Рабочая программа по предмету математика 4 класс
материал по математике (4 класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu_matematika_4_klass.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4

УТВЕРЖДЕНО

        Педагогическим советом школы

Протокол № ____ от ______________ 2014 г.

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

учителей начальных классов

протокол № ____ от                                  2014 г.

                                                                                                                               Председатель МО учителей начальных классов

                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Математика»

4 «А» КЛАССА

(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)

Составитель программы:

учитель

Гусева Анастасия Андреевна

Москва

2014 г.

Пояснительная записка

         Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении. На уроках математики формируются и развиваются количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка. Основной задачей обучения математики учащихся данной категории является  социальная адаптация  с целью дальнейшей интеграции в общество в том объеме, который доступен каждому ребенку индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы максимально связывается с жизненным опытом учащихся и  соответствует условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети. Одна из главных задач уроков математики в школе - научить  детей с нарушением интеллекта узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых  необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания.   С  трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.д. На уроках математики происходит  формирование и развитие мыслительных процессов, памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия и т.д. На уроках математики также решаются  задачи  воспитания целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности и законченности действия поставленной задачи.

        Рабочая программа по обучению математики реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках математики проходит в соответствии с нормами САНПиНа и с применением ИКТ.

На уроки математики в 4-ом классе отводится 4 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя  самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.  

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, интерактивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости  от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося.   Критерии оценки  данной категории учащихся  ориентированы  на  опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе вместо сформулированных основных требований к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь» записаны формулировки: «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Основные требования к умениям учащихся по предету:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

- выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц, десятков);

- записывать, читать разрядные единицы (единицы, десятки) в разрядной таблице;

- использовать единицу измерения длины (миллиметр) при измерении длины;

- соотносить меря длины, массы, времени;

- записывать числа (полученные при измерении длины) двумя мерами (5 см 6 мм; 8 м 3 см);

- заменять известные крупные единицы измерения длины, массы мелкими и наоборот;

- определять время по часам с точностью до 1 минуты;

- выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в пределах 100 (все случаи);

- выполнять проверку действий сложения и вычитания обратным действием;

- применять микрокалькулятор для выполнения и проверки действий сложения и вычитания;

- выполнять вычитание произведения и частного (табличные случаи);

- употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления;

- пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел; правилами умножения на 0, 1, 10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров;

- пользоваться практически переместительным свойством умножения;

- находить доли предмета и числа, называть их;

- решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых арифметических задач;

- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломанные линии;

- измерять, вычислять длину ломанной линии;

- выполнять построение ломанной линии по данной длине её отрезков;

- узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей; находить точки пересечения;

- называть стороны прямоугольника (квадрата): основания, боковые, смежные стороны;

- чертить окружность заданного диаметра;

- чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге.

- выделять и указывать количество единиц и десятков в двузначном числе;

- заменять крупную меру длины, массы мелкой (возможна помощь учителя);

- определять время по часам с точностью до 5 минут;

- выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20;

- выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 100 с помощью микрокалькулятора (возможна помощь учителя);

- употреблять в речи название компонентов и результатов действий сложения и вычитания;

- выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деления на эти числа (без использования таблицы);

- пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного чисел 6, 7, 8, 9;

- выполнять действия умножения с компонентами 0, 1, 10 (с помощью учителя);

- понимать названия и показывать компоненты умножения и деления;

- получать и называть доли предмета;

- решать простые задачи указанных видов;

- решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач (возможно с помощью учителя);

- узнавать, называть ломаные линии, выполнять построение производной ломаной линии;

-  узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на плоскости (без вычерчивания);

- находить точку пересечения линий (отрезков);

- называть, показывать диаметр окружности;

- чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон на нелинованной бумаге с помощью чертёжного угольника (возможна помощь учителя).

- указывать и по возможности выделять количество единиц и десятков в двузначных числах (с помощью учителя);

- заменять крупную меры длины, массы мелкой (с помощью учителя);

- выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20;

- по возможности употреблять в речи название компонентов и результатов действий сложения и вычитания;

- решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач (с помощью учителя);

При прохождении программы организуется   контроль  индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся.

Проводятся  текущие контрольные работы и итоговые контрольные работы за каждую четверть и учебный год. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая  и стимулирующая  функции оценки.

Обучение осуществляется по учебнику Перова М.Н., Математика, учебник для 4 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида, М., «Просвещение», 2012 г.

В основу содержания программы положены три основные принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость  тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Учебный материал  -   максимально  приближенный к социальной среде, в которой  находится ребенок в данный период его жизни. Принцип доступности лежит в основе учебного материала каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.      

 Организация процесса обучения  базируется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы используются натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты и т.п.), а также использование ИКТ.

При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений  применять их практически. В связи с тем, что учебный материал усваивается учащимися на различном уровне, программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.

Содержание рабочей программы по предмету «Математика».

Раздел

Содержание

раздела

Задачи

раздела

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нумерация

Повторение нумерации чисел в пределах 20.

Образование, чтение, запись чисел до 100.

  Разряды: единицы, десятки, сотни. Таблица разрядов.

 Счёт до 100 разрядными единицами и равными числовыми группами по 5, 50, 2, 20, 25.

Умение отложить любое число в пределах 100 на калькуляторе и счётах.

 Округление

Повторить нумерацию в пределах 20.

Дать представление о способах получения двузначных чисел и 100.

Ознакомить с разрядными единицами. Тренировать учащихся в определении количества единиц, десятков, сотен в числе.

Тренировать счёту разрядными единицами.

Научить откладывать числа на калькуляторе.

Тренировать округлению чисел в пределах 100 до десятков.

Закрепить знания о нумерации в пределах 100.

Тренироваться  в получении двузначных чисел и 100 разными способами.

Выработать умение нахождения разрядных единиц в числе.

Учиться счёту разрядными единицами.

Тренироваться  в откладывании чисел на калькуляторе.

Тренироваться в округлении чисел в пределах 100.

Учиться различать арифметические действия при выполнении кратного и разностного сравнения.

Работа в тетрадях, проверочная работа; контрольная работа, тесты; дидактические игры

 Уметь читать и записывать числа в пределах 100.

Выделять и называть разрядные единицы.

Должны уметь:

считать разрядными единицами до100 и равными группами в прямой и обратной последовательности

Читать, записывать, откладывать

на калькуляторе, счётах числа в пределах 100.

Должны уметь округлять до указанного разряда числа в пределах 100,

пользоваться знаком округления

Уметь читать и записывать числа в пределах 10.

Уметь читать и записывать числа в пределах 100.

Выделять и указывать количество разрядных единиц (единиц, десятков).

Записывать, читать разрядные единицы (единицы, десятки в разрядной таблице)

Применять микрокалькулятор для выполнения проверки действий сложения и вычитания.

Образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка.

Считать по единице и равными числовыми группами ( по 2, по 3, по 4, по 5) в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

Сравнивать числа в пределах 20 ( однозначные с двузначными, двузначные с двузначными)

Использовать при сравнении чисел знаки:

«<»; «>»; «=»

Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения длины и массы.

  Меры времени: год, високосный год, 1год=365(366) суткам.

 Сравнение и преобразование чисел, полученных при измерении длины, массы.

  Термометр, шкала, цена деления. Определение температуры

воздуха с помощью термометра по шкале положительных значений.

Расширить знания учащихся об единицах измерения длины, массы, времени.

Познакомить учащихся с денежными купюрами достоинством 100 р., 50 р.

Дать представление о високосном годе.

Тренировать сравнивать и преобразовывать числа, полученные при измерении длины и массы.

Ознакомить с устройством термометра.

Учиться использовать соотношения  между единицами измерения длины, массы.

Тренироваться  в использовании купюр разного достоинства при размене.

Тренироваться сравнивать и преобразовывать числа, при измерении длины, массы.

Тренироваться  в определении показаний температуры на термометре.

Работа в тетрадях; проверочная работа, тестирование, контрольная работа; дидактические игры.

Измерять длину в мм, см, дм, м. Измерять массу в г и кг.

Записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения длины, стоимости, массы.

Представлять числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы в более  мелких или крупных мерах.

Сравнивать числа, полученные при измерении.

Определять температуру воздуха с помощью термометра (шкала положительных значений).

Использовать единицу измерения длины (миллиметр) при измерении длины.

Соотносить единицы измерения длины, массы, времени.

Записывать числа при измерении длины двумя мерами (6м 5см)

Определять время по часам с точностью до минуты.

Заменять известные крупные единицы измерения длины, массы, мелкими и наоборот.

 Записывать числа, выраженные одной  единицей измерения

 ( стоимости, длины, времени).

Определять время по часам с точностью до часа.

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи).

 Умножение на 10.

Деление на 10,

 Устное умножение и деление круглых десятков на однозначное число

Проверка действий деления и умножения.

Автоматизировать навыки учащихся при сложении и вычитании в пределах 100; умножении и делении на 10.

Устное умножении и делении круглых десятков на однозначное число.

Дать представление о проверке результатов действий деления и умножения.

Учиться самостоятельно выполнять сложение и вычитание в пределах 100; умножение и деление  на 10, делить на 0; 1,  устно умножать и делить круглые десятки  на однозначное число.

 Учиться проверять результаты действий деления и умножения.

Работа в тетрадях, проверочная работа; контрольная работа, тесты; дидактические игры.

Устно складывать и вычитать десятки в пределах 100.

Выполнять устно сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины и массы

Умножать 10.  Умножать на 10.

Выполнять проверку всех действий.

 Выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности в пределах 100 ( все случаи).

Выполнять проверку действия сложения и вычитания обратным действием.

Выполнять вычисления произведения и частного (табличные случаи).

Употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления.

Пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел, правилами умножения на 0, 1, 10 при решении примеров.

Пользоваться практически переместительным свойством умножения.

Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в т.ч. в два действия).

Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).  

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение.

Задачи в 2-3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

Познакомить с простыми задачами на нахождение неизвестного

слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение.

Развивать умение  решения задач, составленных из ранее решаемых простых задач.

Тренироваться в решении простых задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого и кратное сравнение.

Тренироваться решать задачи в 2-3 действия.

Работа в тетради; проверочные работы; дидактические игры

Решать простые текстовые задачи на  разностное и кратное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого по известной разности и вычитаемого,  нахождение неизвестного вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.

Решать задачи в 2-3действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

Решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых задач.

Кратко записывать, моделировать содержание, решать составные задачи в два действия.

Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Решать задачи в два действия.

Геометрический материал.

Треугольник. Элементы треугольника: углы, стороны, вершины. Основание, боковые, смежные стороны в треугольнике. Виды треугольников. Различение треугольников по видам углов и длинам сторон.

Построение треугольников по заданным длинам сторон.

Прямоугольник (квадрат). Элементы прямоугольника: углы, стороны, вершины. Основание, боковые, смежные стороны в прямоугольнике (квадрате). Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон.

Ломаная линия, длина ломаной линии.

Расширить представление о геометрических фигурах и их свойствах.

Продолжить знакомство с геометрическими фигурами. Закрепить чертёжные навыки работы с линейкой и угольником.

Работа в тетрадях, проверочная работа; контрольная работа, тесты; дидактические игры.

Сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон.

Строить треугольники по заданным сторонам.

Строить диагонали прямоугольника (квадрата).

Узнавать цилиндр, конус.

Строить взаимно перпендикулярные и взаимно параллельные прямые, использовать знаки параллельности и перпендикулярности.

Различать замкнутые, незамкнутые кривые    ломаные линии.

Измерять, вычислять длину ломаной линии.

Выполнять построение ломаной линии по данной длине отрезков.

Узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей; находить точки пересечения.

Называть стороны прямоугольника (квадрата): основания, боковые, смежные стороны.

Чертить окружность заданного диаметра.

Чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге.

 Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины.

Строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника.

Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам

( вершинам ).


Учебно-тематический план по предмету «Математика»

Название раздела в программе

Количество часов (68 ч)

теория

Контрольные мероприятия

I

Нумерация

34 ч

4

II

Единицы измерения и их соотношения

16 ч

4

III

Арифметические действия

60 ч

4

IV

Арифметические задачи

16 ч

4

V

Геометрический материал

20 ч

4

Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) – Книга для учителя. М., «Просвещение». 
  3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5 – 6 лет. Изд. Мозаика-Синтез, М.: 2008.
  4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Рабочие тетради к книге «Развитие элементарных математических представлений» детского сада.
  5. Чудакова А.А. Считаем до 5. Альбом занимательных упражнений по математике для детей 5 – 6 лет.- М.: Издательство «Гном и Д», 2007.
  6. Хилько А.А. Тетрадь по математике, часть 2, часть 3. ВЛАДОС, 2006.
  7. Алышева Т.В.Математика. Учебник для 1 класса школ 8 вида. Часть 1. Просвещение, 2010.
  8. Алышева Т.В.Математика. Учебник для 1 класса школ 8 вида. Часть 2. Просвещение, 2010.

Для проведения уроков математики используется следующие методические пособия: материалы для фронтальной и индивидуальной работы, иллюстрированные схемы, объемный демонстрационный материал (карточки с цифрами, счетный материал, карточки с различным количеством предметов, кубики с цифрами, калькуляторы, счетные палочки, трафареты геометрических фигур, схемы решения задач, муляжи часов) и технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, видеоплейер, магнитофон, компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г

Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....

Рабочая программа по предмету "Математика" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе представлена рабочая программа по прдмету "Школа России"...

Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования , Примерной про­граммы на...