Табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел. Технологическая карта урока.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Данная технологическая карта содержит подробную разработку урока по теме "Табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел". Включены задания на развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Скачать | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
учителя начальных классов ГБПОУ г. Москвы «ОКДиТ» Насоновой Я.В.
Класс: 2 «А»
Тема: «Табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел».
Цели деятельности учителя | Повторить табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел без перехода и с переходом через десяток; развивать навыки счета, мышление; продолжить работу над задачами изученных видов |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые | Предметные: умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, применять полученные в 1 классе знания о числах 1–20, вести счет в прямом и обратном порядке от 0 до 20, распознавать и формулировать простые задачи, их отличительные признаки, употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ), осуществлять выбор знака действия для решения задачи; совершенствуют навыки счета. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приемами решения, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе; регулятивные: научатся оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания; коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся к развитию своего мышления. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы организации | Формируемые умения (универсальные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организа-ционный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к восприятию, усвоению изучаемого материала. Эвристическая беседа «Для чего нужно знать математику?» | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Читает стихотворение-загадку: Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо – совсем позабыла. Две штучки – для внучки, Две штучки – для деда, Две штучки – для Тани, Дочурки соседа… Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! – А вы бы смогли помочь старушке? – Сколько ей надо испечь ватрушек? – Что вам помогло справиться с заданием? – Для чего еще нужно знать математику? – Где могут пригодиться арифметические умения? | Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, рассуждают о значении математики в жизни, математических знаний для человека. Вступают в диалог с учителем и одноклассниками. | Фронтальная | Регулятивные: учатся контролировать свои действия. Личностные: приобретают мотивацию к процессу учения, понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес Коммуникативные: овладевают умением слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, грамотно строить речевое высказывание, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
– А вот поэт В. Шефнер считает: Чтоб водить корабли, чтоб в небо взлететь, Надо многое знать, надо многое уметь. И при этом, и при этом, вы заметьте-ка, Очень важная наука а-риф-ме-ти-ка! Почему корабли не садятся на мель, А по курсу идут сквозь туман и метель? Потому что, потому что, вы заметьте-ка, Капитанам помогает арифметика! – Согласны вы с ним? – Конечно, вам еще далеко до того момента, когда вы станете капитанами или летчиками, врачами или учеными, но совершенствовать свои арифметические навыки вы можете на каждом уроке математики. И поможет вам в этом… (устный счет) | |||||
II. Устный счет | Развитие навыков устного счета. | 1. Дополните до 10 числа: 8, 7, 6, 9, 5. 2. Уменьшите на 4 числа: 10, 14, 8, 9, 4. 3. Узнайте число. – Это число меньше 20, но больше 18. (19.) – Назовите число, если оно меньше 16, но больше 14. (15.) – Соседями этого числа являются числа 12 и 10. (11.) – Это число меньше десяти, но больше восьми. (9.) | Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Игра «Назови соседа» | Вы на числа посмотрите, Их «соседей» назовите. | Работают в парах. | Парная | Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, меньше, больше; закрепляют знания состава чисел до 20. Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать | |
III. Повторение изученных случаев табличного сложения и вычитания | Совершенствование навыков счета. Анализ числовых выражений. | Записывает на доске суммы: 8 + 6 9 + 7 6 + 8 7 + 9 – Что заметили? (Все выражения являются суммами; значениями данных сумм будут двузначные числа больше десяти; значения первой и третьей сумм, второй и четвертой сумм будут равны, так как в них переставили слагаемые местами, а от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.) – Объясните, как будете находить значение суммы: 8 + 6. (Дополним число восемь до десяти. Для этого к восьми прибавим два. Осталось прибавить четыре, так как шесть – это два и четыре. К десяти прибавить четыре – получится четырнадцать. Значение суммы чисел восемь и шесть равно четырнадцати.) | Рассматривают числовые выражения, анализируют их, сравнивают, делают выводы; отвечают на вопросы учителя; объясняют, как правильно найти значение того или иного числового выражения. | Фронтальная | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала. Познавательные: учатся сравнивать, анализировать, строить логическую цепочку рассуждений, на основании этого делать выводы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
– Рассмотрите записанные на доске разности: 12 – 4 13 – 5 11 – 6 11 – 8 – Как по-разному можно найти значение разности: 12 – 4? (Можно из двенадцати вычесть сначала два, получится десять, а затем из десяти вычесть еще два (так как четыре – это сумма чисел два и два), получится восемь. Значение разности чисел двенадцать и четыре равно восьми. 12 – это сумма чисел 4 и 8, значит, если из 12 вы-есть 4, останется 8. Значение разности равно восьми.) | Аналогично рассматривают остальные суммы. Аналогично разбирают остальные разности. | Коммуникативные: учатся достаточно полно и четко выражать свои мысли; вести комментированное письмо; овладевают умением слушать и слышать. | |||
Задание 5 (с. 5 учебника, ч. 1) с комментированием. | Предлагает учащимся выполнить задание (в учебнике) с комментированием. | Выполняют задание с комментированием. | |||
Физкультминутка | Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдемся по дорожке. Но дорожка не простая – Нас от парт не отпускает. | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии за учителем: | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперед, другой – вперед, А потом наоборот. Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься | ходьба на месте, вращение головой вправо и влево, руки к плечам, вращение вперед и назад | ||||
IV. Работа над задачами | Развитие умения решать составные задачи. Задание 7 (с. 5 учебника, ч. 1) | Учитель читает только второй вопрос задачи. – Я прочитала вам задачу? (Да.) Почему так считаете? (Есть условие и вопрос, данные и искомые числа.) – Прочитайте условие задачи. (В первом ряду кинотеатра занято 8 мест, а во втором – на 2 места больше.) – О чем в задаче спрашивается? (Сколько мест занято в этих двух рядах?) – Составим краткую запись на доске: – Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, т. к. неизвестно, сколько мест занято | Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; составляют краткую запись, объясняют, каким образом следует выполнить | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую це- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
во втором ряду.) – Можем это узнать? (Да.) – Зная, сколько мест занято во втором ряду, можем ответить на вопрос задачи? (Да.) – Запишите решение задачи самостоятельно. – Сравните решение, записанное вами, с работой, выполненной на доске. 1) 8 + 2 = 10 (м.) – во втором ряду. 2) 10 + 8 = 18 (м.) – всего. – Запишите ответ задачи. Ответ: в двух рядах занято 18 мест. | решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос. Осуществляют самопроверку | Индиви-дуальная | почку рассуждений. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения. | ||
V. Работа с геометри-ческим материалом | Распознавание и изображение геометрических фигур. Задание 8 (с. 5 учебника, ч. 1) | – Что такое ломаная линия? – Из скольких звеньев состоит ломаная линия, которую вам предстоит начертить? – Как начертить первое звено, ведь в ваших линейках не указаны дециметры? (Мы знаем, что 1 дециметр – это 10 сантиметров, значит, длина первого звена будет равна десяти сантиметрам.) – Начертите ломаную. Проверьте работу друг друга. – Рассмотрите фигуру, изображенную в учебнике (с. 5 учебника, ч. 1, на полях). Что увидели? – Какая фигура изображена на чертеже? (Трапеция, четырехугольник.) Из каких фигур она состоит? – Сколько на чертеже четырехугольников? (7.) – Сколько треугольников? (3.) – Придумайте свое задание к этому чертежу. | Повторяют понятие ломаной линии; умеют переводить величины, чертить ломаную линию по заданию. Осуществляют взаимопроверку. Называют геометрические фигуры, опираясь на их отличительные особенности | Фронтальная Индиви-дуальная, парная. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера, при необходимости корректируют деятельность; выделяют то, что уже усвоено, Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют. Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
так и самого себя, не создают конфликтов. | |||||
VI. Самостоя-тельная работа обучающихся | Задание 10 (с. 5 учебника, ч. 1). Задание «Проверь себя» (с. 5, под красной линией) | Руководит действиями учащихся, контролирует выполнение заданий, осуществляет педагогическую поддержку в случае затруднительных ситуаций | В парах выполняют предложенные задания, осуществляют взаимопроверку | Парная | Регулятивные: осуществляют контроль, корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера. Познавательные: строят цепочку рассуждений. Коммуникативные: учатся работать в парах (вести диалог, слушать партнёра, излагать и аргументировать свою точку зрения). |
VII. Рефлексия учебной деятельности | Обобщение на уроке сведений, оценивание | – Что вспомнили, повторили сегодня на уроке? – Какое задание было для вас самым интересным? – Какое самым сложным? – Что бы вам хотелось выполнить еще? – Какова ваша роль на этом уроке? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная | Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Коммуникативные: учатся полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3»
Урок математики " Закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел 1,2,3" в 1 классе по программе "Школа России" с презентацией.Урок посвящён семинару-практикуму учителей начальных ...
"Закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел 1 и 2."
Конспект урока по теме закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел 1 и 2....
конспект и презентация к уроку математики на тему "Обобщение и повторение табличных случаев сложения и вычитания чисел от 11 до 18" 2 класс
Урок обощения и повторения учебного материала за 1 четверть. Построен по технологии развивающего обучения....
«Закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3»
Конспект открытого урока математики в 1 классе...
Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток"
УМК "Школа России"...
Технологическая карта по математике 1 класс "Закрепление табличных случаев сложения и вычитания"
Урок закрепления построен в виде путешествия по сказочному лесу....