Урок математики в 3 классе по теме "Деление многозначного числа на однозначное"
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему
Данный урок направлен на формирование способности к делению многозначных чисел на однозначное, выведение алгоритма деления многозначного числа на однозначное, актуализацию знаний нумерации многозначных чисел, развитие вычислительных навыков, логического мышления, развитие мыслительных операций: аналогии, анализа, синтеза, обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_3_klasse.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Деление многозначного числа на однозначное.
Цели. 1) Сформировать способность к делению многозначного числа на
однозначное; вывести алгоритм письменного деления многознач-
ного числа на однозначное.
2) Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы
умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и
правило деления суммы на число.
3) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,
математическую речь.
4) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,
обобщение.
Ход урока.
- Самоопределение к учебной деятельности.
Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа; высказывания, отражающего значимость математики;
- определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.
’’ Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит.’’
М.В.Ломоносов.
- Как вы понимаете эти слова? ( Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить ''ум в порядок'')
- Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. ( Многозначные числа).
- С чего все начиналось? ( Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число).
- Очень многое узнали. Но есть еще кое-что. Хотите узнать что?
-Чтобы узнать что-то новое, сначала что нужно сделать? (Повторить старое).
2. Актуализация знаний.
Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением (а : в = с, с * в = а);
- алгоритм деления с остатком
- правило деления суммы на число;
- тренировать вычислительные навыки.
а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.
- 740.
- 704
- 470.
- 407.
- Сколько сотен? Всего десятков?
- Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)
б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )
- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.
- На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради: 74000-40007=33993)
- Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )
- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )
- Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)
- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,
они были бы довольны.
в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление )
- Давайте и здесь наведем порядок.
28:3 40:8 56:4
58:9 32:4 240:60
39:5 49:7 7200:90
- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!
- А теперь попробуйте разделить устно
563:4=
3. Постановка проблемы.
Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления;
- согласовать тему и цель урока.
- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.
- Какую же задачу мы ставим перед собой на этом уроке? ( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. )
- Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. )
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;
- зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.
а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?
- Нарисуем графическую модель числа 536.
- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни .)
- Сколько сотен разделим на 4? ( 4 сотни.)
- Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки. )
- Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)
- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается? ( Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. )
- А как записать то, что мы сделали на рисунке ?
536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4+134
- Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…
- Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )
Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.
- Какой способ самый рациональный?
б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий.
- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д.
1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить число цифр в частном.
3. Найти цифры в каждом разряде частного.
5. Первичное закрепление.
Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на однозначное;
- тренировать способность к выполнению деления «уголком».
а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ” на доске и в тетрадях. Алгоритм деления я буду подсказывать.
732:3
б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.
375:3
в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.
375:3
г) – Работа по учебнику с.12№5.
6. Самоконтроль с самопроверкой.
Цели: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.
- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
с.12№6
1в-2пр.
2в-3пр.
- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.
7. Повторение с включением новых знаний.
Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;
- тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;
- развивать творческие способности учащихся.
- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?
- Решим задачу на с.12№7(а)
8. Итог урока.
Цели: - оценить результаты собственной деятельности;
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многозначных чисел на однозначное число.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Привели в порядок свои знания?
- Чему научились?
- Довольны ли вы своей работой?
-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку: если на этом этапе все понятно, уверен, то +, если еще нужно потренироваться, то -.
- Научились находить первое неполное делимое?
- Научились определять количество цифр в частном?
- Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
- Вы поняли, что нужно потренировать дома?
9. Домашнее задание.
С.12№5(3;4); №7(б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока математики по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока и презентация по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное" математика 3 класс по технологии деятельностного метода....
Конспект урока математики 4 класс " Действия с многозначными числами"
Разработка урока математики в 4 классе, анализ урока....
Конспект урока по математики в 3 классе "Письменное деление многозначного числа на однозначное"
План-конспект урока математики в 3 классе. Урок-сказка с героями фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»....
Конспект открытого урока по математике 4 класс тема: "Деление многозначного числа на однозначное."
Технологическаа карта открытого урока математика 4 класс.Тема "Деление многозначного числа на однозначное." УУД....
Технологическая карта урока математики. Тема "Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное и на двузначное, оканчивающееся нулем".
УМК Гармония Тема: Арифметические задачи. Закрепление умножения многозначного числа на однозначное и на двузначное, оканчивающееся нулем. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Место...
Урок математики в 4 классе: "Письменное умножение многозначного числа на однозначное"
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna Создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, формирование образовательных компетенций, обучающихся в предметной обл...
Урок математики 3 класс . Тема "Умножение многозначного числа на двузначное"
Урок рефлексии. Во время урока ребята закрепляют алгоритм умножения многозначного числа на однозначное, развивают навыки устных и письменных вычичлений. Даны примеры индивидуальной и фронта...