Урок по математике «Число и цифра 3».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 19
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Число и цифра 3».
Основные цели:
1) сформировать способность к фиксированию количества числа 3 в графической и знаковой форме, к сложению и вычитанию в пределах 3;
2) повторить состав числа 2, знаковую и схематическую записи чисел 1 и 2;
3) тренировать мыслительную операцию сравнения и аналогии.
Демонстрационный материал:
1) текст письма на листе А-4:
2) рисунки 6-и домиков: 2 домика на половине А-4, 4 домика на листе А-4 с прорезями для карточек чисел;
3) набор карточек с графическим изображением чисел 1 – 3, карточек с цифрами и знаками действий;
4) эталон числа 3;
5) карточки с примерами:
6) карточки с примерами для задания на пробное действие:
7) эталон состава числа 3:
8) эталоны сложения и вычитания;
9) чистый лист (формат половина А-4) для демонстрации записи цифры;
10) черный и красный фломастеры;
11) образец выполнения задания (этап 6):
12) образец выполнения самостоятельной работы:
Задание 1.
Задание 2 (№ 4, стр. 30)
13) набор геометрических фигур.
Раздаточный материал:
1) рисунки двух домиков для числа 1 (1/6 А-4), рисунки двух домиков для числа 2 (формат А-5) с прорезями для карточек, рисунки двух домиков для числа 3 и карточка с графическим изображением числа 3 в конверте;
2) набор цифр и знаков действий;
3) графическое изображение чисел 1 – 2 на прозрачной пленке или кальке;
4) карточки с изображением эталонов сложения и вычитания;
5) чистый лист (формат – половина А-4);
6) фломастер черного цвета;
7) карточки с примерами (этап 2):
8) карточки с примерами для задания на пробное действие:
9) карточки с заданием (этап 6):
10) карточка с заданием для самостоятельной работы:
11) геометрическое лото;
12) счетные палочки;
13) цветные карандаши.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Вчера вечером почтальон принес к нам в класс письмо.
Учитель открывает конверт, читает письмо (Д–1).
- Вы готовы помочь числам?! (Да.)
- Чтобы выполнить это задание, нам понадобятся знания и умения, полученные на уроках математики. Что мы уже знаем? (Ответы детей.) Что умеем? (Ответы детей.)
- А если при строительстве мы столкнемся с чем-то новым, незнакомым? (Мы не растеряемся. Главное понять, что мы еще не знаем, и постараться самим открыть способ.)
- Я думаю, у вас все получится.
- С чего мы должны начать свою работу? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления о количестве как свойстве предметов и способе сравнения групп предметов;
2) повторить количественное обозначение чисел 1 и 2, написание цифр 1 и 2, состав числа 2;
3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;
4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация способа сравнения групп предметов.
- В Цифрограде одна улица. Вдоль нее стоят домики чисел.
Учитель показывает рисунки домиков (Д–2), прикрепляет их магнитами к доске и просит детей найти на партах такие же рисунки (Р–1).
- Чем похожи домики? (Крыши одинаковой треугольной формы, домики одноэтажные.)
- Чем отличаются? (Разное количество комнат: есть однокомнатные и двухкомнатные.)
- Разбейте домики на группы по сходству.
Учитель показывает на первый домик.
- Какое число может жить в этом домике? (Число один.)
- Кто поселит это число в домик?
Дети прикрепляют к первому домику карточку с цифрой 1.
- А как мы еще обозначали число 1? (Точкой.)
- Какой еще домик подойдет для этого числа? Почему? (Второй, потому что там тоже одна комната.)
- Как узнать, что эти домики заняты числом один? (Нужно поставить номер.)
- Куда прикрепить номер, чтобы было лучше видно?
Дети предлагают разные варианты, выбирается место на крыше.
– Домики для числа один готовы:
- Какое число может жить в оставшихся домиках? (Число 2.)
- Как показать, что здесь живет число 2? (Точками и цифрой.)
- Как вы думаете, почему в этих домиках по две квартиры? (2 = 1 + 1.)
Если дети затруднятся ответить на этот вопрос, учитель может поставить наводящие вопросы:
- Что мы знаем о составе числа 2? (2 — это 1и 1.) Как это можно показать?
Домики заполняются аналогично как домики для числа один.
2) Актуализация вычислительных навыков в пределах 2. Затруднение в индивидуальной деятельности.
- В гости к числам приехали примеры. Найдите на своих карточках такие же примеры:
Учитель прикрепляет магнитами карточки с примерами (Д-5) к доске, дети из раздаточного материала (Р-7) отбирают такие же.
- Каждый пример может зайти в гости только в тот домик, который соответствует его ответу. Давайте разведем гостей по домам.
Дети выполняют вычисления устно и размещают карточки с примерами рядом с соответствующими домиками. Работа проводится на доске и на рабочих местах одновременно. Действия комментируются приблизительно так:
1 + 1 =2, помещаю карточку рядом с домиком числа 2.
- Итак, что мы повторили? (Мы повторили способы записи чисел один и два, состав числа два.)
- Встретились ли вам затруднения? (Нет, мы все это изучали на прошлых уроках.)
- Что вам помогало? (Наши знания, эталоны чисел.)
- Я вижу, что вы готовы изучать новое.
Учитель вывешивает на доску карточки с примерами для пробного действия Д-6.
- Положите перед собой карточки с такими же примерами.
Учащиеся достают карточки Р-8.
- Посмотрите на эти примеры. Есть ли в них новое для вас?
Учащиеся могут не выделить новое, так цифры в примерах им знакомы.
- Попробуйте найти ответы к этим примерам и расселить их по домикам.
На выполнение задания отводится 1 минута.
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось?
Многие учащиеся смогут найти значение предложенных выражений. Однако заселить эти примеры правильно в домики они не смогут. Если будут попытки заселить примеры в имеющиеся домики, то путем анализа учитель указывает на ошибочность мнения. Фиксируется затруднение: не можем заселить примеры в нужный домик.
- В какой домик проводим эти примеры?
Если были допущены вычислительные ошибки, затруднение фиксируется сразу: не можем правильно найти ответ.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Ребята, какое задание вы выполняли? (Распределяли примеры 1 + 2 и 2 +1 рядом с домиками чисел.)
- В чем возникло затруднение? (Некоторые из нас не смогли правильно посчитать, а кто посчитал, не смог заселить примеры в домики.)
- Почему возникли эти затруднения? (Мы не изучали число 3, не знаем, как правильно его обозначать.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель перед собой поставим? (Изучить число 3.)
- Тема урока: «Число и цифра 3».
- Вспомните, как мы изучали число два. Подумайте, как будем изучать число три? (Так же.)
- С чего начнем? (Научимся обозначать число с помощью точек.)
- Что нам поможет? (Возможно, обозначения чисел один и два с помощью точек.)
- Далее? (Будем учиться писать цифру три, и «откроем», как можно это число составить.)
- Что нам поможет в работе? (Наши знания, учебник, помощь учителя.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) определить способы обозначения числа 3 и последовательность действий при записи цифры 3, зафиксировать их на эталоне;
2) определить состав числа 3.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Графическое обозначение числа 3.
- Мы с вами предположили. Что нам могут помочь графические обозначения чисел один и два. Давайте подумаем, как?
Дети предлагают свои варианты, учитель обобщает ответы детей и предлагает воспользоваться прозрачной пленкой (Р–3), на которой нанесены графические значки чисел 1и 2.
В течение 2 минут дети в самостоятельной работе получают наложением графическую модель числа 3 и зарисовывают ее на половине листа А-4. Полученные варианты вывешиваются на доске.
- Молодцы! Вы хорошо потрудились и получили два варианта обозначения числа 3. Давайте посмотрим, согласен ли с нами автор учебника.
- Откройте учебник, стр. 30 и найдите рисунок кубика. Какой вариант рисунка нам подойдет?
Учитель оставляет на доске вариант:
- Найдите в конверте такую же карточку.
2) Обозначение числа 3 цифрой.
Учитель предлагает детям взять половину листа А-4 (Р–5) и попробовать написать цифру 3 самостоятельно. Некоторые варианты прикрепляются к доске.
- У нас получилось много вариантов. Можно ли использовать все ваши варианты? (Нет, люди нас могут не понять.)
- Какой вариант выбрать? (Нужно договориться, согласовать с автором.)
Учитель предлагает детям найти образец цифры в учебнике и рассказать, как правильно писать цифру 3. Все шаги по написанию цифры учитель может показать на листе А-4 или на доске: «Ставим рабочую точку чуть ниже середины верхней границы клетки. Ведем закругленную линию в верхний правый угол. Опускаемся вниз, почти до центра клетки. Ведем вторую закругленную линию вниз, до середины нижней границы клетки».
- Давайте еще раз повторим, как пишется цифра 3. Вы будете работать пальчиком в воздухе, а я отмечу каждый шаг стрелочками.
Дети комментируют свои действия хором вместе с учителем. На доске появляется образец записи цифры 3. Результат работы по созданию графической модели числа и цифры фиксируется виде эталона числа 3 (Д–4).
3) Работа над составом числа 3.
- Какие шаги мы с вами уже сделали в процессе изучения числа 3? (Изучили способы обозначения: с помощью точек и цифры.)
- Какой шаг осталось сделать? (Изучить состав числа три.)
- Как можно доказать, что 1 + 2 и 2 + 1 равны 3? (Можно посчитать геометрические фигуры, счетные палочки, точки.)
- Договоритесь в своих парах, каким способом вы будете доказывать.
Учитель приглашает к доске по одной паре учеников на каждый способ. Остальные пары работают на своих местах.
- Давайте докажем сначала, что 2 + 1 =3.
Каждый способ доказательства проверяется при помощи эталона сложения и согласовывается: дети жестами выражают свое согласие или несогласие с работающими у доски учениками.
- Как можно быстрее доказать, что 1 + 2 = 3? ( Слагаемые поменяли местами, поэтому результат не изменится.)
- Как на одной схеме (Д–6) показать, что 1 + 2 и 2 + 1 равны 3-м?
Если дети затрудняются с ответом, учитель проводит работу с помощью подводящего диалога:
- Какое число поместим в центре? (Число, которое получилось в результате, это — 3.)
Учитель записывает цифру 3.
- А в пустые прямоугольники запишем то, как получили это число.
Дети называют, как получили число 3. Учитель записывает в пустые прямоугольники:
- Можем мы теперь заселить домики числа 3? (Да.)
- Как вы думаете, достаточно ли тройке одноэтажного дома? Почему? (Нет, потому что 3 это 1 и 2 и 2 и 1.)
Учитель прикрепляет к доске рисунок домика и просит детей найти в конверте такой же.
- Кто попробует заселить в домик точки? (Два ученика поочередно прикрепляют точки в окошки первого рисунка на доске, остальные в это время выполняют ту же работу на своих местах.)
Аналогично идет работа со вторым домиком.
- Достаточно ли мы поработали в Цифрограде? Можем ли мы быть уверены, что в следующий раз не столкнемся с этим затруднением? (Нет.)
- Что нужно сделать, чтобы запомнить все изученное о числе 3? (Нужно закрепить, потренироваться.)
Физкультминутка.
Ритмический счет через 2.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи различие между числом и цифрой, способ записи цифры 3, состав числа.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Работа в прописи, стр. 30.
- Рассмотрите рисунки вверху страницы. Какое число следует за числом 2 при счете? (3.)
- Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 3.)
- Что поможет вспомнить порядок записи цифры три? (Эталон числа 3.)
Учитель прикрепляет к доске эталон числа 3.
- Кто расскажет, как пишется цифра?
Один ученик с комментированием пишет цифру на заранее разлинованной доске. Остальные работают в прописях.
- Сколько поросят на рисунке? (Три.)
- Из какой они сказки? («Три поросенка».)
- Кто ее автор? (С. В. Михалков.)
- Какой цифрой обозначим число поросят? (Цифрой 3.)
Один ученик записывает цифру на доске с комментированием своих действий. Остальные работают в прописи.
- Найдите № 3, стр. 30. Как называется нарисованная фигура? (Треугольник.)
- Почему? (У треугольника три угла, три вершины, три стороны.)
- Какой цифрой обозначим это количество?
Работа по написанию цифры проводится аналогично. Далее работа организуется в парах: дети проговаривают друг другу, как пишется 3, и записывают 2 цифры в прописи.
2) Повторение состава числа 3.
Учитель предлагает детям карточки с заданиями (Р–9):
- Рассмотрите рисунок на первой строчке. Какое действие нужно выполнить в этом задании? (Сложение частей.) Что получим в результате? (Целое.) Назовите предметы, которые нужно нарисовать в третьем мешочке. (2 круга и 1 прямоугольник.)
Дети выполняют задание.
- Докажите с помощью эталона сложения, что мы правильно нашли целое.
Учитель прикрепляет к доске эталон и просит учеников найти у себя на партах такую же карточку. Дети соединяют предметы в мешочках ниточками.
- Обозначим количество предметов в каждом мешочке цифрой. Какой пример запишем под рисунком? (1 + 2 = 3.) Назовите и подчеркните в этом примере целое и части.
Работа по второму рисунку проводится аналогично, но с большей долей самостоятельности. Проверка выполнения задания осуществляется по образцу, который учитель предъявляет на доске (Д–11).
- Что интересного заметили в этом задании? (Части меняются местами, целое не меняется.)
- Итак, достаточно ли вам тренироваться? (Ответы детей.)
- Что нужно сделать, чтобы это определить? (Выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) проверить сформированность представления о числе 3, состав числа 3;
2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает карточки с рисунками предметов Р–10.
1) - Соедините ниточкой цифру 3 с мешками, в которых находится столько же предметов, сколько обозначает эта цифра.
- Сравните свою запись с образцом.
Учитель открывает образец на доске (Д–12).
- Если допустили ошибку, исправьте ее: проведите ниточку правильно зеленым карандашом в соответствии с образцом.
- Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на карточке «?».
- Кто выполнил задание верно, поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли. Какое число предметов обозначается цифрой 3.)
2) № 4, стр. 30
- Рассмотрите рисунки. Какое задание нам нужно выполнить? (Сложить фигуры в двух мешках и результат зарисовать в третьем мешке. Потом посчитать количество фигур в этом мешке и записать цифру в окошко.)
- Всем ли понятно задание? Приступайте к работе.
На выполнение этого задания отводится 2 минуты. Проверка проводится поэтапно: сначала по эталону сложения (Д–8), потом по образцу (Д–12), который учитель предъявляет на доске, проверяется выполнение первой части задания. Результат проверки фиксируется с помощью знаков «+» или «?» на полях. Аналогично проводится проверка второй части задания.
- Кто допустил ошибку? В какой части задания? (Дети указывают место допущенной ошибки, выявляют причину: ошиблись в вычислениях или были невнимательны.)
- Кто выполнил задание без ошибок? Кто выполнил всю самостоятельную работу без ошибок? Молодцы! Какой вывод вы можете сделать? (Мы все поняли о числе 3.)
- Те из вас, кто допустили ошибку, не огорчайтесь: мы потренируемся, и у вас все получится.
Физкультминутка.
Митя шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положили в кузовок.
Дети имитируют движения грибника, нагибаясь за каждым грибком.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым.
2) тренировать способность к удалению частей.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Числа очень довольны вашей работой и предлагают попробовать свои силы в более трудном задании. Попробуем?
Учитель предлагает детям найти № 5, стр. 30.
- Рассмотрите рисунки. Какое действие нужно выполнить? (Вычитание.)
- Что нам поможет выполнить это задание? (Эталон вычитания.)
Учитель помещает на доску эталон вычитания (Д-8) и просит детей найти у себя на карточке такой же эталон.
- Выполните вычитание с фигурами, нарисованными на первой строке.
Работа выполняется самостоятельно.
- Сколько фигур нарисовали в третьем мешке? (Один красный кружок.)
- Проверьте себя. (Дети соединяют фигуры ниточками.)
- Назовите по рисунку целое и части.
- Какими цифрами можно обозначить количество фигур в каждом мешке? (3, 2, 1.)
- Какой пример можно составить по этому рисунку? (3 – 2 = 1.) Подчеркните целое и части.
- Прочитайте получившуюся запись. (3 — целое, 2 — часть, 1 — часть.)
Работа по рисунку второй строки проводится аналогично.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Кто нам прислал письмо? (Числа из страны Цифирии.)
- О чем они нас попросили? (Построить домики для чисел 1, 2, 3.)
- Удалось ли нам выполнить просьбу чисел? (Да.)
- С каким затруднением мы встретились? (Не знали, как обозначить число 3 точками и цифрой.)
- Мы справились с этой проблемой? (Да.)
- Как обозначается число 3 графически и цифрой? Покажите на карточке. (Дети поднимают вверх эталоны числа 3.)
- Какое количество предметов обозначаем цифрой 3? (Три предмета.)
- Как получить число 3? (Три это два и один, один и два.)
- Как вы думаете, удалось ли вам побывать в учебной деятельности? Обоснуйте свой ответ.
- Оцените свою работу на уроке с помощью разноцветных точек (урок 18).
- Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.
- Я вместе с жителями страны Цифирии благодарю вас за работу. Вы – молодцы!
Домашнее задание:
- пропись: 2-я и 3-я строчки (продолжить по закономерности);
- №1, 2, стр.30 (составить маленький рассказ по рисункам, используя слова учебника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Число и цифра 1".
Урок по математике для 1 класса по программе "Перспектива", автор учебника Л.Г.Петерсон....
План урока по Математике "Число и цифра 7"
План урока по математике....
Конспект урока по математике. Число и цифра 8.
Урок с использованием игровых элементов обучения....

Коррекционный урок по математике "Число и цифра 18. Получение, написание. Место в числовом ряду. Письменная нумерация. Монеты".
Коррекционный урок по математике " ТЕМА: Число и цифра 18. Получение, написание. Место в числовом ряду. Письменная нумерация. Монеты. "...

Разработка урока по математике "Число и цифра 5".
Урок был подготовлен и проведен в ходе подготовки к заседанию школьного педагогического совета по теме "Требования ФГОС к управлению уроком". Учитель работает по учебно - методическому комплекту Л.Г.П...

Конспект урока по математике "Число и цифра 6" 1 класс.
Урок построен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Тип урока: открытие нового знания....