Разработка урока .
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Литературное чтение,4 класс. Тема: И.А.Крылов " Слон и Моська".
Математика, 1 класс. Тема:" Цифра 8.Число 8". УМК: Школа России.
Математика,3 класс. Тема: " Решение уравнений". УМК: Школа России.
Окружающий мир, 1 класс. Тема: "Жизнь птиц зимой". УМК: Начальная школа 21 века.
Технология, 3 класс. Тема:" Спиральное плетение. Цветок из ленточек". Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса по системе Л.В.Занкова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок: Литературное чтение
Класс:4
Тема: И.А. Крылов « Слон и Моська».
Цель: 1. Познакомить учащихся с баснями И. А. Крылова.
2. Формировать умение выражать свое отношение к
прочитанному.
3. Выделять мораль в басне.
4.Отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: Портрет баснописца, карточки с выдержками
из изученных басен, рисунки с изображениями
басен, книги И.А.Крылова,
плакат с эпиграфом.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Фонетическая зарядка- чистоговорка.
3. Проверка домашнего задания.
4. Постановка целей урока.
5. Работа над новым материалом.
1). Вступительное слово учителя.
2). Повторение изученных басен.
3). Чтение басни учителем.
4). Словарная работа.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
5). Чтение басни учащимися.
6).Работа над содержанием басни.
6. Отгадывание кроссворда.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Фонетическая зарядка. Работа над чистоговоркой.
Барабаны, баян и трубы
Балалайка, бубен, тубы
Мы играем, бьем бренчим,
Барабаним и трубим.
3. Проверка домашнего задания.
Что вам было задано? А кто такой И. А. Крылов? ( Что он писал?) Чем он известен?
4. Постановка целей урока.
Рассмотрите книжную выставку. Можно ли по ней определить тему нашего урока?
( Можно) Почему? ( На ней книги Крылова ).
- Прочитайте высказывание Крылова.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
- Что такое порок? ( недостаток, ложь, плохое поведение).
- Сегодня познакомимся с прекрасным миром басен Крылова , выясним какие пороки он высмеивал. Какие басни его вы знаете? « Лебедь, Щука и Рак». « Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», « Чиж и голубь», « Лисица и ворона», « Мартышка и медведь», « Стрекоза и муравей».
5. Работа над новым материалом.
1). Вступительное слово учителя.
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт- баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и ложью, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал 205 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями.
2).Повторение изученных басен.
В конверте лежат выдержки из басен Крылова.
1). « Да только воз и ныне там…»
( Вспомните действующих лиц). – Лебедь, Щука и Рак.
2). « Стрекоза уж не поет…»
Чему учит нас эта басня?
3) .« Чем кумушек считать – трудиться
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» « Зеркало и Обезьяна».
4). « То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет».
« Мартышка и очки».
3). Чтение басни учителем.
а) Подготовительная работа.
- Сегодня познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова «Слон и Моська». В ней, как это обычно бывает в баснях, действуют главным образом животные- слон и собачка.
Кто видел живого слона? Расскажите о нем.
б) Чтение басни учителем.
4). Словарная работа ( слова на доске).
Водим напоказ – показываем на улице людям, публике.
В диковинку у нас- невидаль, редкость.
Полны зевак ходили – ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.
Отколе не возьмись- откуда- то внезапно, вдруг появится.
Перестань срамиться- перестань себя позорить.
Вот то –то мне и духу придает- придает смелости.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
5). Чтение басни учащимися.
а) про себя;
б) вслух.
6).Работа над содержанием басни.
- Где происходит действие? Какая история описывается?
- Назовите действующих лиц басни. ( Слон и собачка).
- Какими вы их себе представляете? и т. д.
- Над кем из них смеется автор ?
-В чем смысл этой басни , в каких словах ставших
крылатыми ,он заключен ?
( « Ай , Моська , знать она сильна , что лает на слона?»).
- Какая же Моська ?
6. Отгадывание кроссворда.
1.Кто смеялся « Вперед чужой беде?» (Голубь).
2.Героиня,которая увидела свой образ в зеркале.(Обезьяна).
3.У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом?»(Муравей).
4.Она осталось без обеда ,благодаря своей глупости.(Ворона).
5.Кто без драки хочет попасть в большие забияки?(Моська).
6.Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись».(Рак).
7.Кого по улицам водили ,как будто напоказ?(Слон).
7. Итог урока.
С какой басней Крылова познакомились? На какого героя хотели бы вы быть похожи?
Нужно ли изучать басни? Чему они учат?
Да, ребята. И. А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами стали умнее, добрее, и лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книги перешли в нашу речь.
Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.
8. Домашнее задание: с. 96, выразительно читать,
нарисовать одного героя из басни.
Предварительный просмотр:
Урок: Математика
Класс:1
УМК: Школа России
Тема: Число 8. Цифра 8.
Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 8
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
• Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8).
• Развить умение распознавания цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
• Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).
• Развивать умение применения счета на пальцах, отыскивая правильный ответ.
• Совершенствовать навыки счета с помощью игральных кубиков.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 8.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 8.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
• Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
• Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Оборудование: У учителя: наборное полотно, предметные
картинки, карточки с числами от 1 до 9 и
знаками « +» , «-« , «=»
У учащихся: карточки с числами от 1 до 9 и
знаки « +», «-«, «=»; геометрические фигуры
из математического набора.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 7. Игра
« Верно ли, что …?»
2. Образование чисел. Игра « Угадай число и знак».
3. Соотнесение чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 с соответствующими
группами предметов.
4. Сравнение чисел.
5. Заучивание состава чисел от 2 до 5. Игра « Угадай
примеры».
6. Найти значения выражений.
7. Игра « День – ночь».
Ф и з м и н у т к а
3. Работа над новым материалом.
1.Образование числа 8.
2. Работа по учебнику (с. 52)
3. Сравнение чисел 7и 8.
4. Обучение письму цифры 8.
4. Подготовка к решению задач.
Ф и з м и н у т к а
5.Подготовка к изучению темы «Сложение и вычитание в пределах 10».
6. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
1).Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 7.
Игра « Верно ли, что …?» ( « Да» дети показывают
зеленый кружок, « нет» - красный»).
- Верно ли, что при счете после числа 4 идет число 5?
- Верно ли, что число 6 находится между числами 7 и 5?
- Верно ли, что при счете перед числом 3 находится число 5?
- Верно ли, что между числами 4 и 7 находится число 2?
- Верно ли, что число 6 находится при счете перед числом 7?
- Верно ли, что число 1 находится при счете после числа 3?
- Верно ли, что следующими в ряду чисел 1, 3, 5 ( числа записаны на доске) будет число 7 ?
2). Образование чисел. Игра « Угадай число и знак». ( Учитель
выставляет на наборное полотно следующие равенства из
карточек:
3= 4 * 1 7= 6* 1 5= . * 1
4= . * 1 6= 5 * 1 2=1 * 1
Дети с помощью разрезных знаков « +», « -« и чисел заполняют
пропуски).
3). Соотнесение чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 с соответствующими
группами предметов, нарисованными на плакатах, доске,
выставленными на полке.
- Рассмотрите внимательно геометрические фигуры. Какая фигура будет следующей? Какая цифра будет записана в этой фигуре? Почему? ( Учитель заранее выполняет на доске чертеж: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник).
4). Сравнение чисел. На доске записаны равенства и неравенства,
среди которых есть верные и неверные:
5< 6, 2< 3, 6> 7, 4= 4, 1> 3, 5> 2, 6< 3,
7> 4, 5< 5.
- Что записано на доске? Прочитайте равенства. Прочитайте
неравенства. Исправьте ошибки.
5). Заучивание состава чисел от 2 до 5. Игра « Угадай пример».
( Учитель заранее записал на доске равенство, например: 3+ 2=
5, и закрыл его).
- Какой пример я записала на доске, если в нем есть знак « +»,
а ответ равен 5? 4? 3?
( Дети предлагают разные варианты, пока не отгадают пример,
записанный на доске).
6).- Найдите значения выражений:
7- 2 3+2 5+2
- Что общего во всех выражениях? ( Одно действие, второе число в выражении равно 2).
- Какое выражение « лишнее» ?. ( 7-2- это разность, а остальные суммы).
7). Игра: « День – ночь». Цепочка: 1+6-4+2-1-2+5. ( 7).
- Что вы можете сказать о числе 7?
Ф и з м и н у т к а
3.Работа над новым материалом.
1). Образование числа 8.
Практическая работа. Задачи в стихах:
Хозяйка однажды с
Базара пришла,
Хозяйка с базара
Домой принесла:
Картошку, капусту
Морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!
- Сколько названий продуктов вы услышали?
Положите перед собой столько кружков.
( Учитель выставляет 6 кружков на наборном полотне).
- Какое число при счете следует за числом 6?. (7). Покажите, как, имея 6 кружков, сделать так, чтобы их стало 7? ( К 6 кружкам прибавили еще 1). Как это можно записать? ( Вызванный к доске ученик составляет равенство 6+1=7 из карточек).
- Послушайте еще одну задачу, сосчитайте сколько котят?
Семь малюсеньких котят
Что дают им- все едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток? ( восемь).
- Покажите, как, имея 7 кружков, сделать так, чтобы их стало 8?
( Вызванный к доске ученик добавляет к 7 кружкам еще 1).
- Как мы получили число 8? ( К 7 кружкам прибавили еще 1). Как это можно записать? (7+1=8). Знает ли кто – нибудь, как выглядит цифра 8. ( Ученик, знающий цифру 8, показывает карточку с числом 8 и составляет из разрезанных карточек равенство 7+1=8, остальные ученики составляют на партах).
2). Работа по учебнику.
- Рассмотрите верхнюю картинку на с . 52.
Что делает мальчик? Сколько дощечек он уже покрасил? Какую по счету дощечку красит мальчик? Сколько всего дощечек будет покрашено после того, как он докрасит эту дощечку? Как получил число 8? Как это записали? (7+1=8). Мальчик закрасил 8 дощечек останутся незакрашенными? А сколько же он покрасит, если докрасит последнюю дощечку? Аналогично проводится работа с равенствами, записанными во втором столбике. ( Хорошо читающий ученик или учитель читает стихотворение на с. 53.).
- Как получили 8 матрешек? Какая кукла самая большая? Какая самая маленькая?
Представьте себе, что мы уже достали 6 матрешек. ( Учитель сопровождает беседу демонстрацией).
- Какой по счету будет следующая матрешка ? и т. д.
3). Сравнение чисел 7 и 8 выполняется с опорой на соответствующее задание в учебнике и сопровождать демонстрацией на доске. ( Учитель выставляет на наборное полотно 7 треугольников, под ними- 8 квадратов). Выясняется, что 7 меньше, чем 8. Соответствующее неравенство составляется на доске из разрезных карточек.
- На сколько квадратов больше, чем треугольников? Что нужно сделать, чтобы фигур стало поровну? ( В ходе беседы рассматриваются оба варианта уравнивания численности фигур. На доске составляются два равенства: 7+1=8, 8-1=7).
Ученики проводят сравнение значений числовых выражений по учебнику, устно вставляют вместо * знаки «>» или «=».
4). Обучение письму цифры 8.
Показ учителем образца написания цифры 8 сопровождается следующими пояснениями: начинаем писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведем линию вправо вверх, закругляем в правом верхнем углу клетки, касаясь верхней и правой сторон клетки. Затем ведем руку плавно вниз к середине нижней стороны клетки, закругляем и соединяем с начальной точкой.
Ф и з м и н у т к а
4. Подготовка к решению задач.
По рисункам с помидорами и вишнями на с. 52 дети составляют рассказ, например: « На кусте 2 зеленых помидора и 3 красных. Всего на кусте сколько помидоров?» « На ветке было 5 вишен. 1 вишня упала. Осталось 4 вишни.»
- Как с помощью математических знаков записать первый( второй) рассказ.
( Вызванные к доске ученики записывают: 2+3=5 5-1=4 )
5. Подготовка к изучению темы « Сложение и вычитание в пределах 10».
Дети рассматривают числовые фигуры на с. 52. Анализируя их заполняют пропуски в записанных под ними равенствах. Составленные равенства записываются в тетрадь с комментированием.
6.Подведение итогов урока.
Чему учились на уроке? За каким числом следует число 8? Как можно получить число 8?
Предварительный просмотр:
Урок: Математика
Класс: 3
Тема: Решение уравнений.
Цель: образовательные: познакомить учащихся с решением
уравнений разных видов и закреплять умение их
решать;
развивающие: совершенствовать вычислительные
навыки, умение решать задачи разными способами,
развивать умение рассуждать, делать выводы;
воспитательные: воспитание культуры мышления,
культуры речи, аккуратности, самостоятельности,
любви к окружающей среде.
Оборудование: Красная Шапочка с заданиями, таблицы с заданиями, цветочки, индивидуальные карточки для теста «Крестики- нолики».
План урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный счет
4. Введение в тему. Сообщение целей урока.
5. Работа над новым материалом.
6. Физкультминутка.
7. Закрепление изученного.
8. Домашнее задание.
9. Итог урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
- Ребята, вы готовы к уроку?
- Тогда послушайте задачу.
Задали детям в школе урок:
Прыгают в поле тридцать сорок.
Девять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок? ( 21)
( Молодцы! Вы на самом деле готовы к уроку).
2. Проверка домашнего задания: (с. 22, №3).
( читают по цепочке).
3. Устный счет.
- Ребята, давайте сначала проведем разминку нашего ума.
- Со мной вместе к вам в гости пришла Красная Шапочка. Что у
нее в корзине? Пирожки у нее не со сладкой начинкой, а с
заданиями.
1).Индивидуальная работа.
( 3 ученика у доски)
1-ый ученик. 2-ой ученик.
Вычисли перимет рпрямо- Поставь знаки «>», «<»,
угольника, длина которого 3м3дм*33дм
16см,а ширина в 2 раза меньше. 95см*8м9см
6м2дм*7м
3-ий ученик.
Реши задачу.
В 4 ящика поровну разложили 80 кг яблок.
Сколько кг яблок в двух таких ящиках?
2). Фронтальная работа.
а) Назови числа от 7 до 70, которые делятся на 7 без
остатка. ( 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70)
б) Работа над таблицами. Нахождение неизвестного
множителя, делимого, делителя.
|
а | 17 | 16 | |
в |
| 4 | |
а.в | 51 | 68 | 96 |
С | 64 | 80 | |
К |
| 6 | |
С:К | 4 | 13 | 5 |
в) Исследование ряда чисел.
- А сейчас у нас исследовательская работа.
Дан ряд чисел:
…, …, …, 13, 17, 21, …, …, …., … .
- Что можно сказать об этих числах?
( Двузначные, нечетные, увеличиваются на 4).
- Продолжите ряд влево, уменьшая числа на 4, и вправо,
увеличивая числа на 4.
( 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37)
- Какие числа в получившемся ряду?
( Однозначные, двузначные, нечетные)
- Разделите их на две равные части посередине и запишите в
две строки.
1 5 9 13 17
21 25 29 33 37
- Что интересного вы заметили?
( В числах каждого столбика одинаковое количество единиц, а
количество десятков в числах второго ряда на 2 больше, чем
в числах первого ряда).
- Сложите числа каждого столбика.
22 30 38 46 54
- А сейчас, ребята, в тетрадях красиво, аккуратно, правильно
напишите полученный ряд чисел ( через клетку).
Я тетрадь сейчас открою
И с наклоном положу.
Я от вас друзья не скрою
Вот как ручку я держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Какое сегодня число? (10)
- Что вы знаете о числе 10? ( круглое, двузначное, состоит из
двух цифр 1 и 0, четное).
- На какие числа делится число 10?
- Напишите число, классная работа.
Слово классная – словарное слово с удвоенным с; работа –
тоже словарное слово. Не допустите ошибок.
- Минута чистописания ( ряд чисел, кот. на доске) 22, 30, 38, 46,
54).
Ф и з м и н у т к а
3). Проверка индивидуальной работы.
4. Введение в тему. Сообщение целей урока.
1. Реши примеры и узнай слово.
- А теперь, ребята, мы узнаем, чем же еще мы будем заниматься на уроке. А для этого надо решить примеры и узнать слово.
.
е 7 . 12=84 у 81: 9= 9 р 68: 4= 17
в 24: 3= 8 и 8 . 7= 56 н 12 . 4 = 48
а 20.3=60
9 17 60 8 48 84 48 56 84
у р а в н е н и е
-Значит, чем будем еще заниматься на уроке?
5. Работа над новым материалом.
1). Составьте выражения.
* Делимое 70 делитель х, частное6.
* Делимое х, делитель 5, частное 16.
* Произведение 9 и х равно 45.
- Запись на доске:
72: х = 6 х: 5= 16 9 . х= 45
- Как называются эти выражения?
- Как называются компоненты при делении? при умножении?
- Разбирается каждое уравнение.
- Решение этих уравнений. ( 3 ученика у доски, остальные на местах:
1 ряд- 1-ое уравнение, 2 ряд- 2-ое уравнение, 3 ряд- 3-е уравнение). Проверка.
2). Работа по учебнику.
- Разбор решения уравнений.
-№ 2 – самостоятельно, после разбора.
6. Физкультминутка.
7. Закрепление изученного
- Давайте сейчас вместе с туристами отправимся в поход.
1). Решение задачи.
На 1 ч. Кол- во тур. Всего банок. м.к. 2б. 19ч. ов.к. 3б. 19ч. ?
1 сп. 2 19+ 3 19= 95(б).
2 сп. ( 2+3) 19= 95(б).
2). Тест « Крестики- нолики».
- Я произношу утверждение, если вы согласны с ним- ставьте
в клеточке крестик, не согласны нолик.
1. Произведение равно 1 мн-ль плюс 2 мн-ль.
2. 7*3=24
3. Произведение равно 1 мн- ль умножить на 2 мн-ль.
4.Произведение чисел 3 и 2 равно5.
5.На нуль делить нельзя.
6.От перестановки множителей произведение изменится.
7. 2.10=20
8.Чтобы найти делимое, частное умножаем на делитель.
9. 21:7=3
10.Ты да я, да мы с тобой. Нас двое.
3). На доске:
48:х=6 56:7=8 х:4=10 94-30>52
-Как называется каждая запись?
- Давайте решим эти уравнения.
8. Домашнее задание с. 20, № 8.
9. Итог урока.
- Ребята, чем мы занимались на уроке?
- Какие задания вызвали у вас затруднения? Какие задания
вызвали интерес?
- При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
- Вот, ребята, по дороге к вам, Красная Шапочка собрала вам
цветочки.
Она хочет дать эти цветочки тем, кто очень хорошо работал
на уроке. Ребята скажите, а зря рвать цветы можно?
( Раздаю цветочки на обороте которых написаны буквы, из
которых нужно составить слово « Молодцы!»).
Предварительный просмотр:
Урок: Окружающий мир
Класс: 1
УМК: Начальная школа 21 века
Тема урока: Жизнь птиц зимой.
Цели деятельности педагога:
Создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями, формирование понятия дикие , домашние, перелетные , оседлые птицы; способствовать развитию речи, наблюдательности, внимания.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
Формировать умение самостоятельно добывать знания; определять понятия дикие, домашние, перелетные, оседлые птицы; выделять общие и отличительные особенности птиц; расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах.
Метапредметные:
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве учителем.
Познавательные: самостоятельно выделять , формулировать познавательную цель; выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц;
Знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия дикие, домашние, перелетные, оседлые птицы.
Коммуникативные: уметь оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей птицам; обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами.
Оборудование:
- учебник Н.Ф.Виноградовой « Окружающий мир» ( часть 2), Москва.
Издательский центр « Вентана – Граф», 2011;
- рабочая тетрадь Н.Ф.Виноградовой « окружающий мир», Москва.
Издательский центр « Вентана – Граф», 2011;
- слайдовая презентация;
- наборы из семян и ягод.
Ход урока
1.Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять-
Урок пора нам начинать
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
2.Актуализация знаний.
Учитель: зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.
-Как вы думаете ,о ком и о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( О животных зимой).
- О какой группе животных пойдет речь? Угадайте: кто осенью улетает, а весной возвращается? ( Птицы).
-Ребята, на какие группы вы разделили бы птиц? ( На домашних, на диких, перелетных и зимующих).
-О каких группах птиц мы будем сегодня говорить, вы скажете после отгадывания моих загадок.
* Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор.
Раскрывает с шумом крылья,
И садится на забор. ( Петух) (На слайде появляется фотография петуха)
*Спинка зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. ( Синица) (На слайде фотография синицы)
*Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крохи собирает. ( Воробей) (На слайде фотография воробья)
*У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. ( Сова) ( На слайде фотография совы)
-Как вы думаете, кто здесь лишний? ( Петух, потому что это домашняя птица).
-Каких еще домашних птиц вы знаете? ( Курица, гусь, утка, индюк)
-О каких же птицах мы будем говорить? ( О птицах, которых можно увидеть зимой).
3.Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах зимой. Будем учиться им помогать, выживать в трудное время. ( Слайд « Птицы зимой»).
4.Повторение темы « Птицы».
- А помните ли вы , чем отличаются птицы от других групп животных?
-Давайте поиграем. Игра « Да – Нет».
( Учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши, если нет, то молчат).
*Тело покрыто шерстью
*Тело покрыто перьями (+)
*Есть зубы
*Есть клюв (+)
*Отыскивают пищу с помощью клюва и лап (+)
*Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
*Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
*Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+),улетают зимой в теплые края (+).
- Почему вы хлопали, когда говорилось , что эти животные « улетают от нас в теплые края», и тогда когда говорилось, что зимуют с нами?».
( Делается ВЫВОД, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5.Изучение нового материала.
-А сейчас мы послушаем разговор двух птичек.
( Слайд с изображением ласточки и скворца)
( Читает учитель)
Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой – то чижик – пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой – то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой – то трескучий мороз. Может быть это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
-Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)
-Почему многие птицы улетают в теплые края?
-Кто знает, как называются эти птицы? (Перелетные)
( На слайде слово «Перелетные»)
-Почему их назвали перелетные птицы?
-Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас? (Зимующие).
(На слайде появляется слово «Зимующие).
-Давайте понаблюдаем каких птиц встретим зимой. Есть ли среди них знакомые вам птицы? Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? (Учебник).
*Работа по учебнику, стр.9. Работа в парах.
-Прочитайте заголовок текста. («Песни снегиря и синичек»). О чем будет текст? (О том, как поют эти птицы).
-Прочитайте текст и расскажите своему соседу, что нового вы узнали о пении синичек и снегирей.
-А теперь расскажите мне.
-Придумайте другое название тексту. («Тихопевы», «Снегири и синички»).
-А теперь обсудите в парах, почему снегирей называют «тихопевами»? (Потому ,что их пение нежное, тихое).
-Всех ли зимующих птиц мы назвали? Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Ворона, сорока, дятел и т.д.)
-Отгадайте загадки.
1.Окраской- сероватая, повадкой- 4.А эту птицу узнаете по приметам.
Вороватая, крикунья хрипловатая- У нее скромное оперение, туловище
Известная персона. Это -…(ворона) все черное, только шея сзади и по
2.Все время стучит бокам серая. (Галка)
Деревья долбит. 5.Вертится, стрекочет
Но их не калечит, Весь день хлопочет. ( Сорока)
А только лечит. (Дятел)
3.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый…(воробей)
( На слайде фотографии этих птиц)
-Всех ли птиц теперь мы назвали? (Нет). Назвали только тех, кто живет в наших краях постоянно.
*Работа с картиной «Зимний лес». (Слайд с изображением зимнего дерева. Учитель читает стихотворение,, на дереве постепенно появляются птицы: поползень, синица, чечетка, снегирь, клест).
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинут эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это ПОПОЛЗЕНЬ проворный
Перед стайкою СИНИЦ.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут ЧЕЧЕТКИ,
Громко вторят СНЕГИРИ.
Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов.
Как средь стужи и морозов
Вывел КЛЕСТ своих птенцов.
Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
- О каких птицах говорится в стихотворении?
- Как вы поняли предложение « Как средь стужи и морозов, вывел клест своих птенцов»?
-В наших лесах есть много удивительных птиц. Давайте послушаем разговор дятла и клеста. (Слайд с изображением дятла и клеста).
Дятел: Что ты клест кричишь? Обидел тебя кто-то?
Клест: Да нет, я просто радуюсь!
Дятел: Нашел время радоваться!
Клест: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и такие хорошенькие!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замерзнут!
Клест: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха- мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело.
-Ребята, а почему же клест выводит птенцов зимой? (Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде - малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.)
* Что умеет делать клюв?
-«Всякая птица своим клювом сыта» - утверждает народная мудрость. Каков смысл этой пословицы? Что умеет делать клюв? (Птицы с помощью клюва добывают себе еду).
-Давайте сравним ваши предложения с учебником. Прочитайте текст «Что умеет делать клюв?» на стр.10 и приготовьтесь ответить на вопросы.
-Одинаковы ли клювы у птиц? (У разных птиц разные клювы).
-От чего зависит строение клюва? (От того, чем питается птица и где живет).
* О птицах, которые не летают.
- Ребята , а для чего нужны крылья птицам? Все ли птицы умеют летать? ( Нет).
-Каких нелетающих птиц вы знаете ( Пингвин, страус).
-Действительно, ребята, в Африке живет птица страус, которая хорошо бегает и совсем не умеет летать.
На Севере живут птицы пингвины, которые похожи на человечков и прекрасно умеют плавать и нырять. К нелетающим птицам можно отнести и домашних кур.
Физкультминутка «Птички»
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)
-А сейчас давайте выполним задание соображалки «Что можно делать таким клювом».
(Выполняют парами).
-Проверяем.
*Это клест. Таким клювом он шелушит шишки.
*Это дятел. Таким клювом ему удобно долбить кору дерева.
- А теперь прочитайте вывод на стр.10-11 и скажите, на какие группы еще можно разделить птиц? (Птицы бывают насекомоядные, хищные и растительноядные).
-Каких птиц называют насекомоядными? (Которые питаются насекомыми).
-Каких птиц называют хищными? (Хищные птицы питаются мелкими животными- рыбой, лягушками, мышами).
-Каких птиц относят к растительноядным? (Птицы, которые питаются семенами и плодами растений, относят к растительноядным).
-А теперь рассмотрите птиц на стр.11 и выполните еще одно задание соображалки.
(К хищным птицам относятся сова, чайка, цапля, потому что они питаются мелким животными.
К растительноядным- волнистый попугай, дрозд- рябинник, клест, так как они питаются семенами и плодами растений).
6. Закрепление материала. Работа в рабочих тетрадях.
1)Самостоятельное разгадывание кроссворда на стр.44. Взаимопроверка. (На слайде кроссворд).
2) Составьте рассказ о птицах, которые даны на стр.45. Работа в парах.(Это клесты. У них красно- коричневое оперение, цепкие лапки и крестообразный клюв. Они не улетают на юг, потому что питаются семенами шишек. Клесты- единственные птицы, которые выводят птенцов зимой).
3)Как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее- голод или холод? (Голод, так как от холода их спасает оперение).
-Действительно, для птиц страшнее голод. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза. Все покрывается ледяной коркой или большим слоем снега. Поэтому мы должны помочь им пережить зиму.(Слайд «Зимний пейзаж»).
-Почему зимой птицы чаще всего посещают города и села? (Легче раздобыть пищу.)
-Почему нужно помогать птицам зимой? Как мы им можем помочь? (Делать кормушки и насыпать туда еду). (Слайд «Кормушка»)
4)Чем же мы можем покормить птиц? (Слайд «Семена для птиц»).
Семена для птиц:
Подсолнечник (все птицы) | Овес (синицы) | Арбуз (синицы, поползни) |
Пшено (воробьи, синицы) | Тыква (поползни, синицы, воробьи) | Кедровые орешки (поползни, дятлы) |
Рябина, калина (снегири, свиристели) | Лен (все птицы) | Клевер (воробьи, синицы) |
-Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.
-Чем можно угощать птиц зимой? Как вы запомнили это мы сейчас проверим.
5)Практическая работа. Работа в группах:
У каждой группы на столе лежат наборы: семена арбуза, тыквы, подсолнуха, кусочки хлеба, овес, ягоды рябины, кедровые орешки.
Задание: «Составить меню для птиц». У каждой группы своя птица. Птицы: снегири, , синицы, воробьи, поползни, дятлы.
Обсуждение результатов выбора, от каждой группы выступает 1 представитель.
-Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием. Теперь вы знаете как помощь и чем покормить птиц. Послушайте стихотворение Я. Яшина «Покормите птиц».
-Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо
Небогаты их корма – горсть зерна нужна,
Горсть одна- и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли.
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз вашему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
7. Поведение итогов урока. Рефлексия.
-Ребята, какие впечатления у вас от увиденного, услышанного и сделанного на уроке:
На слайде: «Я сегодня на уроке узнал…, вспомнил…,удивился…,мне понравилось…»
(Я на уроке узнал(а), что птицы бывают насекомоядные, хищные и растительноядные. Запомнил(а), что у клеста птицы появляются зимой.
(Понравилось работать в парах).
-Мне понравилось ваша работа на уроке. МОЛОДЦЫ!
-На прогулке понаблюдайте за птицами, помогайте им. Ведь не зря говорят «Птицы- наши друзья». Очень важно, чтобы эти прекрасные создания, неуставные труженики, жили счастливо на нашей земле!
Учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Ермекеево Галлямова Халиса Вакилевна.
Предварительный просмотр:
Урок: Технология
Класс:3
Раздел программы: Основы художественной обработки различных материалов.
Вид учебного труда: Спиральное плетение.
Объект труда: Цветок из ленточек.
Цели и задачи: Продолжить знакомство учащихся со спиральным плетением; научить самостоятельно анализировать, планировать и организовывать изделия по рисунку; контролировать правильность выполнения работы; развитие координации движения рук и логического мышления; воспитание аккуратности, бережливости трудовой культуры;
привить любовь к родной природе и ее красоте; воспитание коллективизма на уроке.
Материалы и инструменты: проволока, картон для обматывания проволоки,
ленточка , ножницы.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Раскрытие темы.
3.Анализ образца изделия.
4.Планирование трудовой деятельности.
5.Практическая работа.
6.Анализ работ учащихся.
7.Итог урока.
8.Уборка рабочих мест. Личная гигиена.
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, наличия необходимых материалов, инструментов.
2. Раскрытие темы- беседа.
1.Отгадывание загадок о цветах.
Белые горошки Синенький звонок висит
На зеленой ножке. Никогда он не звонит.
(Ландыш) (Колокольчик) (Ромашки)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке
Стоит дунуть на него
И не будет ничего. (Одуванчик)
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)
- О чем вы отгадывали загадки?
- Ребята, а вы любите цветы? За что вы их любите? Где растут цветы? Для чего нужны они? Какая польза от цветов? Можно ли рвать цветы?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветок
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Да, ребята, цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.
Сегодня мы с вами, ребята, на уроке сами попробуем сделать свой цветок. Получится ваш цветок вот такой формы. Посмотрим, сможем ли мы создать прекрасное своими руками.
3. Анализ образца изделия.
- Как вы думаете, что является основой цветка? ( проволока).Чтобы получить такой цветок еще что требуется? ( ленточка). А из чего еще можно сделать цветок? ( из пряжи, из различных лоскутков ткани, из тонких мягких проводов).
4. Планирование трудовой деятельности.
- Наша работа будет состоять из двух частей:
1) будем делать цветок с опорой на рисунок ( схему);
2) из ваших цветков составим букет в вазе.
- Сначала давайте рассмотрим последовательность работы по схеме. ( Работа по рисунку-схеме).
5. Практическая работа.
1) - Прежде чем приступить к работе, вспомним какие правила безопасности труда мы с вами должны соблюдать?
2) Приступаем к работе. ( Работают самостоятельно по рисунку. При необходимости оказываю индивидуальную помощь).
3) Составление букета ( закончивший работу, выходит и прикрепляет свой цветок на картонную вазу).
6. Анализ работ.
- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. Давайте посмотрим на эти цветочки.
- Какие работы вам кажутся наиболее удачными, красивыми? Почему?
7. Итог урока.
- Вот какую красоту создали вы из простой проволоки и ленточки. Просто чудо! Вы можете гордиться своей работой. Из таких цветков вы можете сами сделать букет и подарить друзьям, родным, близким.
- Чему вы научились на уроке?
- А теперь Снежана расскажет нам стихотворение о цветке.
8. Уборка рабочих мест. Личная гигиена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...