«Составляем и решаем задачи»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Тутукова Ольга Семёновна

 

Урок математики, 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Тутукова Ольга Семёновна,

МКОУ «СОШ № 234 ЗАТО Знаменск»

Тема: «Составляем и решаем задачи»

Цель: формирование умения составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия

Задачи: 1. Создать условие для совершенствования навыка составлять задачи по модели (схеме), задачи с опорой на рисунок и часть условия.

2. Способствовать закреплению умения выполнять арифметические действия с числами, классифицировать геометрические фигуры разными способами.

3. Содействовать развитию мышления, внимания, вычислительных навыков, воспитанию личностных качеств: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.    

(УУД)

Познавательные:

общеучебные –
 –
выделение задачи из предложенных текстов; выявление известных и неизвестных величин; установление последовательности действий при ответе на  вопрос задачи;

составление вопроса в соответствии с записью (числовым выражением) и сюжетной ситуацией; увеличение и уменьшение числа на 2;

логические – осуществление синтеза как составления целого из частей.

Регулятивные: принимать

и сохранять учебную задачу; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: строить
понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает
и видит, а что нет.

Личностные: иметь  адекватную позитивную самооценку

Оборудование:  герои сказки, корзина с заданиями, веера, демонстрационная  кассы цифр, таблички – формы работы, карточки для дифференцированной работы, картинки-задачи на экране, маршрутный лист, мелодия для физминутки,  , круги для рефлексии

Ход урока

УУД

1. Оргмомент

Повернулись в парах лицом, слушаем и показываем:

- У меня нос – у тебя нос,

- У меня глазки – у тебя глазки,

- У меня щёчки мягки – у тебя щёчки мягки,

- У меня ручки гладки – у тебя ручки гладки.

(Взялись за руки) - Прочь тревогу, лень;

- Ты мне друг на целый день. 

2. Разминка

Давайте немного разомнемся

- Сколько месяцев длится осень? Назовите месяцы.

- Сколько осенних месяцев уже прошло?

- Какой месяц сейчас?

- Какой знак используется при вычитании?

- Какой знак используется при сложении?

3. Эмоциональная пауза

- Сегодня мы отправимся к деду-леснику из сказки 

В. Д. Берестова «Как найти дорожку»  Кто же нам поможет, чтобы мы не заблудились? Послушайте загадку и отгадайте

- По веткам скачет, да не птица

Рыжая, да не лисица. Кто же это? (Хором – Белка)

- Обратимся к Белке за помощью.  Какими словами обращаются в сказке? (Хором)

- Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке  в сторожку?

- Очень просто, - сказала Белка. Выполните задания, расскажу и покажу.

4. Устный счет

Решение примеров на -2, +1 с помощью вееров.

(Задание 5 со стр. 89 из учебника на экране)

Проблемный вопрос:

- Верно ли, что среди ответов было число 7, но не было числа 6? (Нет)

- Белочка юркая, успела прыгнуть и  повесить задание. (Задание 6 со стр. 89 учебника.)

- Назовите геометрические фигуры.

Распределите эти фигуры на группы.

(По форме – 3 группы, по цвету – 3 группы)

Проблемный вопрос:

- А можно ли по форме разбить на 2 группы? Как?

(1 гр. – все многоугольники, 2 гр. – все круги)

5. Определение темы урока. Составление плана

Белка приготовила еще задание, выполнив которое,  вы сами определите тему нашего урока.

 (Учитель вешает из корзины 3 картинки с грибами)

- Рассмотрите рисунки на экране.

По каким из них можно составить задачи?

imageimage image

- Значит, тема нашего урока, какая? (Составляем и решаем задачи)

- Составьте эти 2 задачи для Белки. - Решим устно.

- Беседа о съедобных грибах и несъедобных (кратко)

Давайте заранее с вами определимся, как вы хотите работать, чтобы лучше закрепить тему? (таблички на экране)

- Коллективно

- Индивидуально

- В парах

Что сказала Белка, оценив задания?  (Подготовленный ученик говорит)

- Правильно, – сказала Белка. Прыгайте с верхушки ёлки на кривую берёзку, с кривой берёзки – на верхушку дуба. С этого дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы, прыгайте!

- Только по деревьям, ребята, мы прыгать …не умеем.

6. Физминутка (музыкальная )

- Встанем, отдохнём. Может еще, кого встретим… .

7. Работа по теме урока

А тут скачет Заяц. Спросим у него:

- Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще, но прежде выполните задания. (Из корзинки) Задание-вопрос от Зайца из корзины на морковке (читающий ученик) - Из чего состоит задача? (Памятка на экране)   ЗАДАЧА

                                        Условие

                                         Вопрос

Решение

Ответ

8. Дифференцированная работа

- На экране  перед вами картинки  с задачами.  (Задачи 3 со стр. 89 учебника) Составим задачи коллективно, а решим самостоятельно

- Проверка решения с доски: 3 + 3 = 6,    8 – 1 = 7         ( проверка на экране)

Проблемный вопрос (обращая указкой на решение)

- У Зайца в корзину входит 5 овощей, войдут эти?(6)

  9. Работа в тетрадях на печатной основе

Следующие задания зайца в тетрадях №2

- Открыли тетрадь, назовите страницу с темой урока (31)

№2 – Чтение читающим учащимся. Решение задачи запишем на доске и в тетрадях  9 – 3 = 6.

№3 – Чтение читающим учащимся. Рисуем фишками-кружочками: 4 для груш, 3 для бананов. – А сколько это 3 и 4? (7) - Сколько для яблок дорисовать, чтобы фруктов стало 11? - Дорисуйте сами и вставьте число

С заданиями Зайца мы справились.

- И что же Заяц? (Подготовленный ученик говорит)

Говорит Заяц, слушайте: «Скачите прямо,  будет пахнуть грибами. Потом – заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите этот запах справа или слева. Чуть дальше попрыгайте, понюхайте и услышите запах дыма. Скачите прямо на него. Это дедушка-лесник самовар ставит».

- Жалко, что носы, ребята, у нас не такие чуткие, как у  Зайца. Придется ещё кого-нибудь спросить.

- Но, что это за чудеса?

10. Физминутка

На офтальмотренажере (под медленную мелодию)

11. Работа с таблицами на экране, в парах

Навстречу нам приползла Улитка, спросим :

- Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. Но, посмотрите на панно.

- По каким картинкам нельзя составить задачи?   image   image

 (о грушах, о птицах - нельзя)

- А по каким картинкам можно?

image    image       image       image

(о веточке, листьях, грибах, мальчике - можно)

- Вы хорошо поработали коллективно, индивидуально, предлагаю работу в парах

- Составьте одну из этих задач, обсудите в паре, а решение на столе из цифр и знаков выложите

- А у доски  в это время составят и выставят решения 4 ученика (Учителю они прошепчут составленные задачи и решения)

- Какие же задачи вы составили? (Рассказывают)

- Проверим решения с панно.

Проблемный вопрос.

- По каким рисункам можно было составить задачи, решив другим действием? (о листьях, грибах) - Как?

- Что же Улитка? (Подготовленный ученик)

Улитка сказала: «По-о-олзите за мной, авось приползём»

- Но некогда нам улитка ползать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим.

- И тут навстречу Пчелка. Мы с песенкой к ней:

- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи.

Как найти дорожку к дедушке в сторожку?

12. Работа по учебнику

«Откройте учебники, - сказала она, на следующей странице». - Какой? (88)

Задача 1 (2) (Читающий ученик зачитывает)

 В домике живут семеро козлят…

- Можно решить задачу по такому условию? (Нет)

- Дополните.

Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?

Модель решения перед вами. - Как решить?  7 – 3 = 4

Задача 2 (Читает учитель)

- Можно будет приступить к решению? (Нет)

- Почему? (Недостаточно данных)

- Вставьте в окошко каждый своё число. Выложите решение из математического пенала самостоятельно

- Зачитаем все решения.

Проблемный вопрос -  Могло ли остаться 10 груш?

13. Итог урока

- У Пчёлки такой  вопрос:

- Все ли задачи можно было решить? (Нет)

Почему?  (Недостаточно данных)

- (Учитель) Это могло быть неполное условие, не хватало чисел для решения, не было вопроса

Сделаем еще раз вывод

- Задача состоит из чего?

- Из условия , вопроса, решения и ответа.

- Слова Пчелки (Подготовленный ученик)

Смотрите, говорит Пчёлка, куда я лечу. Идите следом. Там и мои сестрицы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ж-ж-ж… Я ужасно тороплюсь

 

- А дорожка-то, оказывается, совсем рядом. - А вон вдалеке и дом лесника.

15. Рефлексия

- Все виды деятельности мы осуществили?

- Ребята, если вам понравился урок, поднимите зелёные квадратики. Если вам было трудно, вы что-то не поняли – квадратики красного цвета.

- Я довольна вашей работой и оцениваю её  (зеленый квадрат) – Молодцы, спасибо!

 

Регулятивные:

реакция на звонок,

волевая саморегуляция

 

 

 

Познавательные:

умение структурировать знания

Регулятивные:

контроль и коррекция ответов

 

Познавательные:

работа с информацией, поиск и отбор нужной информации контроль и оценка процессов результатов деятельности

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

(общеучебные)

выполнение арифметических действий с числами;

(логические)

осуществление классификации геометрических фигур разными способами

Личностные: адекватно оценивать свою деятельность

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы

Коммуникативные планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные:

работа с информацией

 

 

 

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: адекватно оценивают свою деятельность

Познавательные:

работа с информацией

 

 

 

 

Познавательные:

умение структурировать знания

Личностные:

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

Регулятивные:

планирование, прогнозирование

контроль в форме сравнения способа действия и его результата

 Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение

Коммуникативные умение выражать свои мысли и чувства

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные:

работа с информацией

 

 

Личностные:

перевод внешней речи на внутренний план,

адекватное оценивание своей деятельности

Познавательные:

умение составлять задачи по картинкам,

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы

работа с информацией

Коммуникативные управление поведением своим и партнера, умение выражать мысли

Личностные: адекватно оценивают свою деятельность

Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата

Познавательные:

работа с информацией

 

 

 

 

 

Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение, умение структурировать знания

Регулятивные:

планирование, прогнозирование

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные умение выражать свои мысли

 

 

Познавательные:

работа с информацией

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные:

оценка процесса и результата деятельности

Личностные: адекватно оценивают  свою деятельность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материла

Тутукова Ольга Семёновна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №234, учитель начальных классов

  1. Предмет

математика

  1. Класс

1

  1. Название материала

Составляем и решаем задачи

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка учебного занятия

  1. Название темы или раздела учебного курса

Число и счёт. Арифметические действия.

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК «Начальная школа 21 века»

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: формирование умений по решению арифметических задач разных видов посредством интерактивных заданий.

Задачи:

образовательные: отрабатывать навык решения текстовых арифметических задач в одно и несколько действий;

развивающие: способствовать развитию внимания, воображения, логического мышления, познавательной активности, а также навыков контроля и самоконтроля;

воспитательные: воспитывать интерес к предмету через применение цифровых образовательных ресурсов.

Планируемые предметные результаты:

- использование приобретённых математических знаний для описания окружающих предметов, а также оценки их пространственных отношений;

- овладение основами логического мышления, пространственного воображения;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- умение решать текстовые арифметические задачи в одно и несколько действий, выбирать правильное решение; устанавливать взаимосвязи между объектами задачи; восстанавливать условие и вопрос задачи по его решению;  

- приобретение навыков работы на компьютере.

Формируемые УУД:

- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;

- решение рабочих задач с использованием ИКТ;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office PowerPoint 2007

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия  

Мультимедийный проектор, экран, колонки, компьютер

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Данный ресурс можно использовать при  фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Пояснительная записка

Тренажёр «Задачник для Маши»

Тренажёр «Красная Шапочка идёт в школу»

Тренажёр «Школа весёлых человечков»

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Комментарий для учителя

В начальном курсе математики особое место отводится арифметическим задачам.  Начинается этот процесс с решения простых задач. Умение решать такие задачи – это фундамент, на котором строится работа  с более сложными задачами.  В ходе решения простых задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатом действий. Работа с текстовыми задачами является весьма трудным и очень важным для детей разделом математического образования, поэтому учителю необходимо привлекать для эффективной работы с задачами различные дополнительные средства обучения. Одним из таких средств являются интерактивные тренажёры, которые позволяют обеспечить при решении задач достаточную наглядность, легко и быстро осуществить самоконтроль, в случае необходимости получить подсказку компьютера. В качестве ожидаемых результатов по отработке навыков решения задач разных видов с помощью данных тренажёров является: формирование умения находить связи между объектами задачи, выбирать правильное решение, в случае необходимости восстанавливать условие и вопрос задач по его известному решению.

Тренажёр «Задачник для Маши» (Сложные задачи)

Учимся решать составные задачи.

Тренажёр озвучен.

1 слайд – титульный.

2 слайд – представление героя.

3 слайд - игровое поле. На слайде даны кнопки  для перехода к заданиям. Возвращение по кнопке.

Слайды 4 - 13 – задачи. Выбрав ответ, нужно нажать на кнопку «Проверь», которая иллюстрирует решение задачи.

Завершение работы по кнопке , которая расположена на слайде 3.

Тренажёр «Красная Шапочка идёт в школу» (Задачи на нахождение уменьшаемого и вычитаемого)

Учимся решать задачи на нахождение уменьшаемого и вычитаемого.

Тренажёр озвучен.

1 слайд – титульный.

2 слайд – представление героев.

Слайды 3 - 14 – задачи. Выбрав ответ, нужно нажать на кнопку «Проверь», которая иллюстрирует решение задачи.

Завершение работы по кнопке , которая расположена на слайде 15.

Тренажёр «Школа Весёлых Человечков» (Задачи на разностное сравнение)

Учимся решать задачи на разностное сравнение.

Тренажёр озвучен.

1 слайд – титульный.

2 слайд – представление героев.

Слайды 3 - 18 – задачи. Выбрав ответ, нужно нажать на кнопку «Проверь», которая иллюстрирует решение задачи.

Завершение работы по кнопке , которая расположена на слайде 19.

  1. Список используемых источников

Тренажёр «Задачник для Маши»

Тренажёр «Красная Шапочка идёт в школу»

Тренажёр «Школа Весёлых Человечков»

  1. Если авторский материал  был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Данный материал ни на одном из сайтов не размещался.

  1. Укажите раздел библиотеки ТГ «Начальная школа» для опубликования материала (Разделы библиотеки можно посмотреть по ссылке: http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola)

Математика. Материал к уроку.  



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:

Тутукова Ольга Семёновна, учитель начальных классов  МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ№234

Класс

1 (1 полугодие, урок 38)

Предмет:

Математика

Авторы учебника:

В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема урока.

Составляем и решаем задачи

Тип урока.

Урок  повторения и закрепления полученных знаний..

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по составлению задач по модели с помощью фишек и  модели.

Планируемые

результаты:

    Личностные. 

            Имеют адекватную позитивную самооценку

  • Осознание практической важности изучаемого способа  решения задач.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах, группах.

    Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;
  • Умение определять и придерживаться цели.
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умения использовать научные методы познания;
  • Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД:

  • Умение соблюдения  позиции «понимающего»
  • Умение работать в парах.

   Предметные:

  • Знание способа  составлять задачи по модели.
  • Умение  решать задачи с опорой на рисунок и часть условия.
  • Применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Оборудование

  • Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, 2011 г.
  • Рабочая тетрадь «Математика» №2 1 класс  В.Н. Рудницкая
  • Фишки (демонстрационные и индивидуальные)
  • Маршрутный лист на каждого ученика.
  • Презентация по теме урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Орг. момент.

Мотивация.

Создание атмосферы психологического комфорта

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Создание ситуации для психологического настроя на урок. Слайд 4.

 Повернулись в парах лицом, слушаем и показываем:

- У меня нос – у тебя нос,

- У меня глазки – у тебя глазки,

- У меня щёчки мягки – у тебя щёчки мягки,

- У меня ручки гладки – у тебя ручки гладки.

(Взялись за руки) - Прочь тревогу, лень;

- Ты мне друг на целый день.

. Разминка

Давайте немного разомнемся

- Сколько месяцев длится осень? Назовите месяцы.

- Сколько осенних месяцев уже прошло?

- Какой месяц сейчас?

- Какой знак используется при вычитании?

- Какой знак используется при сложении

Самоопределение учащихся: оценивают свою готовность и настрой

 Регулятивные:

реакция на звонок,

волевая саморегуляция на работу.

Познавательные:

умение структурировать знания

Самооценка готовности к уроку.

 Учебно-поз-навательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний

Нацеливание

Повторение изученного материала,  необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в  индивидуальной деятельности каждого учащегося.

увеличение и уменьшение числа на 2;

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

 

Вселить уверенность в детей, проверить знания, связать логически знания между собой, оформить «почву» для введения нового знания

3. Эмоциональная пауза           Слайд 5.

- Сегодня мы отправимся к деду-леснику из сказки  

В. Д. Берестова «Как найти дорожку»  Кто же нам поможет, чтобы мы не заблудились? Послушайте загадку и отгадайте.

- По веткам скачет, да не птица

Рыжая, да не лисица. Кто же это? (Хором – Белка) Слайд 6.

- Обратимся к Белке за помощью.  Какими словами обращаются в сказке? (Хором)

- Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке  в сторожку?

- Очень просто, - сказала Белка. Выполните задания, расскажу и покажу.

4. Устный счет                                   Слайд 7, 8 .

Решение примеров на -2, +1 с помощью вееров.

(Задание 5 со стр. 89 из учебника висит на зкране)

Проблемный вопрос:

- Верно ли, что среди ответов было число 7, но не было числа 6? (Нет)

- Белочка юркая, успела прыгнуть и  повесить задание. (Задание 6 со стр. 89 учебника -  на зкране)

- Назовите геометрические фигуры.     Слайд 9.

Распределите эти фигуры на группы.

(По форме – 3 группы, по цвету – 3 группы)

Проблемный вопрос:

- А можно ли по форме разбить на 2 группы? Как?

(1 гр. – все многоугольники, 2 гр. – все круги)

5. Определение темы урока. Составление плана

Белка приготовила еще задание, выполнив которое,  вы сами определите тему нашего урока.

 (Учитель вешает из корзины 3 картинки с грибами)

- Рассмотрите рисунки на доске.        Слайд 10.

По каким из них можно составить задачи?

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2011-11-13\Scan10239.BMPC:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2011-11-14\Scan10261.BMPC:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2011-11-14\Scan10240.BMP

- Значит, тема нашего урока, какая? (Составляем и решаем задачи)

- Составьте эти 2 задачи для Белки. - Решим устно.

- Беседа о съедобных грибах и несъедобных (кратко)

Давайте заранее с вами определимся, как вы хотите работать, чтобы лучше закрепить тему? (таблички)                                           Слайд 11.

- Коллективно

- Индивидуально

- В парах

Что сказала Белка, оценив задания?  (Подготовленный ученик говорит)

- Правильно, – сказала Белка. Прыгайте с верхушки ёлки на кривую берёзку, с кривой берёзки – на верхушку дуба. С этого дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы, прыгайте!

- Только по деревьям, ребята, мы прыгать …не умеем.

Оцените свою работу.                        Слайд 12.

Познавательные:

умение структурировать знания

Регулятивные:

контроль и коррекция ответов

Познавательные:

работа с информацией, поиск и отбор нужной информации контроль и оценка процессов результатов деятельности

Познавательные:

(общеучебные)

выполнение арифметических действий с числами;

(логические)

осуществление классификации геометрических фигур разными способами

Личностные: адекватно оценивать свою деятельность

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы

Коммуникативные планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные:

работа с информацией

Актуализация знаний, необходимых для  понимания новой темы.

Первичный опыт. Постановка проблемы

Вызвать и обсудить за-труднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»),

проговаривание темы и цели урока.

 - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

6.Физминутка.                                     Слайд 13.

7.Работа по теме урока                       Слайд 14,15.

А тут скачет Заяц. Споём ему песенку:

- Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще, но прежде выполните задания. (Из корзинки) Задание-вопрос от Зайца из корзины на морковке (читающий ученик) - Из чего состоит задача? (Памятка на зкране)   ЗАДАЧА                    

                                                                  Слайд 16.

                                   Условие

                                   Вопрос

                                   Решение

                                   Ответ

8. Дифференцированная работа        Слайд 17.

- На экране перед вами рисунки  с задачей.  (Задачи 3 со стр. 89 учебника) Составим задачи коллективно, а решим самостоятельно

- Проверка решения с доски: 3 + 3 = 6,    8 – 1 = 7

(выставят из кассы цифр быстро закончившие уч-ся)

Проблемный вопрос (обращая указкой на решение) 

- У Зайца в корзину входит 5 овощей, войдут эти?(6)

  9. Работа в тетрадях на печатной основе

Следующие задания зайца в тетрадях 

- Открыли, назовите страницу с темой урока (31)

№1 - Составим и решим задачи (2) по рисункам

Решение - комментировано.

№2 – Чтение читающим учащимся. Решение задачи запишем на доске и в тетрадях  9 – 3 = 6.

№3 – Чтение читающим учащимся. Рисуем фишками-кружочками: 4 для груш, 3 для бананов. – А сколько это 3 и 4? (7) - Сколько для яблок дорисовать, чтобы фруктов стало 11? - Дорисуйте сами и вставьте число

С заданиями Зайца мы справились.      Слайд 18.

- И что же Заяц? (Подготовленный ученик говорит)

Говорит Заяц, слушайте: «Скачите прямо,  будет пахнуть грибами. Потом – заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите этот запах справа или слева. Чуть дальше попрыгайте, понюхайте и услышите запах дыма. Скачите прямо на него. Это дедушка-лесник самовар ставит».

- Жалко, что носы, ребята, у нас не такие чуткие, как у  Зайца. Придется ещё кого-нибудь спросить.

- Оцените свою работу.                     Слайд 19.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: адекватно оценивают свою деятельность

Познавательные:

работа с информацией

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

-  «Решаем задачи»

- Научиться решать задачи по схеме.

Познавательные:

умение структурировать знания

Личностные:

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

Регулятивные:

планирование, прогнозирование

контроль в форме сравнения способа действия и его результата

 Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение

Коммуникативные умение выражать свои мысли и чувства

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Работа с фишками.

Познавательные:

работа с информацией

Личностные:

перевод внешней речи на внутренний план,

адекватное оценивание своей деятельности

Умение использовать научный метод познания.

Самостоятельное определение темы и цели урока «Решаем задачи».

Исследование. Открытие нового знания

На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По-  шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму дей-ствий.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

10.Физминутка.                               Слайд 20.

11.Работа с таблицами на экране, в парах.

                                                            Слайд 21, 22.

Навстречу нам приползла Улитка, спросим у неё:

- Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. Но, посмотрите на панно.                          Слайд 23, 24.

- По каким картинкам нельзя составить задачи?   C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2011-11-16\Scan10263.BMP  C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2011-11-16\Scan10262.BMP

 (о грушах, о птицах - нельзя)

- А по каким картинкам можно?

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2011-11-16\Scan10266.BMP    C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2011-11-17\Scan10239.BMP      C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2011-11-17\Scan10003.BMP      C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\2011-11-16\Scan10268.BMP

(о веточке, листьях, грибах, мальчике - можно)

- Вы хорошо поработали коллективно, индивидуально, предлагаю работу в парах

- Составьте одну из этих задач, обсудите в паре, а решение на столе из цифр и знаков выложите

- А у доски в это время составят и выставят решения 4 ученика (Учителю они прошепчут составленные задачи и решения) 

- Какие же задачи вы составили? (Рассказывают)

- Проверим решения с панно.

Проблемный вопрос.

- По каким рисункам можно было составить задачи, решив другим действием? (о листьях, грибах) - Как?

- Что же Улитка? (Подготовленный ученик)

                                                         Слайд 25.

Улитка сказала: «По-о-олзите за мной, авось приползём»

- Но некогда нам улитка ползать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим.

-Оцените свою работу.                  Слайд 26.

- И тут навстречу Пчелка.               Слайд 27.

Мы с просьбой к ней :

- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи.

Как найти дорожку к дедушке в сторожку?

12. Работа по учебнику                   Слайд 28.

«Откройте учебники, - сказала она, на следующей странице». - Какой? (88)

Задача 1 (2) (Читающий ученик зачитывает)

 В домике живут семеро козлят…

- Можно решить задачу по такому условию? (Нет)

- Дополните.

Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?

Модель решения перед вами. - Как решить?  7 – 3 = 4

Задача 2 (Читает учитель)

- Можно будет приступить к решению? (Нет)

- Почему? (Недостаточно данных)

- Вставьте в окошко каждый своё число. Выложите решение из математического пенала самостоятельно

- Зачитаем все решения.

Проблемный вопрос -  Могло ли остаться 10 груш?

13. Итог урока

- У Пчёлки такой  вопрос:

- Все ли задачи можно было решить? (Нет)

Почему?  (Недостаточно данных)

- (Учитель) Это могло быть неполное условие, не хватало чисел для решения, не было вопроса

Сделаем еще раз вывод

- Задача состоит из чего?

- Из условия и вопроса

- Слова Пчелки (Подготовленный ученик)

                                                            Слайд 29, 30.

Смотрите, говорит Пчёлка, куда я лечу. Идите следом. Там и мои сестрицы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ж-ж-ж… Я ужасно тороплюсь.

Физминутка.                                    Слайд 31

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: адекватно оценивают свою деятельность

Познавательные:

работа с информацией

(Деятельность детей совпадает с деятельностью учителя – создать алгоритм)

-свой опыт

-учебник

-учитель

   

Личностные:

перевод внешней речи на внутренний план,

адекватное оценивание своей деятельности

Познавательные:

умение составлять задачи по картинкам,

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы

работа с информацией

Коммуникативные управление поведением своим и партнера, умение выражать мысли

Личностные: адекватно оценивают свою деятельность

Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата

Познавательные:

работа с информацией

Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение, умение структурировать знания

Регулятивные:

планирование, прогнозирование

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные умение выражать свои мысли

Познавательные:

работа с информацией

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные:

оценка процесса и результата деятельности

Личностные: адекватно оценивают  свою деятельность

 

Доказать при помощи чего у них сформировались новые знания (видел, слышал, наблюдал, был спокойным, узнал что-то новое для себя…)

Высказывания учащихся

Способ решения задачи по модели.

Осознание практической важности изучаемого способа решения.

Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».

Осознание ценности совместной деятельности.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь выполнять работу по предложенному плану.  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Осознание результатов каждого этапа урока.

Уметь работать по коллективно составленному плану

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Рефлексия

(3 мин)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Наблюдает, старается услышать об усвоении алгоритма и получить вывод о новом знании.

                                     Слайд 32, 33, 34, 35.

Какую задачу ставили на урок?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Дополните фразы:

  • Я узнал…
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовался тому, что…

Спасибо за урок.

Доказать при помощи чего у них сформировались новые знания (видел, слышал, наблюдал, был спокойным, узнал что-то новое для себя…)

Высказывания учащихся.

Осознание результатов каждого этапа урока.

Осознание ценности изученного способа решения задач.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист ученика 1 «А» класса МКОУ «СОШ № 234»

                _________________________________________________________________                                                                                                                                        

  1. Задание Белки.                                                                                            

_______________________________________________________________________

  1. Задание Зайца.

                                                                                                                                                                                                 

__________________________________________________________________________________________________Задание Улитки. 

                                                                                                          ____________________________________________________________________________

Задание Пчёлки                        

                                                                             

___________________________________________________________

На уроке я узнал ...

Я запомню, что ...

Оказывается ...

Я очень рад ...

Теперь я знаю ...



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА.

В классе 28 учащихся. На уроке  присутствовало  27 учеников. . Большинство  ребят имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. При поступлении в школу только 4 ученика умели читать. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.

Тема урока: «Составляем и решаем задачи»  УМК «Начальная школа 21 века» Данный урок рассматривается в разделе уроков :Число и счёт. Арифметические действия. При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:

Образовательные:

 . создать условия для обеспечения сознания и усвоения навыка  решения  задачи  с опорой на рисунок и часть условия,  развивать умения выполнять арифметические действия с числами, классифицировать геометрические фигуры разными способами;

Развивающие:

развивать  наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции учащихся;

Воспитательные:

Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать  результат своей работы;.

Здоровьесберегающие:

Сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использование ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Цель ученика: буду учиться составлять задачи по рисунку , модели(схеме), неполному условию, составлять равенство , используя связь целого и частей.

Данный урок является  уроком закрепления материала, 5 по данной теме. Используя сущность метапредметной  категории «Рисунок и схема»  на представленном материале   формировать у детей целостный образ окружающего мира.

При построении урока внимание было уделено формированию у учащихся УУД.(универсальные учебные действия)

На первом этапе активизации формируем личностные  УУД- мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность.

 С первых минут возникает «интрига» Второй этап- актуализация знаний .Во время устного счёта учащиеся учатся не только отвечать на вопросы, но и правильно их задавать. На этом этапе формировались следующие УУД:

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

Познавательные УУД:

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

умение оценивать  поступки  в соответствии с определённой ситуацией.

Учащиеся сами смогли определить тему урока и поставить цели.(Регулятивные УУД- формируем умение прогнозировать предстоящую работу)

Для поддержания активности и внимания в урок была включена презентация.

Лесные жители-герои  сказки учили ребят в игровой форме составлять разные задачи, добывать самим знания. Для формирования в работу была включена проверка, взаимопроверка, анализ оценивания.(Регулятивные УУД)

При решении задач , помимо формирования новых знаний . формировались  следующие УУД :

Познавательные:

 формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

на основе анализа объектов делать выводы;

формируем  умение обобщать.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

На этапе применения знания по составлению задач была предложена работа в парах(Коммуникативные УУД)

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика  к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково - символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Этап рефлексии отразил оценки учащихся и результат урока (Регулятивные УУД- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Элементы здоровьесбережения были использованы три физминутки, чередования различных видов деятельности учащихся, создания комфортной атмосферы в классе.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий.  ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных .  Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью  «Школы 21 века», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составляем и решаем задачи

Урок в первом классе по УМК Виноградовой  " Школа 21века"....

Урок математики в 1 классе по теме «Составляем и решаем задачи»

На данном уроке математики закрепляются и систематизируются знания и умения в составлении и решении задач.       Модель учебного занятия спроектирована на основе си...

урок математики в 1 классе "Составляем и решаем задачи"

Урок закрепляет знание терминов, связанных с понятием "задача"...

Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи.

Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи построен на основе системно - деятельностного подхода. Урок по типу "Открытие нового знания"...

Составляем и решаем задачи

закреплять умения составлять и решать задачи по рисунку....

урок математики 1 класс "Составляем и решаем задачи"

Задачи урока:1. Формировать основные приемы смыслового чтения учебника математики:...