Урок математики в 3 классе. (Система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Арбузова Ирина Юрьевна

Справка: к этому периоду дети умеют умножать многозначные числа на однозначные (таблицу умножения ещё не учили) путем складывания чисел (частей) по количеству второго множителя  (разов)]                                                                                                                     .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr_2012.rar71.66 КБ

Предварительный просмотр:

Арбузова Ирина Юрьевна

       декабрь 2012

Урок математики в 3-м Б классе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова                                                                      (учитель И.Ю.Арбузова, I кв.к. МБОУ СОШ №3 г. Советская Гавань)

Тема: Умножение многозначных чисел                                               Цель: 1. Обобщить умение умножать  многозначные  числа на 1 или 0, пользоваться при вычислениях переместительным, распределительным и сочетательным законами умножения. Находить значения выражений через представленную возможность применения тех или иных действий в конкретно – практических ситуациях.                                                                2. Конструирование письменного умножения многозначных чисел («в столбик»)                                                                                                               [ Справка: к этому периоду дети умеют умножать многозначные числа на однозначные (таблицу умножения ещё не учили) путем складывания чисел (частей) по количеству второго множителя  (разов)]                                                                                                                     

                                             Ход урока                                                                                                                                                                                         1.Организационный момент                                                                        У: Ребята, какие операции над числами мы выполняли?                                     Д: Сложение, вычитание, умножение, деление, сравнивание.                    У: А какие операции мы учились выполнять с многозначными числами?    Ответы учеников.                                                                                            У: Как вы думаете, а какие операции нам предстоит ещё выполнять с многозначными числами?                                                                                 Д: Умножение и деление многозначных чисел                                                       У: Тема нашего урока сегодня: Умножение многозначных чисел. Подумайте, какие цели мы с вами должны поставить для сегодняшнего урока?                                                                                                               Д: Научиться умножать многозначные числа.

2. Рефлексия.

У: Знания каких математических законов позволяют нам уже делить и умножать многозначные числа? Давайте вспомним их.

Д: 1.Умножение на 1 и на 0.

2.Умножение и деление на круглые числа.

3.Переместительный закон умножения.

4.Распределительный закон умножения относительно действия сложения.

5.Сочетательный закон умножения.

(Все ответы детей сопровождаются примерами)

У: Молодцы. Вы знаете все законы. Сейчас мы с вами посмотрим, как эти законы вы применяете на практике. Перед вами лежат необыкновенные листы. Это пропуск на новогодние праздники. Если вы сумеете выполнить все задания, значит, перед вами открыты все двери на утренники. Вы любите праздники? Давайте стараться. Договорились?

1 задание. Прочитайте выражения и найдите их значения. Определите, какой закон математики работает. Но сначала на нашей линеечке определите, как вы умеете решать такие выражения.

На работу в парах вам дается 7 -9 мин.

786 х 6 + 786 х 4 =

5 х 623 х 2 =

1000 х386 =

2 х 43 =

19873 х 15 х 0 х 93 =

705 х 60 – 705 х 59 =

6825 х 1 х 0 =

765 х 0 + 115 =

(Дети работают в парах).

Проверка решения у доски. (Дети решают у доски с объяснением законов математики)

А теперь отметьте на нашей линеечке, как вы справились с этим заданием. Совпали ли ваши показатели. Погладьте себя по голове у кого совпали отметки. Молодцы.

2 задание. Найдите второе задание. Сравните выражения. Дети работают у доски  и на местах.

9853 х 756…756 х 9583          Переместительный з.

45 х 836…836 х 46

489 х (18 х 20)…(20 х 489) х 18   Сочетательный з.

918 х ( 49 + 51)…918 х49 + 918 х 51          Распред. з.

1280 х 60 – 1280 х 59…1280 х 60 – 59         - а что надо сделать, чтобы поставить здесь знак равенство?

Ребята, мы – молодцы. И с этим заданием справились. Скоро ваши пропуска будут действительны. А теперь давайте отдыхать.

3.Физминутка. - Пальминг.

- Дружно хлопнем столько раз, сколько будет здесь у нас (7 х 1). Топать будем? Посмотри! Топнуть надо раза (0 х 3) ТРИ? А теперь присядем дружно. Это сделать всем нетрудно. (3 х 2) Потянулись. Улыбнулись. Сели все. К делам вернулись.

У: Переходим к задачам. Они сегодня у нас новогодние. Значит, их нельзя не решить. Согласны?

Д: Да

4. Ситуация успеха

У: Вы хорошо потрудились и показали, что владеете всеми изученными нами законами. Теперь осталось самое простое. Слушайте.

 Задача. Деду Морозу надо раздать по 6142 подарка в трёх школах. Сколько всего подарков ему надо раздать?

У: Начертим схему и решим задачу. ( Ученик решает у  доски)

6142 х 3 = 18426    (6142+6142+6142=18426)

У: Ребята, вспомним, как записывают числа при сложении в столбик?

Д: Пишем единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.

У: Молодцы! А алгоритм сложения помним? Что- то я забыла. Кто мне расскажет?

Д: - определяем, какой разряд переполняется;

     - показываем переполнение;

     - определяем количество разрядов в сумме (разряд единиц, разряд десятков, разряд сотен, разряд единиц тысяч)

      - складываем поразрядно однозначные числа;

      - называем результат (сумму)

[складываем многозначные числа в столбик ]

У: Ребята, обратите внимание, как записываем в столбик многозначные числа. Нам сегодня это пригодиться.

У: Молодцы, как быстро справились с задачей, не зная совсем таблицу умножения. Следующую задачу, наверное, решите так же быстро.

Задача. Теперь изменим немного условие. Школ будет 32. Как теперь вы ответите на главный вопрос задачи? Запишите решение.

5.Разрыв знаний

Сколь же подарков раздал Дед Мороз? Не пониманию, почему возникла проблема. Каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на вопрос? Может, вы сумеете предложить способ действия для решения проблемы?

Ученики предлагают различные способы решения задачи: (при этом проговаривают законы, которые работают в каждом конкретном способе) [далее рассматриваем предложенные детьми варианты решения]

1)6142 х (10 +10 +10 +2) = 6142 х10 + 6142 х10 + +6142 х10 + 6142 х 2=61420 +61420 +61420 +12284 =196544

2)6142 х 32 = 6142 х (30 + 2) = 6142 х 30 + 6142 х 2= 184260 +12284 =196544

3)6142 х (10 х 3) + 6142 х 2= 6142 х 3 х 10 + 6142х2= 18426 х10 +12284 =184260 +12284 = 196544

У: Молодцы! Ловко владеете законами умножения.

А если школ будет 832? Как записать решение такой задачи? Давайте подумаем. [далее рассматриваем предложенные детьми варианты решения]  (на доске появляются записи детей)

1)6142 х 832= 6132 х 800+ 6142 х 30 + 6142 х 2

2)6142 х 832= 6142 х (100 х 8) +6142 х 30+ 6142 х 2

У: Ребята, мы ответили на вопрос задачи? А почему?

Д: Нет, не ответили. Мы только предложили способы решения задачи. Мы не умеем умножать многозначные числа. У нас возникла проблема. Нам не хватает знаний.

 У: Профессора вы мои. А скажите, пожалуйста, такая форма записи, которую вы предложили,  удобная? Может можно записать по – другому?  Вспомните, решая первую задачу, мы с вами, на что обратили внимание? Что вспомнили? Давайте подумаем. У вас 2 минутки. (А можно ли записать это решение в столбик?)

(Дети в парах пытаются решить проблему, придумать, как можно удобнее записать решение последней задачи).

6. Работа у доски по предположениям детей.

х

6

1

4

2

х

6

1

4

2

8

3

2

8

3

2

6

1

4

2

х

2

6

1

4

2

х

8

0

0

6

1

4

2

х

3

0

6

1

4

2

х

3

0

6

1

4

2

х

8

0

0

6

1

4

2

х

2

У: Чем модели отличаются друг от друга? А какие мы получим итоговые произведения? Почему?

Сравните опорные произведения. Что вы заметили? Такая запись удобнее?

Попробуйте сделать сейчас заготовки для этих произведений: 2804 х 376         и 618 х 48.(дети работают у доски)

7.Рефлексия

У: Какую цель мы с вами ставили вначале урока? Мы достигли этой цели? А чему мы научились?

Д: Мы придумали удобную запись для умножения многозначных чисел.

У: А мы смогли посчитать, сколько подарков раздаст Д.М.? А почему? Каких знаний нам не хватает? Чему мы должны научиться?

Д: Умножать многозначные числа на однозначные.

 У: А как пришли мы к такому решению? Давайте вспомним.

Д: Нам надо было умножить 6142 на 832. Мы придумали удобный способ записи в столбик, но решить не можем, потому что не умеем умножать многозначные числа на однозначные.

У: Эту проблему решать  нам предстоит на следующих уроках.

8. Этап оценки

У:  Посмотрите каждый на свой пропуск. Мы все сделали, что запланировали? Молодцы! Кто доволен своей работой. Кому после этого урока стало легче справляться с заданиями? Кому было трудно? Кому интересно? Покажите это нам. У вас на столах лежат шары для ёлки разных цветов. Если вы довольны своей работой, вам на уроке было легко, возьмите в руки зелёный шарик, если трудно – красный и покажите гостям, а затем подарите всем по шарику.

9. Выставление отметок.

Дети принимают участие в выставлении отметок.

Спасибо за работу.

Ниже показан лист – пропуск, на котором работают дети.

C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\Рабочий стол\картинки2\36_16_18.gifПропуск на новогодний праздник учени

   1.Прочитайте выражения и найдите их значения. Какой    ма -    тематический закон работает в   каждом  выражении? Работайте в паре. Не забывайте про тех, кто работает рядом!

786 х 6 + 786 х 4 =

5 х 623 х 2 =

1000 х  386 =

 2 х 43 =

 19873 х 15 х 0 х 93 =

  705 х 60 – 705 х 59 =

 6825 х 1 х 0 =

 765 х 0 + 115 =

2.Сравните выражения. Укажите, какой закон помог вам выбрать нужный знак. ( П, С, Р ) 

9853 х 756…756 х 9583        

45 х 836…836 х 46

489 х (18 х 20)…(20 х 489) х 18  

918 х ( 49 + 51)…918 х 49 + 918 х 51          

1280 х 60 – 1280 х 59…1280 х 60 – 59  

                                                                   

3.Решаем праздничные задачи!!! Ура!!!  C:\Documents and Settings\Ирина\Рабочий стол\Рабочий стол\картинки2\36_16_1.gif Деду а) Деду Морозу надо раздать по 6142 подарка в трёх школах.   Сколько всего подарков надо раздать Деду Морозу школьникам?

б) Деду Морозу надо раздать по 6142 подарка в тридцати двух школах. Сколько подарков надо раздать Деду Морозу?

в) А если школ будет 832? Как записать решение такой задачи? Давайте подумаем.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики (2 класс, система РО Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова)

Тема: Конкретизация способа сложения двузначных чисел без перехода через  десяток. Название компонентов действия сложения....

Методическая разработка урока математики в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Урок решения частных задач на умножение и деление.Урок разработан в сотрудничестве с методистами ЛОИРО....

Методическая разработка урока русского языка в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Урок русского языка в 3 классе в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова разработан для семинара учителей начальной школы в рамках методической темы школы "Компетентностный подход в обучении"...

Урок математики 2 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Тема урока: "Сложение многозначных чисел"

Урок математики проводится в 3 четверти. Урок на экологическую тему. Урок основан на системно-деятельностном подходе к обучению....

Технологическая карта урока математики "Сети линий. Пути"( УМК Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; "Математика" 2 класс, 1 часть)

Цель урока: формирования у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормыЗадачи урока:Дидактические:1.Корректировать и систематизировать знания о...

«Конструирование способа вычитания многозначных чисел» Урок математики 2 класс Система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Тип урока: Постановка учебной задачиОдной из исследовательских задач в курсе математики 2 класса (по системе Эльконина - Давыдова) является нахождение способа выполнения арифметического действия (слож...