Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Важнуюроль в обучении математики играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют сотрудничеству при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролю своей и чужой деятельности, осуществлению пошагового и итогового контроля, с использованием разнообразных приёмов; моделированию условия задач; планированию собственной вычислительной деятельности, решению задачи, участию в проектной деятельности;выявлению зависимости между величинами, установлению аналогии и использованию наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентированию в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_no1_matematika_2_klass.docx | 691.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ №2
_____________Е.В. Фролов
Приказ от _________ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Уровень общего образования:
начальное общее 2 класс
Количество часов: 131 час
Учитель: Шебанова Марина Николаевна
Программа разработана на основе
Примерной программы по предмету «Математика», рекомендованная Министерством образования РФ, М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. М., АСТ Астрель, 2012 год.
Пояснительная записка к рабочей программе
по математике.
Данная рабочая программа по математике 2 класса составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ)
- Областной закон от 14.11.2013 № 26 – 3С «Об образовании в Ростовской области»
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт содержания начального образования II поколения
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 186 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего и среднего общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области в 2014 – 2015 учебном году»
- Приказ Муниципального учреждения отдела образования администрации города Донецка Ростовской области от 09.06.2014 № 305 «Об организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Город Донецк» в 2014 – 2015 учебном году»
- Приказ по МБОУ СОШ №2 от 02.07.2014 года № 108 «Об утверждение учебного плана на 2014 – 2015 учебный год»
- Учебный план школы на 2014 – 2015учебный год.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №2 на 2014 – 2015 учебный год.
- Локальный акт МБОУ СОШ №2 «Положение о рабочей программе учебных курсах, предметов, дисциплин (модулей) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2»
- Устав МБОУ СОШ №2
- Примерная программа по предмету «Математика», рекомендованная Министерством образования РФ, М. И. Башмаковым, М. Г. Нефёдовой.
Основными целями изучения курса математики являются:
- развитиеобразного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для эффективного достижения целей предусматривается в процессе обучения решение следующих учебных, развивающихи общеучебныхзадач.
Учебные задачи:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел; знакомство с десятичной системой счисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использование рациональных способов вычислений; применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие задачи:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные задачи:
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах.
Общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Важнуюрольв обучении математики играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют сотрудничеству при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролю своей и чужой деятельности, осуществлению пошагового и итогового контроля, с использованием разнообразных приёмов; моделированию условия задач; планированию собственной вычислительной деятельности, решению задачи, участию в проектной деятельности;выявлению зависимости между величинами, установлению аналогии и использованию наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентированию в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся. Основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.
При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний».
Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.
Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе – принцип вариативности – который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.
Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.
Ценностные ориентиры содержания.
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
В классе на 2014 – 2015 учебный год учатся 26 учеников: 12 мальчиков и 14девочек. Для детей, обучающихся на 4 – 5 характерен высокий уровень развития познавательных процессов: высокий уровень собранности, внимательности, умениеработать сосредоточенно; настойчивость в достижении поставленных целей; стремление преодолевать трудности в учебе; умение видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами.
Для детей, обучающихся на 3 – 4 характерен недостаточный уровень развития познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления. Слабость запечатления и воспроизведения поступающей информации обусловливают малый запас знаний и представлений, препятствующий усвоению программы обучения.
Поэтому в программе предусмотрены задания и упражнения различного уровня сложности, а также временные рамки выполнения этих заданий.
Таким образом, на основе характеристики своего класса была составлена следующая программа с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально - дифференцированного к ним подхода.
Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане
Процесс изучения курса математики 2 класса определяется разработанным календарно-тематическим планированием, которое представляет собой вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы курса, рассчитанного на 4 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту содержания начального образования II поколения и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников начальной школы.
На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 131 час (4 часа в неделю): 1 четверть – 32 ч.
2 четверть – 30 ч.
3 четверть – 38 ч.
4 четверть – 31 ч.
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу – он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем, последовательность и количество часов изучения программного материала регулируются тематическим планом, разделы которого даются в соответствие с учебником.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
2 класс (131ч)
Числа и величины
Числа до 100. Сотня. Десятичный принцип построения системы чисел. Разряды (единицы,
десятки, сотни).
Сравнение количественных характеристик предметов (легче – тяжелее, дешевле – дороже,
младше – старше, ближе – дальше).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными
единицами времени.
Арифметические действия
Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.
Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Текстовые задачи
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения, деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в несколько раз.
Геометрические фигуры и величины
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).
Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр). Площадь прямоугольника.
Работа с данными
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы, основное содержание по темам | Характеристики основных видов деятельности ученика, универсальных учебных действий |
1. | Числа и величиныЧто мы знаем о числах . Измерение величин | Предметные: научатся выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток; сравнивать обозначения единиц, десятков, сотен в современной записи; читать, записывать и сравнивать двузначные числа.Научатся сравнивать обозначения единиц, десятков, сотен в современной записи; читать, записывать и сравнивать двузначные числа; решать задачи на нахождение суммы, остатка, увеличения/ уменьшения на несколько единиц; формулировать вопрос задачи в соответствии с условием. Устанавливать закономерность в чередовании чисел и продолжать ряд чисел; моделировать условие задачи на числовом луче; ориентироваться в таблице, восстанавливать условие задачи по табличным данным, заполнять пропуски; комбинировать числа для получения заданной суммы вычислять длину ломаной, периметр многоугольника в единичных отрезках; определять площадь геометрических фигур в единичных квадратах; определять объем геометрических фигур в единичных кубиках; ориентироваться в рисунке-схеме; соотносить длину пути, выраженную в разных единицах (метрах, шагах) Личностные: Имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики Проявляют положительное отношение к учебному предмету «математика»; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Имеют представление о значении математики для познания окружающего мира. Понимают роль математических действий в жизни человека. Метапредметные:удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем).Планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя. Планировать собственную вычислительную деятельность. вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил. Проверять результаты вычислений; планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.Ориентироваться в своей системе знаний.Кодировать информацию в знаково-символической форме. Пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).Моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов. Понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; использовать в общении правила вежливости. Отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное; стремиться к координации в сотрудничестве различных мнений о математических явлениях.Уметь обращаться за помощью; принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства |
2. | Арифметические действия Сложение и вычитание до 20. Вычисления в пределах 100. Знакомимся с новыми действиями. Учимся умножать и делить. Действия с выражениями. | Предметные:Научатсяскладывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через десяток: 1) с опорой на таблицу сложения; 2) с опорой на состав числа 12; 3) дополняя одно из слагаемых до десятка; складывать числа рациональным способом, группируя слагаемые; решать задачи в 2–3 действия на увеличение/ уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы и остатка; составлять краткую запись условия задачи; соотносить модели (рисунки, геометрические фигуры) с числами, демонстрировать на моделях состав чисел; моделировать условие задачи с помощью схемы (рабочая тетрадь); придумывать задачи в соответствии со схемой, формулировать условие задачи. Выполнять работу над ошибками; решать задачи; выполнять графический диктант; находить неизвестную сторону фигуры, зная периметр; определять последнюю цифру ответа; сравнивать выражения; выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток; решать текстовые задачи. Складыватьи вычитать двузначные числа по разрядам: 1) устно; 2) записывая вычисления в строчку; 3) записывая вычисления в столбик; выполнятьсложение рациональным способом (дополняя одно из слагаемых до десятка); решатьзадачив 1–2 действия на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, остатка.Научатся:выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд, правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание. Вычитать однозначное число из круглого, записывать вычисления в столбик, проверять результат вычитанием и сложением, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, составлять выражение по условию задачи. Научатся: использовать знак умножения для записи суммы одинаковых слагаемых; вычислять произведение чисел с по-мощью сложения; записывать решение задачи двумя способами (используя сложение и умножение); восстанавливать пропущенные числа в равенствах; проверять верность записанных равенств; наблюдать за переместительным свойством умножения; придумывать задачу на нахождение произведения. Увеличивать/ уменьшать числа в 2 раза, выполнять умножения Личностные: Имеют интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека; проявляют терпение Умеют сотрудничать в паре, в группе. Метапредметные:выполнять действия с опорой на заданный ориентир.Проверять результаты вычислений с помощью обратных действий.Адекватно оценивать свою деятельность, организовыватьвзаимопроверку выполненной работы.На основе вариантов решенияпрактических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемыхобъектов.Выполнять вычисления по аналогии.Использовать рисуночные и символические варианты математической записи.Соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями; исследовать зависимости между величинами. Решать задачи и примеры умножением.Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.Понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; контролировать свои действия в коллективной работе. Выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Допускать существование различных точек зрения; стремитьсядоговариваться, приходить к общему решению. Планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером. |
3. | Текстовые задачи Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи. | Предметные:Научатся составлять краткую запись условия задачи; анализировать условие задачи, отбрасывать несущественное, выделять существенные данные; моделировать условие задачи на схеме «целое – части»; сравнивать эффективность краткой записи и схемы при решении нетиповых задач; находить закономерность в столбиках примеров, выполнять вычисления по аналогии. Сравниватьчисла и величины, отвечая на вопрос: «На сколько больше/ меньше?»; решать задачи разными способами; дополнять условие задачи вопросом. Умеют решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, составлять выражение по условию задачи. Моделироватьусловие нетиповой задачи произвольной схемой; составлять краткую запись условия взаимообратных задач, наблюдать за их решением, сравнивать и делать выводы; формулировать вопросы по аналогии, задавать их товарищу; решать задачи с практическим содержанием, приближенным к реальности (ситуация покупки, подсчета сдачи, оценивания стоимости покупки).Решатьзадачи в одно действие на нахождение произведения, деление на части, деление по содержанию; моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике; моделировать с помощью схем задачи на деление; наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях; решать нестандартные задачи; сотрудничать с товарищами при работе в паре Личностные:Формирование познавательной мотивации, проявление интереса к математическим заданиям повышенной трудности. Оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков, умеют сотрудничать в группе. Сопоставляют собственную оценку деятельности с оценкой ее учителем, одноклассниками. Метапредметные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике.На основе вариантов решенияпрактических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемыхобъектов.Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей.Принимать учебную задачу; оценивать свою работу на уроке. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения задач. Выполнять вычисления по аналогии. Использовать схемы при решении текстовых задач; ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений.Решать задачи и примеры умножением.Привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; осуществлять анализ, сравнение, делать выводы. Исследовать зависимости между величинами; моделировать табличные случаи умножения; восстанавливать задачи по схемам. Допускать существование различных точек зрения; стремитьсядоговариваться, приходить к общему решению. Контролировать свои действия в коллективной работе. Отвечать на вопросы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное. |
4. | Геометрические фигуры и величины Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений). Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины. Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр,квадратныйкилометр). Площадь прямоугольника. | Предметные:Научатсяназывать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, многоугольник, куб, цилиндр, прямая, кривая, поверхность),различать геометрические фигуры; чертить отрезки заданной длины; сравнивать прямую, луч и отрезок; определять количество звеньев ломаной; находить длину ломаной; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20.Называтьуглы (прямой, острый, тупой); владеть понятиями «вершина» и «стороны» угла; различать геометрические фигуры на рисунках, виды углов; определять количество фигур на рисунке; чертить линии и геометрические фигуры с помощью линейки; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; решать текстовые задачи; анализировать чертеж.называть свойства сторон и углов четырехугольника; измерять диагонали прямоугольника, квадрата, ромба; выполнять построение фигур на клетчатой бумаге; сравнивать площади фигур; делить четырехугольник на треугольники. Получат представлениео теореме Пифагора, о свойствах геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, ромба, треугольника, прямой, луча, отрезка, угла).Научатся подсчитывать число клеток в квадратах и определять их площади, находить периметр квадрата и прямоугольника Личностные: Имеют представление о значении математики для познания окружающего мира.Имеют общие представления о рациональ-ной организации мыслительной деятельности. Оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к заданиям повышенной трудности. Метапредметные:в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; на основе вариантов решенияпрактических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемыхобъектов.Организовывать взаимопроверку выполненной работы; планировать собственную вычислительную деятельность. Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника; под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; строитьнебольшие сообщения в устной форме. Распознавать геометрические фигуры, вычленять их на рисунке, ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений. Распознавать углы (прямой, острый, тупой);чертить прямые углы с помощью угольника; пользоваться справочными материалами в учебнике. Исследовать простейшие свойства четырехугольников: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы, проверять их на других фигурах; моделировать квадрат и ромб с помощью конструктора, экспериментировать с моделями; вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники. Контролировать свои действия в коллективной работе; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; использовать в общении правила вежливости. При выполнении заданий в паре слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения. |
5. | Работа с данными Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы. | Предметные: решать комбинаторные задачи; умножать и делить числа в пределах 50, выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок), решать задачи в два действия (увеличение/уменьшение в несколько раз, нахождение суммы, разностное сравнение) Научатсяисследовать закономерности при выполнении действий с четными и нечетными числами; решать и составлять обратные задачи, составлять и решать обратные действия, выполнять проверку вычислений составлять задачи с опорой на схемы, числовое выражение; определять порядок действий в выражениях без скобок, выполнять вычисления в несколько действий, сравнивать значения выражений, решать задачи на все арифметические действия; использовать в речи названия выражений (сумма, разность, произведение, частное) Определять время по часам, длительность событий, ориентироваться во времени в течение суток; исследовать числовые закономерности на геометрических моделях; выбирать задания из вариативной части: исследовать зависимость между скоростью, временем, расстоянием; решать нестандартные задачи; выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Свойства площади» (узнавать новое о возникновении геометрии, исследовать свойства площади с помощью наблюдений и экспериментов, конструировать фигуры из частей) применять знание таблицы умножения при решениинестандартных задач; выполнять построение геометрических фигур. Личностные:Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к но-вому учебно-му материалу; применяют правила делового сотрудничества. Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания Метапредметные:в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.Исследовать зависимости между величинами; получать информацию из научно-популярных текстов и других источников. Следить за действиями других участников образовательного процесса в ходе коллективной познавательной деятельности |
М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова МАТЕМАТИКА 2класс 131 ч (4 ч в неделю)
Календарно - тематическое планирование
Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами.
Программа курса «Математика» (авторы – М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова.). –М.: АСТ: Астрель, 2012.
Учебники и учебные пособия:
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель, 2012.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель, 2014.
М.Г. НефёдоваКонтрольные и диагностические работы к учебнику М.И. Башмакова,
М.Г. Нефёдовой "Математика"2 класс— М., АСТ, Астрель, 2014.
О.Б. Калинина, М.Г. Нефёдова, О.Н. Журавлёва Итоговые проверочные работы.Русский язык. Математика. Итоговая комплексная работа 2 класс— М., АСТ, Астрель, 2014.
Методические пособия для учителя:
М. Г. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель, 2014.
Математика. 2 класс : система уроков по учебнику М. И. Башмакова, М. Г. Нефёдовой. Ч. I / IIавт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2012.
Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Результаты освоения конкретного учебного курса, дисциплины (модуля) и система оценки
Планируемые результаты освоения программы по математике
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
– положительное отношение и интерес к урокам математики;
– умение признавать собственные ошибки;
– умение оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков.
Учащиеся получат возможность для формирования:
– умения оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»);
– познавательной мотивации, интереса к математическим заданиям повышенной трудности;
– умения сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
– восприятия математики как части общечеловеческой культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
– выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через
десяток;
– выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;
– выполнять арифметические действия с числом 0;
– правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
– определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;
– решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
– измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
– использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;
– определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации);
– различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник;
– определять время по часам.
Учащиеся получат возможность научиться:
– выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
– использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
– решать текстовые задачи в 2–3 действия;
– составлять выражение по условию задачи;
– вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
– округлять данные, полученные путем измерения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
– удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
– проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
– планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления);
– организовывать взаимопроверку выполненной работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
– планировать собственную вычислительную деятельность;
– планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Познавательные
Учащиеся научатся:
– выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи;
– использовать схемы при решении текстовых задач;
– наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;
– выполнять вычисления по аналогии;
– соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника);
– вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники.
Учащиеся получат возможность научиться:
– сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
– сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
– комбинировать данные при выполнении задания;
– ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
– ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
– исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);
– получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);
– пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
– отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное;
– высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
– при выполнении заданий в паре: слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения;
– строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворит.) | Учащийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроках многократно |
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Выполнение типового задания с незначительными ошибками или недочетами либо с привлечением сторонней помощи |
«4» (хорошо) | Выполнение типового задания самостоятельно и без ошибок | |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4+» (очень хорошо) | Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат |
«5» (отлично) | Выполнение задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно. | |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5+» (превосходно) | Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок |
Текущий контроль усвоения материала по математике осуществляется в различных формах: математический диктант, самостоятельная работа, тестирование, по результатам которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков. Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится учителем по необходимости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.
Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Проверяем, чему мы научились», «Математический тренажер», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся, по результатам которых учитель оценивает уровень овладения системой опорных знаний по теме. В данных разделах предусмотрены задания для применения теоретических знаний, практических умений, а также для проверки овладения навыком письма под диктовку, списывания с печатного текста. В рабочих тетрадях предусмотрены страницы «Самостоятельная работа», «Контрольная работа», «Математический тренажер». Задания для самостоятельных работ в рабочей тетради дифференцированы по уровням сложности и обычно представлены в 4 вариантах.
Для проведения тематического контроля учитель подбирает содержание проверочной работы самостоятельно по системе «1 задание - 1 навык (умение)». Задания должны соответствовать темам, изученным в данном крупном разделе, и проверять уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Каждое задание оценивается, отдельно в соответствии с предусмотренными критериями по 5-балльной накопительной системе (1 критерий - 1 балл), которые заранее предлагаются детям, отметка за всю проверочную работу выставляется приведением к среднеарифметическому баллу. Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), проверочный устный счет (для проверки устных вычислительных навыков разделу), затем письменная проверочная работа (для выявления умения применять полученные знания при самостоятельном решении учебных задач).
Любая положительная отметка за задание означает учебный успех учащегося по системе «зачет-незачет» и является доказательством усвоения необходимого минимума системы опорных знаний.
С целью создания ситуации успеха для ученика с любым уровнем учебных возможностей целесообразно вести лист достижений (требований) с перечислением требуемых результатов, которые ученик обязан достигнуть в концу учебного года. В этом листе отмечаются учебные достижения ребенка без строгого ограничения времени их появления. Т. е. ученик может освоить данное умение чуть позже, чем основная масса учащихся, главное, чтобы он его освоил, когда у него появится возможность для этого, но в течение четверти (учебного года).
Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений можно использовать проектную деятельность, для которой рекомендуется использовать специально предназначенные страницы учебника, а также страницы с занимательными заданиями «Разворот истории», «Проекты».
Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио учащегося (папка достижений), туда же помещаются заполненные листы требований, материалы проектной деятельности, результаты предметных олимпиад, викторин и конкурсов, работы учащихся, которые позволяют оценить уровень индивидуальных предметных и надпредметных достижений учащихся в комплексе.
Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются письменные контрольные работы в стандартной форме либо в форме тестирования.
Входная диагностикапозволяет выявить остаточные знания и умения, скорректировать дальнейшую работу по повторению изученного в первом классе. Работа не оценивается баллами для учащихся, но анализируется учителем. В зависимости от того, с какими заданиями не справилось большинство учеников, учитель корректирует дальнейшую работу по более глубокой отработке данных тем.
Проверочная работа – вид письменной работы, предназначенной для текущего контроля по конкретной теме.
Контрольная работадается после изучения большой темы (для выявления уровня сформированности вычислительных навыков) либо в конце четверти для подведения итогов учебного периода.
Критерии оценки самостоятельных письменных работ учащихся по математике
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Комбинированная письменная контрольная работа | Выполнение работы без ошибок, допускаются аккуратные исправления (не в результатах вычислений) | 1 – 2 ошибки в вычислениях | 3 – 5 ошибок в вычислениях либо неверный ход решения задачи. | Более 5 ошибок в вычислениях либо неверный ход решения задачи и 1 ошибка в вычислениях. |
Проверочная работа, состоящая из заданий одного вида | Выполнение работы без ошибок, допускаются аккуратные исправления (не в результатах вычислений) | Верное решение не менее 80% заданий | Верное решение не менее 60% заданий | Верное решение менее 60% заданий |
Контрольный устный счёт | Выполнение без ошибок | 1 ошибка | 2 ошибки | Более 2 ошибок |
Тестирование | Выполнение работы без ошибок | Верное решение не менее 80% заданий | Верное решение не менее 60% заданий | Верное решение менее 60% заданий |
Тестирование с разноуровневыми заданиями | Выполнение всех заданий без ошибок | Верное выполнение заданий минимального и программного уровня | Верное выполнение заданий минимального уровня | 1 и более ошибок в заданиях минимального уровня. |
В соответствии с требованиями ФГОС введено также критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.)
Содержание, форму и критерии оценки текущих проверочных работ каждый учитель может подобрать сам или вместе с учащимися в зависимости от возможностей класса, имеющихся учебных и контрольных материалов. Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ СОШ №2 от______________20__года № ____ Руководитель МО ________/ __________/ Подпись Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________________/________/ Подпись Ф.И.О. ______________________20__ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике "Планета знаний" 3 клссс
рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета знаний" с календарно - тематическим планирование на год, содержание программы , пояснительная записка...
Рабочая программа по математике по УМК"Планета знаний" 2 класс
Программа по УМК Планета знаний для 2 класса...
Рабочая программа по математике ( 3 класс, УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по математике. УМК "Планета знаний", 3 класс. Авторы учебника М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. В программу включены разделы: пояснительная записка, содержание программы, требования к ур...
Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса «Математика. 1 - 4 классы» авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова....
Рабочая программа по математике для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по математике составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по математике М.:АСТ: Астре...
Рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА&r...
рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...