1) Повторение знаний о ранее изученных числах. - Посмотрите на доску и сосчитайте сколько здесь предметов (использование наглядности: на доске представлены рисунки, на которых изображено 2 цветка, 3 гриба, 4 пчелы). - Положите на свою парту 3 круга. Добавьте еще 1. Сколько стало кругов? Как получили 4? - Положите 4 треугольника. Уберите 1. Сколько треугольников осталось? Как получили 3? - Посмотрите на доску. Здесь числовая лесенка. Назовите все числа по порядку. - Какое число идет перед числом 2, 3, 4, после числа 2, 3? Назовите, между какими числами идет число 2, 3. 2) Образование нового числа и знакомство с его названием. - Положите на партах 4 бобовых зерна. Обозначьте цифрой, сколько бобовых зерен? (используются карточки с цифрами). - Ниже положите столько же пуговиц. Сколько пуговиц положили? (4) Почему положили 4 пуговицы? - Добавьте еще одну пуговицу. Сколько стало пуговиц? - Как мы получили 5 пуговиц?
- Как можно получить число 5? - Положите 4 гриба. Грибник собрал еще один гриб, положите его рядом. Сколько стало грибов? Как мы получили 5 грибов? Как можно получить число 5? - Положите 4 счетные палочки. Добавьте еще одну палочку, положите ее рядом. Сколько стало палочек? Как мы получили 5 палочек? Как можно получить число 5? 3) Знакомство с печатной цифрой 5. - Число 5 обозначается с помощью цифры 5. (Учитель выставляет на доску карточку с цифрой 5). - Найдите у себя в кассах цифру 5. Положите ее рядом с пуговицами. - На что похожа цифра 5?
- Про эту цифру есть стихи: "Написать цифру пять, Что крючок нарисовать. Но у цифры, у крючка, Леска больно коротка". - Достаньте карточку с цифрой 3. Чем похожи цифры 3 и 5? Чем они отличаются?
4) Сравнение нового числа с предыдущим и определение места нового числа в числовом ряду. - Посмотрите, у вас на партах лежат 4 бобовых зерна и 5 пуговиц. Сравните, чего больше, зерен или пуговиц. Значит, какое число больше – 4 или 5? - Число 5 больше, чем число 4. Значит, в числовом ряду число 5 будет стоять после (правее), чем число 4. (Учитель ставит число 5 в числовой ряд). - Назовите все числа по порядку в числовом ряду. Физкультминутка: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять.
5) Знакомство с письменной цифрой и письмо новой цифры. - Ребята, откройте учебники на стр. 34. Посмотрите, как записывается цифра 5. - Мы с вами сегодня научимся писать цифру 5. Учитель показывает образец написания цифры на доске (на клетчатой разлиновке) и объясняет, как ее писать: мы начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки. - Посмотрите еще раз, как надо писать: пишем наклонную палочку сверху вниз, а затем полуовал. Затем пишем вправо волнистую линию. - У вас на партах карточки. На них наклеены цифры (из бархатной бумаги). Проведите по ним указательным пальчиком, как будто вы пишете цифру 5. Сделайте это несколько раз, чтобы запомнить, как пишется цифра. - А теперь возьмите ручки и обведите в воздухе цифру, которая написана на доске. - Откройте тетради. Найди в них, где написана цифра 5 пунктирными линиями. Обведите эти цифры. Напишите еще 5 раз цифру 5. - Найдите, какая цифра у вас получилась лучше всего. Поставьте под ней точку. Постарайтесь писать и дальше красивые цифры. - Обсудим, какие ошибки в написании цифр вы допустили. (учитель анализирует ошибки, допускаемые детьми при написании цифр). - Допишите строчку цифр до конца.
6) Знакомство со вторым способом образования предшествующего числа. - Положите на партах пять грибов (картинки). Уберите один гриб. Сколько грибов осталось?(4) Как мы получили 4 гриба? Как можно получить число 4? - Положите на партах пять кругов. Уберите один круг. Сколько кругов осталось?(4) Как мы получили 4 круга? Как можно получить число 4? 7) Знакомство с составом нового числа. - Положите 5 грибов. Белочка собрала 5 грибов и разложила их в два дупла. Разложите свои грибы. - Сколько у вас грибов в каждом дупле? Варианты записываются в таблице:
8) Счет в прямом и обратном порядке в пределах данного числа, выполнение различных нумерационных упражнений. - Возьмите 5 цветов (картинки). Складывайте их по одному в вазу и считайте, сколько цветов поставили. А теперь убирайте их по одному из вазы и называйте, сколько цветов осталось в вазе. - Посмотрите на картинки в учебнике на стр. 34. Сколько вишен? цыплят? матрешек? цветов? - Положите рядом с каждым рисунком нужную цифру. - Следующее задание: я вам показываю картинку с определенным количеством предметов (3 землянички, 4 попугая, 5 колокольчиков, 1 бабочка, 2 жука, 1 яблоко), а вы показываете мне карточку с цифрой, которая соответствует этой картинке.
|
- Дети смотрят на доску и считают предметы, называют числа 2, 3, 4.
- Дети выкладывают круги и говорят: к трём прибавить 1, получится 4.
- Дети выкладывают треугольники и говорят: от четырёх убрать 1, получится 3. - Дети называют числа от одного до четырёх.
- 1, 2, 3 - 3, 4 - 1 и 3, 2 и 4.
- Дети выкладывают зерна и обозначают их цифрой (выкладывают карточку с цифрой 4).
- Ниже выкладывают 4 пуговицы, потому что пуговиц должно быть столько же, сколько бобовых зерен. А бобовых зерен 4. - Дети добавляют пуговицу и пересчитывают их и отвечают - 5. - Мы к четырем пуговицам добавили 1 и получили 5 пуговиц. - К четырем прибавили один. - Дети выполняют действия с грибами.
- Дети выполняют действия со счетными палочками.
- Дети рассматривают карточку с цифрой 5.
- Дети работают с кассой цифр.
- Цифра 5 похожа на крючок, горку, серп.
- Цифры 3 и 5 похожи полуовалами, а отличаются верхними элементами: у цифры 3 полуовал, а у цифры 5 наклонная палочка и волнистая линия.
- Дети образуют пары и определяют, что пуговиц больше. - 5
- 1,2,3,4,5
- Поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки - поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.
- Открывают учебники и смотрят на цифру 5.
- Дети работают с цифрой 5, которая сделана из бархатной бумаги.
- Дети обводят цифру в воздухе.
- Дети занимаются в рабочей тетради.
- Дети проводят самооценку: находят цифру, которая написана лучше всего.
- Дети дописывают цифры самостоятельно.
- Дети выкладывают грибы и говорят: от пяти убрать 1, получится 4.
- Дети выкладывают круги и говорят: от пяти убрать 1, получится 4.
- Дети раскладывают грибы в два дупла.
- Дети называют свои варианты по образцу: 5 – это 1 и 4.
- Дети выполняют манипуляции с цветами. - 1,2,3,4,5
- 5,4,3,2,1 - Дети работают с учебником и цифрами: изображены 3 вишни, 1 цыпленок, 2 матрешки, 5 цветов.
- Дети работают с цифрами 1,2,3,4,5. |