Рабочая программа по предмету математика 4 класс
материал по математике (4 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_matematika_4_klass.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы
Протокол № ____ от ______________ 2014 г.
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
учителей начальных классов
протокол № ____ от 2014 г.
Председатель МО учителей начальных классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Математика»
4 «А» КЛАССА
(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)
Составитель программы:
учитель
Гусева Анастасия Андреевна
Москва
2014 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении. На уроках математики формируются и развиваются количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка. Основной задачей обучения математики учащихся данной категории является социальная адаптация с целью дальнейшей интеграции в общество в том объеме, который доступен каждому ребенку индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы максимально связывается с жизненным опытом учащихся и соответствует условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети. Одна из главных задач уроков математики в школе - научить детей с нарушением интеллекта узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. С трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.д. На уроках математики происходит формирование и развитие мыслительных процессов, памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия и т.д. На уроках математики также решаются задачи воспитания целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности и законченности действия поставленной задачи.
Рабочая программа по обучению математики реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках математики проходит в соответствии с нормами САНПиНа и с применением ИКТ.
На уроки математики в 4-ом классе отводится 4 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, интерактивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе вместо сформулированных основных требований к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь» записаны формулировки: «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Основные требования к умениям учащихся по предету:
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
- выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц, десятков); - записывать, читать разрядные единицы (единицы, десятки) в разрядной таблице; - использовать единицу измерения длины (миллиметр) при измерении длины; - соотносить меря длины, массы, времени; - записывать числа (полученные при измерении длины) двумя мерами (5 см 6 мм; 8 м 3 см); - заменять известные крупные единицы измерения длины, массы мелкими и наоборот; - определять время по часам с точностью до 1 минуты; - выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в пределах 100 (все случаи); - выполнять проверку действий сложения и вычитания обратным действием; - применять микрокалькулятор для выполнения и проверки действий сложения и вычитания; - выполнять вычитание произведения и частного (табличные случаи); - употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления; - пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел; правилами умножения на 0, 1, 10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров; - пользоваться практически переместительным свойством умножения; - находить доли предмета и числа, называть их; - решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых арифметических задач; - самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; - различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломанные линии; - измерять, вычислять длину ломанной линии; - выполнять построение ломанной линии по данной длине её отрезков; - узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей; находить точки пересечения; - называть стороны прямоугольника (квадрата): основания, боковые, смежные стороны; - чертить окружность заданного диаметра; - чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге. | - выделять и указывать количество единиц и десятков в двузначном числе; - заменять крупную меру длины, массы мелкой (возможна помощь учителя); - определять время по часам с точностью до 5 минут; - выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; - выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 100 с помощью микрокалькулятора (возможна помощь учителя); - употреблять в речи название компонентов и результатов действий сложения и вычитания; - выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деления на эти числа (без использования таблицы); - пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного чисел 6, 7, 8, 9; - выполнять действия умножения с компонентами 0, 1, 10 (с помощью учителя); - понимать названия и показывать компоненты умножения и деления; - получать и называть доли предмета; - решать простые задачи указанных видов; - решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач (возможно с помощью учителя); - узнавать, называть ломаные линии, выполнять построение производной ломаной линии; - узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на плоскости (без вычерчивания); - находить точку пересечения линий (отрезков); - называть, показывать диаметр окружности; - чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон на нелинованной бумаге с помощью чертёжного угольника (возможна помощь учителя). | - указывать и по возможности выделять количество единиц и десятков в двузначных числах (с помощью учителя); - заменять крупную меры длины, массы мелкой (с помощью учителя); - выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; - по возможности употреблять в речи название компонентов и результатов действий сложения и вычитания; - решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач (с помощью учителя); |
При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся.
Проводятся текущие контрольные работы и итоговые контрольные работы за каждую четверть и учебный год. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки.
Обучение осуществляется по учебнику Перова М.Н., Математика, учебник для 4 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида, М., «Просвещение», 2012 г.
В основу содержания программы положены три основные принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
Учебный материал - максимально приближенный к социальной среде, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Принцип доступности лежит в основе учебного материала каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.
Организация процесса обучения базируется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы используются натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты и т.п.), а также использование ИКТ.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений применять их практически. В связи с тем, что учебный материал усваивается учащимися на различном уровне, программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
Содержание рабочей программы по предмету «Математика».
Раздел | Содержание раздела | Задачи раздела | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Нумерация | Повторение нумерации чисел в пределах 20. Образование, чтение, запись чисел до 100. Разряды: единицы, десятки, сотни. Таблица разрядов. Счёт до 100 разрядными единицами и равными числовыми группами по 5, 50, 2, 20, 25. Умение отложить любое число в пределах 100 на калькуляторе и счётах. Округление | Повторить нумерацию в пределах 20. Дать представление о способах получения двузначных чисел и 100. Ознакомить с разрядными единицами. Тренировать учащихся в определении количества единиц, десятков, сотен в числе. Тренировать счёту разрядными единицами. Научить откладывать числа на калькуляторе. Тренировать округлению чисел в пределах 100 до десятков. | Закрепить знания о нумерации в пределах 100. Тренироваться в получении двузначных чисел и 100 разными способами. Выработать умение нахождения разрядных единиц в числе. Учиться счёту разрядными единицами. Тренироваться в откладывании чисел на калькуляторе. Тренироваться в округлении чисел в пределах 100. Учиться различать арифметические действия при выполнении кратного и разностного сравнения. | Работа в тетрадях, проверочная работа; контрольная работа, тесты; дидактические игры | Уметь читать и записывать числа в пределах 100. Выделять и называть разрядные единицы. Должны уметь: считать разрядными единицами до100 и равными группами в прямой и обратной последовательности Читать, записывать, откладывать на калькуляторе, счётах числа в пределах 100. Должны уметь округлять до указанного разряда числа в пределах 100, пользоваться знаком округления | Уметь читать и записывать числа в пределах 10. Уметь читать и записывать числа в пределах 100. Выделять и указывать количество разрядных единиц (единиц, десятков). Записывать, читать разрядные единицы (единицы, десятки в разрядной таблице) Применять микрокалькулятор для выполнения проверки действий сложения и вычитания. | Образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка. Считать по единице и равными числовыми группами ( по 2, по 3, по 4, по 5) в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Сравнивать числа в пределах 20 ( однозначные с двузначными, двузначные с двузначными) Использовать при сравнении чисел знаки: «<»; «>»; «=» Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц. |
Единицы измерения и их соотношения | Единицы измерения длины и массы. Меры времени: год, високосный год, 1год=365(366) суткам. Сравнение и преобразование чисел, полученных при измерении длины, массы. Термометр, шкала, цена деления. Определение температуры воздуха с помощью термометра по шкале положительных значений. | Расширить знания учащихся об единицах измерения длины, массы, времени. Познакомить учащихся с денежными купюрами достоинством 100 р., 50 р. Дать представление о високосном годе. Тренировать сравнивать и преобразовывать числа, полученные при измерении длины и массы. Ознакомить с устройством термометра. | Учиться использовать соотношения между единицами измерения длины, массы. Тренироваться в использовании купюр разного достоинства при размене. Тренироваться сравнивать и преобразовывать числа, при измерении длины, массы. Тренироваться в определении показаний температуры на термометре. | Работа в тетрадях; проверочная работа, тестирование, контрольная работа; дидактические игры. | Измерять длину в мм, см, дм, м. Измерять массу в г и кг. Записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения длины, стоимости, массы. Представлять числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы в более мелких или крупных мерах. Сравнивать числа, полученные при измерении. Определять температуру воздуха с помощью термометра (шкала положительных значений). | Использовать единицу измерения длины (миллиметр) при измерении длины. Соотносить единицы измерения длины, массы, времени. Записывать числа при измерении длины двумя мерами (6м 5см) Определять время по часам с точностью до минуты. Заменять известные крупные единицы измерения длины, массы, мелкими и наоборот. | Записывать числа, выраженные одной единицей измерения ( стоимости, длины, времени). Определять время по часам с точностью до часа. |
Арифметические действия | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи). Умножение на 10. Деление на 10, Устное умножение и деление круглых десятков на однозначное число Проверка действий деления и умножения. | Автоматизировать навыки учащихся при сложении и вычитании в пределах 100; умножении и делении на 10. Устное умножении и делении круглых десятков на однозначное число. Дать представление о проверке результатов действий деления и умножения. | Учиться самостоятельно выполнять сложение и вычитание в пределах 100; умножение и деление на 10, делить на 0; 1, устно умножать и делить круглые десятки на однозначное число. Учиться проверять результаты действий деления и умножения. | Работа в тетрадях, проверочная работа; контрольная работа, тесты; дидактические игры. | Устно складывать и вычитать десятки в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины и массы Умножать 10. Умножать на 10. Выполнять проверку всех действий. | Выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности в пределах 100 ( все случаи). Выполнять проверку действия сложения и вычитания обратным действием. Выполнять вычисления произведения и частного (табличные случаи). Употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления. Пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел, правилами умножения на 0, 1, 10 при решении примеров. Пользоваться практически переместительным свойством умножения. | Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в т.ч. в два действия). Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени). |
Арифметические задачи | Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи в 2-3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач. | Познакомить с простыми задачами на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Развивать умение решения задач, составленных из ранее решаемых простых задач. | Тренироваться в решении простых задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого и кратное сравнение. Тренироваться решать задачи в 2-3 действия. | Работа в тетради; проверочные работы; дидактические игры | Решать простые текстовые задачи на разностное и кратное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого по известной разности и вычитаемого, нахождение неизвестного вычитаемого по известному уменьшаемому и разности. Решать задачи в 2-3действия, составленные из ранее решаемых простых задач. | Решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых задач. Кратко записывать, моделировать содержание, решать составные задачи в два действия. | Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решать задачи в два действия. |
Геометрический материал. | Треугольник. Элементы треугольника: углы, стороны, вершины. Основание, боковые, смежные стороны в треугольнике. Виды треугольников. Различение треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по заданным длинам сторон. Прямоугольник (квадрат). Элементы прямоугольника: углы, стороны, вершины. Основание, боковые, смежные стороны в прямоугольнике (квадрате). Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон. Ломаная линия, длина ломаной линии. | Расширить представление о геометрических фигурах и их свойствах. | Продолжить знакомство с геометрическими фигурами. Закрепить чертёжные навыки работы с линейкой и угольником. | Работа в тетрадях, проверочная работа; контрольная работа, тесты; дидактические игры. | Сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон. Строить треугольники по заданным сторонам. Строить диагонали прямоугольника (квадрата). Узнавать цилиндр, конус. Строить взаимно перпендикулярные и взаимно параллельные прямые, использовать знаки параллельности и перпендикулярности. | Различать замкнутые, незамкнутые кривые ломаные линии. Измерять, вычислять длину ломаной линии. Выполнять построение ломаной линии по данной длине отрезков. Узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей; находить точки пересечения. Называть стороны прямоугольника (квадрата): основания, боковые, смежные стороны. Чертить окружность заданного диаметра. Чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге. | Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике. Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины. Строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника. Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам ( вершинам ). |
Учебно-тематический план по предмету «Математика»
№ | Название раздела в программе | Количество часов (68 ч) | |
теория | Контрольные мероприятия | ||
I | Нумерация | 34 ч | 4 |
II | Единицы измерения и их соотношения | 16 ч | 4 |
III | Арифметические действия | 60 ч | 4 |
IV | Арифметические задачи | 16 ч | 4 |
V | Геометрический материал | 20 ч | 4 |
Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) – Книга для учителя. М., «Просвещение».
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5 – 6 лет. Изд. Мозаика-Синтез, М.: 2008.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Рабочие тетради к книге «Развитие элементарных математических представлений» детского сада.
- Чудакова А.А. Считаем до 5. Альбом занимательных упражнений по математике для детей 5 – 6 лет.- М.: Издательство «Гном и Д», 2007.
- Хилько А.А. Тетрадь по математике, часть 2, часть 3. ВЛАДОС, 2006.
- Алышева Т.В.Математика. Учебник для 1 класса школ 8 вида. Часть 1. Просвещение, 2010.
- Алышева Т.В.Математика. Учебник для 1 класса школ 8 вида. Часть 2. Просвещение, 2010.
Для проведения уроков математики используется следующие методические пособия: материалы для фронтальной и индивидуальной работы, иллюстрированные схемы, объемный демонстрационный материал (карточки с цифрами, счетный материал, карточки с различным количеством предметов, кубики с цифрами, калькуляторы, счетные палочки, трафареты геометрических фигур, схемы решения задач, муляжи часов) и технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, видеоплейер, магнитофон, компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г
Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....
Рабочая программа по предмету "Математика" 3 класс по программе "Школа России"
В данном разделе представлена рабочая программа по прдмету "Школа России"...
Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования , Примерной программы на...