Рабочая программа по предмету математика 3 класс
материал по математике (3 класс) по теме
Адаптированная рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_matematika_3_klass.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Математика»
3 КЛАСС
(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)
Составитель программы:
учитель
Гришина Анастасия Андреевна
Москва
2012 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта и предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении. На уроках математики формируются и развиваются количественные и качественные изменения в познавательны с целью дальнейшей интеграции в общество в том объеме, который доступен каждому ребенку индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы максимально связывается с жизненным опытом учащихся и соответствует условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети. Одна из главных задач уроков математики в школе - научить детей с нарушением интеллекта узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. С трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.д. На уроках математики происходит формирование и развитие мыслительных процессов, памяти, внимания, зрительно-пространственного-восприятия и т. д.. На уроках математики также решаются задачи воспитания целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности и законченности действия поставленной задачи.
Рабочая программа по обучению математике реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой.
Обучение на уроках математики проходит в соответствии с нормами САНПиНа и с применением ИКТ.
На уроки маематики в 3-ем классе отводится 4 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, интерактивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Уровень умений и знаний учащихся по предмету оценивается в зависимости от индивидуальных особенностей потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе вместо сформулированных основных требований к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь» записаны формулировки: «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Основные требования к умениям учащихся по предету:
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
|
|
|
При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся.
Проводятся текущие контрольные работы и итоговые контрольные работы за каждую четверть и учебный год. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки.
Обучение осуществляется по учебнику В.В. Эк, Математика, учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., «Просвещение», 2012.
В основу содержания программы положены три основные принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
Учебный материал максимально приближен к социальной среде, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Принцип доступности лежит в основе учебного материала каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.
Организация процесса обучения базируется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы используются натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты и т. п.), а также использование ИКТ.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений применять их практически . В связи с тем, что учебный материал усваивается учащимися на различном уровне, программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
Содержание рабочей программы по предмету «Математика».
Раздел | Содержание раздела | Задачи раздела | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Повторене | Сложение и вычитание в пределах 20, состав чисел первого и второго десятков, простые задачи на нахождение суммы и остатка. Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. сравнение чисел. Измерение и построение отрезков. | Повторить и уточнить знания детей о составе чисел первого и второго десятков, умения детей складывать и вычитать эти числа. Закрепить навыки счета в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Закрепить навык измерения и построения отрезков | Учащиеся должны уточнить и повторить числа первого и второго десятков, а также уметь выполнять действия с ними. | Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы. | Складывать, вычитать, сравнивать числа второго десятка. Решать простые задачи на нахождение суммы и остатка. Измерять и строить отрезки. | Складывать, вычитать, сравнивать числа второго десятка с помощью учителя. Решать простые задачи на нахождение суммы и остатка с помощью учителя. | Складывать, вычитать числа первого и второго десятков с помощью учителя на конкретном материале. |
Нумерация | Нумерация чисел в пределах 100. Получение и запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полых двузначных чисел на десятки и единицы. Умение откладывать числа на счетах. Числовой ряд 1-100, счет в пределах 100. Присчитывание и отсчитывание по единице, 2, 3, 4, 5. Сравниение чисел. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков и едениц. Четные и нечетные числа | Дать учащимся понятие о числах первой сотни. Формировать умение получать и записывать круглые десятки; получать и записывать полные двузначные числа из десятков и единиц. Продолжать учить откладывать числа на счетах. Формировать умение присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц. | Учащиеся должны усвоить понятие о числах первой сотни; уметь получать и записывать круглые десятки, полные двузначные числа из десятков и едениц. Уметь откладывать числа на счетах, присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц. | Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы. | Знать числа первой сотни и способы их получения. Уметь записывать круглые десятки и откладывать на счетах числа первой сотни. Уметь присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц. | Видеть и различать числа первой сотни с помощью учителя. Записывать круглые десятки и откладывать их на счетах. Присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц (с помощью учителя). | Читать и записывать числа в пределах 20, откладывать их на счетах. Присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5, в пределах 20. |
Единицы измерения и их соотношения | Единицы измерения длины: дециметр, метр. Обозначения: 1м., 1 дм. Соотношение 1м =10 дм. Единицы измерения времени: минута, год, их обозначения. Отрывной календарь, порядок месяцев. Единица Измерения массы: килограмм, обозначение. Единица измерения емкости: литр, обозначение. Монета 50 к., бумажные купюры 50 и 100р., операции с монетами. Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Определение времени. | Изучить единицы измерения длины: метр, дециметр; научиться записывать их обозначения. Изучить единицы измерения врмени: год, месяц; измерения массы: килограмм, обозначение; Единица измерения емкости: литр, обозначение. Научить записывать числа, выраженные одной единицей измерения. Изучить монету 50 к., бумажные купюры 50 и 100р., операции с монетами. | Учащиеся должны знать единицы измерения длины: метр, дециметр; уметь записывать их обозначения. Знать диницы измерения врмени: год, месяц; измерения массы: килограмм, уметь их обозначать; единицу измерения емкости: литр. Уметь записывть числа, выраженные одной единицей измерения. Знать монеты и купюры достоинством в 50 едениц. | Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы. | Знать единицы измерения длины: метр, дециметр; уметь записывать их обозначения. Знать единицы измерения врмени: час, год, месяц. Уметь определять время. Уметь записывать числа, выраженные одной единицей измерения. | Знать единицы измерения длины: метр, дециметр; уметь записывать их обозначения. Знать единицы измерения врмени: час, месяц. Уметь определять время. | Знать единицы измерения длины: дециметр. Знать единицы измерения врмени: час, месяц. |
Арифметические действия | Называние компонентов и результатов сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей, запись деления. Знак деления. Чтение действия деления. | Учить различать компотненты сложения и вычитания; умножения и деления. Учить складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд. Учить записывать и читать действия умножения и деления. Учить выполнять в правильном порядке действия в примерах со скобками. | Учащиеся должны уметь выделять и называть компоненты сложения и вычитания. Уметь складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд. Уметь записывать и читать действия умножения и деления. Уметь выполнять в правильном порядке действия в примерах со скобками. | Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы. | Различать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; умножения и деления Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд. Решать и записывать примеры на умножение и деление. Решать примеры со скобками. | Различать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; умножения и деления ( с помощью учителя) Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд( с использованием наглядного материала). Записывать примеры на умножение и деление. | Различать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; Складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через разряд (с помощью учителя). Знать и записывать знак умножния и деления. |
Арифметические задачи | Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного; увеличение в несколько раз; уменьшение в несколько раз. Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой и количеством. Задачи в два действия. | Учить решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного; увеличение в несколько раз; уменьшение в несколько раз. Учить вычислять стоимость на основе зависимости между ценой и количеством. Учить решать задачи в два действия. | Учащиеся должны уметь решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного; увеличение в несколько раз; уменьшение в несколько раз. Уметь вычислять стоимость на основе зависимости между ценой и количеством; решать задачи в два действия. | Проверочная работа, контрольные работы. | Решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного; увеличение в несколько раз; уменьшение в несколько раз ( помощью учителя и с использованием наглядности). Вычислять стоимость на основе зависимости между ценой и количеством; решать задачи в два действия. | Решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного ( с помощью учителя). Вычислять стоимость на основе зависимости между ценой и количеством (с помощью учителя). | Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности( с помощью учителя). |
Геометрический материал. | Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий, точка пересечения (ее обозначение). Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Многоугольник: вершины, стороны, углы. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Прямоугольник. Противоположные стороны. Свойства сторон прямоугольника. | Учить строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному. Учить находить и обозначать точку пересечения линий. Учить измерять стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Дать понятие и свойствах сторон прямоугольника. | Учащиеся должны уметь строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному; находить и обозначать точку пересечения линий. Уметь измерять стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Знать свойства сторон прямоугольника. | Проверочные работы, контрольные и итоговые работы. | Строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному; находить и обозначать точку пересечения линий. Измерять самостоятельно стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Знать и применять свойства сторон прямоугольника. | Строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному; находить и обозначать точку пересечения линий (с помощью учителя). Измерять (с помощью учителя) стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Знать и применять свойства сторон прямоугольника. | Строить отрезок больше (меньше) данного, равный данному (с помощью учителя). Измерять (с помощью учителя) стороны многоугольника. |
Учебно-тематический план по предмету «Математика»
№ | Название раздела в программе | Количество часов (68 ч) | |
теория | Контрольные мероприятия | ||
I | Нумерация | 34 ч | 4 |
II | Единицы измерения и их соотношения | 16 ч | 4 |
III | Арифметические действия | 60 ч | 4 |
IV | Арифметические задачи | 16 ч | 4 |
V | Геометрический материал | 20 ч | 4 |
Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5 – 6 лет. Изд. Мозаика-Синтез, М.: 2008.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Рабочие тетради к книге «Развитие элементарных математических представлений» детского сада.
- Хилько А.А. Тетрадь по математике, часть 2, часть 3. ВЛАДОС, 2006.
- Алышева Т.В.Математика. Учебник для 1 класса школ 8 вида. Часть 1. Просвещение, 2010.
- Алышева Т.В.Математика. Учебник для 1 класса школ 8 вида. Часть 2. Просвещение, 2010.
Для проведения уроков математики используется следующие методические пособия: материалы для фронтальной и индивидуальной работы, иллюстрированные схемы, объемный демонстрационный материал (карточки с цифрами, счетный материал, карточки с различным количеством предметов, кубики с цифрами, калькуляторы, счетные палочки, трафареты геометрических фигур, схемы решения задач, муляжи часов) и технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, видеоплейер, магнитофон, компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г
Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....
Рабочая программа по предмету "Математика" 3 класс по программе "Школа России"
В данном разделе представлена рабочая программа по прдмету "Школа России"...
Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования , Примерной программы на...