Рабочая программа по математике (4 класс)
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………
Основные содержательные линии ……………………………………..
Календарно-тематическое планирование………………………………
Контрольные и диагностические работы……………………………….
План-сетка…………………………………………………………………
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков……………….
Список литературы по реализации программы………………………..
Приложения ……………………………………………………………..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 4 класса мной разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.
Для реализации программного содержания используются:
Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Моро, М. И., Бантова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 4 класс». – М.: Просвещение, 2011.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Для реализации рабочей программы на уроках математики использую: фронтальную беседу, устную дискуссию, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, а также предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряю новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряю различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяю разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.
В рамках представленной программы, ученику предлагаю овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.
Цели обучения
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование
предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных
представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики для начальной школы I-IV классов является частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Ведущие принципы обучения математике в младших классах – учёт возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков. Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Основу курса математики в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.
Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой раздела (модуля) «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением. Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий, решаемые действиями сложения и вычитания; задачи, построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени. Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого вида должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений. Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.
Структура курса
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 12 |
2 | Нумерация многозначных чисел. | 9 |
3 | Величины. | 15 |
4 | Сложение и вычитание. | 9 |
5 | Умножение и деление на однозначное число. | 27 |
6 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 19 |
7 | Умножение на двузначное и трехзначное число. | 11 |
8 | Деление на двузначное и трехзначное число. | 19 |
9 | Повторение | 15 |
Итого | 136 |
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся 4 класса
на 2012-2013 учебный год
Количество часов в год-136 часов
Количество часов в неделю -4 часа
Количество часов в I четверти- 32часа
Количество часов во IIчетверти-32часа
Количество часов в III четверти-40 часов
Количество часов в IVчетверти-32 часа
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | Фактически проведено | |||||
I четверть-32 часа | ||||||
Числа от 1 до 1000. Нумерация (12ч). | ||||||
1/1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды | 1 | ||||
2/2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 | ||||
3/3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | ||||
4/4 | Вычитание трехзначных чисел | 1 | ||||
5/5 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | 1 | ||||
6/6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные | 1 | ||||
7/7 | Приемы письменного деления трехзначных чисел на однозначные | 1 | ||||
8/8 | Деление трёхзначных чисел на однозначные. Определение количества цифр в частном | 1 | ||||
9/9 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число | 1 | ||||
10/10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 | ||||
11/11 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение» | 1 | ||||
12/12 | Анализ контрольной работы. Свойства диагоналей прямоугольника | 1 | ||||
Нумерация многозначных чисел (9ч). | ||||||
13/13 | Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч | 1 | ||||
14/14 | Чтение и запись многозначных чисел | 1 | ||||
15/15 | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | ||||
16/16 | Сравнение многозначных чисел | 1 | ||||
17/17 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | ||||
18/18 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе | 1 | ||||
19/19 | Класс миллионов и класс миллиардов Числовой луч | 1 | ||||
20/20 | Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки | 1 | ||||
21/21 | Контрольная работа №2 по теме: «Нумерация». | 1 | ||||
Величины(15ч). | ||||||
22/22 | Анализ контрольной работы. Величины. Единица длины, километр | 1 | ||||
23/23 | Соотношение между единицами длины | 1 | ||||
24/24 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | ||||
25/25 | Соотношения между единицами площади. Таблица единиц площади | 1 | ||||
26/26 | Измерение площади фигуры с помощью палетки | 1 | ||||
27/27 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его части | 1 | ||||
28/28 | Единицы массы. Тонна. Центнер | 1 | ||||
29/29 | Соотношение между единицами массы Таблица единиц массы | 1 | ||||
30/30 | Контрольная работа №3 за 1 четверть | 1 | ||||
31/31 | Анализ контрольной работы. Единицы времени: год, месяц, неделя | 1 | ||||
32/32 | Единицы времени: сутки. | 1 | ||||
II четверть-32 часа | ||||||
33/1 | Решение задач на определение начала, конца событий | 1 | ||||
34/2 | Единица времени - секунда | 1 | ||||
35/3 | Единица времени - век | 1 | ||||
36/4 | Соотношение между единицами времени Проверочная работа по теме «Единицы времени» | 1 | ||||
Сложение и вычитание(9ч). | ||||||
37/5 | Письменные приемы сложения и вычитания | 1 | ||||
38/6 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 - 18032 | 1 | ||||
39/7 | Решение уравнений вида Х + 15 = 68 : 2 | 1 | ||||
40/8 | Решение уравнений вида х-137=500-140 729-х=217+163 | 1 | ||||
41/9 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | 1 | ||||
42/10 | Сложение и вычитание значений величин | 1 | ||||
43/11 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме | 1 | ||||
44/12 | Сложение и вычитание значений величин. Закрепление. | 1 | ||||
45/13 | Контрольная работа №4 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | 1 | ||||
Умножение и деление(27ч). | ||||||
46/14 | Анализ контрольной работы. Случаи умножения с числами 1 и 0 | 1 | ||||
47/15 | Приёмы письменного умножения на однозначное число Письменное умножение на однозначное число вида 4019 7 | 1 | ||||
48/16 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | ||||
49/17 | Решение уравнений вида х · 8 = 26 + 70 | 1 | ||||
50/18 | Устное деление на однозначное число | 1 | ||||
51/19 | Приёмы письменного деления | 1 | ||||
52/20 | Приёмы письменного деления Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | ||||
53/21 | Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз | 1 | ||||
54/22 | Решение уравнений вида х : 6 = 18 – 5 48 : х = 92 : 46 | 1 | ||||
55/23 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | ||||
56/24 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 1 | ||||
57/25 | Деление многозначных чисел на однозначные | 1 | ||||
58/26 | Контрольная работа №5 за 2 четверть | 1 | ||||
59/27 | Анализ контрольной работы. Решение задач на пропорциональное деление | 1 | ||||
60/28 | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные» | 1 | ||||
61/29 | Среднее арифметическое. Нахождение среднего арифметического | 1 | ||||
62/30 | Связь между величинами Скорость. Время. Расстояние. | 1 | ||||
63/31 | Решение задач на движение. | 1 | ||||
64/32 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | ||||
III четверть- 40 часов | ||||||
65/1 | Решение задачи на одновременное встречное движение | 1 | ||||
66/2 | Решение задачи на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | ||||
67/3 | Решение задач на взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние. | 1 | ||||
68/4 | Виды треугольников | 1 | ||||
69/5 | Решение задач с величинами цена, количество, стоимость. | 1 | ||||
70/6 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника, циркуля и линейки | 1 | ||||
71/7 | Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление» | 1 | ||||
72/8 | Анализ контрольной работы. Умножение числа на произведение. | 1 | ||||
Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Деление на числа, оканчивающиеся нулями(19ч). | ||||||
73/9 | Приём письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||||
74/9 | Письменное умножение на числа, Оканчивающиеся нулями. Закрепление | 1 | ||||
75/10 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 | ||||
76/11 | Решение задач на встречное движение | 1 | ||||
77/12 | Перестановка и группировка множителей | 1 | ||||
78/13 | Решение задач на нахождение площади | 1 | ||||
79/14 | Письменное умножение на однозначное число Закрепление | 1 | ||||
80/15 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение на однозначное число» | 1 | ||||
81/16 | Анализ контрольной работы. Деление числа на произведение. | 1 | ||||
82/17 | Устные приёмы деления для случаев 600 : 20, 5600 : 800 | 1 | ||||
83/18 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | ||||
84/19 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 | ||||
85/20 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | ||||
86/21 | Деление с остатком | 1 | ||||
87/22 | Деление на двузначные и трёхзначные числа оканчивающиеся нулями | 1 | ||||
88/23 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 | ||||
89/24 | Решение задач на движение Зависимость между величинами скорость, время, расстояние. | 1 | ||||
90/25 | Контрольная работа №8, по теме: «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | ||||
91/26 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | ||||
Умножение на двузначное и трехзначное число (11ч). | ||||||
92/27 | Умножение числа на сумму | 1 | ||||
93/28 | Устные приёмы умножения вида 12 · 15, 40 · 32 | 1 | ||||
94/29 | Контрольная работа №9 за 3 четверть | 1 | ||||
95/30 | Анализ контрольной работы. Приём письменного умножения на двузначное число | 1 | ||||
96/31 | Письменное умножение на двузначное число. Закрепление | 1 | ||||
97/32 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | 1 | ||||
98/33 | Решение задач на нахождение площади | 1 | ||||
99/34 | Приём письменного умножения на двузначные число. | 1 | ||||
100/35 | Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 | ||||
101/66 | Приём письменного умножения на трехзначное число | 1 | ||||
102/37 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | ||||
Деление на двузначное и трехзначное число (19ч). | ||||||
103/38 | Приём письменного деления на двузначное число. | 1 | ||||
104/39 | Письменное деление на двузначное число с остатком | 1 | ||||
105/40 | Прием деления на двузначное число по плану | 1 | ||||
IV четверть- 32 часа | ||||||
106/1 | Деление на двузначное число по плану | 1 | ||||
107/2 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры. | 1 | ||||
108/3 | Решение задач на нахождение части числа. | 1 | ||||
109/4 | Решение задач с величинами цена, количество, стоимость | 1 | ||||
110/5 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нуль | 1 | ||||
111/6 | Умножение и деление на двузначное число | 1 | ||||
112/7 | Контрольная работа №10 по теме «Деление на двузначное число | 1 | ||||
113/8 | Анализ контрольной работы. Приём письменного деления на трехзначное число | 1 | ||||
114/9 | Письменное деление на трехзначное число | 1 | ||||
115/10 | Деление на трёхзначное число | 1 | ||||
116/11 | Способы проверки деления и умножения | 1 | ||||
117/11 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | ||||
118/12 | Деление с остатком | 1 | ||||
119/13 | Решение задач на кратное сравнение | 1 | ||||
120/14 | Контрольная работа №11 по теме «Деление и умножение» | 1 | ||||
121/15 | Работа над ошибками. Повторение деления и умножения. | 1 | ||||
Повторение (15ч). | ||||||
122/16 | Арифметические действия. Сложение и вычитание. | 1 | ||||
123/17 | Решение уравнений. | 1 | ||||
124/18 | Арифметические действия. Умножение и деление. | 1 | ||||
125/19 | Решение задач на одновременное встречное движение. | 11 | ||||
126/20 | Итоговая переводная контрольная работа №12 | 1 | ||||
127/21 | Анализ контрольной работы. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | 1 | ||||
128/22 | Повторение изученного за год. Единицы длины | 1 | ||||
129/23 | Единицы времени | 1 | ||||
130/24 | Единицы массы | 1 | ||||
131/25 | Единицы площади. | 1 | ||||
132/26 | Сложение и вычитание значений величин. | 1 | ||||
133/27 | Решение задач. | 1 | ||||
134/28 | Решение задач и выражений | 1 | ||||
135/29 | «Математический КВН» | 1 | ||||
136/30 | Итоговый урок | 1 | ||||
Итого: 136 часов |
КОНТРОЛЬНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные и диагностические работы | Сроки проведения |
Числа от 1 до 100. Нумерация. | 12 | Контрольная работа №1 СР. | |
Нумерация многозначных чисел. | 9 | Контрольная работа №2 СР. | |
Величины. | 15 | Контрольная работа №3 за Iчетверть Проверочная работа по теме «Единицы времени» | |
Сложение и вычитание. | 9 | Контрольная работа №4 СР. | |
Умножение и деление на однозначное число. | 27 | Контрольная работа №5, №6 СР. | |
Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 19 | Контрольная работа №7, №8 СР. | |
Умножение на двузначное и трехзначное число. | 11 | Контрольная работа №9 СР. | |
Деление на двузначное и трехзначное число. | 19 | Контрольная работа №10, №11 СР. | |
Повторение изученного в 4 классе. | 15 | Итоговая контрольная работа №12. | |
Всего | 136 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (12ч).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание |
1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды | 1 | Комбинированный | Дидактическая игра Самостоятельная работа | Текущий | Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица | № 7, 8 с. 5 |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях | Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | № 13,11, с .6 | ||
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | Группировка слагаемых. Самостоятельная работа Дидактическая игра | Текущий. Самостоятельная | Уметь выполнять | № 22,24 | |
4 | Вычитание трехзначных чисел | 1 | Решение поставленной проблемы Закрепление алгоритма Тестирование | № 27,32 | |||
5 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | 1 | Комбинированный | Работа в пара Дидактическая игра | Текущий. Фронтальный опрос | Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | № 36,39 с. 10 |
6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные | 1 | Объяснение нового материала | Решение проблемной ситуации Дидактическая игра Самостоятельная работа | Самостоятельная | Уметь выполнять приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные | № 47, 49 с. 11 |
7 | Приемы письменного деления трехзначных чисел на однозначное | 1 | Комбинированный | Работа в парах Дифференцированная работа | Тематический. Арифметический | Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное число. Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел | |
8 | Деление трехзначных чисел на однозначные числа. Определение количества цифр в частном. | 1 | Деление трехзначного числа на однозначное. Установление пространственных отношений Работа в парах | Текущий | Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа | № 62, 63 (2.3 столбик), головоломка с. 13 | |
9 | Приемы письменного деления трехзначных чисел на однозначное число. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа Взаимопроверка Дидактическая игра | Текущий | Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел. Уметь выполнять письменное деление на однозначное число | № 67, 69, ребус с. 14 |
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 | Решение проблемной ситуации Работа в парах | Уметь выполнять письменно деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | № 73, головоломка, с. 15 | ||
12 | Контрольная работа № 1 по теме «Повторение». | 1 | Контроль и учет знаний | Индивидуальная работа | Контроль-ная работа | Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число) | |
13 | Анализ контрольной работы. Свойства диагоналей прямоугольника | 1 | Комбинированный | Работа в парах Решение проблемной ситуации | Работа над ошибками | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, выполнять работу над ошибками Знать свойства диагоналей прямоугольника. | № 78 с. 16, магический квадрат |
Нумерация многозначных чисел (9ч).
13/1 | Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч | 1 | Закрепление знаний | Дидактическая игра Работа в парах Самостоятельная работа | Самоконтр. Взаимоконтр Текущий | Знать последовательность чисел в пределах 1000000 уметь записывать в виде суммы разрядных слагаемых | № 90, 93 с. 23, задача на смекалку |
14/2 | Чтение и запись многозначных чисел.
| 1 | Комплексного применения ЗУН
| Взаимопроверка Дидактическая игра | Текущий. Фронтальный опрос СР Математический диктант (15 мин) | Знать последовательность чисел в пределах 1000000 уметь читать и записывать многозначные числа Уметь представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых | № 106, с. 25 Задача на смекалку |
15/3 | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | Решение проблемной ситуации Работа в парах Самостоятельная работа | Тест (10 мин) |
Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста | № 112, 116 с. 26 | |
16/4 |
Сравнение многозначных чисел | 1 | Изучения и первичного закрепления | Текущий | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах | № 123с. 27, задача на смекалку | |
17/5 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | Комплексного применения ЗУН | Тестирование Работа в парах |
Текущий. Фронтальный опрос |
Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | № 132, 133 с. 28 |
18/6 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе | 1 | Комбинированный | Решение проблемной ситуации Тестирование Работа в парах | Взаимопров Самопровер Тест (10 мин) | Знать последовательность чисел в пределах 100 000. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, находить общее количество | № 139, 141 с. 29 |
19/7 | Класс миллионов и класс миллиардов. Числовой луч. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Сравнение чисел Самостоятельная работа Работа в парах | Текущий. Фронтальный опрос | Знать класс миллионов, класс миллиардов; последовательность чисел в пределах 100 000. Понятие «луч», «числовой луч». Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000. Распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч | № 147, 148 с. 30 |
20/8 | Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки. | 1 | Практическая работа Работа в парах Дидактическая игра | Текущий. Арифметический диктант | Знать понятие «угол», виды углов. Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой | № 158, 159 с. 34 | |
21/9 | Контрольная работа № 2 по теме: «Нумерация» | 1 | Проверка и оценка ЗУН | ТУЗ | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе |
Величины (15ч).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание |
22/1 | Анализ контрольной работы. Величины. Единицы длины, километр. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Практическая работа | Текущий | Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | № 169, 170 с. 39 |
23/2 | Соотношение между единицами длины. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Работа в парах Самостоятельная работа взаимопроверка | СР | Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, решать задачи арифметическим способом | № 182, 183 с. 40 |
24/3 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | Изучения и первичного закрепления | Решение проблемной ситуации Арифметический диктант Работа в парах | Текущий
| Знать единицы площади. Уметь использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе Уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | № 190, 192 , задача на смекалку |
25/4 | Соотношение между единицами площади. Таблица единиц площади. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Обобщение знаний Решение проблемной ситуации Работа в парах | Текущий. Арифметический
| Знать таблицу единиц площади. Уметь вычислять | № 206, 207 с. 44 |
26/5 | Измерение площади фигуры с помощью палетки | Изучения и первичного закрепления | Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки Дидактическая игра | Текущий | Знать прием измерения площади фигуры Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь | № 211, 216с. 46 | |
27/6 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его части. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Вычисление периметра и площади прямоугольника Дифференцированная работа. Решение текстовых задач | Текущий | Уметь выражать данные величины в различных единицах, выполнять работу над ошибками. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | № 219, 222с. 47 |
28/7 | Единицы массы. Тонна. Центнер | 1 | Комбинированный
| Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними Тестирование | Текущий. Арифметический | Знать понятие «масса», единицы массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах | № 239 с. 49, задача на смекалку |
29/8 | Соотношение между единицами массы. Таблица единиц массы | 1 | Комбинированный | Решение проблемной ситуации Работа в парах Дидактическая игра | Текущий | Знать таблицу единиц массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | № 245, 248 с. 50 |
30/9 | Контрольная | 1 | Комплексного применения ЗУН | Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом | Контрольная работа | Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать задачи арифметическим способом | |
31/10 | Анализ контрольной работы. Единицы времени: год, месяц, неделя. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Дидактическая игра Индивидуальная работа | СР Текущий | Знать единицы Уметь использовать приобретенные зна- | № 254, с. 51 № 9 с. 57 |
32/11 | Единицы времени: сутки. | 1 | Решение проблемной ситуации | СР Текущий.
| Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах ) | № 263, 264 с. 52 | |
33/12 | Решение задач | 1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Самостоятельная работа | СР Текущий | Уметь определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, решать задачи арифметическим способом | № 270, 272 с. 53 | |
34/13 | Единицы времени-секунда . | 1 | Комбинированный | Работа в парах Арифметический диктант | Текущий | Уметь сравнивать | № 278, 279 с. 54 |
35/14 | Единица времени – век | 1 | комбинированный | Тестирование Решение проблемной ситуации | текущий | Знать единицы Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | № 285, 287 с. 55 |
36/15 | Соотношение между единицами времени. Проверочная работа по теме: «Единицы времени». | 1 | Проверочная работа. | Закрепление. Величины. | Знать таблицу единиц времени. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | № 290, 292 с. 56 |
Сложение и вычитание (9ч).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание |
37/1 | Письменные приемы сложения и вычитания | 1 | Изучения и первичного закрепления
| Письменные вычисления с натуральными числами Работа в парах | Текущий | Уметь выполнять письменные вычис- | № 296, 300 с. 62 |
38/2 | Приём письменного вычитания для случаев7000-345, 57001-18032 | 1 | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона |
Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел) | № 306, 307 с. 63 | ||
39/3 | Решение уравнений вида х+15=68:2 | 1 | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений Самостоятельная работа | СР (карточка) Текущий |
Знать правило нахождения неизвестного слагаемого. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных | № 315 , 316 с. 64 |
40/4 | Решение уравнений вида х-137=500-140 729-х=217+163 | 1 | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания | Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) | № 319, 320, задача на смекалку с. 65 | ||
41/5 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий. | 1 | Перестановка слагаемых в сумме. Группировка слагаемых в сумме. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Знать прием нахождения суммы нескольких слагаемых. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | № 329, 331 с. 66 | ||
42/6 | Сложение и вычитание значений величин | 1 | Комбинированный | Работа в парах Дифференцированная работа | Текущий | Знать прием сложения и вычитания величин. Уметь выражать величины в разных единицах | № 335 с. 67, №2 с. 69 |
43/7 | Решение задач на увеличение и (уменьшение) числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Решение проблемной ситуации Работа в парах | Текущий Арифметический диктант | Уметь решать текс- | № 343, с. 68, № 10 с. 69 |
44/8 | Сложение и вычитание значений величин. Закрепление. | 1 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа | СР (карточка) Текущий.
| № 20 25 с. 70 | |
45/9 | Контрольная работа № 4 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | Проверка и оценка ЗУН | Самостоятельная работа | ТУЗ | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений |
Умножение и деление (27ч).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание |
46/1 | Анализ контрольной работы. Случаи умножения с числами 1 и 0. | 1 | Закрепление знаний | Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, Арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов | Самоконтр. Взаимоконтр Текущий | Уметь выполнять вычисления с нулем | № 349, 351 с. 72 |
47/2 | Приемы письменного умножения на однозначное число. Письменное умножение для случаев вида: 4019 x 7
| 1 | Изучения и первичного закрепления
| Умножение четырех-значного числа на однозначное Работа в парах Самостоятельная работа Умножение четырех-значного числа на однозначное. Письменные вычисления с натуральными числами | СР (карточка) Текущий
| Знать приемы письменного умножения для случаев вида 4019 · 7. Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) | |
№ 364, 368 | |||||||
48/3 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | Закрепление знаний | Умножение четырех-значного числа на однозначное. Письменные вычисления с натуральными числами | СР Текущий. Арифметический |
Знать прием умножения чисел, оканчивающихся нулями. Уметь проверять правильность выполненных вычислений | № 370, 371 с. 75 |
49/4 | Решение уравнений вида х∙8=26+70 | 1 | Названия компонентов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | ПР Текущий |
Знать правило нахождения неизвестного множителя. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками | № 377, 379 с. 76 | |
50/5 | Устное деление на однозначное число. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Использование свойств арифметических действий |
СР (карточка) Текущий | Знать конкретный смысл деления. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них | № 464, 465, головоломка |
51/6 | Приемы письменного деления. | 1 | Закрепление знаний | Деление трех-четырехзначного числа на однозначное | Самоконтр. Взаимоконт | № 390 с. 78, №8 с. 87 | |
52/7 | Приемы письменного деления. Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Письменные вычисления с натуральными числами | СР Текущий | Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) | № 16, с. 88 №9 с. 87 |
53/8 | Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. | 1 | Закрепление знаний | Решение текстовых задач арифметическим способом | Карточки | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) | № 402 , 403 с. 80 |
54/9 | Решение уравнений вида х:6=18-5, 48:х=92:46 | 1 | Изучения и первичного закрепления | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов | Текущий | Знать правила нахождения неизвестного делимого, неизвестного делителя. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, | № 408, 411 с. 81 |
55/10 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | Закрепление знаний | Решение текстовых задач арифметическим способом | ПР Текущий | Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления | № 418, 419 с. 82 |
56/11 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 1 | Деление многозначного числа на однозначное | СР Текущий. Арифметический | № 427 с. 83, №2 с. 87 | ||
57/12 | Деление многозначных чисел на однозначные | 1 | Комплексного применения ЗУН | СР Текущий | № 430, 435 с. 84 | ||
58/13 | Контрольная работа № 5 за II четверть | 1 | Проверка и оценка ЗУН | Самостоятельная работа | ТУЗ | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений | |
59/14 | Анализ контрольной работы. Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Решение текстовых задач арифметическим способом | Взаимопро- верка Самопровер | Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления | № 447, 448 с. 86 |
60/15 | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные» | 1 | Закрепление знаний | Деление многозначного числа на однозначное Дидактическая игра | Тематический. Арифметический Тест (8 мин) | Уметь выполнять | Индивидуальное домашнее задание |
61/16 | Среднее арифметическое. Нахождение среднего арифметического. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи |
СР (карточка) Текущий
| Знать понятие «среднее арифметическое». Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления, находить среднее арифметическое | |
№ 458, 459 с. 91 | |||||||
62/17 | Связь между величинами скорость, время, расстояние. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Скорость, время, | Текущий. Арифметический |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние | № 464, 465 с. 92 |
63/18 | Решение задач на движение | 1 | Работа в парах Решение проблемной ситуации | Текущий Обучающая карточка | № 474, 476 с. 94 | ||
Закрепление знаний | |||||||
64/19 | Решение задач на движение. | 1 | ПР Текущий. Арифметический диктант | № 481, 483 с. 95 | |||
65/20 | Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 | Комплексного применения | Арифметический способ решения задач. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость | Самоконтроль Текущий | № 4, 7 с. 17 | |
66/21 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. | 1 | Комплексного применения | Индивидуальная карточка | |||
67/22 | Решение задач на взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние. | 1 |
Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения |
|
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислений, выполнять работу над ошибками | № 4, 7 с. 3 |
68/23 | Виды треугольников | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника | Текущий | Знать понятие «треугольник», виды треугольников. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки), вычислять периметр многоуголь- | № 11, 12 с. 4 |
69/24 | Решение задач с величинами цена, количество, стоимость. | 1 | Комбинированный | Работа в парах Решение проблемной ситуации | Текущий | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислений, выполнять работу над ошибками | Карточка |
70/25 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник | Текущий | Знать способ построения треугольника с помощью угольника. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, | № 17, 21 с. 5 |
71/26 | Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление» | 1 | Проверка и оценка ЗУН | Самостоятельная работа | ТУЗ | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений | |
72/27 | Анализ контрольной работы. Умножение числа на произведение. | 1 | Обобщения и систематизации | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов | Взаимоконт. Текущий | Уметь выполнять | № 39, 40 с. 8 |
Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Деление на числа, оканчивающиеся нулями (19ч).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание |
73/1 | Прием письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Самопровер Текущий | Уметь решать | № 52, 54 с. 10 |
74/2 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление. | 1 | Закрепление знаний | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий Фронтальный опрос | Уметь выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | Карточка |
75/3 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями. | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий Фронтальный опрос | Уметь выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | № 58, 61 с. 11 | |
76/4 | Решение задач на встречное движение. | 1 | Закрепление знаний | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, расстояние, время) | Текущий. Самостоятельная | Уметь решать | № 63, 65 с. 12 |
77/5 | Перестановка и группировка множителей. | 1 | Комплексного применения | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Группировка множителей в произведении | Текущий. Арифметический | Уметь группировать множители в произведении. Знать конкретный смысл умножения | № 70, 71 с. 13 |
78/6 | Решение задач на нахождение площади. | 1 | Обобщения и систематизации | Установление зависимостей между величинами, для нахождения площади. | Самоконтр. Взаимоконтр Текущий | Уметь решать | № 79, 80 с. 14 |
79/7 | Письменное умножение на однозначное число. Закрепление. | 1 | Обобщения и систематизации | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | СР. | Уметь решать | Карточка |
80/8 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение на однозначное число» | 1 | Проверка и оценка ЗУН | Самостоятельная работа | ТУЗ | Уметь решать | |
81/9 | Анализ контрольной работы. Деление числа на произведение. | 1 | Закрепление знаний | Деление чисел, использование соответствующих терминов | Самопровер Текуший | Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях | № 85, 86 с. 19 |
82/10 | Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:800 | 1 | Изучения и первичного закрепления | Использование свойств арифмети- Деление с нулем. . Решение задач | Текущий Арифметический диктант | № 93, 95 с. 20 | |
83/11 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Закрепление знаний | Использование свойств арифмети- Деление с нулем. Деление с остатком. Решение задач | Текущий. Индивидуальный опрос | Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100, решать текстовые задачи арифметическим способом | № 99, 102 с. 21 |
84/12 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Решение задач | СР (карточка) Текущий | № 143, 144 с. 26 | |
85/13 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Закрепление знаний | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Обучающая карточка Текущий | Уметь выполнять устно арифметические действия над числами | № 114, 116 с. 23 |
86/14 | Деление с остатком. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов | № 119, 121 с. 24 |
87/15 | Деление на двузначные и трехзначные числа оканчивающиеся нулями. | 1 | Обобщения и систематизации | № 132, 134 с. 26 | |||
88/16 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 | Установление зави- Арифметический | СР Текущий. Арифметический | Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях | № 137, с. 27, №8 с. 30 | |
89/17 | Решение задач на движение. Зависимость между величинами скорость, время, расстояние. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Развивающая карточка Текущий | № 146, 148 с. 28 | ||
90/18 | Контрольная работа № 8 по теме: «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | Проверка ЗУН | ТУЗ | Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях | ||
91/19 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Письменные вычисления с натуральными числами | Дидактическая игра Фронтальная работа | №18 с. 31, №2, с. 30, |
Умножение на двузначное и трехзначное число (11ч).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание |
92/1 | Умножение числа на сумму. | 1 | Изучения и первичного закрепления
| Умножение суммы на число и числа на сумму. Перестановка множителей в произведении | СР (карточка) Текущий. Арифметический | Знать правило умножения числа на сумму. Уметь выполнять письменные вычисления | № 160, 163 с. 34 |
93/2 | Устные приемы умножения вида 12х15, 40х32 | 1 | Карточка | ||||
94/3 | Контрольная работа № 9 за III четверть. | 1 | Самостоятельная работа | ТУЗ | Обобщение изученного за 3 четверть | ||
Проверка ЗУН | |||||||
95/4 | Анализ контрольной работы. Прием письменного умножения на двузначное число. | 1 | Использование | Текущий | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов | № 168 с. 35, задача на смекалку | |
свойств арифмети- Письменные вычисления с натуральными числами | |||||||
96/5 | Письменное умножение на двузначное число. Закрепление. | 1 | Закрепление знаний | Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | ПР Текущий | Уметь выполнять письменное умножение на двузначное число | № 173, 175 с. 36 |
97/6 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | Текущий Арифметический диктант | Уметь решать задачи изученных видов | № 180, 182 с. 37 | |||
98/7 | Решение задач на нахождение площади. | 1 | Работа в парах Дидактическая игра | Взаимопроверка Текущий | Уметь выполнять письменное умножение на двузначное число | № 185, 189 с. 38 | |
99/8 | Прием письменного умножения на двузначное число. | Комплексного применения ЗУН | Письменные вычисления с натуральными числами.
| Развивающая карточка Текущий | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на двузначное число | № 196, 198 с. 39 | |
100/9 | Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 | Карточка | ||||
101/10 | Прием письменного умножение на трехзначное число. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | СР (карточка) Текущий. Арифметический | Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на трехзначное число | № 7,11 с. 43 |
102/11 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения | Уметь выполнять | № 213 с. 42 |
Деление на двузначное и трехзначное число (19ч).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание |
103/1 | Прием письменного деления на двузначное число. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Способы проверки правильности вычислений | СР (карточка) Текущий | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число, проверять правильность выполненных вычислений | № 218 с46, № 23 с. 45 |
104/2 | Письменное деление на двузначное число с остатком | 1 | Закрепление знаний
| Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | Взаимоконт. Текущий. Арифметический | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения | № 224, 227 с. 47 |
105/3 | Письменное деление на двузначное число по плану. | 1 | Взаимосвязь между компонентами и результатом деления | Самопровер. Текущий. Тест (5 мин) | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число | № 231 , 235 с. 48 | |
106/4 | Деление на двузначное число по плану. | 1 | Комплексного Применения ЗУН | Деление чисел, использование соответствующих терминов | СР Текущий. Фронтальный опрос | Уметь выполнять | № 280, 283 с. 49 |
107/5 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры. | 1 | Изучения и первичного закрепления | Способы проверки правильности вычислений | Арифметический (10 мин) | Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях | № 245, 248 с. 50 |
108/6 -109/7 | Решение задач изученных видов | 2 | Закрепление знаний | Решение текстовых задач арифметическим способом | Обучающая карточка Самостоятельная | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | № 253 255 с. 51 |
110/8 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нуль. | 1 | Обобщения и систематизации | Способы проверки правильности вычислений | Взаимопровер. Самопровер. Арифметический (10 мин) | Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях | № 259, 263 с. 52 |
111/9 | Умножение и деление на двузначное число. | 1 | Закрепление знаний | Деление чисел, использование соответствующих терминов. Решение текстовых задач арифметическим способом | СР Тематический. Фронтальный опрос | Уметь выполнять Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления | № 278, с. 54 №4 с. 56 |
112/10 | Контрольная работа № 10 по теме «Деление на двузначное число» (40 мин) | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Контрольная работа | Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений | |
113/11 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Приемы письменного деления на трехзначное число. | 1 | Комбинированный
| Способы проверки правильности вычислений | Работа над ошибками | Уметь выполнять работу над ошибками | № 286 с. 55 |
114/12 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | Комбинированный | Способы проверки правильности вычислений | Самоконтр. Текущий | Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число | № 289, 291 с. 60 |
115/13 | Деление на трехзначное число. | 1 | Комплексного применения ЗУН | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Способы проверки правильности вычислений | Развивающая карточка Тематический. Арифметический | Уметь выполнять | № 295, с. 61, задача на смекалку |
116/14 | Способы проверки деления и умножения. | 1 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа Работа в парах | СР | Уметь выполнять | № 304, 307 с. 62 |
117/15 | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального | 1 | Обобщения и систематизации | Письменные вычисления с натуральными числами | Взаимопровер. Самопровер. Текущий | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление | №311 312 с.63 |
118/16 | Деление с остатком | 1 | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | Самоконтр. Взаимоконтр Текущий | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100 | № 326, 328 с 65 | |
119/17 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 | Способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметичес- ким способом. Деление с остатком | Текущий. Тест (5 мин) | Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком | №330, 335 с. 66 | |
120/18 | Контрольная работа № 11 по теме «Деление и умножение» | 1 | Проверки ЗУН | Письменные вычисления с натуральными числами | ТУЗ | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, применять знания при проверке вычислений | |
121/19 | Работа над ошибками. Повторение деления и умножения. | 1 | Обобщения и систематизации | Письменные вычисления с натуральными числами | Взаимопровер. Самопровер. Текущий | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление |
Повторение (15ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание |
122-136 |
Повторение. | 15 | Обобщения и систематизации
| Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них Решение текстовых задач арифметическим способом. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы | Самоконтроль Тематический СР Тематический | Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
• выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
• выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
• определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки.
• формировать речевые математические умения и навыки, высказывать
суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
• выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
• развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
• осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок.
• сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
• формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:
табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100,
разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в
выражениях со скобками и без них;
Одна из важнейших задач – уметь пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе
Обучающиеся должны знать:
• названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
• как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов;
• названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
• связь между компонентами и результатом каждого действия;
• основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
• правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
• таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
• единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
• связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
• виды углов: прямой, острый, тупой;
• определение прямоугольника (квадрата);
• свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
• представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
• записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
• находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
• выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
• выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
• решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
• решать задачи в 1—3 действия;
• находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
• находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
• узнавать время по часам;
• выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
• применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
• строить заданный отрезок;
• строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Требования к уровню подготовки выпускника
по предмету «Математика».
В результате изучения математики ученик должен знать (понимать):
• последовательность чисел в пределах 100 000;
• таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
• таблицу умножения и деления однозначных чисел;
• правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.
В результате изучения математики ученик должен уметь:
• уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
• представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
• пользоваться изученной математической терминологией;
• выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;
• выполнять деление с остатком в пределах ста;
• выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное, число);
• выполнять вычисления с нулем;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);
• выполнять правильность выполненных вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
• чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
• распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
• вычислить периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
• сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др);
• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
• определения времени по часам (в часах и минутах).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
При оценке работ, включающих в себя
проверку вычислительных навыков,
ставятся следующие оценки:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущена 1 грубая ошибка и 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых.
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более грубых ошибок.
Оценка «1» ставится, если все задания выполнены с ошибками.
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка «5» ставится, если задачи решены без ошибок.
Оценка «4» ставится, если допущены 2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если допущены 2 или более грубых ошибок.
Оценка «1» ставится, если задачи не решены.
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубой ошибки не должно быть в задаче.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, но при этом ход решения задачи должен быть верным.
Оценка «2» ставится, если в работе допущены 4 грубые ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик выполнил все задания с ошибками.
К грубым ошибкам относятся:
- вычислительные ошибки в примерах и задачах,
- ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий,
- неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишние действия),
- недоведение до конца решения задачи или примера,
- невыполненное задание.
К негрубым ошибкам относятся:
- нерациональные приемы вычислений,
- неверно сформулированный ответ задачи,
- неправильное списывание данных (чисел, знаков),
- недоведение до конца преобразований,
- неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для учителя:
1. М. И. Моро «Математика» 4 класс.
2. С. И. Волкова «Рабочая тетрадь» 4 класс.
3. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Контрольные и проверочные работы по математике».
4. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по математике».
5. Тесты, самостоятельные работы.
Для ученика:
- М. И. Моро «Математика» 4 класс.
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)
Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...