Урок по математике. Число 9
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Тема Урока: ЧИСЛО И ЦИФРА 9.
Цели урока:
Деятельностная цель : формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
- сформировать представления о числе 9 с опорой на числовой отрезок, умение писать цифру 9
- формировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chislo_9.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация технологии деятельностного метода
на уроках математики в начальной школе»
Урок открытия нового знания
По УМК «Школа 2100» по учебнику Л. Г. Петерсон 1 класс.
Учитель: Кожанова Елена Юрьевна, школа № 300
Тема Урока: ЧИСЛО И ЦИФРА 9.
Цели урока:
Деятельностная цель : формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
- сформировать представления о числе 9 с опорой на числовой отрезок, умение писать цифру 9
- формировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9
ХОД УРОКА
- ЭТАП МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Сегодня у нас в гостях Смайлик. Он тоже в этом году пошел в школу и хочет всему-всему научиться. Но почему-то сегодня он не улыбается. Смайлик задумался над вопросом: «Что значит, уметь учиться?» Давайте ему поможем. Вспомните, когда вы чему-то учитесь (кататься на велосипеде или писать буквы), кто-то за вас всё делает, или вы делаете сами? (Чтобы чему-то научиться, ты должен всё делать сам.)
- Когда вы чему-то учитесь, сразу ли всё получается? (Нет.) Что надо в этот момент понять?
Во-первых, ПОНЯТЬ, чего ты не заешь, чему надо научиться.
Во-вторых, самому НАЙТИ нужный способ, нужные знания.
И СДЕЛАТЬ то, что раньше не получалось.
Давайте и на этом уроке мы Смайлику покажем, как мы учимся учиться.
- ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ
- А чему мы уже научились на уроках математики? Сколько чисел мы уже изучили? (8). Чему мы учились, когда изучали эти числа? (Что подсказывают картинки на столе?)
1. С помощью числового отрезка мы научились:
- определять место числа в числовом ряду
- сравнивать числа
- решать примеры, складывать и вычитать
2. Мы учились писать числа
3. Мы изучали состав числа
а) - Давайте вспомним, как мы работали с числовым отрезком. Кто хочет задать классу вопрос о любом числе? (Дети задают друг другу вопросы со словами: ПОСЛЕ, МЕЖДУ, СОСЕДИ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ).
- Попроси ребят решить какой-нибудь пример, пользуясь отрезком.
б) – Давайте повторим состав одного из изученных чисел. А какого, вы узнаете, если сосчитаете квадратики на кругах у вас на партах.
- Какой пример можно составить? (Начнем с 1. Здесь желтые и красные квадратики)
- 6 – это 1 и 5, или 6 это 5 и 1
- Если из 6 вычесть 5, сколько останется? (Закройте 5 квадратиков). Останется 1.
- Как еще можно представить число 6? ( 2 и 4, 3 и 3)
- Какие еще примеры можно составить?
- ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
(В данном случае изучение нового числа)
- Мы поработали с числовым отрезком, повторили состав числа. Это наши знания с предыдущих уроков. А какая тема сегодняшнего урока, вы узнаете, если найдете лишнюю картинку. (Предметные картинки: 8 яблок, 8 шариков, 8 домиков, 9 корабликов). Какое же число придет к нам сегодня в гости? (9)
- Значит, какая ТЕМА урока? (ЧИСЛО И ЦИФРА 9)
- ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ – выбор способа реализации целей учебной деятельности
- Что мы должны узнать о числе 9? (Ответы по картинному плану на доске)
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА И РЕШЕНИЕ ИСХОДНОЙ ЗАДАЧИ
а) - Посмотрите на верх страницы № 18. (Место числа 9 в числовом ряду)
- После какого числа при счете мы называем 9?
- Что показывает красная стрелочка? Как получить 9? (8 + 1). Значит, 9 больше или меньше, чем 8 и на сколько?
Итак, мы узнали, какое место занимает число 9 в числовом ряду? (Да)
б) - Что еще можно узнать? (Как пишется цифра 9). Учитель выставляет на доску письменную цифру 9.
- На что похожа цифра ?
- Эта цифра умеет показывать фокусы.
«Цифра 9 иль девятка – цирковая акробатка,
Если на голову встанет, цифрой 6 девятка станет.»
- Давайте выложим цифру девять на парте из НИТОЧКИ. Из каких элементов она состоит? ( Цифра 6 – дверной замочек. А у цифры 9 все наоборот – снизу крюк, вверху кружочек).
- Узнайте из учебника, откуда нужно начинать писать цифру 9. Поставьте на доске точку (магнитик), показывающую, откуда начнем писать. Показ учителем написания цифры 9.
- Кто хочет сам написать цифру 9 на доске? (Ученики пмишут). Кому понравилось такое написание, чтобы вы посоветовали?
- Напишите строчку цифры 9 в тетрадях. Под самой красивой поставьте точку.
Итак, НАУЧИЛИСЬ МЫ ПИСАТЬ ЦИФРУ 9? Как? (Посмотрели объяснения в учебнике и показ на доске).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
- Что еще нужно узнать о числе? (Состав)
- Выберите те картинки на доске, на которых представлено число 9 ( Домино, треугольники и квадраты, отрезок, лишние картинки).
- Давайте ПРОВЕРИМ. Сколько точек? (4 и 5). А всего? (9). Сколько полосок? (2 и 7), Сколько треугольников и квадратов ( 3 и 6).
- Значит 9 – это.. ( 2 + 7, 3 + 6, 4 + 5) . Какого примера не хватает? (1 + 8). Давайте представим его с помощью кружков. Достаньте кружки и положите в первый «мешок» 1 кружок, а во второй – 8 кружков. (Один ученик выполняет такое же задание на доске).
а) - Давайте запишем примеры, основанные на знании состава числа. Найдите в учебнике № 2. Первый столбик будем решать с помощью наших кружков. Сколько их в первом «мешке»? Сколько во втором? Запишем пример – как найти, сколько всего. Два ученика решают с комментированием на доске. Обведите кружочком целое, подчеркните части. Как найти целое? (Надо сложить части)
- Составим примеры на вычитание. Закройте ладонью первый «мешок». Сколько осталось? (8). Как найти часть? (Надо из целого вычесть другую часть).
- ПРОВЕРЬТЕ. У кого все так же, поднимите карточку с «плюсом». Уберите кружки в пенал.
1+8=9 2+7=9 3+6=9 4+5=9
8+1=9
9-1=8
9-8=1
б) - 2-й столбик предлагаю решить с помощью полоски.
- 2 ученика решают с комментированием. Вы слушаете объяснение и поднимаете карточку: «+» или «?».
- Расскажи, сколько белых отрезков? (7), сколько красных (2). Сколько всего? (9). Запишем примеры. Кто согласен?
- ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
в) 3-й столбик нам поможет решить домино. Сколько точек слева? (6). Справа? ( 3). Всего ? (9). Поиграем в молчанку. Учитель показывает уунужное количество точек, дети записывают примеры. ПРОВЕРЬТЕ по образцу на доске. Если у вас так же, поднимите каточку с «+».
г) 4-й столбик постарайтесь записать сами. Кому трудно, можно посмотреть на картинку с треугольниками (4 и 5). Кто сможет на доске записать примеры сам? ПРОВЕРКА. У кого нет ошибок, поставьте себе «+».
Итак, УЗНАЛИ МЫ СОСТАВ ЧИСЛА 9? (Да)
- ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
- Потренируемся решать примеры в пределах 9.
Учитель читает примеры. Дети показывают ответ с помощью ВЕЕРА ЦИФР. (При решении можно пользоваться примерами, картинками. Ошибки проверим с помощью отрезка).
- Теперь вам легко будет выполнить задание № 3. Нужно помочь Айболиту определить, кто из зверей нуждается в лечении. Решите любые два примера.
- Проверка. Кто же должен пойти к Айболиту на прием?
- ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
- В начале урока мы объясняли Смайлику, что значит УМЕТЬ учиться. Давайте докажем, что мы сегодня учились.
- Мы САМИ всё делали или кто-то делал за нас?
- Мы определили, что чего-то не знали? (Да). Что мы не знали? (Ничего не знали о числе 9).
- Что же мы делали САМИ?
- Определили, где стоит число в числовом ряду, и как его получить.
- Не умели сравнивать – научились сравнивать 9 с другим числами.
- Не знали, как пишется цифра 9 – научились ее писать.
- Не умели решать примеры с числом 9 – узнали состав числа и смогли решить примеры.
Значит, мы учились? (Да). Как вы думаете, Смайлик понял теперь, ччто значит уметь учиться? Он очень доволен вашей работой и заулыбался снова. Я тоже вас благодарю.
- Кто считает, что работал сам, нарисуйте в учебнике зелёную звездочку. А кто работал пока с чьей-то помощью – синюю. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике "Число «восемь» и соответствующая ему цифра 8."
Открытый урок математики на городском семинаре воспитателей и методистов ...
Урок по математике "Число и цифра 1".
Урок по математике для 1 класса по программе "Перспектива", автор учебника Л.Г.Петерсон....
Урок по математике "Число и цифра 6" (школа 2100)
Разработка урока....
Технологическая карта урока по математике "Числа от 0 до 10" (урок-закрепление)
Данный конспект "Числа от 0 до 10" для 1 класса. Проводится в виде игры-путешествия....
Конспект урока по Математике Числа от 1 до 10 и число 0».Урок-путешествие в космос.
В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком п...
Конспект урока по математике. Число . Состав числа .
Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа России"...
Технологическая карта урока по математике "Число 10. Состав числа 10" (УМК "Перспектива"), 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с числом 10.Задачи урока: Дидактические:1. познакомиться с составом числа 10;2. тренировать умения выполнять действия сложени...