урок математики в 3 классе по теме "Скорость движения"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок математики по теме "Скорость движения " по программе "Начальная школа 21 века" с презентацией для интерактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

Тема урока: Скорость движения.

Цели: ввести понятие «скорость движения»

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для осмысления детьми понятия «скорость движения»;

- содействовать развитию практических навыков работы с величинами;

- обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные : 

-  воспитывать самостоятельность;

-  воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

Развивающие  :   

- развивать интерес к предмету, логическое мышление, математическую речь;

- расширять кругозор и словарный запас;

-  активизировать познавательную деятельность у учащихся .

Оборудование:

  1. Проектор.
  2. Слайды в компьютере.
  3. Карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент                                                                                  

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок математики у вас буду вести я. Меня зовут Марина Арменаковна.

Прочитайте девиз нашего урока.  «Где есть желание, найдется путь!»

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Путь к чему? (к знаниям)

-Да, сегодня у нас будет много открытий на уроке. А о чем пойдет речь на уроке, вы узнаете позже. Надеюсь на уроке у вас будет прекрасное настроение. Вы будете внимательными, активными и у нас все получится. А я вам буду помогать.    

                                                                         

  1. Актуализация знаний

1. Прочитайте слова. Что общего между этими понятиями? Распределите слова на группы по признакам.

Час, метр, километр, секунда, дециметр, минута.

-Расположите их в порядке возрастания и озаглавьте  группу.

(единицы времени, единицы длины)

2. Прочитайте задачу, обсудите в парах и попробуйте ответить на вопрос.

Дима и Вова соревновались в беге. Они выбежали одновременно из ворот и побежали к берегу озера. Дима пробежал это расстояние за 8 минут, а Вова за 5 минут. Кто бежал быстрее, Дима или Вова? Кто пробегал за 1 минуту большее расстояние?

  1. Постановка проблемной ситуации

Саша и Петя соревновались в плавании. Саша проплыл 80 м за 20 с, а Петя 45 м  за 15 с. Как узнать, кто плыл быстрее, Саша или Петя? У кого из них скорость движения больше?

- Запись в тетрадях

80:20=4 (м) за 1 с

45:15=3(м)за1с

Ответ: у Саша плыл быстрее

- Плывёт быстрее тот, кто за 1 с проплывает большее расстояние. Говорят, что у него скорость движения больше.

- Узелок на память:

Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени.

- С какой новой величиной мы сегодня познакомились?

-Кто попытается сформулировать тему урока. (Скорость движения)

- Какие ещё величины характеризуют процесс движения? /Расстояние, время/    

- Ребята, в каких единицах измеряют расстояние? /мм, см, дм, м, км/

- А в каких единицах измеряют  время? /секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век/    

- Догадайтесь, а какими будут единицы измерения скорости? /м/с, м/мин, км/с, км/мин, км/ч/    

- Из каких единиц образуются единицы скорости? /Из единиц длины и единиц  времени/.

-  А как узнать скорость движения?  Вернёмся к нашей задаче.

Узелок на память

- Надо расстояние разделить на время.

- Что вы узнали о величине скорость? (в каких единицах измеряется, как узнать скорость)

IV.  Первичное закрепление

- Что общего между объектами?  /Все передвигаются по воздуху/

- Соотнесите объект с его скоростью.

Бабочка-1м/с

Вертолет-310км/ч

Самолет-800км/ч

Ракета-12км/с

Гусь-96км/ч

- Кто был первым космонавтом? (Ю. Гагарин)

- В 1961 году гражданин Советского Союза на корабле «Восток» преодолел земное притяжение за 108 минут.

V. Физминутка

VI. Работа над темой

- Молодцы! Мы сегодня много узнали, но, главное, мы научились находить скорость движения. Как вы думаете, сможем ли мы решить задачу без помощи? /Попробуем/

- Самолёт за 4 минуты пролетел 60 км. Его скорость в 5 раз больше скорости вертолета. Чему равна скорость движения вертолета?

1) 60:4=15(км/ч)

2) 15:5=3(км/ч)

Ответ: скорость вертолета 3км/ч

Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 3 действия.

(На сколько скорость самолёта больше скорости вертолёта? На сколько скорость вертолёта меньше скорости самолёта? Во сколько раз скорость самолёта больше скорости вертолёта? Во сколько раз скорость вертолёта меньше скорости самолёта?)

VII.   Самостоятельная работа

Разноуровневые задания

Реально оценив свои знания, каждый из вас выберет карточку определенного цвета, на которых предложены задания разные по степени сложности.

  1. На голубых карточках – задание с 1 *:

Чему равна скорость движения птицы, если она за 5 часов пролетает 250 км? (250:5=50 (км/ч)

  1. На розовых карточках – задание с 2 *.

Автомобиль  за 3 часа проехала 270 км, а пассажирский поезд  проехал 280 км за 4 ч. У кого из них скорость движения больше?

270:3=90(км/ч)

28064=70(км/ч)

Ответ:

Проверка.  Самооценка.

VIII. Итог урока. 

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли нам сделать на уроке много открытий.

- Вспомним девиз нашего урока.

- С какой величиной мы сегодня познакомились?

- В каких единицах измеряется скорость?

- Как найти скорость?

IX. Рефлексия.  

- Довольны ли вы своей работой?

-Оцените свою работу на уроке.                                                                          

- Ребята, перед вами «Лесенка знаний». На какую ступеньку вы себя поставите по итогам урока?

Ж – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Ор- Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Кр – Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!

Поднимите карточки соответствующего цвета.

-Молодцы! Спасибо за хорошую работу!

 



Предварительный просмотр:

Задача

Чему равна скорость движения птицы, если она за 5 часов пролетает 250 км?

Решение:__________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________________________________

Задача

Чему равна скорость движения птицы, если она за 5 часов пролетает 250 км?

Решение:__________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________________________________

Задача

Чему равна скорость движения птицы, если она за 5 часов пролетает 250 км?

Решение:__________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________________________________

Задача

Автомобиль  за 3 часа проехала 270 км, а пассажирский поезд  проехал 280 км за 4 ч. У кого из них скорость движения больше?

Решение:_________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________________________________

Задача

Автомобиль  за 3 часа проехала 270 км, а пассажирский поезд  проехал 280 км за 4 ч. У кого из них скорость движения больше?

Решение:_________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Узелок на память

Скоростью называют расстояние,

пройденное за единицу времени.

Единицы скорости

м/с, м/мин, км/с, км/мин, км/ч

Чтобы узнать скорость движения,

нужно расстояние разделить

 на время.

 school2515 

___________________________________________________

Узелок на память

Скоростью называют расстояние,

пройденное за единицу времени.

Единицы скорости

м/с, м/мин, км/с, км/мин, км/ч

Чтобы узнать скорость движения,

нужно расстояние разделить

 на время.

 school2515 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики, проведенного в 3  классе

Тарасян М.А., учителем начальных классов МБОУ СОШ №5

Тема урока: «Скорость движения»

При отборе содержания урока я старалась опираться на доступность и посильность заданий, актуальность, связь с жизнью, проблемность и в то же время привлекательность. Также я старалась учитывать и оптимальный объем заданий.

При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:

- возрастные особенности учащихся;

- знания, умения, навыки детей по пройденным темам;

- потребность в ярком и образном преподнесении материала;

- стремление самостоятельно оценивать свои знания, готовность к рефлексии;

- потребность в самостоятельной познавательной деятельности.

Планируя урок, я поставила следующие цель и задачи  урока 

Цель: ввести понятие «скорость движения.

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для осмысления детьми понятия «скорость движения»;

- содействовать развитию практических навыков работы с величинами;

- обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные : 

-  воспитывать самостоятельность;

-  воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

Развивающие  :   

- развивать интерес к предмету, логическое мышление, математическую речь;

- расширять кругозор и словарный запас;

-  активизировать познавательную деятельность у учащихся .

Цели поставлены в полном объеме, в соответствии с программой, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения  знаний. Они направлены на формирование у учащихся ключевых компетенций – умений и навыков, развитие их мыслительной и познавательной активности и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям. Так же параллельно с работой по достижению предметных результатов  велась работа по формированию  личностных и метапредметных результатов в рамках урока, в частности: регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Поставленные на уроке задачи достигались следующими способами:

- отбором содержания;

- выбором типа урока (урок введения нового знания), его структурированием;

- выбором определенных форм (индивидуальная, фронтальная, групповая) и методов обучения ( словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; отбором и использованием средств обучения: (дидактические карточки), приемов (формирование и активизация отдельных операций мышления, внимания, памяти, воображения). Все это позволяет осуществить все задачи, поставленные перед уроком.

На протяжении всего урока осуществлялась их взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания письменной работы с устной и т.д.

  Организационная структура урока.

        Урок введения нового знания, предлагаемый автором программы. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока, они выдержаны во времени.     Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.

Содержание урока.

Материал для урока носил научный характер, использовала математическую терминологию и добивалась этого от детей весь урок. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. На каждом этапе урока  отрабатывались ключевые понятия темы.

Методическое обеспечение урока.

На уроке были использованы современные образовательные технологии: проблемного диалога, частично поисковые методы, технология сотрудничества и ИКТ.

Применение проблемно - диалогического  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

Продуктивной деятельности на уроке способствовали дифференцированные и совместные формы работы; словесные, наглядные и практические методы обучения на уроке; разнообразные приемы поддерживающие у детей интерес к учебе; доброжелательная обстановка;

готовность детей помочь друг другу, а также рациональное распределение времени на уроке.

Большинство заданий имели развивающий характер, так как предусмотрены:

- дифференциация по различным основаниям (по объему, по степени сложности);

- работа, направленная на развитие операции сравнения (Прочитайте слова. Что общего между этими понятиями? Распределите слова на группы по признакам)                                                                        

 - самоконтроль в процессе выполнения задания;

-  рефлексия в конце урока.

Некоторые задания предполагали  использование частично – поискового метода, требующего выдвижение гипотез и их дальнейшей проверки, как, например,  в задании, где требуется  изменить  вопрос задачи, чтобы она решалась в три действия.

На  уроке использованы различные формы работы. Особое место уделяется работе в парах, так как с помощью этой работы:

- все дети активно работают в течении всего урока;

- учатся контролировать собственные,  чужие действия, оценивать их.

В урок включены логические задания развивающего характера с целью направленности детей на мыслительный процесс, а не на действия по алгоритму: расположите величины  в порядке возрастания и озаглавьте  группу.

  В учебном материале присутствовали  внутрипредметные и межпредметные связи, которые имели педагогическую  целесообразность (дети вспомнили первого космонавта, дату и год полета).

На уроке использовались здоровьесберегающие технологии: эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия, физкультминутка.

Поставленные на уроке цели достигнуты. Все этапы выдержаны. Рационально использовано время. На уроке был оптимальный психологический климат, достаточно высокая работоспособность учащихся за счет различных форм работы. Приобретенные знания учащихся на уроке будут использованы при дальнейшем изучении математики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение задач на движение"

Тема: Решения задач на движение.Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.Задачи:Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значи...

Урок математики в 4 класс" Движение в догонку"

Данна презентация выполнена к уроку математики в 4 классе по учебнику Л.Г. Петерсон...

Урок математики. Решение задач на движение. Презентация.

Тема. Решение задач на движение в противоположных направлениях.Цели: ·        познакомить учащихся с новым видом задач на движение в противоположных направлениях;·...

Разработка урока математики "Решение задач на движение"

Разработка урока с использованием технологии модульного обучения....

Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"

Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"...

Урок математики "Решение задач на движение" (технологическая карта)

На уроке закрепляется умение решать задач на движение, используется проблемная технология, работа с текстом и т.п....