Открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм."
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ананьева Наталья Алексеевна

УМК "Школа 2100" открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм". Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok_po_matematike.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 1 классе (УМК» Школа 2100»)

Тема:   Величины. Масса. Килограмм.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель:   формирование представления о массе как величине, о единице массы   и способе её измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).

Планируемые результаты:

Предметные

  • Знать способы измерения массы, единицы измерения.
  • Уметь выражать результаты измерения массы числом; сравнивать единицы измерения массы.

Метапредметные

Регулятивные:1 уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, 2проговаривать последовательность действий на уроке, 3 учиться отличать верно выполненное задание от неверного, 4 Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

       Коммуникативные:1 уметь оформлять свои мысли в устной форме;2 слушать и понимать речь других.

       Познавательные: 1уметь ориентироваться в своей системе знаний,2 отличать новое от уже известного с помощью учителя; 3добывать новые знания;4 находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Личностные1уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности;2 уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник «Моя математика» для 1 класса авторы Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких - М. : Баласс, 2012г.,компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы, лист самооценки,   оборудование для демонстрации опыта.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

- А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь своим товарищам.

- А теперь повернитесь ко мне, улыбнёмся друг другу.

II. Актуализация знаний.

1) На доске: геометрические фигуры, разные по цвету, форме, размеру, материалу.

- Разбейте фигуры на группы: по цвету, форме, размеру.

2) Минутка чистописания. (продолжи ряд)

1 строка      87   887 ….

2 строка    17  71  27   72 …..

Отгадайте ребусы

Р 1 А         7 Я                      Па 3 от

III. Изучение нового материала.

1.Создание проблемной ситуации.

На демонстрационном столе:  2 коробки, одинаковых по цвету, форме, размеру, но разных по массе.

- Чем отличаются эти коробки?

-Попробуйте  взять их в руки и определить, есть ли отличие? В чём?          - Отличие ли это – быть легче или тяжелее другого предмета? - Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 2-3 ученика).

- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)

- А как же называется такое свойство предметов?

На доске выставляется слово МАССА.

- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?

- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)

-Что бы вы хотели узнать о массе?

Чему бы хотели научиться? Где в жизни может это пригодиться? ( В работе, при приготовлении и т. д.)

- Можно ли массу назвать величиной?!? Почему? Как вы думаете?

(Величина – это такое свойство (признак)  предметов,  которое  можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит, и предметы можно измерить  и записать числом.)

- Мы проверим наши предположения на практике, но прежде немного отдохнем.

 Физкультминутка

«Цапля» (на равновесие) сначала на одной ноге, затем на другой

Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать!

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться!

2. Проверка предположений.

1). — Давайте проверим это, а поможет нам вот такой прибор. Как он называется? (Весы)

История возникновения весов.

Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.

– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?

Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.

Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые…

- Поработаем с бытовыми весами.

Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии.)

Это называется РАВНОВЕСИЕ  ВЕСОВ (вывешивается табличка).

Коробки ставятся на чашечные весы.

-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая — поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.)

- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?

Практическое задание:

-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.

- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

- Ребята, что мы сейчас сравнивали? (Массы предметов)

2). С.78 №1. Ребята читают задание.

- Посмотрите на предметы, какой самый легкий, самый тяжёлый. Как мы это можем определить? ( По чашечкам весов.)

- Какой вывод сделаем? Масса яблока равна массе апельсина, масса яблока меньше массы груши, масса яблока больше массы клубники. Значит: всех легче клубника, а тяжелее груша.

3). №2. С. 78.

- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?

Ябл. – 5 кл. (Масса яблока равна массе 5 клубник)

ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ 1 ЯБЛ. – 5 КЛУБНИК

- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?

(мерка – клубника)

- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?

- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина  ( в схеме открывается слово «масса», а в тему урока «Величина»).

4). №3.С.78

- Выразите массу яблока в шоколадках.

Яблоко= 2 шоколадкам.

В чём измеряли яблоки? (Шоколадкой). ЭТО ДРУГАЯ МЕРКА.

Яблоко = 2 шоколадки – записать на доске.

Получается, что 5 клубник=2 шоколадкам? Но 5 >2. Нет ли здесь ошибки???

(Нет, так как мы измеряли разными мерками).

- Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!!!!!)

- Сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками.

Гимнастика для глаз (электронная).

3. Введение единицы измерения массы 1 килограмм

(На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)

- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)

- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).

- Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)

- Знаете ли вы, какие мерки для измерения массы использовали в старину?

Доклад о старинных мерках

1). Раньше мерами сыпучих тел были бочка и кадь. Существовало и много местных мер: короб, рогожа и другие. Позже появились фунт, пуд и другие единицы. Соотношения между ними были запутанными, так как значения одной и той же единицы для взвешивания разных предметов в разных губерниях были разными. Например, в российском дореволюционном справочнике можно найти 120 различных фунтов: большой, малый, старый, новый, обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный, артиллерийский, медицинский, аптекарский, фунт для мяса, фунт для железа и т. д. Все в старину было по-другому.

2). Также раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку.

- А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется? (нет)

— И 213 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка – словарное слово)

В Математике принято записывать 1 кг (записать в тетради).

Показ  гири в 1 кг. И дать некоторым ребятам её подержать (остальные в перемену).

- В магазине всегда соль продаётся пачками весом 1 кг!!!!

Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и другие (записывают в тетрадь).

3). №5 с.79.

Можем ли теперь сравнить массу дыни и массу риса? (Да.) Почему? (Измеряли одинаковой меркой.)

-Ребята, какой меркой измеряют вес предметов? (Килограммом.)

Какова масса дыни? (3 кг.)

Масса риса? (2 кг) Сравните их массы. ( Запись в тетрадь.)

 IV.  Первичное закрепление.

- Как много мы с вами сегодня «открыли»! А как вы думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?

— Давайте сравним наш вывод с учебником. (Чтение вывода.)

Физкультминутка

У. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

весы находятся в равновесии;

левая чаша весов опустилась;

правая чаша весов опустилась;

весы находятся в равновесии;

масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;

весы находятся в равновесии;

груз на левой чаше легче;

весы находятся в равновесии.

Работа в паре: уравновесь математические весы.( дифференциация по объёму)

Самопроверка по ключу. Встаньте те, у кого правильно все весы?

1 весы

2 весов

Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности

Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности

1 уровень                                                2 уровень

6 кг + 4кг=….кг                                 3кг + 1 кг = … кг        

7 кг - 1кг = …кг                                 5 кг + 2 кг = …кг        

4 кг – 2кг =…кг                                 6 кг – 1 кг = … кг        

                                                            3 кг – 2 кг = … кг        

                                                            8 кг – 5 кг = … кг        

                               

3 уровень

5 кг + 3 кг = …кг        

6 кг – 1 кг = … кг      

3 кг – 2 кг = … кг      

4 кг + 3 кг = … кг    

2 кг + 2 кг = … кг    

8 кг – 2 кг = … кг    

5 кг – 3 кг = … кг    

7 кг – 4 кг = … кг        

V. Итог урока. Рефлексия.

- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса – это величина.

- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)

- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.

Мы узнали на уроке,

Что такое «килограмм».

Килограммы помогают,

Что угодно взвесить нам.

Можем мы узнать, на сколько

Тяжелее кит слона,

Сколько весит кот мой Васька,

Я и ты, он и она…

 - Похлопайте те, кому на уроке было интересно.

- Потопайте те, кому на уроке было скучно.

Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Величины.Масса.Килограмм."

Умк "Гармония" . Математика. 1 класс. Тема" Величины.Масса.Килограмм."...

Открытый урок по математике. 1 класс Тема: : "Единицы массы. Килограмм."

Урок математики. 1 классТема: : Единицы массы. Килограмм.»...

Открытый урок математики в 1 классе. Тема: Единицы массы. Килограмм.

Отрытый урок в форме путешествия. Дан конспект урока....

Открытый урок по математике класс. Угол. Виды углов.

конспект урока по математике.2 класс...

Единицы массы : Килограмм грамм»- открытый урок по математике 3 класс

laquo;Единицы массы : Килограмм грамм»- открытый урок по математике 3 классРегиональный уровень УМЦ г.о.Чехов,27.03.2019г...

Открытый урок по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Масса. Килограмм»

Открытый урок по математике в 1 классе "Величина. масса. Килограмм"....