Урок математики "Задачи на кратное сравнение" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Упрк математики "Задачи на кратное сравнение"  3 класс УМК Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_kratnoe_sravnenie_3_klass.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Володарская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока математики

по теме:

«Задачи на кратное сравнение».

3 класс

Учитель начальных классов

Егорова Татьяна Витальевна

Цель: 

закреплять умение решать задачи на кратное сравнение, знание таблицы умножения и деления с числами 2-5; развивать умения работать в группе.

Задачи:

познакомить со способом действия для вопросов «Во сколько раз больше или во сколько раз меньше?»;

познакомить с новым видом задачи, научить определять вид задачи;

формировать способность к решению задач на кратное сравнение.

Формирование УУД.

Познавательные УДвыявлять и корректировать причины собственного затруднения.

Коммуникативные УДработать в группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог

Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УДучиться ставить цель урока и задачи для себя с помощью учителя, контролировать свою работу и работу товарищей, планировать работу в группе.

Предполагаемый результат:

учащиеся научатся решать задачи на кратное сравнение;

пользоваться таблицей умножения и деления;

понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению,

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

  • - пригласительные на каждого ученика с указанием посадочного места;
  • - карточки для составления неравенств;
  • - интерактивная доска;
  • - пульт для ответа у каждого ученика;
  • - башни, замки с ключами;
  • - рисунок с изображением Знайки-математика;
  • - листочки с самостоятельной работой у каждого;
  • - карточки с заданием: продолжи предложение (1 на группу)

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, групповая технология, ИКТ, технология проблемного обучения, игровая.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(2 мин.)

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

 Работа в группах

 Сегодня у нас будет необычный урок. Недавно мы читали волшебные сказки, а сегодня сама сказка пришла к нам в гости, а мы станем её героями. При входе в класс, каждый из вас получил приглашение, в котором написан № стола за которым вы будете сидеть на сегодняшнем уроке (дети разбиты на группы). Каждый стол – это команда, а в команде, как вы знаете, нужно работать сообща, поддерживать друг друга и помогать товарищу в трудной ситуации.

В конце урока подведем итоги, чья команда лучше усвоит материал.

Прозвенел звонок и смолк – 
Начинается урок. 
Вы за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели. 
Пожелайте успехов глазами 
И вперед за новыми знаниями! 

Ситуация успеха. Мотивация.

II. Актуализация знаний.

 (8 мин.)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия  нового знания»

III. Изучение нового материала.

( 15 мин.)

Цель: усвоение нового материала, формирование нового знания.

IV. Закрепление.

 (17 мин)

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

V. Рефлексия  учебной деятельности. (2 мин)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

VI. Домашнее задание.

 (1 мин.)

  1. Устный счёт.

 Продолжим учиться задачи решать.

Знайка-математик  нам будет помогать.

Он «помогайку» уже приготовил для нас.

Что в ней написано, мы узнаем сейчас.

Что ж друзья, скорей за работу.

Начнём, конечно, с устного счёта.

 Предлагаю вам вспомнить сказку. Отгадайте её. (Читаю отрывок из сказки «Иван-царевич и Серый волк»).

Давайте вернёмся в сад к царю Берендею и поможем ему яблоки сосчитать:

  - На одном дереве 6 золотых яблок, а на другом в 4 раза больше. Сколько золотых яблок на другом дереве? (24 яблока)

 - Каким действием нужно решать задачу?

Почему умножением?

Решите следующую задачу.

 - Златогривого коня охраняют 30 стражников, а Жар-птицу в 5 раз меньше. Сколько стражников охраняют Жар-птицу?(6 стражников)

- Каким действием будем решать задачу?

Почему  делением?

 А вот и новая задача для вас.

- У Елены Прекрасной 7 мамушек и 15 нянюшек. На сколько больше нянюшек, чем мамушек? (на 8)

- Каким действием будем решать задачу?  (вычитанием)

- Какой ещё вопрос можно было поставить к этой задаче?(На сколько меньше мамушек, чем нянюшек?)

- Изменилось бы решение задачи? (нет)

- Какой это вид задач? Расскажите правило, для их решения.

(Это задача на разностное сравнение. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее)

- Я отправляюсь в сказку, Ивану-царевичу нужна помощь. Вы хотите пойти со мной?

- Тогда из карточек, лежащих на вашем столе, каждый член группы должен составить одно верное неравенство

 (взаимопроверка работы каждого ученика в группе)Контроль выполнения задания.

2. Минутка чистописания.

- Сколько сыновей было у царя Берендея? Запишите ответ  (Цифру 3 дети пишут до конца строки)

Электронная Физминутка.

Технология проблемного обучения (решить задачу нового вида)

 Иван – царевич хотел жениться на своей невесте Елене Прекрасной. Но её похитил Кощей Бессмертный. Иван - царевич погоревал, да делать нечего - отправился на поиски. Поможем Ивану–царевичу?

 - Долго ли, коротко ли шёл Иван-царевич и вышел на поляну, а там - избушка на курьих ножках, и живёт в ней … Баба Яга.

-  Загадала она Ивану задачу. Читаем её Задача на экране.

 У младшего брата Змея Горыныча 3 головы, а у самого Змея Горыныча 12 голов. Во сколько раз больше голов у Змея Горыныча, чем у его брата?

 Выполним рисунок в рабочих тетрадях.

 - Сколько голов у младшего брата Змея Горыныча? (3). Нарисуем 3 кружка.

- Сколько голов у Змея Горыныча? (12).

Ниже нарисуем 12 кружков.

(Учитель выполняет рисунок на интерактивной доске)

- Что значит – узнать, во сколько раз больше?

(Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 12)

               

                                           

- Как мы это сделаем?

12 : 3 = 4 (р.)

- Ответьте на вопрос задачи.

(в четыре раза)

- Что мы сделали, чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого? (большее число разделили на меньшее). 

- Как узнать во сколько раз меньше голов у брата, чем у Змея Горыныча? (Так же, 12 : 3 = 4(р.)) 

- Что мы сделали, чтобы узнать, во сколько раз одно число меньше другого? (большее число разделили на меньшее). 

Прочитайте и запомните это волшебное правило на 42 странице учебника. Оно вам ещё пригодится. На интерактивной доске появляется памятка с правилом.

 - Отправился Иван – царевич дальше, а тут и сам Змей Горыныч летит и говорит: «Не буду я с тобой, Иван - царевич биться, если ты мою задачу решишь».

 Читаем задачу (На экране).

 На завтрак Змей Горыныч съел 8 добрых молодцев, а на обед – 24. Во сколько раз меньше добрых молодцев съел Змей Горыныч на завтрак, чем на обед? Во сколько раз больше съел он на обед, чем на завтрак?

 Запишем условие этой задачи.

Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях. (Краткая запись оформляется в виде схематического рисунка)

- Повторил Иван – царевич волшебное правило и мы вместе с ним. Как решим эту задачу?

 24 : 8 = 3 (р.)

Ответьте на вопросы задачи.

(в три раза.)

 - Удивился Змей Горыныч, что Иван - царевич так быстро задачу решил, и пообещал, что не будет больше есть ни добрых молодцев, ни красных девиц.

Электронная физминутка для глаз.

1.Закрепление темы урока

Иван – царевич дальше пошёл и вышел, наконец, к замку Кощея. А замок этот на скале высокой. Помогите Ивану – царевичу забраться на скалу – решите задачу:

 - У Кощея в подземелье 18 литров живой воды, и 6 литров мёртвой воды. Во сколько раз живой воды больше, чем мертвой? Во сколько раз мёртвой воды меньше, чем живой?

 - Что поможет решить задачу?

(Волшебное правило).

 - Расскажите правило шёпотом в группе и запишите только решение задачи.

Проверка (дети разных групп читают свои решения). Делаем вывод, что задачу нужно было решить делением

18 : 6 = 3 (р.)

  - Как ответить на вопросы задачи? (в 3 раза больше, в 3 раза меньше).

2. Решение примеров на табличное умножение и деление.

 - Добрался Иван-царевич до Кощея. Встретил Кощей Ивана такими словами; «Ну, Иван-царевич, забирай Елену Прекрасную, только отгадай, в какой она башне».

 - У меня 4 башни. Елена Прекрасная не в самой низкой башне, но не в самой высокой. Не в самой широкой, но и не в самой узкой.

 Где же Елена Прекрасная?

(На доске изображение башен, дети делают выбор.)(Башня 3)

   1             2             3             4

 Вошёл Иван – царевич в башню и уже дверь нашёл, за которой Елена Прекрасная спрятана. А дверь вся замками увешана – надо к каждому ключ подобрать и замок снять. Помогите Ивану-царевичу. На доске нарисована дверь, к ней прикреплены замки с примерами на табличное умножение и деление. Ключи с ответами лежат отдельно. Ученик выбирает пример, выбирает ключ – если ответ верный, то снимает замок. (Выходят по два ученика из каждой группы).

 - Открыл Иван-царевич дверь, а там ждёт его Елена Прекрасная.

 Вышли Иван и Елена на улицу, а там поджидает их серый волк и говорит:

- Я вас мигом домой доставлю если вы с моим заданием справитесь.

(Проводится тестирование с помощью пультов).

1. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо: 

а) перемножить эти числа

б) разделить большее на меньшее

в) вычесть из большего меньшее

2. Выполните действие и укажите ответ 35 : 5 :

а) 6

б) 4

в) 7

3. Какой знак нужно поставить в данном неравенстве

7 * 3      7 + 7 + 3:

а) <

б) >

в) =

4. До Елены Прекрасной Иван добирался 20 часов, а обратно в 5 раз быстрее. Сколько времени они потратят на обратный путь?

а) 4 часа

б) 5 часов

в) 6 часов

 Иван-царевич с Еленой благополучно вернулись домой, а мы в класс на урок. На столе каждой группы есть листок с заданием.

 Задание: продолжить предложения:

Больше всего нашей группе понравилось (не  понравилось)…

Самым полезным для нас было…

Мы затруднялись …

Какую оценку вы поставили бы своей группе?

Какое волшебное правило вы запомнили? (продолжите его)

Чтобы узнать, _____________ раз одно число ___________ или ______________ другого, надо большее число _________________ на меньшее.

Стр. 42 выучить правило, № 1-2.

Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; контроль действий одноклассников, допускать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;  

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Устная работа уч-ся.

Индивидуальная работа уч-ся, взаимопроверка работы каждого в группе.

3 * 5 > 3+3+3+5

20 : 5 = 16 : 4

5 * 1 > 5 * 0

40 : 5 < 45 : 5

5 * 2 > 5 + 2

5 + 5 + 5 = 5 * 3

учащиеся повторяют правила письма цифры 3. (1 строка)

Активная умственная работа.

Работают в тетрадях.

Составляют краткую запись.

Записывают решение задачи в тетрадь.12 : 3 = 4 (р.)

Ответ: в 4 раза.

Самостоятельный  ВЫВОД учащихся:

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого, нужно большее число разделить на меньшее

Умственная деятельность – рассуждение.

Самостоятельный  ВЫВОД учащихся:

Чтобы узнать, во сколько раз одно число мень другого, нужно большее число разделить на меньшее

Читают правило.

Один ученик работает у доски остальные в тетрадях.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено.

Коммуникативные: контроль и оценка действий партнёра

Личностные:  самоопределение.

Работают в группе.

(уч-ся выполняют задание сообща (группой) в тетрадях. Выбирают действие, записывают в тетрадь, сверяют ответы)

Дети решают логическую задачу (устно), отвечают на вопрос

5 * 2 = 10        

5 * 4 = 20        

5 : 5 = 25

5 * 6 = 30      

25 : 5 = 5

5 * 8 = 40          

35 : 7 = 5        

45 : 5 = 9

Самостоятельная работа учащихся.

Познавательные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Работа в группе.

Дети записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Кратное сравнение" во 2 классе, Л.Г.Петерсон

Открытый урок по математике "Кратное сравнение" во 2 классе, Л.Г.Петерсон...

Урок математики в 3-м классе по теме: "Задачи на кратное сравнение в несколько раз"

Урок математики направлен на обучение решению нового вида текстовых задач, ориентирован на формирование учебной деятельности. Урок уникален тем, что каждый его этап предполагает формирование структурн...

Урок по математике "Кратное сравнение чисел и величин" (3 класс)

Цель урока: формирование умений применять теоретические и практические положения кратного сравнения величин и чисел при решении учебных задач....

Урок по математике "Кратное сравнение"

Сформировать умение проявлять целеустремлённость в учебной деятельности на основе применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона....

Урок по математике в 3 классе "Задачи на кратное сравнение"

Урок по математике в 3 классе "Задачи на кратное сравнение" с использование технологии диалогового взаимодействия...

Конспект урока "Задачи на кратное сравнение чисел" Математика. 3 класс.

Конспект урока "Задачи на кратное сравнение чисел" Математика. 3 класс....