Урок математики в 1 классе по теме «Составляем и решаем задачи»
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
На данном уроке математики закрепляются и систематизируются знания и умения в составлении и решении задач. Модель учебного занятия спроектирована на основе системно-деятельностного подхода.
Для осуществления целей урока использованы виды деятельности, спланированные в начале урока детьми. Урок проведен в форме сказочного путешествия.
С начала учебного года в данном классе применяются здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного. Поэтому на уроке продемонстрированы приемы работы по данной методике.
Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_1_klasse.doc | 529 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики, 1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Осмалова Ирина Васильевна,
МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка Белгородской области»
Тема: «Составляем и решаем задачи»
Цель: формирование умения составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия
Задачи: 1. Создать условие для совершенствования навыка составлять задачи по модели (схеме), задачи с опорой на рисунок и часть условия.
2. Способствовать закреплению умения выполнять арифметические действия с числами, классифицировать геометрические фигуры разными способами.
3. Содействовать развитию мышления, внимания, вычислительных навыков, воспитанию личностных качеств: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.
Оборудование: игрушки: герои сказки, корзина с заданиями, веера, демонстрационная и индивидуальные кассы цифр, таблички – формы работы, карточки для дифференцированной работы, картинки-задачи на панно, массажные коврики и массажная дорожка, мелодия для физминутки, макет домика, квадраты для рефлексии
Ход урока | УУД |
1. Оргмомент Повернулись в парах лицом, слушаем и показываем: - У меня нос – у тебя нос, - У меня глазки – у тебя глазки, - У меня щёчки мягки – у тебя щёчки мягки, - У меня ручки гладки – у тебя ручки гладки. (Взялись за руки) - Прочь тревогу, лень; - Ты мне друг на целый день. 2. Разминка Давайте немного разомнемся - Сколько месяцев длится осень? Назовите месяцы. - Сколько осенних месяцев уже прошло? - Какой месяц сейчас? - Какой знак используется при вычитании? - Какой знак используется при сложении? 3. Эмоциональная пауза - Сегодня мы отправимся к деду-леснику из сказки В. Д. Берестова «Как найти дорожку» Кто же нам поможет, чтобы мы не заблудились? Послушайте загадку и отгадайте. Голос музыкальной игрушки Белки: - По веткам скачет, да не птица Рыжая, да не лисица. Кто же это? (Хором – Белка) - Обратимся к Белке за помощью. Какими словами обращаются в сказке? (Хором) - Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Очень просто, - сказала Белка. Выполните задания, расскажу и покажу. 4. Устный счет Решение примеров на -2, +1 с помощью вееров. (Задание 5 со стр. 89 из учебника висит на доске) Проблемный вопрос: - Верно ли, что среди ответов было число 7, но не было числа 6? (Нет) - Белочка юркая, успела прыгнуть на сенсорный крест, повесить задание. (Задание 6 со стр. 89 учебника - на сенсорном кресте) - Назовите геометрические фигуры. Распределите эти фигуры на группы. (По форме – 3 группы, по цвету – 3 группы) Проблемный вопрос: - А можно ли по форме разбить на 2 группы? Как? (1 гр. – все многоугольники, 2 гр. – все круги) 5. Определение темы урока. Составление плана Белка приготовила еще задание, выполнив которое, вы сами определите тему нашего урока. (Учитель вешает из корзины 3 картинки с грибами) - Рассмотрите рисунки на доске. По каким из них можно составить задачи? - Значит, тема нашего урока, какая? (Составляем и решаем задачи) - Составьте эти 2 задачи для Белки. - Решим устно. - Беседа о съедобных грибах и несъедобных (кратко) Давайте заранее с вами определимся, как вы хотите работать, чтобы лучше закрепить тему? (таблички) - Коллективно - Индивидуально - В парах Что сказала Белка, оценив задания? (Подготовленный ученик говорит) - Правильно, – сказала Белка. Прыгайте с верхушки ёлки на кривую берёзку, с кривой берёзки – на верхушку дуба. С этого дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы, прыгайте! - Только по деревьям, ребята, мы прыгать …не умеем. 6. Физминутка (на массажных ковриках) - Встанем, отдохнём. Может еще, кого встретим… - Левой ножкой топ-топ, правой ножкой топ-топ. Сели – встали, сели – встали. С пятки стали на носок – опустились – 2раза С кочки прыг – скок. 7. Работа по теме урока А тут скачет Заяц. Споём ему песенку: - Зайка, Зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще, но прежде выполните задания. (Из корзинки) Задание-вопрос от Зайца из корзины на морковке (читающий ученик) - Из чего состоит задача? (Памятка на кресте) ЗАДАЧА Условие Вопрос 8. Дифференцированная работа - На столе перед вами карточка с задачей. У кого-то с моделью решения, у кого-то нет. (Задачи 3 со стр. 89 учебника) Составим задачи коллективно, а решим самостоятельно - Проверка решения с доски: 3 + 3 = 6, 8 – 1 = 7 (выставят из кассы цифр быстро закончившие уч-ся) Проблемный вопрос (обращая указкой на решение) - У Зайца в корзину входит 5 овощей, войдут эти?(6) 9. Работа в тетрадях на печатной основе Следующие задания зайца в тетрадях - Открыли, назовите страницу с темой урока (31) №1 - Составим и решим задачи (2) по рисункам Решение - комментировано. №2 – Чтение читающим учащимся. Решение задачи запишем на доске и в тетрадях 9 – 3 = 6. №3 – Чтение читающим учащимся. Рисуем фишками-кружочками: 4 для груш, 3 для бананов. – А сколько это 3 и 4? (7) - Сколько для яблок дорисовать, чтобы фруктов стало 11? - Дорисуйте сами и вставьте число С заданиями Зайца мы справились. - И что же Заяц? (Подготовленный ученик говорит) Говорит Заяц, слушайте: «Скачите прямо, будет пахнуть грибами. Потом – заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите этот запах справа или слева. Чуть дальше попрыгайте, понюхайте и услышите запах дыма. Скачите прямо на него. Это дедушка-лесник самовар ставит». - Жалко, что носы, ребята, у нас не такие чуткие, как у Зайца. Придется ещё кого-нибудь спросить. - Но, что это за чудеса? На небе появилась радуга, сказочно необыкновенной формы. Встали, подняли головы. 10. Физминутка На офтальмотренажере (под медленную мелодию) 11. Работа на экологическом панно, в парах Навстречу нам приползла Улитка, споём песенку: - Эй, Улитка, расскажи, Эй, Улитка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. Но, посмотрите на панно. - По каким картинкам нельзя составить задачи? (о грушах, о птицах - нельзя) - А по каким картинкам можно?
(о веточке, листьях, грибах, мальчике - можно) - Вы хорошо поработали коллективно, индивидуально, предлагаю работу в парах - Составьте одну из этих задач, обсудите в паре, а решение на столе из цифр и знаков выложите - А у панно в это время составят и выставят решения 4 ученика (Учителю они прошепчут составленные задачи и решения) - Какие же задачи вы составили? (Рассказывают) - Проверим решения с панно. Проблемный вопрос. - По каким рисункам можно было составить задачи, решив другим действием? (о листьях, грибах) - Как? - Что же Улитка? (Подготовленный ученик) Улитка сказала: «По-о-олзите за мной, авось приползём» - Но некогда нам улитка ползать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим. - И тут навстречу Пчелка. Мы с песенкой к ней: - Пчёлка, Пчёлка, расскажи, Пчёлка, Пчёлка, покажи. Как найти дорожку к дедушке в сторожку? 12. Работа по учебнику «Откройте учебники, - сказала она, на следующей странице». - Какой? (88) Задача 1 (2) (Читающий ученик зачитывает) В домике живут семеро козлят… - Можно решить задачу по такому условию? (Нет) - Дополните. Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике? Модель решения перед вами. - Как решить? 7 – 3 = 4 Задача 2 (Читает учитель) - Можно будет приступить к решению? (Нет) - Почему? (Недостаточно данных) - Вставьте в окошко каждый своё число. Выложите решение из математического пенала самостоятельно - Зачитаем все решения. Проблемный вопрос - Могло ли остаться 10 груш? 13. Итог урока - У Пчёлки такой вопрос: - Все ли задачи можно было решить? (Нет) Почему? (Недостаточно данных) - (Учитель) Это могло быть неполное условие, не хватало чисел для решения, не было вопроса Сделаем еще раз вывод - Задача состоит из чего? - Из условия и вопроса - Слова Пчелки (Подготовленный ученик) Смотрите, говорит Пчёлка, куда я лечу. Идите следом. Там и мои сестрицы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ж-ж-ж… Я ужасно тороплюсь! 14. Упражнения на массажной дорожке - А дорожка-то, оказывается, совсем рядом. - А вон вдалеке и дом лесника. (Упражнения на массажной дорожке) 15. Рефлексия - Все виды деятельности мы осуществили? - Ребята, если вам понравился урок, поднимите зелёные квадратики. Если вам было трудно, вы что-то не поняли – квадратики красного цвета. - Я довольна вашей работой и оцениваю её (зеленый квадрат) – Молодцы, спасибо! | Регулятивные: реакция на звонок, волевая саморегуляция Познавательные: умение структурировать знания Регулятивные: контроль и коррекция ответов Познавательные: работа с информацией, поиск и отбор нужной информации контроль и оценка процессов результатов деятельности Познавательные: (общеучебные) выполнение арифметических действий с числами; (логические) осуществление классификации геометрических фигур разными способами Личностные: адекватно оценивать свою деятельность Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать, формирование умения в постановке и формулировке проблемы Коммуникативные планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: работа с информацией Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: адекватно оценивают свою деятельность Познавательные: работа с информацией Познавательные: умение структурировать знания Личностные: формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее Регулятивные: планирование, прогнозирование контроль в форме сравнения способа действия и его результата Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение Коммуникативные умение выражать свои мысли и чувства Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: работа с информацией Личностные: перевод внешней речи на внутренний план, адекватное оценивание своей деятельности Познавательные: умение составлять задачи по картинкам, умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы работа с информацией Коммуникативные управление поведением своим и партнера, умение выражать мысли Личностные: адекватно оценивают свою деятельность Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата Познавательные: работа с информацией Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение, умение структурировать знания Регулятивные: планирование, прогнозирование Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные умение выражать свои мысли Познавательные: работа с информацией Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: оценка процесса и результата деятельности Личностные: адекватно оценивают свою деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе по теме: Закрепление умения решать задачи, умножение на1, на 0.
Данный урок математики разработан для 3 класса, по программе " Школа Росии" по учебнтку Моро. На уроке закрепляются навыки решения...
Урок математики в 1классе по теме: « Составляем задачи».
Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Составляем задачи", в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи.
Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи построен на основе системно - деятельностного подхода. Урок по типу "Открытие нового знания"...
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР...
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР...
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР...
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР...