Использование загадок на уроках математики.
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Толмачева Людмила Васильевна

 

На уроках математики, особенно в начальных классах, устная работа занимает достаточно большое место. Среди различных видов устной работы важное значение имеют упражнения с применением загадок. Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память и мышление.  Они могут быть использованы учителем на уроке, во внеклассной работе, во время отдыха, так как всегда интересны детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zagadok_na_ur._matematikii_.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование загадок на уроках математики.

Цель: Улучшение усвоения учебного материала, активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти и речи.

На уроках математики, особенно в начальных классах, устная работа занимает достаточно большое место. Среди различных видов устной работы важное значение имеют упражнения с применением загадок. Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память и мышление.  Они могут быть использованы учителем на уроке, во внеклассной работе, во время отдыха, так как всегда интересны детям.

Практика показывает, что применение загадок на уроке даёт положительные результаты. Загадки знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.

На уроках математики и во внеурочной деятельности можно  использовать загадки, содержащие различные числа:

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдёшь за два часа

Они – за две минуты.   (машина)

Математические отношения:

Чем больше из неё берёшь,

Тем больше она становится.    (яма)

Пять братьев – всем одно имя.

Годами равные, ростом разные.   (пальцы)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет.   (девять)

При знакомстве с новой цифрой загадка служит исходным материалом для выделения изучаемого числа.

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.   (светофор)

После того, как дети назвали отгадку, учитель просит их вспомнить, какое число прозвучало в загадке. Показывает  цифру 3, предлагает найти в кассе цифр. Можно назвать предыдущее число, как получить число, составить все примеры на сложение.

Активно используются загадки при изучении нумерации чисел первого десятка.

Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается.    (гриб)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?     (коньки)

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня…      (рояль)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул – и улетел.    (бабочка)

Пять ступенек – лесенка.

На ступеньках – песенка.      (ноты)

Дом без окон и дверей,

Как зелёный сундучок,

В нём шесть кругленьких детей

Называется…     (стручок)

Кнутом не гонят,

Овсом не кормят;

Когда пашет –

Семь плугов тянет.      (трактор)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я – …   (осьминог)

Девять мальчиков

Живут в зелёных чуланчиках.     (горох)

В десять одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.     (лук)

Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идёт речь. Такие загадки помогают детям запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию. С этой целью можно использовать стихи С. Маршака, Г. Виеру, Ф. Дагларджа, В. Бакалдина.

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

Два на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнёт –

Прямо лебедем плывёт.

После работы с этими стишками можно предложить детям подготовить свой проект «Удивительная цифра». Конечным продуктом станет презентация из детских работ. Можно привлечь к работе над проектом родителей для написания двустиший к детским рисункам.

Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают интерес, активность, стремление правильно ответить на вопрос.

Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху ещё окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.

После того как правильно ответят на вопрос, можно попросить найти в классе карточку с этой цифрой, записать пример из задачи или составить из разрезных цифр.

Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета, а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (так  развиваются мыслительные операции: синтез и анализ). Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков и от того, насколько они характерны для данного объекта.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу.      (паровоз)

Кто на бегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несёт вперёд и сам себя,

Да и меня с тобой?     (паровоз)

   Первая загадка более лёгкая, так как небольшое количество условий. Вторая  перечисляет признаки присущие не только паровозу, но и, например, пароходу. Следовательно, надо найти слова, указывающие точно на действия паровоза. Если загадка вызывает затруднения детей, то не следует торопить с ответом. Надо попытаться помочь детям,  дать лёгкую подсказку: живой предмет, из домашнего обихода, явление природы, ягода, игрушка,

Одноногий Ивашка –

Расписная рубашка.    (юла)

Можно спросить учащихся, о какой игрушке идёт речь. Это облегчит поиск отгадки.

Для того, чтобы дети отгадали загадку, они должны быть знакомы с предметом или явлением, о котором идёт речь, наблюдать его. С другой стороны, загадка может являться проблемным вопросом на уроке, на который дети будут искать ответ (сопоставлять факты, выдвигать гипотезы, то есть самостоятельно решать проблему).

Загадки про один тот же предмет позволяют показать его с разных сторон, расширяют знания об окружающем мире.

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.    (письмо)

Очень  к вам хотело,

Ехало, летело,  

По морю плыло,

Наконец… пришло.     (письмо)

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень, быстрое как птица,

Если захочешь – за море умчится.     ( письмо)

Загадки могут использоваться при изучении темы «Меры времени».  Например:

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что больше, – каждый час.     (стрелки часов)

Эта загадка привлечёт внимание детей к движению стрелок, послужит началом работы с моделью часов. Можно попросить детей поставить стрелки, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить какую долю циферблата отделяют стрелки ( ¼ ).

При знакомстве учащихся с календарём тоже можно прочитать загадки:

Головой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдёт –

Весь лист опадёт.     (календарь)

Сам дней не знает,

А другим указывает.   (календарь)

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга обходят.    (месяцы)

Протянулся мост

На семь вёрст,

А в конце моста

Золотая верста.     ( неделя )

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

А четвёртый плачет.    ( времена года)

Очень часто дети стараются запомнить загадку, чтобы загадать её друзьям или родителям, не подозревая, что тем самым заучивают таблицу мер времени.

Для обучения детей отгадыванию загадок можно использовать такой приём: учитель читает загадку по частям, спрашивая, что или кто обладает этими свойствами; по мере перечисления признаков остаётся всё меньше объектов, пока не найдётся отгадка. Чтобы научить ребёнка отгадывать загадки, ему надо помочь установить, что и где искать, выявить все оставшиеся признаки, предположить отгадку и доказать, что она удовлетворяет всем требованиям загадки. А это первые шаги  в  исследовательской деятельности.

Не надо забывать, что загадки – это первые логические упражнения, доступные младшим школьникам, поэтому учитель должен поддержать  ученика, даже если он не справился.

Загадки способствуют более глубокому и творческому усвоению учебного материала, расширяют математический кругозор, развивают гибкость мышления и речь учащихся, что в конечном итоге повышает уровень подготовки детей в целом и способствует формированию и развитию личностных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Именно поэтому учителю надо использовать загадки в учебном процессе, даже несмотря на то, что первоначально их выполнение будет требовать дополнительного времени и с их решением не могут справиться  все учащиеся класса. Постепенно число учащихся будет увеличиваться. Использование загадок сделает урок более интересным, а значит, и более продуктивным.

Список литературы:

Волина, В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей / В.В. Волина. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

Волкова, С.И. Устные упражнения. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / С.И. Волкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 63 с.  

Человек и его окружение: сборник загадок: 1 – 4 классы / сост. Е.М. Тихомирова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 191 с.

Явления природы: сборник загадок: 1 – 4 классы / сост. Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 2-е изд., стереотип. – 63 с.

 Опыт. Веретенникова Елена Анатольевна
 МБОУ «СОШ №2 города Юрги» Кемеровской области, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе

Практическая ценность данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют совершенствовать и повысить эффективность процесса преподавания ма...

Использование ИКТ на уроках математики

мультимедийная презентация к уроку математики в 4 классе по теме "Задачи на движение"...

Статья "Использование загадок на уроках"

Небольшая статья "Использование загадок на уроках". В ней хочу поделиться опытом использования в работе на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и окружающего мира. З...

Использование загадок на уроках музыки в начальной школе

Загадки являются эффективным средством в воспитании и обучения детей. Мир загадочен. А в загадках – реальный мир, понятный детям, он помогает формировать конкретные представления.Загадки оживляю...

Статья по теме "Использование загадок на уроках"

Рекомендовано для учителей начальных классво....

Использование загадок на уроках русского языка во 2 классе

Отгадывание загадок развивает самостоятельность, быстроту реакции, находчивость, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.  Применение на уроках загадок даёт воз...