Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС
статья по математике

Статья.Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie_na_uroke_matematiki_v_nachalnoy_shkole.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ведёхина О.А., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. Если прислушаться к словам известного психолога А. Маслоу, который  утверждал, что «в каждом человеке с рождения заложено стремление к исполнению своего предназначения, жизненного долга», то из этого очевидно, что нам необходимо учить детей ставить перед собой цели и добиваться их. По мнению Н.Ф. Талызиной, ребенка нужно учить осознавать цель, которую он должен достичь, с первых дней пребывания в школе [4].

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

В свете требований ФГОС любой урок в начальной школе, в том числе и урок математики, должен стать для обучающегося не только занятием по решению математических выражений и задач, но и платформой для формирования умения, желания ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и способы выхода из них. Из этого следует, что современный обучающийся должен владеть регулятивными учебными действиями, в том числе целеполаганием, которое занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на этапе целеполагания происходит мотивация на активную мыслительную деятельность, на осознанную, заинтересованную работу на уроке, повышается интерес к получению знаний, развивается эмоциональная сфера, монологическая речь, осуществляется самоконтроль и самооценка обучающихся, возникает стремление: узнать, доказать, найти, оценить свои знания и умение достигать поставленных задач, становление и развитие ребёнка как личности.
Цель – это то, к чему стремятся, выполняя те или иные действия, что нужно достичь и осуществить.

На уроке ставятся различные цели: обучающая, воспитывающая и развивающая. Поэтому организация этапа целеполагания требует от учителя продумывания приёмов, средств, способов мотивирующих обучающихся к деятельности, при выборе приёмов учитель должен учитывать уровень знаний обучающихся данного класса. Нужно отметить, что все приёмы на этапе целеполагания строятся при помощи диалога, поэтому от учителя требуется умение грамотно формировать и выстраивать вопросы, учить детей отвечать на них, придумывать свои.

Цели урока должны быть: конкретные, понятные, реальные, осознанные, точные, диагностируемые, т. е возможность проверить достигнута ли цель.

Существуют различные приёмы целеполагания на уроках, которые можно разделить на две группы:

Визуальные:

Аудиальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.
  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

  • Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

  • Работа над понятием

К понятию учащихся можно подвести через отгадывание загадки, ребуса, кроссворда. Затем от значения слова определяется цель урока

 Подводящий диалог 

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

  • Ситуация Яркого пятна 

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6". 1 2 3 4 5 6

  • Группировка 

 Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение 

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.

  • Домысливание 

 1. Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2.Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?" (63 + 7) : 10 24 : (16 – 4·2) (42 – 12 + 5) : 7 8 ·(7 – 2 · 3)

  • Проблемная ситуация 

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: Самостоятельное решение. Коллективная проверка результатов. Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения. Постановка цели урока.

  • Проблема предыдущего урока 

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Я уверена, что формирование навыков целеполагания важно для повышения качества знаний. Применение целеполагания на уроке позволяет обучающимся сформировать навыки самостоятельного обучения, стремления добывать знания без участия учителя. Главной целью моей работы является формирование саморазвивающейся личности, личности умеющей и желающей учиться, умеющей применять свои знания.

Каждый этап, каждая минута урока должна быть подчинена достижению цели урока.

Литература

  1. Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
  2. Подходы к целеполаганию на уроке.http://www.eidos.ru.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/http.edu.ru/catalog.aspx?Catalog= 2588
  4. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
  5. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров, Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.
  6. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 21-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов

Проект урока  математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»Тема урока:  «Решение задач»Тип урока:  урок  рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений  решать...

ДИАГНОСТИКА И УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Своевременность и тщательность по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся – залог высоких результатов в обучении. В свете требований ФГОС этому вопросу уделено огромное внимание. Сист...

Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС

Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действи...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...

Здоровьесбеоегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов:  аспекты реализации   требований ФГОС...