Урок – закрепление по окружающему миру в 3 классе по теме: “Природа в опасности. Охрана природы!”
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Малетина Татьяна Александровна

Урок – закрепление по окружающему миру в 3 классе по теме: “Природа в опасности. Охрана природы!”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_okr_mir_chetverg.doc62 КБ
PDF icon okruzhayushchiy_mir.pdf2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Урок – закрепление по окружающему миру в 3В классе по теме: “Природа в опасности. Охрана природы!” Учитель: Малетина Татьяна Александровна

Цели урока:

1. Обучающие:
– познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;
– цель создания Красной книги;
– учить правильному поведению в природе.

2. Развивающие:
– развивать логическое мышление, память, воображение, речь.;

3. Воспитательные:
– воспитывать любовь к природе, своей Родине;
– бережное отношение к природе.

Оборудование:
– рисунок с изображением Лесовичка;
– карточки с изображением букв имени сказочного героя, 
– музыка “Звуки леса”, для физкультминутки;
– карточки с заданиями в парах;
– карточки с разными заданиями по возможностям учащихся (дифференцированно);
– презентация на экране телевизора

Планируемые результаты

Предметные:

  • различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;
  • понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
  • оценивать достижения на уроке;
  • работать в группе, паре: рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе;
  • извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, для решения учебной задачи

Личностные:

  • испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
  • понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

Межпредметные связи: литературное чтение (Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»)

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

2. Мотивация.

а) Проверка готовности к уроку.

Учитель: Ребята, что вы видите на картинке?

– Что держат руки? Что это значит? (Природа в опасности, руки бережно держат Землю, с ней что – то случилось?) (Слайд 1)

– Почему её надо беречь? (Природные богатства исчезают, погибают животные, растения, птицы и должны помочь планете сохранить для других.)

Учитель: Ребята, сформулируйте тему нашего урока. “Природа в опасности. Охрана природы !”

Учитель: Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

– Первым на Земле этот зов услышал человек, который ближе всех к природе. Он сегодня у нас в гостях. А кто это? Вы должны его узнать, выполнив задания.

3. Актуализация опорных знаний.

Игра “Поле чудес”.

1

л

2

е

3

с

4

о

5

в

6

и

7

ч

8

о

9

к

– Это слово – имя человечка. Для вас этот гость приготовил задания, выполнив которые вы имеете право открыть любую букву.

1-е задание.

УГАДАЙ деревья.

1. Это самое любимое, родное для каждого человека дерево. Его можно назвать символом России. Красавица эта, белоствольная с зелёными кудрями. (берёза)

2. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!  (Дуб) (Слайд 2)

3. Что же это за девица: 
Не швея не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год. (Елка) (Слайд 3)

Что такое “окружающая среда”? (Слайд 4).

(Окружающая среда – это всё то, что окружает живое существо и с чем оно связано.)

2-е задание.

- На какие царства делят живую природу?

а) Это мельчайшие живые существа. Живут они повсюду. По форме напоминают палочки или шарики. Но увидеть их можно только в микроскоп, потому что они слишком малы. Бывают полезными и вредными. (бактерии) Кто догадался о каком царстве идёт речь? (Царство бактерий) (Слайд 6)

б) Представителей следующего царства можно разделить на 2 группы: съедобные и несъедобные. Они имеют шляпку, тело и грибницу, благодаря которой они размножаются.

О каком царстве идет речь? (царстве грибов) (Слайд 7)

в) Название 3 царства мы узнаем если правильно разгадаем загадки.

Загадки

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки

На земле лежат листки

Маленькие лопушки

Нам он как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник) (Слайд 8)

Мягок, а не пух.

Зелен, а не трава.

(Мох) (Слайд 8)

Загляни в осенний сад
Чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.
(Яблоко.) (Слайд 8)

- Назовите 3 царство (царство растений) (Слайд 8)

какое царство мы с вами не назвали? (царство животных) (Слайд 9)

– Так кто сегодня у нас в гостях ? (Лесовичок.) (Слайд 9)

– А кто такой Лесовичок? (Сторож леса, который следит за порядком, охраняет его от злых людей.)

Учитель: Лесовичок предлагает вам ответить на вопросы.

1. Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? (Человек.)

2. Как одним словом можно назвать насекомых, зверей Птиц и лягушек? (Животные.)

3. Какие живые организмы способны, поглощая углекислый газ, вырабатывать кислород? (Растения.)

4. Весь мир, в котором мы живём? (Природа.)

5. Как называют природу, включающую в себя солнце, воздух, воду, камни? (Неживая.)

6. Как называют природу, объединяющую растения, грибы, животных и человека? (Живая.)

5-е задание.

на доске картинки распределите на живую и неживую природу.

Учитель: Мы ответили на вопросы лесовичка, а теперь подумайте и скажите, как связаны между собой человек и природа? На доску крепится изображение человека.

(Человек является частью природы, природа даёт человеку возможность дышать, жить, питаться, материал для создания одежды и жилья, человек меняет природу, выращивая новые виды растений и животных, уничтожая вредных для себя животных, вырубая леса, загрязняя атмосферу.)

а) Беседа.

– Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ? (Высказывания детей.)
– Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?
– Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.
– А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? 
(Ответы детей.)
– Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.

Ребята сформулируйте правила поведения в лесу, на лугу, на реке по изображениям на экране.

1. (Слайд 11) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

2. (Слайд 12) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

3. (Слайд 13) Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

4. (Слайд 14) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: “Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь”.

5. (Слайд 15) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6. (Слайд 16) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15–20 лет. От костра может возникнуть пожар!

7. (Слайд 17) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.

8. (Слайд 18) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

9. (Слайд 19) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

6. Физкультминутка. (Слайд 20)

А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

7 . Первичное закрепление.

Учитель: На столе у каждого лежит карточка. Сначала сделайте свой вариант. Затем поменяйтесь и проверьте работу у своего соседа. Расскажите о воздействии человека на природу.

– К чему ведёт заготовка древесины? (Ответы детей.) и т. д. (Слайд 21)

а) Лекция учителя.

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся в сё меньше лесов.

Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году.

По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. (Слайд 22)

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком.

В нашей стране около 155 заповедников.

Учитель: Сейчас я Вам раздам карточки с заданием, нужно подумать и ответить на них?

б) Тест “Природа в опасности!” (Слайд 23)

Выберите правильный вариант ответа:

1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? (Слайд 24)

*а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
*в)из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека? (Слайд 25)

а) прозрачные;
б) бесцветные;
*в) чистые.

3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах? (Слайд 26)

а) от использования воды в быту;
*б) от использования воды в производстве;
*в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

4. Что люди делают для спасения живой природы? (Слайд 27)

*а) создают заповедники, ботанические сады;
*б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5. Что такое заповедники? (Слайд 28)

*а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

8. Задание Лесовичка.

– ПОМОГИ ПРИРОДЕ: ПОСАДИ ДЕРЕВО, СДЕЛАЙ КОРМУШКУ, ЗАПАСИ НА ЗИМУ КОРМ ДЛЯ ПТИЦ.

9. Рефлексия

– О чем вы узнали сегодня на уроке?
– Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину”.

– Как Вы понимаете значение этих слов?
– Ребята, перед нами дерево Мудрости. На столе у вас листочки трёх цветов: зелёные, желтые, красные. Вы должны подойти к дереву и прикрепить листочек с нужным цветом, а каким решаете Вы.

= зелёный: я знаю законы природы;
= жёлтый: я могу научить законам природы других;
= красный: я знаю, как сохранить мир.

10. Домашнее задание.

11. Оценки.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроке - презентация по окружающему миру, 1 класс, на тему "Путешествие по городу"

Данный конспект урок+ презентация разработан мной с целью более глубокого изучения родного края, своего города (Йошкар Ола)...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе "Школа России"  2 класс...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс по теме: "Решение задач. Спасём Солнечную систему".

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в паре; здоро...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....

Конспект урока- соревнования по окружающему миру 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Природа"

Цель урока: Обобщить и систематизировать о живой и неживой природе, формировать чувство ответственности...

Урок-исследование по окружающему миру 1 класс на тему: " Наши помощники-органы чувств". Как узнать, что вокруг нас?"

На уроке дети учатся наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи....