Тема урока: Особенности природы гор Цель урока: -способствовать расширению представления о разнообразии природы гор – высотной поясности. Задачи: -показать особенности природы гор, смены ярусов. -развивать умения показывать на карте горы; развивать навыки интеллектуальной коллективной деятельности; внимание, анализ, синтез, сравнение -воспитывать умение планировать учебное сотрудничество, взаимовыручку, любовь к малой Родине. Тип урока: урок постановки учебной задачи Методы: ИКТ, исследовательские, здоровьесберегающие Оборудование: -физическая карта России, горные пейзажи, -рисунки растений и животных, обитающих в горах, -фрагменты художественных произведений о горах. Ход урока I. Организационный момент Прозвенел звонок Начинаем наш урок. - Сегодня пожелаем друг другу удачи, смекалки и хорошего настроения! II. Актуализация знаний. 1. Блиц-опрос 1. Кто был послан Петром I для выяснения, соединяется ли Азия и Америка? (Витус Беринг) 2. Какое море было названо в честь двоюродных братьев-путешественников? (Море Лаптевых) 3. Кому принадлежит честь открытия Австралии? (Джеймс Кук) 4. Какое дерево не дает тени? (Эвкалипт) 5. Какая главная особенность животных Австралии? (Сумчатые млекопитающие) 6. Как называются дикие куры Австралии? ((Сорные куры) 7. Как называется дикая собака Австралии? (Динго) 8. Как называется самый южный материк? (Антарктида) 9. Нелетающая птица Антарктиды? (Пингвин) 10. Какой путешественник впервые описал Уссурийский край? (Пржевальскийй) 11. Какая большая кошка Дальнего Востока занесена в Красную книгу? (Уссурийский тигр). 2. Напишите названия природных зон вместо точек: ( на доске) … – экосистема, где растительность состоит из деревьев, кустарников, трав (Лес) … – это экосистема, где растительный покров состоит из кустарников, трав, лишайников, мхов (Тундра) … – это экосистема, где отсутствует сплошной травяной покров. (Пустыня, Арктика) … -это экосистема со сплошным травянистым растительным покровом. (Луг) ?… – это экосистема, в которой по мере подъема на высоту происходит смена природных условий. (Горы) (проблемная ситуация) 2. Молодцы! Учитель. Наша страна славится и величественными горами. Горы всегда поражали своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью. – А кто-нибудь был на горе Алханай? Если да, то что можете сказать о природе? Если нет, то:– А кто хотел бы побывать в горах? Почему?
-Хотите узнать, какие горы есть в России, об особенностях природы гор? -Что должны знать для этого? (растительность гор, животный мир…) -Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Тема нашего урока «Особенности природы гор» Слайд 1 III. Практическая работа с картой. -Вспомним условные обозначения гор: каким цветом обозначены? -Найдите самые высокие горы России (Кавказские) Слайд 2 -Попробуйте определить, какие горы самые длинные в России (Уральские) Они протянулись с севера на юг через всю страну. В старину их величали «Каменный пояс Земли Русской», потому что они как бы перепоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской. Уральские горы довольно низкие: менее 2000 метров. Слайд 3 -Еще какие горы увидели на территории России? (Саяны, Алтай) Слайд 4 Наивысшая точка – гора Белуха (4506 м.). Природа отличается ярким своеобразием. Самая высокая точка горы Саяны – Мунку-Сарды и достигает до 3491 м. Известна тем, что между хребтов в Саянах расположены котловины различных размеров и глубин. • Электронная физминутка «Ножки» Слайд 5 IV. Работа над новым материалом -Учитель: Открываем учебник стр 18-19 читаем текст по учебнику и далее текст, которые лежат на столах. -Учитель: попытайтесь ответить на вопрос: Что характерно для гор? (ответы детей) -Учитель: У каждой пары вырезанные пирамиды – горы. – Каким образом можно разместить прочитанную информацию о горах в графической форме "Пирамида”?
1.Чтение текста в паре. (По ходу чтения можно делать пометки ) Только в горах, стоя на одном месте, можно сразу увидеть и тундру, и степь, и лес, и пустыню, и даже вечные снега. Они расположены поясами, окружающими горы на определенной высоте – высотными поясами. В степной зоне подножье гор занято степями, а чуть выше в лесной – лесами. При подъеме в горы становится холоднее. Смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Но есть одно исключение. В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов с разнообразными травянистыми растениями. Многие из них красиво цветут. Солнце нагревает поверхность земли, а от неё нагревается воздух. Нижние его слои прогреваются сильнее. Горы, как острова, возвышаются над морем тёплого воздуха. На их вершинах снег не тает круглый год, образуя горные ледники. В горах обитают те же животные, что и на равнинах: медведи, суслики, куропатки. Другие животные представлены родственными видами, которые су мели лучше приспособиться к жизни в горах. У горной коровы – яка – такая длинная шерсть, что он круглый год может пастись рядом с вечными снегами. Горные козлы и бараны – предки наших домашних – могут взбираться на невероятные кручи, перепрыгивая со скалы на скалу. От них не отстает по ловкости и крупная горная кошка – снежный барс. Горные орлы находят восходящие потоки воздуха, нагретого над скалами, и часами парят в вышине, раскинув крылья. Учитель: Прочитав этот текст, какой вывод можно сделать? Вывод: Для гор характерна высотная поясность – закономерная смена природных условий по мере подъема в горы. Слайд 6
2. Рефлексия содержания. -Презентация "Пирамид” отдельных учащихся. 3. - Учитель: Проверим наши выводы на конкретном примере – примере описания Кавказских гор. - Учитель: У вас на столах текст «Природные зоны Кавказских гор». Ваша задача: определить высотную поясность Кавказских гор, которая описывается в этом отрывке и разместить в графической форме «Пирамида»? Растительность Кавказских гор – это сложный мир. Подъём на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1 - 2º. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, можно наблюдать за весьма быстрой сменой растительности. У подножия южных склонов Кавказских гор лиановые леса сохранили свою первобытную мощь. Невысокие, но необычайно плотные леса из разных пород – дуба, каштана, клёна, липы – оплетены густой сетью лиан, которые своими гибкими стеблями перебрасываются с ветки на ветку. Здесь много кавказских кабанов, достигающих 300 кг. На высоте около 600 метров леса меняются. Здесь горы поросли рощами из буков. Поднявшись на высоту 1200 метров, путешественник вступает в хвойный лес, состоящий из пихт и елей. Здесь деревья растут далеко друг от друга, но зато они достигают огромных размеров. Нередко встречаются стволы, имеющие в поперечнике 2 метра и высотой 60 метров. Чувствуешь себя карликом в стране великанов. Здесь первое место принадлежит бурому медведю. Переступив на высоте 1800 метров верхнюю границу лесов, путешественник попадает в узкую полосу кустарников, которая по внешнему виду напоминает лесотундру нашего Заполярья, здесь растут хилые березки и кустарник рододендрона, невысокого красиво цветущего кустарника. Ещё выше по горным склонам начинается область альпийских лугов. Здесь по большей части голые скалы, но местами ярко-зеленыые лужайки покрывают каменную осыпь, и трава ярко-зеленого цвета. Здесь обитает тур или горный козел. Горные луга занимают довольно широкую полосу – от 2100 до 3300 метров. И вот, наконец, вечный снег, лежащий громадными сплошными лужайками. Края его тают, пропитывая влагой соседние лужайки.
- Итак, какие природные зоны вы отметили? ((лиановые леса, буковые леса, хвойные леса, полоса кустарников, горные луга, снега и льды) - Каких животных заметили? (кавказский кабан, бурый медведь горный козел). Вывод: Чем выше поднимаемся на гору, тем беден растительный и животный мир. Слайды 7-14 - Сейчас познакомимся с высотной поясностью горы Алханай – жемчужины нашего края. Слайд 15 Ваша задача: ответить на вопрос: 1. А теперь, что можете сказать о природных зонах Кавказских гор и горы Алханай в сравнении?Слайд 16 2. От чего зависит количество зон в горах? (От высоты гор и района Земли, где они расположены) Слайд 17-18
III. Рефлексивно-оценочный этап А сейчас напишите тезисы: "Горы – это…, потому что…”. - Заслушиваются несколько вариантов ответов. IV. Итог урока. - Летом, когда будете подниматься на гору Алханай, постарайтесь увидеть эту высотную поясность. - Что на уроке было новым для вас? 2. Оценивание. 3. Домашнее задание: стр. 19 (2, 3-й вопросы Слайд 19
|