Разработка урока к курсу по выбору "Элементы геометрии"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Василяка Любовь Григорьевна
Это урок-исследование. Цели урока: • Обучающие: формировать понятие о прямоугольном, остроугольном, тупоугольном треугольниках; учить анализировать объекты; • Развивающие: развивать речь, память, воображение, творческое мышление; • Воспитывающие: учить выполнять работу аккуратно, уважать мнение других, жить в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_geometrii_v_1.docx105.2 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ В 1-м КЛАССЕ (1–4)

Урок-исследование по теме: “Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники”.

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока: 

  • Обучающие: формировать понятие о прямоугольном, остроугольном, тупоугольном треугольниках; учить анализировать объекты;
  • Развивающие: развивать речь, память, воображение, творческое мышление;
  • Воспитывающие: учить выполнять работу аккуратно, уважать мнение других, жить в коллективе.

Оборудование:

  • конверты:
  • с заданиями для “разминки”, графического диктанта;
  • с моделями углов;
  • игра “Пифагор”;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • рисунки “Резиночки” и “Ластика”;
  • таблицы с фигурами;
  • фланелеграф;
  • демонстрационный материал;
  • ТСО.

ХОД УРОКА

1. Разминка. (На доске “Резиночка” с конвертом.)

– Ребята, как всегда мы наш урок начинаем с разминки. “Резиночка” предлагает внимательно рассмотреть фигуры и найти “лишнюю”. Назовите общий признак фигур.

а) http://festival.1september.ru/articles/314251/img1.gif(Незамкнутые)

б) http://festival.1september.ru/articles/314251/img2.gif(Наличие углов и сторон)

в) http://festival.1september.ru/articles/314251/img3.gif(Геометрические фигуры)

2. Графический диктант. (В конверте у “Резиночки”.)

Дети выполняют работу в тетрадях.

– 1 кл. вправо, 2 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. влево, 2 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо и т. д. Продолжите узор до конца строки.

– Проверим. Что за линию мы начертили? Что вы можете о ней сказать? (Ломаная, незамкнутая, самопересекающаяся.)

3. Повторение.

– Какая фигура получилась при пересечении? (Треугольник.)

– Назовите ее признаки. (3 угла, 3 вершины, 3 стороны.)

– На прошлом уроке мы путешествовали по городу Треугольников, говорили о сторонах треугольника. Вспомните, из каких отрезков можно построить треугольник? ( а + в > с.)

– Как называются треугольники, у которых все стороны равны?

На доске группа треугольников, после ответа детей прикрепляется табличка “равносторонние”.

– Как называются треугольники, у которых две стороны равны? (“Равнобедренные”.)

– А если все три стороны разной длины? (“Разносторонние”.)

4. Тема.

а) – Сегодня мы вновь будем путешествовать по городу Треугольников с Ученым Ластиком. Отправляемся на улицу Углов. А какие углы вы знаете?

– Как можно получить прямой угол? А как проверить?

– Какой угол называется острым? Тупым?

б) – Сложите из счетных палочек прямой, острый и тупой углы.

– Проверьте друг друга.

Физминутка под музыку “Мы едем, едем, едем…”

в) – Возьмите конверт, высыпьте углы и разложите их по цветам. Попробуем из углов составить треугольники.

Дети складывают на парте, учитель – на фланелеграфе.

– Возьмем за основу прямой угол. Работаем с синими углами. Добавим к нему еще два прямых угла. Получился треугольник? Почему? Уберем 1 прямой угол. А теперь? Почему?

– Добавим к прямому углу тупой. Получился треугольник? Почему?

– Добавим к прямому углу два острых. Получился треугольник? Из каких углов мы его составили?

Вывод: треугольник, у которого 1 угол прямой и 2 острых, называется прямоугольным. 

Дети повторяют правило в парах и хором.

г) Работа в парах. 

– Возьмите зеленые углы. Берем за основу тупой угол. Добавьте еще два тупых. Скажите друг другу, получится ли треугольник? Почему? Оставьте два тупых угла. Может ли сейчас получиться треугольник? Почему? Добавьте к тупому 1 прямой угол. Получился? Почему? Добавим к тупому два острых угла. Получился? Из каких же углов мы смогли составить треугольник?

Зрительная проверка.

Вывод: треугольник, у которого 1 тупой и 2 острых угла, называется тупоугольным.

Дети повторяют в парах, хором.

д) Работа в группах.

– Сравните прямоугольный и тупоугольный треугольники. Что общего? Какой еще можно построить треугольник с помощью двух острых углов? Возьмите красные углы. Из каких углов вы построили треугольник?

Зрительная проверка.

Вывод: треугольник, у которого три острых угла, называется остроугольным.

Дети повторяют в парах, хором.

Физминутка.

е) Самостоятельная работа. 

– Возьмите карточки, внимательно рассмотрите треугольники и прочитайте, из каких углов они построены. Самостоятельно подпишите название этих треугольников.

Зрительная проверка.

5. Игра “Пифагор”.

– Посмотрите, какой красивый город у нас получился. А чтобы треугольникам жилось спокойно, я предлагаю поселить здесь вот эту забавную собачку.

– Возьмите игру “Пифагор” и сложите собачку.

6. Итог. 

– Какие же треугольники мы сегодня поселили в нашем городе? Что вы знаете о них?

Дети повторяют правила. Затем к доске выходят 3 ученика в шапочках с треугольниками и читают стихи.

Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.

Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.

Все в нашем городе – друзья,
Дружнее – не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.

– Молодцы, ребята. Наш урок подходит к концу. Сегодня у нас появилось много новых друзей. Я надеюсь, что вы с ними подружитесь. А наше путешествие по городу Треугольников мы продолжим на следующем уроке. Урок окончен.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ ВО 2-м КЛАССЕ (1–4)

Урок-моделирование по теме: “МНОГОУГОЛЬНИКИ”.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок-моделирование.

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить с понятием “многоугольник”, формировать внутренний план действий.
  • Развивающие: развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.
  • Воспитывающие: воспитывать аккуратность, умение работать в группах, уважать мнение других.

Оборудование: 

  • карточки:
  • для тренировки памяти,
  • для индивидуальной работы,
  • для работы в парах;
  • счетные палочки; демонстрационный материал; игра “Танграм”;
  • рисунки “Резиночки” и “Ластика”;
  • фланелеграф;
  • цветные сигналы;
  • ТСО.

ХОД УРОКА

1. Разминка.

– Ребята, как всегда урок мы начинаем с разминки. С нами путешествуют по стране Геометрии верные друзья Ученый Ластик и Резиночка.

а) Тренируем память. – Надо выложить узор по памяти.

2 сек на запоминание каждой строчки с последующей зрительной проверкой.

http://festival.1september.ru/articles/314251/img4.gif

б) – Что общего?

После ответов детей появляются карточки “углы”, “стороны”.

в) Игры со счетными палочками. Работа в парах.

– Какую фигуру напоминает крышка стола? (Прямоугольник.)

– Возьмите 1 палочку и выложите на столе треугольник.

– Докажите, что это треугольник. (На доске появляется треугольник.)

– Какое минимальное количество палочек надо взять, чтобы выложить на столе квадрат?

– Докажите, что это квадрат. (На доске появляется квадрат.)

2. Тема.

а) – Я взяла 4 палочки-отрезка (учитель выполняет работу на фланелеграфе). Получился ли у меня квадрат? Почему? (Незамкнутая линия.)

– Я замкну линию. Как называется такая фигура? (Многоугольник) 

http://festival.1september.ru/articles/314251/img5.gif

Вывод: замкнутая фигура, имеющая несколько углов и столько же сторон, называется многоугольником.

б) – Сегодня мы с вами познакомимся с разными многоугольниками, узнаем, почему они так называются, от чего зависит их название. Будем учиться их выкладывать из палочек и вычерчивать.

– Как понимаете слово многоугольник? (Много углов.)

– Я расскажу вам сейчас историю, которая произошла с нашими гостями Треугольником и Квадратом.

Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”

Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старший, я – Квадрат!”
И сказал еще нежней:
Неизвестно, кто нужней!”

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился, был квадратным,
А проснешься без углов!”

в) Практическая работа.

– Что сделал младший брат? (Срезал углы.)

– У вас на столе лежат квадраты. Загните у них углы. Какая фигура получилась?

– Посчитайте, сколько углов получилось? (Восемь.)

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет Квадрата.

Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.

– Какое еще название можно дать этой фигуре? (Восьмиугольник.)

– От чего же зависит название многоугольника?

Вывод: название многоугольника зависит от количества углов.

г) Практическая работа со счетными палочками по вариантам.

– Выложите на парте многоугольники: (два ученика работают на фланелеграфе) 1 вариант – пятиугольник; 2 вариант – шестиугольник.

Зрительная проверка.

– Сколько палочек-отрезков потребовалось? Почему?

Вывод: название многоугольников зависит и от количества сторон.

– Одинаково ли количество углов и сторон у каждого многоугольника? (Да.)

3. Закрепление.

а) – Резиночка желает проверить, как вы умеете распознавать многоугольники.

Дети работают цветными сигналами.

http://festival.1september.ru/articles/314251/img6.gif

– Покажите четырехугольники; треугольники; восьмиугольники.

– Как можно назвать фигуры, которые вы показали? (Многоугольники.)

– Все ли здесь многоугольники? Покажите “лишнюю” фигуру. Почему?

б) Физминутка под музыку. 

Дети стоят, звучит музыка.

– Ребята, давайте представим, что мы с вами очутились на лесной полянке. Закройте глаза, и представьте, что светит яркое солнышко, щебечут птички. Вот из под куста выглядывает треугольник, а там за елью спрятался квадрат. За деревьями притаились и другие геометрические фигуры. Им очень хочется с вами встретиться и подружиться. Откройте глаза. Покажите и назовите фигуры. Докажите.

На доске геометрические фигуры.

http://festival.1september.ru/articles/314251/img7.gif

– Как называются все эти фигуры? (Многоугольники.)

– А если я возьму два отрезка, получится ли многоугольник? (Нет.)

– Какое минимальное количество сторон и углов может быть у многоугольников? (Три.)

в). Итоговая самостоятельная работа-тест.

 http://festival.1september.ru/articles/314251/img8.gif

Инструктаж. На самостоятельную работу отводится 3 минуты.

  1. Сосчитай число сторон и углов многоугольников и назови их.
  2. Обведи красным цветом 5-угольники, синим – 4-угольники, зеленым – 7-угольники.
  3. Как называется оставшийся многоугольник?

г). Дополнительное задание. 

http://festival.1september.ru/articles/314251/img9.gif

– Ученый Ластик предлагает посчитать количество многоугольников на чертеже.

д) Зрительная проверка.

4. Графический диктант. 

а) – Пишем: 8 кл. вверх, 4 кл. вправо вниз по диагонали, 4 кл. влево вниз по диагонали, 5 кл. вправо, 8 кл. вверх, 4 кл. вправо вниз по диагонали, 4 кл. влево вниз по диагонали, 6 кл. вправо, 3 кл. влево вниз по диагонали, 8 кл. влево, 3 кл. влево вверх по диагонали, 3 кл. вправо.

http://festival.1september.ru/articles/314251/img10.gif

б) Зрительная самопроверка. 

– Какую фигуру напоминает корпус лодки?

5. Головоломка “Танграм”.

– Возьмите игру “Танграм” и сложите эту лодочку. (1 ученик работает на фланелеграфе.)

6. Итог урока.

– С какими фигурами познакомились?

– От чего зависит название многоугольников?

– Какое количество углов и сторон должно быть у каждого многоугольника?

– Какое минимальное количество сторон у многоугольников?

7. Работа в группах. Кроссворд. 

http://festival.1september.ru/articles/314251/img11.gif

а) – Точка, из которой исходят лучи.
– Уголь, без “ь”.
– Фигура, у которой 3 угла, 3 стороны, 3 вершины.
– Фигура, у которой 4 стороны и противоположные углы равны.
– Как называются лучи, образующие угол?
– Фигура, у которой все стороны равны.

б) Зрительная проверка.

– Ученый Ластик и Резиночка благодарят вас за урок. Молодцы. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков математики по теме "Начала геометрии" ПНШ

Материал содержит разработки 11 уроков математики  и самостоятельную работу  по теме  "Начала геометрии". УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)

На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме,  развивается память, внима...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...