Статья по теме "Использование загадок на уроках"
статья (1 класс)

Вилюкова Татьяна Васильевна

Рекомендовано для учителей начальных классво.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_na_urokah.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Статья для учителей начальных классов

«Загадки на уроках»

Подготовила

 Вилюкова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

        

Поделюсь с опытом работы с загадками на уроках. Здесь не будет строгой системы, а только несколько эпизодов, советов. Загадки, пословицы, скороговорки находят большое применение в учебной работе. Уже в первые дни занятий, когда первоклассника учат обращению с учебной книгой, полезно загадать такую загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней

Наверняка найдется ученик, который ее отгадает, а если этого не произойдет, то отгадка, сказанная учителем, будет отправным пунктом для беседы о пользе чтения, о том, что книга – друг человека, о бережливом и уважительном отношении к книге, о первом учебнике – азбуке.

В подготовительный же период обучения грамоте полезно загадать загадки про все учебные предметы. Отгадки-вещи ученики будут складывать на своих партах, и таким образом произойдет весьма полезная для детей логическая и языковая работа. Самую интересную загадку можно заучить наизусть.

При изучении многих звуков и букв, например м, г, б, э полезно загадать загадки, где есть звукоподражание, скажем, таким животным, как корова, гусь, коза, овца.

Очень любят первоклассники загадки, когда отгадка заключается в слове, которое рифмуется со стихотворным текстом самой загадки. Обычно дети хором произносят слово-отгадку. При этом особенно радуются те дети, которым до этого еще не удавалось отгадать других, более трудных загадок.

 К концу завершения периода обучения грамоте можно провести праздник «Прощание с азбукой», где загадки займут немалое место. Малыши могут загадывать загадки вместе с родителями, который будут присутствовать на празднике. Учащимся очень нравится, когда родители поддерживают их в обучении не только дома, но и в школе.

Большое распространение загадки могут найти на уроках грамматики и орфографии, когда ученикам предлагается прослушать загадку и самостоятельно записать соответствующие слова-отгадки. Понятно, что загадки должны быть тщательно подобраны к теме урока. Например, на одном из уроков для создания проблемной ситуации можно загадать такие загадки:

  1. Куда не пойдешь, она за тобой. Что ты не сделаешь, она повторяет.
  2. Скручена, связана, на кол посажена, по двору пляшет.
  3. Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там пропал.

Отгадки «Тень», «Метла», «Сахар» станут материалом для беседы о склонении имен существительных.

Приступая к работе над местоимением, можно загадать загадку:

Я стою разинув рот.

Носом пищу зверь берёт!

Подхожу к нему с вопросом:

«Вы и воду носом пьёте?»

Он отвесил мне поклон.

Я сказал: «Чудак вы……».

Отгадав загадку, ученики записывают все местоимения и разбирают их. Загадки можно подобрать по многим темам: наречие, прямая речь, сложные предложения. Нередко отгадки служат материалом, удобным не только для выявления грамотности, усвоения так называемых словарных слов или пополнения словаря, но и для грамматического разбора.

Необходимы загадки для оживления разного рода бесед, проводимых во внеклассное время, например, беседу об осторожном обращении с огнем и спичками мы неизменно начинаем с загадки, которая быстро организует внимание и рождает интерес к предмету беседы:

В чисто убранной светличке                       Эти сестры весь денек

Дремлют сестры-невелички.                        Добывают        огонек.

Праздник Нового года – самый любимый праздник детворы. И здесь без загадок не обойтись. Дед Мороз загадывает детям много разнообразных загадок.

Зимой в часы веселые

Вишу на яркой ели я,

Стреляю точно пушка –

Зовут меня …(хлопушка).

Что  стоит в конце страницы,

Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой… (пять).

Учеников, отгадавших загадку, Дед Мороз одаривает чем-нибудь интересным из своего заветного мешка.

Итак, загадки можно и нужно использовать не только на уроках русского языка, но и в процессе изучения предмета «Окружающий мир», на уроках математики, технологии, изобразительного искусства, на занятиях по внеурочной деятельности, во внеклассной работе, на классных часах, в викторинах, в конкурсах. Нужных загадок учитель может подобрать из сборников, найти на страницах Интернета, из художественных произведений. В наше время возможности использования загадок возрастают в связи с тем, что загадка, некогда бывшая фольклорным жанром, стала жанром литературным. В их загадках отражены явления, окружающие современного ребёнка, природа, знакомый ребёнку мир.

Список использованных источников:

  1. Начальная школа. - № 12. – 1966 г.
  2. Спутник классного руководителя. 1-4/ авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. www.proshkolu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом загадок к уроку немецкого языка

Альбом загадок к уроку немецкого языка...

Использование загадок на уроках математики.

На уроках математики, особенно в начальных классах, устная работа занимает достаточно большое место. Среди различных видов устной работы важное значение имеют упражнения с применением загадок. З...

Статья "Использование загадок на уроках"

Небольшая статья "Использование загадок на уроках". В ней хочу поделиться опытом использования в работе на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и окружающего мира. З...

Использование загадок на уроках музыки в начальной школе

Загадки являются эффективным средством в воспитании и обучения детей. Мир загадочен. А в загадках – реальный мир, понятный детям, он помогает формировать конкретные представления.Загадки оживляю...

Использование загадок на уроках русского языка во 2 классе

Отгадывание загадок развивает самостоятельность, быстроту реакции, находчивость, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.  Применение на уроках загадок даёт воз...

Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках в 3 классе.

Загадка - один из самых распространенных жанров устного народного творчества. Знакомство младших школьников с загадками носит только характер усвоения содержания....