урок математики 1 класс "Составляем и решаем задачи"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Носова Юлия Николаевна

Задачи урока:

1. Формировать основные приемы смыслового чтения учебника математики:                                                                                                  

А) распознавать и называть задание учебника;                                        

Б) интерпретировать полученную информацию – переформулировать практические задания в учебные задачи урока (Чему буду учить себя? Как это делать?)

2.  Формировать первоначальные навыки сбора информации, используя   вопросы познавательного характера.

                3. Отрабатывать навыки работы с текстовой и внетекстовой информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_uroka_matem_1_kl.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Класс 1 М

Учитель Носова Ю.Н.

Дата проведения: 19.11.2010г. в рамках Дня открытых дверей.

Тема «Составляем и решаем задачи»

Цель: формирование общего способа решения задач.

Задачи:

1. Формировать основные приемы смыслового чтения учебника математики:                                                                                                   А) распознавать и называть задание учебника;                                        

Б) интерпретировать полученную информацию – переформулировать практические задания в учебные задачи урока (Чему буду учить себя? Как это делать?)

2.  Формировать первоначальные навыки сбора информации, используя   вопросы познавательного характера.

3. Отрабатывать навыки работы с текстовой и внетекстовой информацией.

4. Учить отвечать на вопросы по прочитанному.

5. Развивать алгоритмическое и логическое мышление.

6. Отрабатывать  различные приемы отслеживания планируемых результатов:

А) Уметь задавать вопросы познавательного и учебного характера к материалам страницы учебника;

Б) Уметь слушать, понимать вопрос, формулировать ответ на вопрос, используя слова из вопросов;

В) уметь соотносить слова из краткой записи с иллюстрацией задачи;

Г) Самостоятельно составлять задачу по картинке, выбирать слова для краткой записи, выбирать действие для решения задачи и объяснять его;

Д) уметь оценивать свою работу.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-формировать  адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

- учить основам смыслового чтения  текстов, устанавливать причинно-следственные связи;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель урока;  

- выделять необходимую информацию;

- моделировать – преобразовать объект из текстовой формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)

-  учить структурировать знания;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  1. Предметные:

- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом;

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • Осознанное чтение текстов с целью приобретения читательского опыта, освоение и использование информации;
  • Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном и неявном виде;
  • Интерпретировать и обобщать полученную информацию, формулировать простые выводы;
  • Моделировать условие задачи, выбирать действие для её решения, обосновывать свой выбор.

Формы организации деятельности учащихся:

  • Общеклассная;
  • Фронтальная;
  • Работа в парах;
  • Работа в группах;
  • Индивидуальная.

Средства обучения:

  • Учебник В.Н.Рудницкой «Математика», 1 класс в 2-х ч., ч.1- М., «Вентана – Граф», 2013г.;
  • Карта урока;
  • Интерактивная доска, персональный компьютер;
  • Презентация к уроку;
  • Карточки для рефлексивного анализа;

Этап урока, планируемые результаты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания

  1. Организационный момент.

Планируемые результаты:

-создание положительного настроя на урок,

-установление доверительных отношений между учителем и учащимися;

- опыт самостоятельного решения учебно-познавательной задачи: высказывание собственного мнения.

- Урок, который сейчас начинается, называется математика. Давайте прочитаем слова, которые должен помнить каждый, приступая к ней:

-Почему М.В.Ломоносов так сказал?

- Многие ученые называют математику царицей всех наук. Давайте вспомним, сколько областей в математическом царстве, а поможет нам в этом наша ромашка.

- Сколько областей в математическом царстве? (6)

- Как они называются?

-Что изучают?

Самостоятельное чтение про себя.

Строят осмысленные речевые высказывания, формулируют свою позицию, размышляют.

Строят осмысленные речевые высказывания, формулируют свою позицию, размышляют.

(слайд 1: портрет М.В. Ломоносова, слова: «Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит»)

(слайд 2: математическая ромашка с разделами математики:1-числа и величины, 2-арифметические действия, 3-текстовые задачи, 4-геометрические фигуры и тела, 5-геометрические величины, 6-работа с данными)

  1. Мотивация, определение цели урока.

Планируемые результаты:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель урока.  

- В каждом из этих разделов мы решаем математические задачи. Давайте посмотрим, какие задачи ждут нас на 38 уроке. Откройте учебник на стр. 88 – 89.

- Сколько всего заданий? (6)

-Как узнали? (посчитали, посмотрели на номер последнего задания)

-Определим раздел математики для каждого задания: я показываю вам лепесток, а вы показываете мне номер задания из этой области.

- Как определим тему урока?

- Проверим, правильно ли определили – прочитаем на с.88.

(Составляем и решаем задачи)

Читают учебник и считают количество заданий, отвечают на поставленные вопросы.

Обсуждают высказывание  в парах, объясняют друг другу роль чтения в жизни.

Определяют цель урока, анализируя, каких заданий на уроке больше всего, отвечают на вопросы.

(Геометрические фигуры - №6

Арифметические действия - №3,5

Текстовые задачи - №1,2 и 4)

  1. Физминутка

- Прежде чем начать работу, давайте настроим на неё свой организм – проведем физминутку:

  • Наклоны и повороты для того, чтобы разгрузить позвоночник (по 6)
  • Приседания (6)
  • Прыжки по 5 на каждой ноге и 5 на двух
  • Упражнения на дыхание (5)

Учащиеся выполняют упражнения под команды учителя под музыку со счетом вслух.

Музыка «Вместе весело шагать»

4. Работа по учебнику – составление  задач.

Планируемые результаты:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-учить основам смыслового чтения текстов, устанавливать причинно-следственные связи;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- Начинаем работу. Мы определили, что № 1, 2 и 4 – это текстовые задачи.

- Определите, о чем говорится в каждой задаче: назовите друг другу.

- Давайте проверим: я называю, о чем задача, если так – вы хлопаете, не так – топаете.

- В первой задаче говорится о рыбках. (хлопают)

- Во второй – о детях (топают)

- В третьей – о яблоках (топают)

- В четвертой – о морковке и репке (хлопают)

- в пятой – о горошинах.(хлопают)

- Теперь мы знаем, о чем наши задачи.

- Задача – это такой рассказ, в котором есть действия. Определите главные слова – действия для каждой задачи:

-Назови слова для первой задачи. Соедини слова с номером задачи. Теперь расскажем задачу:

1-девочки

2-мальчики

3- третий ряд

4-первый ряд

5-второй ряд

- А теперь подведем итог: можно ли разделить задачи на две группы? Как это сделать?

Работают в парах, обсуждают, строят речевые высказывания.

Отвечают на вопросы с помощью движений.

Обсуждают, определяют, отвечают.

Работают  с карточкой, проверяют по доске.

Работают в группах, составляют и рассказывают задачи.

Делают вывод, сравнивают и анализируют условия и вопросы задач, выделяют основание для сравнения.

Дидактическая игра «ДаНет-ка»

(слайд 3: список слов, номера задач: поймал, утащил, осталось, живут, вышли, сорвали, съели, выросло, всего, было, упала и числа 1, 2, 3, 4 и 5)

(по вопросу – 1, 2, 3 и 5 – сколько осталось, 4 – сколько всего)

5. Решение задач.

- решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом;

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

-Молодцы, задачи составили, а теперь надо их решить.

- Как выбрать действие?

- Определите, каким действием решаем первую задачу и почему

-Давайте покажем это.

-А теперь запишите это языком математики на своих карточках.

- Давайте проверим: 5-1=4. А если мы 4+1=5? Значит, сосчитали верно.

-Решим вторую задачу…

- Решим третью… число груш, которые съели, выберите сами.

- Могло ли остаться 5 груш? (да)

- А 10? (нет)

- Почему? (Потому что было всего 9)

-Решение 4 и 5 задач выберите и запишите самостоятельно.

 

Отвечают на вопросы:

-Определить, что находим – часть или целое.

-Вычитанием, находим часть.

Записывают на карточках решение задач, устно проверяют.

Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

(слайд 4: решить задачу – значит:

  • Выбрать правильное действие
  • Объяснить его
  • Записать действие
  • Вычислить
  • Доказать правильность вычисления)

6. Итог урока. Рефлексивный анализ.

Планируемые результаты:

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- Сегодня на уроке мы учились чему – прочтем по учебнику (составлять и решать задачи)

-А сейчас вы должны оценить свою работу: переверните свой листок. Вы видите два окошечка.

- Если вы довольны своей работой и поняли, как составлять задачи – нарисуйте в левом окошечке треугольник синим карандашом. Если вам пока еще это трудно – напишите в нем восклицательный знак.

- Составить задачу – это половина дела Важно еще и научиться выбирать действие и объяснять его. Кто научился выбирать и объяснять действие задачи – нарисует в правом окошечке треугольник зеленым карандашом, если пока нет – напишите в нем восклицательный знак.

- Спасибо за работу. Урок окончен. А свои листочки с работой положите мне на стол.

Читают по учебнику.

Рисуют и раскрашивают фигуры, анализируя свою работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

Конспект урока математики 1 класс "Решаем задачи"

Конспект урока математики 1 класс "Решаем задачи"...

презентация к уроку математика на тему "Реши задачи." Об интересных фактах о животных.

Реши задачи. Об интересных фактах о животных. Очень нравится детям данный задачи. Расширяют знания учащихся. интерес к решению задач и изучению животного мира....

Конспект урока по математике на тему: «Решаем задачи по действиям»

Тема урока:«Решаем задачи по действиям».Тип урока:урок «открытия нового знания».Деятельностная цель:формирование представлений о решении задач по действиям;Содержательная цель:...