Урок по математике "Число и цифра 1".
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Урок по математике для 1 класса по программе "Перспектива", автор учебника Л.Г.Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по математике
Программа «Перспектива»
Учебник Л.Г.Петерсон
1 класс
Учитель ГОУСОШ № 221
Попович Ирина Вячеславовна
Тема урока: «Число и цифра 1. Справа, слева, посредине»
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, маркерная доска, Mimio studio (устройство позволяющее сделать доску активной), учебник-тетрадь Л.Г.Петерсон (1 ч.)
Основная цель:
- Ввести число 1 и цифру 1;
- Сформировать представление о числе 1, умение его записывать, складывать и вычитать в пределах 2;
- Уточнить пространственные отношения «впереди», «сзади», «между», «рядом», «на», «над», «под», «внутри», «вне», «слева», «посередине», «справа»;
- Рассмотреть перестановки из 3-х элементов;
- Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Характеристика деятельности учащихся:
- Соотносить число 1 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 10.
- Образовывать число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из последующего числа.
- Писать цифру 1, соотносить цифру и число.
- Сравнивать две группы предметов на основе составления пар.
- Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов.
- Описывать расположение объектов с использованием слов: за, перед, слева и др.
- Распознавать в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывать их свойствах, моделировать многоугольники (треугольник, четырехугольник) из палочек, выделять вершины и стороны многоугольников.
- Применять знания и способы действия в поисковых ситуациях, находить способ решения нестандартной задачи.
- Разбивать группу предметов на части по некоторому признаку, находить «лишний» предмет по какому-либо признаку.
- Использовать ритмический счёт до 10.
- Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения образца).
Ход урока:
I. Устные упражнения
- Волчонок был большой охотник на приключения. Он был фантазёр и мечтатель, но у него не было настоящего друга. Однажды Волчонок выбежал на улицу попрыгать через лужи и побегать под дождем.
- Сколько играет волчат на улице? (Один)
- Как вы думаете, какой цифрой мы можем обозначить количество волчат на улице? (Цифрой 1)
- Посмотрите вокруг, про что мы можем сказать – один предмет.
( Одна дверь, одна активная доска, один стол учителя, одна учительница и т.д.)
- Как мы сможем графически записать количество предметов равное одному?
(Варианты ответов детей.)
- Откройте тетрадь на стр. 28.
(Работаем по тетради и с доской)
- Какой цифрой обозначим количество солнышек? (один)
- Какой цифрой обозначим количество сказочных героев на доске? (один)
- Сколько точек на кубике? (один)
- Сколько точек на косточке домино? (одна)
- Какая цифра написана на доске? (один)
- Напомните, сколько волчат играют на улице под дождем? (один)
- Нашему Волчонку все было интересно. Он стал рассматривать дождинки.
(Слайды с каплями дождя)
-Ему стало интересно узнать, а сколько дождинок упало ему на мордочку и хвостик.
-Посчитайте вперед и обратно.
- Назовите последующее число 5,8.
-На сколько последующее число, больше предыдущего? ( на 1)
- Назовите предыдущее число 7, 4.
-На сколько предыдущее число меньше последующего? (на 1)
- Какое число стоит между 2 и 4, справа от 3, слева от 10?
- Назовите соседей числа 8.
- На каком месте в числовом ряду стоит число 1? (на первом)
- Какое число идёт за числом 1? (2)
- На сколько число 2 больше числа 1? (на 1)
- На сколько число 1 меньше числа 2? (на 1)
- Как можно получит число 1? ( Из 2 вычесть 1)
- Сколько соседей у числа 1? (Один сосед - число 2)
- Как вы думаете, число 1 самое большое или самое маленькое в числовом ряду? ( самое маленькое)
II. Игра «Потерялось число»
- Волчонку так понравились капельки дождя, он решил их попробовать на вкус. Лизнул и несколько капелек пропало.
- Посмотрите и подумайте, как составлен этот ряд?
- Продолжите его до 10.
- Вставьте недостающие числа.
III. Разбиение группы предметов на части по заданному признаку
- Наблюдательность Волчонка не подвела. Он заметил, что дождинки разные.
- Сколько их всего? (5)
- Какие дождинки у нас на доске? ( 2 синие, 3 зеленые)
-Как, пользуясь рисунком, можно получить число 5?
( 2 синие и 3 зеленые; 1 большая и 4 маленькие дождинки)
- Посмотрите на предложенное равенство. Что обозначают буквы «Б», «М» и «К»? ( большие и маленькие, капельки)
- По какому признаку надо разбить капельки, чтобы составить данное равенство?
(По размеру)
- Давайте восстановим записи. Назовите целое и части.
Ученики выходят к доске и выполняют работу: разбиение на части по размеру, дописывают выражения, показывают и называют целое и части.
- Найдите в тетради задание № 4. Разбейте на группы и составьте равенства.
(Если, кто-то затрудняется сделать работу сам, то можно работать в паре.
После самостоятельного выполнения работы, можно пригласить к доске ученика (учеников) и проиллюстрировать решение, можно просто показать эталон решения.)
IV. Понятия «справа», «слева», «посередине»
- Вдруг одна из маленьких дождинок стала прыгать вокруг Волчонка. Это была веселая Капитошка. Они тут же подружились. Стали вместе бегать, прыгать, играть.
- Там, где прыгала Капитошка,, что выросло? ( земляника, гриб, цветок)
- Перечисленные предметы – это природа или сделано руками человека?
(природа)
- Какая это природа? (живая)
- Что находится справа от грибка, слева от грибка, между земляникой и цветком?
V. Игра «Внимание»
Дети закрывают глаза, предметы – земляника, грибок и цветок – переставляются. Дети должны заметить и объяснить, что изменилось.
Игра проводится 3-4 раза.
- Сколько всего предметов? (3)
- Изменяется ли их количество при перестановке? (нет)
- Придумайте такое расположение предметов, которое ещё не встречалось.
- А как вы думаете, сколько всего разных вариантов? (Дети высказывают свое мнение).
- Посмотрите в тетради на задание № 1.
- Какие предметы изображены? ( барабан, пирамидка, мяч)
- Посмотрите на доску, какие предметы изображены у меня на доске? (медвежонок, пирамидка, мяч)
- Как можно назвать, одним словом эти предметы? (игрушки)
- Сравните, свой набор игрушек и мой. ( они разные, они не равны)
- Чем отличаются наборы? Чем похожи? Как сделать одинаковыми?
- Медвежонок – красного цвета, пирамидка – синего, мячик – желтого.
Давайте опытным путем проверим ваши предположения о количестве возможных перестановок трех предметов.
- Посмотрите на задание № 2.
(У доски работают по цепочке несколько ребят, остальные работают в тетради)
- Какой вывод мы можем сделать? Сколько перестановок можно сделать? (6)
VI. Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов
- Капитошка рассказала Волчонку, что небо творит чудеса. С неба могут падать не только капли дождя, но и град и снег.
- В какое время года идёт снег? (зимой)
- Назовите первый месяц зимы? (декабрь)
- С какого месяца начинается новый год? (с января)
- Какой месяц заканчивает год? (декабрь)
- Как называются зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
- Капитошка показала Волчонку снежинки, давайте и мы с вами посмотрим на них.
Волчонок стал собирать снежинки, а Капитошка – дождинки. Поставьте знак «+» или «-»
и обоснуйте свой ответ.
В процессе обсуждения задания проговаривается смысл сложения и вычитания, взаимосвязь «часть» - «целое», название компонентов действия сложения и вычитания.
Для учащихся, которые знают ответ на данное задание, могут самостоятельно выполнить задание по тетради № 5.
VII. Письмо цифры 1
- Сколько с вами сегодня играло Волчат? (1)
- Сколько было Капитошек? (1)
- Какой цифрой мы обозначим количество Волчат? (один)
- Давайте научимся писать эту цифру.
Показ письма цифры 1. Письмо цифры 1 в тетради.
VIII. Итог урока
- Какое число писали сегодня на уроке? (1)
- На каком месте в натуральном ряду чисел стоит данное число? (на первом)
-На сколько число 1 меньше последующего числа 2? ( на 1)
- Как получить число 1? ( из числа 2 вычесть 1)
- Назовите соседей числа 1? (2)
IX. Рефлексия
- Положите перед собой листочек, для подведения итогов вашей работы на уроке.
- Я буду задавать вопросы, если вы с ним согласны то ставите «+» или «».
- Сколько «галочек» вы поставили?
- Молодцы. Большое спасибо за урок.
XI. Используемая литература
- Л.Г. Петерсон.Тетрадь-учебник по математике. 1 класс. Часть 1. М., издательство «Ювента», 20011.
- Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс. Методические рекомендации. Москва, «Школа 2000 …»,
- Л.Г.Петерсон. математика. 1 класс. Методические рекомендации. М., издательство «Ювента», 2010
- Картинки взяты из поисковой системы Яндекс:
- Глухова. "Капитошка". Слышен в ней веселый смех.
http://mdou128-kem.ucoz.ru/index/pervaja_mladshaja_quot_kapitoshka_quot/0-26
- Анюта Капитошка, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!
http://helpdog.kiev.ua/viewtopic.php?p=10610
7. Капитошка (русский перевод).
http://multikitiki.ru/load/2-1-0-27
- Фото Сайт - Портрет Капитошки - Раздел макро...
http://www.photosight.ru/photos/3160410/
- Мультфильм "Капитошка" (1980) DVDRip.
http://nnm.ru/blogs/a9b000/multfilm_kapitoshka_1980_dvdrip/
- Описание: О приключениях Волчонка и Капитошки.
http://filesarxiv.ucoz.com/load/38_popugaev_nenagljadnoe_posobie/133-1-0-16
- фоторамка на две фотографии - капитошка и волчок.
http://futuru.ru/157-fotoramka-na-dve-fotografii-kapitoshka-i-volchok.html
- ARTTalk - Капитошка - Галерея.
http://arttalk.ru/forum/album_showpage.php?pic_id=5096&
- Smyslova Olesia - Капитошки.
http://olesia.artphoto.pro/album.aspx?id=9523
- капитошка.
http://fotki.yandex.ru/users/sa4578/view/42837/
- Капитошка.
http://album.foto.ru/photo.php?photo_id=364045
- РАСКРАСКИ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ. "Капитошка".
http://www.breasting.ru/raskr.html
- Капитошка. 26.01.2010.
http://myltfilmu.ucoz.ru/load/detskie/risovannye/2-13-9
- Мультик Капитошка.
http://multiki.clan.su/index/kapitoshka/0-18
- "Cказочный город"
http://7924136.35photo.ru/photo_69919/
- Города утопают в дожде из льдышек.
http://savagery.blog.ru/?page=5
- Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка. Уронила в речку мячик.
http://sad-2347.ru/?p=1180
- капли.
http://zhulevalena.35photo.ru/photo_116042/
- фото,природа,капли воды,красота.
http://blogs.mail.ru/bk/felizy/54BC3C727AC1AAA.html
- Вроде бы просто капля воды, а как красиво.
http://miss.ekabu.ru/other/14314-kapelki-63-foto.html
- В КАЖДОЙ КАПЛЕ ДОЖДЯ.
http://petsparadise.ru/zoohome/zoohome/3685
- Фото Сайт - Капля* - Раздел макро...
http://www.photosight.ru/photos/1016733/
- природа капли 75.
http://4put.ru/pics/all_1/max_381611/
- Работа фрилансера K AnnA Antracit Земляника.
http://www.free-lancers.net/users/Antracit/projects/229216/
- Цветы PNG. на Яндекс.Фотках.
http://karat773.ru/post133858975/
- Земляника лесная Иллюстрация.
http://medicalherbs.sci-lib.com/image063.html
- Фотографии снежинок.
http://chemistry-chemists.com/N4_2011/S1/ChemistryAndChemists_4_2011-S1.html
- снежинка под микроскопом.
http://bespoleznyi.ru/news/2009-12-01-114
- Клипарт новогодние снежинки. Источник.
http://nadiyababets.ya.ru/posts.xml?tb=220
- Снежинки под микроскопом. часть1
http://prikol.bigmir.net/view/161881/
- Мы снежинки, мы пушинки.
http://mdoy69.narod.ru/detyam/stixiozime.html
- Снег - это когда очень много снежинок.
http://www.diary.ru/~anastgal/?tag=14391
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-путешествие "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля."
Надеюс, что конспект урока кому-нибудь пригодится...
Медиа-сопровождение к уроку математики "Число 9. Цифра 9"
Возможно данная презентация будет Вам полезна!...
Урок по математике "Волшебные цифры"
Урок с презентацией по математике по системе Л.Г. Петерсон (1 класс)...
Конспект урока математики "Число и цифра 8"
Урок математики для 1 класса по программе Л.Г.Петерсон...
Математика. 1 класс. Урок 11. Число 1. Цифра 1. Один и много. Презентация
http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_11_chislo_1_cifra_1_odin_i_mnogo_prezentacija/2012-09-15-104Урок 11. Число 1. Цифра 1. Один и много В презентации отображены: ...
Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...
Урок математики 4 класс УМК " Школа России". Тема урока:" Величины. СПБ в цифрах и величинах"
Урок - закрепление по теме " Величины" с презентацией...