, ч. 3, с. 3, № 9


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

многозначных чисел в виде группы сомножителей

один из которых число 10, или 100, или 1000 и т. д.;

– решать составные задачи арифметическим способом

93

Решение задач

1

Введение новых знаний

Знакомство с понятием  «скорость удаления»

Знать алгоритм решения задач
на удаление.

Уметь решать задачи на движение

24.02

С. 7,
№ 6, 8

94–96

Умножение многозначных чисел на трехзначное число

3

Обобщение знаний

Способы записи умножения в столбик, когда в записи множителей есть нули

Уметь:

– применять различные способы записи умножения в столбик многозначного числа на многозначное (когда в записи одного из множителей есть нули);

– вычислять значение числовых выражений, содержащих 3–4 действия

25.02

27.02

2.03

С. 9, № 8;

11, № 8, 9

97–101

Решение задач

5

Введение новых знаний

Решение задач
на одновременное движение двух объектов в одном направлении

Уметь:

– понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;

– находить значение выражений
и осуществлять проверку

Самостоятельная
работа

3.03

4.03

6.03

9.03

10.03

С. 15,
№ 4, 5;
17, № 5
(б), 7;
19, № 4
(б)

102–
103

« Не только математика…». Проект № 4.

«Играй
и выигрывай»

2

Уроки-исследования

Применение имеющихся знаний и умений в жизненной ситуации

Уметь:

– собирать нужную информацию
и составлять план своих действий;

– направлять свои действия на достижение конкретных целей

Презентация проекта

11.03

13.03


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

104

Контрольная работа за III четверть

1

Проверка и учет знаний
и умений

Умножение и деление многозначных чисел

Знать устные и письменные приемы вычислений.

Уметь применять изученные приемы вычислений

Итоговый контроль

16.03

105

Математический тест

1

Само-контроль и самооценка

Тестовые задания. Устные приемы вычислений. Выбор ответа

Уметь выбирать правильный ответ из данных, выполняя устные вычисления, и осуществлять проверку

Тематический контроль

17.03

106–
108

Письменное деление многозначных чисел на двузначное число

3

Введение новых знаний

Письменное деление многозначных чисел на двузначное число, когда в записи частного используется одна цифра; две цифры; три цифры

Уметь:

– выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000;

– делать прикидку результата деления по количеству цифр в частном;

– переходить от одних единиц измерения к другим

Самостоятельная
работа

18.03

20.03

30.03

С. 33, № 8;

35, № 6

109–
111

Арифметические действия над числами

3

Повторение и обобщение изученного

Алгоритм письменного деления многозначного числа на многозначное число

Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них

Самостоятельная работа по вариантам

31.03

1.04

3.04

С. 37,
№ 7, 8;

39, № 10

112

Среднее арифметическое

1

Введение новых знаний

Нахождение среднего арифметического

Уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел

Математический диктант

6.04

С. 45,
№ 7, 8


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

113–
114

Письменное деление многозначных чисел на трехзначные числа

2

Введение новых знаний

Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное число

Уметь:

– выполнять письменное деление многозначных чисел в пределах 1 000 000;

– вычислять значение числовых выражений, содержащих по 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;

– решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях

Самостоятельная работа  по вариантам

7.04

8.04

С. 47,

№ 6, 8

115–
118

Арифметические действия
над числами

4

Повторение и обобщение изученного

Числовые выражения, содержащие по 6 действий

Самостоятельная
работа

10.04

13.04

14.04

15.04

С. 51,

№ 8, 9;

53, № 6

119

Круговая
диаграмма

1

Сообщение новых знаний

Знакомство с понятием «круговая диаграмма»

Уметь читать информацию с помощью круговых диаграмм

Практическая работа

17.04

С. 57,

 № 6, 7

120

Числовой луч, координаты точки на числовом луче

1

Сообщение новых знаний

Знакомство с понятиями «числовой луч» и «координата точки». Изображение натурального ряда с помощью числового отрезка

Уметь:

– изображать часть натурального ряда с помощью числового отрезка;

– изображать натуральные числа на числовом отрезке с помощью единичных отрезков;

– находить координаты точки на луче

Практическая работа

20.04

С. 61,

№ 8, 10

121

Адрес
в таблице. Пара чисел

1

Сообщения новых знаний

Знакомство с понятиями «пара чисел» и «координата ячейки»

Уметь:

– называть адрес ячейки;

– читать информацию, записанную
с помощью таблицы

Математический диктант

21.04

С. 63,

№ 7, 8


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

122

Координаты точек
на плоскости

1

Сообщение новых знаний

Понятия «координатный угол» и «координата на плоскости»

Уметь:

– находить координаты точки на плоскости;

– вычислять значение числовых выражений

Практическая работа

22.04

С. 65,

№ 7 (в)

123–
124

Арифметические действия над числами

2

Повторение и обобщение изученного ранее

Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных чисел

Уметь:

– выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000;

– делать прикидку результатов арифметических действий

Самостоятельная
работа

24.04

27.04

С. 67, № 6;

69, № 6, 7

125–
126

«Не только математика…». Проект № 5. «Страница нового учебника»

2

Уроки-исследования

Формирование умений применять имеющиеся знания и умения в жизненной ситуации

Уметь:

– собирать нужную информацию;

– составлять план своих действий;

– направлять свои действия на достижение конкретных целей

Презентация проекта

28.04

29.04

127

Контрольная работа за IV четверть

1

Проверка и учет знаний и умений

Выполнение арифметических действий с многозначными числами. Сравнение многозначных чисел

Уметь:

– выполнять арифметические действия с многозначными числами и осуществлять проверку вычислений;

– сравнивать многозначные числа

Итоговый контроль

1.05

128

Годовая контрольная работа

1

Проверка и учет знаний
и умений

Итоговый контроль

4.05


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Повторение и обобщение изученного (8 ч)

129

Повторение. Нумерация

1

Повторение и обобще-ние изученного

Нумерация чисел от 1 до 20

Знать название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 000

Самостоятельная
работа

5.05

С. 76

130

Повторение. Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание

1

Повторение и обобщение изученного ранее

Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных
чисел

Знать:

– изученную математическую терминологию;

– устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Уметь:

– выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000;

– делать проверку правильности вычислений;

– делать прикидку результатов арифметических действий;

– решать составные задачи;

– решать уравнения вида a + x = b;
x – a = b и т. п.

Самостоятельная
работа

6.05

С. 76–77

131

Повторение. Арифметические действия над числами. Умножение и деление

1

Повторение и обобщение изученного ранее

Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных
чисел

Самостоятельная
работа

8.05

С. 77–78


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

132

Повторение. Порядок действий в выражениях

1

Повторение и обобщение изученного ранее

Числовые выражения, содержащие
по 6 действий. Порядок выполнения арифметических действий

Знать порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Уметь вычислять значение числовых выражений, содержащих по 6 действий

Самостоятельная
работа

11.05

С. 78–79

133

Повторение. Решение уравнений, неравенств. Выражения с переменной

1

Повторение и обобщение изученного ранее

Решение уравнений вида

а · х ± b = с;
(
x ± b) : с = d;

а ± х ± b = с.

Запись с помощью букв простейших выражений

Уметь:

– прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение, когда один компонент действия остается постоянным и когда оба компонента являются переменными;

– решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз

Самостоятельная работа

12.05

С. 80–81

134

Повторение. Величины и геометрические

фигуры

1

Повторение и обобщение изученного ранее

Плоские и объемные геометрические фигуры

Уметь:

– распознавать плоские геометрические фигуры и объемные тела при изменении их положения на плоскости;

– вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников;

– находить объем фигур, составленных из кубов и параллелепипедов

Практическая работа

13.05

С. 81–82

135–
136

Повторение. Решение задач

2

Повторение и обобщение изученного

Решение изученных видов задач

Уметь решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом

Самостоятельная
работа

15.05 –

22.05

Учебно-методический комплект:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное общее образование). Стандарт начального общего образования по математике. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ начального общего образования. Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Дрофа, Москва, 2007.

2.Примерная программа по математике, МО РФ, 2010 г

3. Программа Т.Е.Демидовой по математике.

4.Методические рекомендации для учителя ( Т.Е.Демидова), Москва « Баласс», 2010г.

5. Учебник « Моя математика» 1,2,3 ч., 4 класс ( Т.Е.Демидова), Москва «Баласс», 2010г.

6.Тесты и контрольные работы к учебнику « Моя математика», Москва «Баласс», 2010г.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: школьники  учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Результаты обучения 

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся  и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Личностные  результаты

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметные результаты

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • объяснять соотношение между разрядами;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1 000;
  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; x = b; a = b;
  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
  • вычислять объём параллелепипеда (куба);
  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
  • находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

-        использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
  • иметь представление о решении задач на части;
  • понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
  • читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
  • распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
  • распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
  • находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  • решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
  • решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
  • находить вероятности простейших случайных событий;
  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Использование  приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

 ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор   пути передвижения и др.);

 сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

 определения времени по часам (в часах и минутах);

 решения  задач,  связанных  с  бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

 оценки величины предметов на глаз;

 самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей  применения разных геометрических фигур)

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося

Из них

Теоретическое обучение

Контрольные работы

1

Повторение

2

Дроби

3

Нумерация многозначных чисел

4

Величины

5

Сложение и вычитание чисел

6

Умножение и деление чисел

7

Повторение и обобщение изученного.

итого

136

126

10


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения математики обучающийся 4 класса должен

знать/понимать: 

  • название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах

     1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое

     следующее число в этом ряду);

  • как образуется каждая следующая счетная единица;
  • названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • названия и последовательность первых трех классов;
  • сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • соотношение между разрядами;
  • название количества разрядов, содержащихся в каждом классе;
  • сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • иметь представление о позиционности десятичной системы счисления;
  • единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
  • функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа)

уметь: 

  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1000;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия со скобками и без них;
  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  • решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонент действия остается постоянным и когда обе компоненты являются переменными;
  • находить значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  • решать уравнения вида а ± х = Ь; х - а = Ь ; а • х = Ь; а : х = Ъ; х : а = Ь на основании связи компонент и результатов действий сложения, вычитания, умножения, деления;
  • сравнивать выражения в одно действие, понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент;
  • вычислять объем параллелепипеда (куба);
  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
  • находить среднее арифметическое двух чисел.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор

   пути передвижения и др.);

 сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади,

   массе, вместимости;

 определения времени по часам (в часах и минутах);

 решения  задач,  связанных  с  бытовыми жизненными ситуациями

   (покупка, измерение, взвешивание и др.);

 оценки величины предметов на глаз;

 самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей

   применения разных геометрических фигур

                                                                                   . Нормы оценок.

 Работа, состоящая из примеров.

"5" - без ошибок

"4" - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки

"3" - 2 - 3 грубые и 1 - 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

"2" - 4 и более грубых ошибки.

"1" - все задания выполнены с ошибками.

 Работа, состоящая из задач.

"5" - без ошибок

"4" - 1 - 2 негрубые ошибки

"3" - 1 грубая и 3 - 4 негрубые ошибки (более 1/2 работы сделано верно)

"2" - 2 и более грубых ошибки.

"1" – задачи не решены.

Комбинированная работа.

"5" - без ошибок

"4" - 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

"3" - 2 - 3 грубые ошибки и 3-4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен

"2" - 4 грубые ошибки.

"1" - все задания выполнены с ошибками.

Грубые ошибки:

  1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
  2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
  3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
  4. Не решенная до конца задача или пример.
  5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

  1. Нерациональный прием вычислений.
  2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
  3. Неверно сформулированный ответ задачи.
  4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
  5. Недоведение до конца преобразований.

   За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

   За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...