Конспекты уроков по математике
план-конспект занятия по математике на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мягкий знак на конце у существительных после шипящих»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Кулакова Наталья Ивановна
2010/2011 учебный год
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Мягкий знак на конце у существительных после шипящих.
Цель и задачи урока: Создание условий для работы с новой орфограммой:
- систематизировать имеющиеся знания по теме «Мягкий знак»;
- способствовать вычленению признаков, характерных для существительных с шипящей на конце;
- помочь зафиксировать главное в виде модели.
- формировать умение применять модель на практике.
- повысить мотивационный и познавательный интерес.
- прививать любовь к изучению родного языка.
.
Ход урока
- Стадия «Вызов» (15 минут)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
- Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
- Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Русский язык - это увлекательная страна открытий. Каждое слово в нем – загадка, а за его словами прячутся великие тайны, которые мы постепенно открываем. Сегодня мы будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
Орфографическая разминка
- Но прежде, чем делать новые открытия, давайте вспомним прошлое.
- Изучением какой части речи мы занимаемся? Что узнали?
- Рабочая тетрадь (с.54, упр. 10): прочитайте слова. Что общего? Определить род существительного.
Изучение нового
- Прочитайте стихотворение. Как вы думаете о чем в нем идет речь?
Этот … нам всем знаком,
Назван … он.
Буква есть, а … нет.
В этом скрыт и весь … .
Как вы думаете, в какой строке стихотворения спрятана подсказка? (в третьей)
- Буква есть, а чего нет? (звука)
- Кто догадался, о какой букве идет речь? (о мягком знаке)
- В какую строку вставим слова «мягкий знак»? (во вторую)
- На что похож мягкий знак? (на крючок)
- Подберите рифму и отгадайте последнее слово. (секрет)
Этот крюк нам всем знаком,
Назван мягким знаком он.
Буква есть, а звука нет.
В этом скрыт и весь секрет.
- Чьи секреты-тайны мы будем открывать? (мягкого знака)
- Первую тайну мы отгадали. Озвучьте ее. (мягкий знак не обозначает звука)
- Подумайте и запишите кратко другие секреты мягкого знака.
(Дети работают самостоятельно 1-2 минуты)
- Обсудите в паре и составьте общий ответ на вопрос: Какие секреты есть у мягкого знака?
(Обсуждают 2 минуты)
- Что у вас получилось? Ответы не повторяйте, а добавляйте новые.
(Идеи фиксируются на доске возле корзины)
- Сколько тайн мягкого знака мы уже знаем? (4)
- Запишите по 5 слов, относящихся к каждой тайне мягкого знака.( Дети называют слова, записывают их в тетради.)
- Устно составить предложения с любым словом( каждой группы)
- Вы замечательно поработали. А как вы думаете, есть ли еще тайна у мягкого знака?
(Дети предполагают)
II. Стадия «Осмысление» (25 минут)
- Чтобы развеять наши сомнения, займемся исследованием.
оявляется
- Что вы заметили? (во всех словах есть буква, обозначающая шипящий звук; в одних словах есть мягкий знак, а в других нет)
- Назовите буквы шипящих. (ш, ж, ч, щ)
- Почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других не пишется? (дети пока затрудняются ответить)
- Поработайте в паре. Разделите слова на две группы и запишите их в два столбика. (Самостоятельная работа)
Проверка: На какие две группы разделили слова? (1 группа – шалаш, гараж, кирпич, лещ – без мягкого знака, 2 группа – мышь, молодежь, полночь, помощь – с мягким знаком)
- Чем похожи слова первой группы? (эти слова мужского рода, 2 склонения).
- А второй? (эти слова женского рода, 3 склонения).
- Сделайте вывод: Когда после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется. (Дети делают вывод, сравнивают его с учебником. Проговариваются тема и цели урока).
- Какой секрет открыл нам мягкий знак? Сформулируйте кратко. (пишется на конце существительных женского рода)
(Мысль вписывается в кластер.)
(Дети по кластеру составляют рассказ о тайнах мягкого знака. Взаимопроверка.)
- Для лучшего запоминания нового правила попробуем составить схему-модель.
(Работа в группах. Анализируются разные варианты, выбирается лучший):
(Дети записывают схему в тетрадь)
Выработать и записать алгоритм определения данной орфограммы.
- Рассмотрение всех вариантов .Обсуждение. Выбор лучших.
Примерный алгоритм:
Да нет
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Ь Ь
- Как мы сможем применить модель при выполнении упражнений? (найти существительное с шипящим на конце, определить его род и подумать, надо ли писать мягкий знак)
- Потренируемся в правописании слов с новой орфограммой, используя модель.
Задание 1. (Фронтальная работа)
Добавьте существительное с шипящей на конце в словосочетание, укажите его род (учитель называет первое слово)
- Учебник с. 91, упр. 171
Задание 2. (Предупредительный диктант)
Товарищ принес мне нужную вещь. Луч солнца пробился сквозь щель сарая. В густом лесу водится разная лесная дичь. Из-за туч выглянула луна.
(Анализируется слово туч. Выясняется, что слово не подходит под правило. Это «ловушка». Слово туч существительное мн. ч.)
- Эту орфограмму мы будем исследовать на следующих уроках.
Задание 3. (Самостоятельная работа)
Детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова с шипящей на конце.
- Рабочая тетрадь:( с. 56, упр.16)
Проверка: Игра «Да» и «Нет». (Озвучивается слово. Если в нем есть мягкий знак, то дети говорят «да», если нет – «нет». Ошибки анализируются.)
Задание на дом :
Дополнительная тетрадь ( Русский язык: 3-й кл. : самостоятельные работы: пособие для учителей общеобразоват учреждений/ И.А. Евдошенко.- Минск : Жаскон,2010.): с. 49 -53( в 3 задании падеж не определяется)
III. Стадия «Рефлексия» (5 минут)
- Завершая урок, вернемся к корзине идей.
(Дети предлагают «положить» в нее новые знания.)
- Какие трудности могут возникнуть в работе над новой орфограммой и почему?
- Посоветуйте, как их преодолеть. (быть внимательным, работать по модели, алгоритму)
- Помните о советах при выполнении домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...