Статья по теме "Использование загадок на уроках"
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Статья для учителей начальных классов
«Загадки на уроках»
Подготовила
Вилюкова Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
Поделюсь с опытом работы с загадками на уроках. Здесь не будет строгой системы, а только несколько эпизодов, советов. Загадки, пословицы, скороговорки находят большое применение в учебной работе. Уже в первые дни занятий, когда первоклассника учат обращению с учебной книгой, полезно загадать такую загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
Наверняка найдется ученик, который ее отгадает, а если этого не произойдет, то отгадка, сказанная учителем, будет отправным пунктом для беседы о пользе чтения, о том, что книга – друг человека, о бережливом и уважительном отношении к книге, о первом учебнике – азбуке.
В подготовительный же период обучения грамоте полезно загадать загадки про все учебные предметы. Отгадки-вещи ученики будут складывать на своих партах, и таким образом произойдет весьма полезная для детей логическая и языковая работа. Самую интересную загадку можно заучить наизусть.
При изучении многих звуков и букв, например м, г, б, э полезно загадать загадки, где есть звукоподражание, скажем, таким животным, как корова, гусь, коза, овца.
Очень любят первоклассники загадки, когда отгадка заключается в слове, которое рифмуется со стихотворным текстом самой загадки. Обычно дети хором произносят слово-отгадку. При этом особенно радуются те дети, которым до этого еще не удавалось отгадать других, более трудных загадок.
К концу завершения периода обучения грамоте можно провести праздник «Прощание с азбукой», где загадки займут немалое место. Малыши могут загадывать загадки вместе с родителями, который будут присутствовать на празднике. Учащимся очень нравится, когда родители поддерживают их в обучении не только дома, но и в школе.
Большое распространение загадки могут найти на уроках грамматики и орфографии, когда ученикам предлагается прослушать загадку и самостоятельно записать соответствующие слова-отгадки. Понятно, что загадки должны быть тщательно подобраны к теме урока. Например, на одном из уроков для создания проблемной ситуации можно загадать такие загадки:
- Куда не пойдешь, она за тобой. Что ты не сделаешь, она повторяет.
- Скручена, связана, на кол посажена, по двору пляшет.
- Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там пропал.
Отгадки «Тень», «Метла», «Сахар» станут материалом для беседы о склонении имен существительных.
Приступая к работе над местоимением, можно загадать загадку:
Я стою разинув рот.
Носом пищу зверь берёт!
Подхожу к нему с вопросом:
«Вы и воду носом пьёте?»
Он отвесил мне поклон.
Я сказал: «Чудак вы……».
Отгадав загадку, ученики записывают все местоимения и разбирают их. Загадки можно подобрать по многим темам: наречие, прямая речь, сложные предложения. Нередко отгадки служат материалом, удобным не только для выявления грамотности, усвоения так называемых словарных слов или пополнения словаря, но и для грамматического разбора.
Необходимы загадки для оживления разного рода бесед, проводимых во внеклассное время, например, беседу об осторожном обращении с огнем и спичками мы неизменно начинаем с загадки, которая быстро организует внимание и рождает интерес к предмету беседы:
В чисто убранной светличке Эти сестры весь денек
Дремлют сестры-невелички. Добывают огонек.
Праздник Нового года – самый любимый праздник детворы. И здесь без загадок не обойтись. Дед Мороз загадывает детям много разнообразных загадок.
Зимой в часы веселые
Вишу на яркой ели я,
Стреляю точно пушка –
Зовут меня …(хлопушка).
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой… (пять).
Учеников, отгадавших загадку, Дед Мороз одаривает чем-нибудь интересным из своего заветного мешка.
Итак, загадки можно и нужно использовать не только на уроках русского языка, но и в процессе изучения предмета «Окружающий мир», на уроках математики, технологии, изобразительного искусства, на занятиях по внеурочной деятельности, во внеклассной работе, на классных часах, в викторинах, в конкурсах. Нужных загадок учитель может подобрать из сборников, найти на страницах Интернета, из художественных произведений. В наше время возможности использования загадок возрастают в связи с тем, что загадка, некогда бывшая фольклорным жанром, стала жанром литературным. В их загадках отражены явления, окружающие современного ребёнка, природа, знакомый ребёнку мир.
Список использованных источников:
- Начальная школа. - № 12. – 1966 г.
- Спутник классного руководителя. 1-4/ авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2008.
- www.proshkolu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение загадок на уроках русского языка в начальной школе
Загадки , сочиненные детьми...
Альбом загадок к уроку немецкого языка
Альбом загадок к уроку немецкого языка...
Использование загадок на уроках математики.
На уроках математики, особенно в начальных классах, устная работа занимает достаточно большое место. Среди различных видов устной работы важное значение имеют упражнения с применением загадок. З...
Статья "Использование загадок на уроках"
Небольшая статья "Использование загадок на уроках". В ней хочу поделиться опытом использования в работе на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и окружающего мира. З...
Использование загадок на уроках музыки в начальной школе
Загадки являются эффективным средством в воспитании и обучения детей. Мир загадочен. А в загадках – реальный мир, понятный детям, он помогает формировать конкретные представления.Загадки оживляю...
Использование загадок на уроках русского языка во 2 классе
Отгадывание загадок развивает самостоятельность, быстроту реакции, находчивость, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Применение на уроках загадок даёт воз...
Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках в 3 классе.
Загадка - один из самых распространенных жанров устного народного творчества. Знакомство младших школьников с загадками носит только характер усвоения содержания....