Конспекты уроков по математике
план-конспект занятия по математике на тему

Маркачева Юлия Александровна

Методика преподавания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 190_ovz.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: «Мягкий знак на конце у существительных после шипящих»

                                                   

                                                   Подготовила и провела

                                                 учитель начальных классов

                                                   Кулакова Наталья Ивановна

        2010/2011 учебный год

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Мягкий знак на конце у существительных после шипящих.

Цель и задачи урока: Создание условий для работы с новой орфограммой:

- систематизировать имеющиеся знания по теме «Мягкий знак»;

- способствовать вычленению признаков, характерных для существительных с шипящей на конце;

- помочь зафиксировать главное в виде модели.

- формировать умение применять модель на практике.

- повысить мотивационный и познавательный интерес.

- прививать любовь к изучению родного языка.                

. 

Ход урока

  1. Стадия «Вызов» (15 минут)

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт - сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

- Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

- Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Русский язык - это увлекательная страна открытий. Каждое слово в нем – загадка, а за его словами прячутся великие тайны, которые мы постепенно открываем. Сегодня мы  будем  учёными, которые исследуют и объясняют настоящее,  связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.

Орфографическая разминка

 - Но прежде, чем делать новые открытия, давайте вспомним прошлое.

- Изучением какой части речи мы занимаемся? Что узнали?

  • Рабочая тетрадь (с.54, упр. 10): прочитайте слова. Что общего? Определить род существительного.

Изучение нового

 - Прочитайте стихотворение. Как вы думаете о чем в нем идет речь?

                                           Этот    …      нам всем знаком,

                                           Назван   …       он.

                                           Буква есть, а  …         нет.

                                           В этом скрыт и весь …         .

 Как вы думаете, в какой строке стихотворения спрятана подсказка? (в третьей)

- Буква есть, а чего нет? (звука)

- Кто догадался, о какой букве идет речь? (о мягком знаке)

- В какую строку вставим слова «мягкий знак»? (во вторую)    

- На что похож мягкий знак? (на крючок)

- Подберите рифму и отгадайте последнее слово. (секрет)

            Этот крюк нам всем знаком,

            Назван мягким знаком он.

            Буква есть, а звука нет.

            В этом скрыт и весь секрет.

- Чьи секреты-тайны мы будем открывать? (мягкого знака)

- Первую тайну мы отгадали. Озвучьте ее. (мягкий знак не обозначает звука)

- Подумайте и запишите кратко другие секреты мягкого знака.

(Дети работают самостоятельно 1-2 минуты)

- Обсудите в паре и составьте общий ответ на вопрос: Какие секреты есть у мягкого знака?

(Обсуждают 2 минуты)

- Что у вас получилось? Ответы не повторяйте, а добавляйте новые.

(Идеи фиксируются на доске возле корзины)

- Сколько тайн мягкого знака мы уже знаем? (4)

- Запишите по 5 слов, относящихся к каждой тайне мягкого знака.( Дети называют слова, записывают их в тетради.)

  • Устно составить предложения с любым словом( каждой группы)

- Вы замечательно поработали. А как вы думаете, есть ли еще тайна у мягкого знака?

(Дети предполагают)

II. Стадия «Осмысление» (25 минут)

- Чтобы развеять наши сомнения, займемся исследованием.

оявляется

- Что вы заметили? (во всех словах есть буква, обозначающая шипящий звук; в одних словах есть мягкий знак, а в других нет)

- Назовите буквы шипящих. (ш, ж, ч, щ)

- Почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других не пишется? (дети пока затрудняются ответить)

- Поработайте в паре. Разделите слова на две группы и запишите их в два столбика. (Самостоятельная работа)

Проверка: На какие две группы разделили слова? (1 группа – шалаш, гараж, кирпич, лещ – без мягкого знака, 2 группа – мышь, молодежь, полночь, помощь – с мягким знаком)

- Чем похожи слова первой группы? (эти слова мужского рода, 2 склонения).

- А второй? (эти слова женского рода, 3 склонения).

- Сделайте вывод: Когда после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется. (Дети делают вывод, сравнивают его с учебником. Проговариваются тема и цели урока).

- Какой секрет открыл нам мягкий знак? Сформулируйте кратко. (пишется на конце существительных женского рода)

        (Мысль вписывается в кластер.)

(Дети по кластеру составляют  рассказ о тайнах мягкого знака. Взаимопроверка.)

- Для лучшего запоминания нового правила попробуем составить схему-модель.

(Работа в группах. Анализируются разные варианты, выбирается лучший):

(Дети записывают схему в тетрадь)

Выработать и записать алгоритм определения данной орфограммы.

  • Рассмотрение всех вариантов .Обсуждение. Выбор лучших.

Примерный алгоритм:

                                           

                                    Да                                 нет

                                                             Нет

                  Да

 

                                                                       Нет

                                           Да

                                                                          Нет                                                        

                           

                             

                         Да

               

                  Ь                       Ь                   

                                                                         

- Как мы сможем применить модель при выполнении упражнений? (найти существительное с шипящим на конце, определить его род и подумать, надо ли писать мягкий знак)

- Потренируемся в правописании слов с новой орфограммой, используя модель.

Задание 1. (Фронтальная работа)

Добавьте существительное с шипящей на конце в словосочетание, укажите его род (учитель называет первое слово)

  • Учебник с. 91, упр. 171

    Задание 2. (Предупредительный  диктант)  

Товарищ принес мне нужную вещь. Луч солнца пробился сквозь щель сарая. В густом лесу водится разная лесная дичь. Из-за туч выглянула луна.

(Анализируется  слово туч. Выясняется, что слово не подходит под правило. Это «ловушка». Слово туч существительное мн. ч.)

- Эту орфограмму мы будем исследовать на следующих уроках.

Задание 3. (Самостоятельная работа)

Детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова с шипящей на конце.

  • Рабочая тетрадь:( с. 56, упр.16)

Проверка: Игра «Да» и «Нет». (Озвучивается слово. Если в нем есть мягкий знак, то дети говорят «да», если нет – «нет». Ошибки анализируются.)

Задание на дом :

Дополнительная тетрадь ( Русский язык: 3-й кл. : самостоятельные работы: пособие для учителей общеобразоват учреждений/ И.А. Евдошенко.- Минск : Жаскон,2010.):  с. 49 -53( в 3 задании падеж не определяется)

III. Стадия «Рефлексия» (5 минут)

- Завершая урок, вернемся к корзине идей.

(Дети предлагают «положить» в нее новые знания.)

- Какие трудности могут возникнуть в работе над новой орфограммой и почему?

- Посоветуйте, как их преодолеть. (быть внимательным, работать по модели, алгоритму)

- Помните о советах при выполнении домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...