урок математики 4 кл. "Задачи на движение"
методическая разработка по математике (4 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_matem_4_kl.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учитель: Иванова Любовь Александровна
Школа: МБОУ Сычёвская СОШ №2
Учебный предмет: Математика
Автор УМК: Н.Б. Истомина
Класс: 4 «А»
№ урока: 122
Тема урока: «Повторение и обобщение. Задачи на движение»
Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений .
Цель деятельности учителя:
- создать условия для активного повторения и закрепления темы «Задачи на движение»
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Задачи урока:
Предметные:
· проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях);
· тренироваться в составлении схемы по тексту задачи и задачи по схеме,
· учиться выбирать более рациональный способ решения задач,
· формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;
· учиться работать с таблицей расписания движения поездов.
Метапредметные:
· формировать умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки), принятие мнения одноклассников, высказывать свои суждения, предложения, аргументы;
· формировать способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока, осуществляя рефлексию;
· использовать изученный материал для решения жизненных задач в поездках на различных видах транспорта.
Личностные:
· повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;
· осмысление поступков водителей и пешеходов на примерах писем учащихся (акция «Письмо водителю)
Методическое оснащение урока:
- Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, интерактивная доска,
интерактивное учебное пособие по математике «КиМ» 4 класс,
электронное приложение к учебнику М.И. Моро 4 класс;
- Дидактическое обеспечение: тетрадь «Учимся решать задачи» Н.Б. Истомина, наглядный материал «Схемы к задачам на движение», карточки-задания, карточка «Самооценка», таблица «Расписание поездов», ксерокопия статьи «Письмо водителю» из газеты «Сычёвские вести».
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, исследовательский
Форма обучения: урок
Формы работы:
Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | время | |
предметные | УУД (коммукативные, регулятивные, личностные, познавательные) | |||||
I.Мотивация к учебной деятельности. Цели: создание условий к продуктивной работе на уроке | Проверка рабочих мест. Психологически настраиваются на урок. | Настрой на работу. Начинается урок. Никого не обижать и друг другу помогать. Вы друг другу улыбнитесь, Крепче за руки держитесь! | Выполнение рекомендаций, данных учителем | ЛУУД Личностная саморефлексия КУУД Слушать и понимать речь других. | 1 мин | |
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Цели: создание условий для формирования УУД | Разгадывание ребусов. (фронтальная работа) Работа в парах для постановки целей по незаконченным предложениям с предварительным чтением текста на карточке. Обсуждение плана действий. | Предлагает разгадать ребусы и прочитать текст на карточке. (См. пр. 1) Прочитайте текст, который лежит перед вами. О чем же мы будем сегодня говорить с вами на уроке? Скажите, новая ли для вас эта тема? Поставьте цели нашего урока. (цели записываются на доске в виде незаконченных предложений: повторить способы решения задач на движение, достичь лучшего результата в умении решать эти задачи на практике, добиться хорошего знания безопасного поведения на дорогах. ) Давайте продумаем план по достижению нашей цели. | Разгадать ребусы. Прочитать текст о движении на дороге. Поставить цели урока. Рассказать о плане по достижению, поставленной цели. | Предметная рефлексия | ПУУД Находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия. РУУД Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, планировать деятельность на уроке для решения поставленных целей и задач КУУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам ЛУУД Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока | 3 мин |
III. Актуализация знаний 1.Математический диктант Цели: создание благоприятных условий для систематизации знаний учащихся по теме «Задачи на движение» и формированию УУД 2. Активизация знаний, умений, навыков 3.Самостоятельная работа | Дети расходятся по классу, находя фото млекопитающих, насекомых, птиц. Делятся на группы. Работают в группе. Работают на индивидуальных карточках. . Самооценка. Фронтальная работа. Внесение дополнений в таблицу. Объяснение правильности своих ответов. Индивидуальное задание на карточке. | А начнём мы с вами урок необычно. Пройдите, пожалуйста, по классу и снимите со стен то, чего у нас не было. Каждый снимает только один предмет. - Подойдите к тому столу, где есть надпись с тем классом животных, которое вы нашли. Деление класса на группы. - Посмотрите, что за надписи вы видите с обратной стороны? (Скорости.) - Определите, кого из животных можно назвать победителем по скорости в вашей группе? Кого из них мы поставим на первое место на пьедестале почёта? Почему? А чтобы мы поднялись на свой пьедестал, начнём с математического диктанта. Возьмите лист с заданиями и соедините правильные ответы. Учитель диктует: 1.Уменьшите в 6 раз сумму чисел 80 и 40 (20) 2. Скорость полета орла 30 м/с, а сокола 23 м/с. На сколько больше пролетит орел, чем сокол, за 1 секунду? (7 м) 3. Определи делимое в записи ? : 5 = 9 (ост.3) (48) 4. Разгадай правило, по которому составлен ряд чисел: 9, 18, 27, 36, 45…Каким числом нужно продолжить этот ряд? (54) 5. Чему равен корень уравнения x : 15=4 (60) 6. Сколько километров в 9000м? (9 км) Какая оценка у вас получилась? (5) Давайте все будем стремиться к этой оценке! (оцените себя в оценочном листе) Поговорим о величинах, необходимых при решении задач на движение. Какие величины не используют в задачах на движение? По какому признаку можно разделить данные величины на 3 группы? Дополните таблицу. Назовите предметы, объясните, для чего они предназнача-ются? Выберите лишние. Почему весы и термометр оказались лишними среди остальных предметов? Вспомните, как связаны между собой величины. Для этого соедините части верных утверждений на карточке. | Отвечают на вопросы, анализируют, рассуждают, делают выводы. Обсуждение в группе с оказанием поддержки товарищам и доказательством своей точки зрения. Объяснение своей точки зрения. Выполнение перевода из одних единиц скорости в другие и оказание поддержки испытывающим затруднения. Учащиеся находят правильные ответы, соединяют их и получают изображение 5 Высказывают свою точку зрения, доказывая её. Работают самостоятельно с самопроверкой. | Актуализация знаний учащихся о животном мире. Знакомство с животными-рекордсменами по скорости. Умение переводить из одних единиц скорости в другие. Формирование устных вычислительных навыков. Установление математических взаимосвязей. Обобщить и систематизировать знания по теме. | ПУУД Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий КУУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; работать в группе, слышать и уважать мнение товарищей. РУУД Планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению ПУУД Умение структурировать знания. | 8мин |
IV. Обобщение и систематизация знаний. Цель: создание условий для самоанализа учащимися умения решать задачи на движение. 1.Решение составных задач. 2.Работа над составлением задач по схемам. | Работа с интерактивной доской. (от каждой группы по 1 человеку) Самостоятельное решение 2 задач на движение в ТПО «Учимся решать задачи» Самооценка. На 20 минуте ФИЗМИНУТКА Составление каждой группой задач по данным им схемам. (См. Прил) По одному человеку от группы работают у доски. Самооценка. | Вспомните план работы. Чтобы достичь поставленной цели мы должны решить задачи. Проверьте и оцените свою работу. Физкультминутка Люди с самого рождения Составьте задачи к данным схемам и решите их. | Выполнение заданий на интерактивной доске с фронтальной проверкой. Самостоятельная работа в тетради с самоанализом умения решать задачи. Групповая работа. Анализ и обсуждение результатов работы каждой группы. | Сравнивать и решать различные задачи на движение. Знать и понимать зависимость между: скоростью, временем движения и длиной пройденного пути и использовать её при решении текстовых задач. Уметь решать задачи разными способами. | РУУД Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя или самостоятельно ЛУУД Формировать положительное отношение и интерес к изучению математики; чувство ответствен-ности за выполнение своей части работы при работе в группе, умение оценивать трудность предлагаемого задания; самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности ПУУД Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ | 15 мин +2мин Физми-нутка |
V. Применение знаний в новой ситуации Цель: создание условий для применения знаний в жизненной сиуации | Решение практических задач на движение. Работа в группах с последующим коллективным обсуждением различных способов решения задачи и выбором наиболее рационального способа решения. Запись учащимся решения задачи на доске. Работа с расписанием. (См. приложение) Придумывают вопросы для других групп. Самооценка | Ребята, представьте, что вы на каникулах отправляетесь в путешествие на поезде. Где вы сможете узнать во сколько отправляется поезд? Решение задачи: «Поезд Вязьма – Москва находится в пути 4ч 40мин. 40 минут у него уходит на остановки. С какой скоростью движется поезд, если расстояние между городами 240 км?» Найдите в расписании номер поезда, если известно, что он оправляется от станции Вязьма в 6.00. (работа с Расписанием поездов) | Подумать над задачей, порассуждать, определить способ решения. Изучают расписание поездов и работают с ним. Придумывают и отвечают на вопросы. | Формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия для решения практических жизненных задач. Умение работать с таблицей расписания движения поездов. | ПУУД Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, точкам зрения. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной задачи. РУУД Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата. КУУД Умение аргументировать свою точку зрения Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения | 8мин |
VI Контролирующее задание. Цель: создание условий для самооценки учащимися собственного умения решать задачи | Выполнение на карточках тестовой работы. (См.прил) Самооценка | А сейчас, ребята, пришло время проверить, как хорошо вы умеете решать задачи на движение. Раздаются карточки с проверочной работой. Проверьте себя, глядя на образец, и оцените себя. Подумайте, что у вас получилось или не получилось и почему? | Учащиеся выполняют индивидуальное проверочное задание. | Проверка умения решать задачи на движение. Формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия | ПУУД Умение осуществлять логическое действие РУУД Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху | 3 мин + 1 на проверку |
VII Подведение итога Домашнее задание Оценивание. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: создание условий для учащихся к самоанализу собственной деятельности на уроке | Отвечают на вопросы, продолжая неоконченные предложения. Записывают д/з Учащиеся проводят самооценку и взаимооценку. Приклеивают наклейки к пьедесталу. | Какие цели мы поставили вначале урока? Удалось ли нам их выполнить? д/з Придумайте задачу на движение для своего товарища. Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе. Я оцениваю вашу работу… Оцените свою работу , приклеив цветную наклейку на пьедестал почета. | Отвечают. (фронтальная работа) | Обобщение и подведение итога | КУУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; РУУД Планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению ПУУД Умение структурировать знания: самостоятельное выделение познавательной цели ЛУУД Смыслообразование; -проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности. | 2 мин 1 мин 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Решение задач на движение"
Тема: Решения задач на движение.Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.Задачи:Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значи...
Урок математики. Решение задач на движение. Презентация.
Тема. Решение задач на движение в противоположных направлениях.Цели: · познакомить учащихся с новым видом задач на движение в противоположных направлениях;·...
Разработка урока математики "Решение задач на движение"
Разработка урока с использованием технологии модульного обучения....
Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"
Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"...
Урок математики "Решение задач на движение" (технологическая карта)
На уроке закрепляется умение решать задач на движение, используется проблемная технология, работа с текстом и т.п....
Методическая разработка урока математики " Решение задач на движение в противоположных направлениях" 4 класс
Урок-ознакомления по программе "Начальная школа 21 века"....
презентация к уроку математики "Решение задач на движение"
Решение задач на движениеБлицтурнирВзаимосвязь скорости, времени и расстояния...