Открытый урок по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Масса. Килограмм»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Аверина Анна Александровна

Открытый урок по математике в 1 классе "Величина. масса. Килограмм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_v_1_klasse.docx55.99 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 1 классе.

      Тема: «Величина. Масса. Килограмм»

      Автор: Аверина Анна Александровна, учитель начальных  классов МАОУ лицея 35 им. Буткова В.В.

Педагогическая цель

Помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме;  умение  решать задачи по данной теме;  умение сравнивать, анализировать и делать выводы освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях; воспитывать познавательный интерес к изучаемой теме

Тип урока

Изучение нового материала

Технология

проблемно – диалогическое обучение.  

Планируемые
результаты
(предметные)

Знать единицу измерения массы – килограмм; сравнивать предметы по массе; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; грамотно использовать в речи математические термины и понятия.

Личностные
результаты

Использовать полученные знания в учении и в повседневной жизни; формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть успешно решены; развивать познавательные интерес к математике.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность;

постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся;

учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

применять полученные знания  при решении задач

Коммуникативные:

формулировать свое мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению.

ХОД  УРОКА

  1. Орг. Момент.

Доброе утро! Сегодня у нас присутствуют  учителя. Повернитесь к ним поприветствуйте и подарите им свои улыбки.

- А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь своим товарищам.

- А теперь повернитесь ко мне, улыбнёмся друг другу.

II. Актуализация знаний.

- Настрой на работу отличный! Нам сегодня еще понадобится ваше внимание, умение думать и работать дружно!

  • «Мозговой штурм»

- Какое сегодня число? (4)

- Какой день недели? (четверг)

- Какой он по счёту? (четвёртый)

- Между какими днями находится? (между средой и пятницей)

- Если сегодня четверг, то, завтра будет? (пятница)

- А какой сейчас месяц? (март)

- Какой он по счёту в году? (третий)

- Какое сейчас время года? (весна)

- Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)

- А какой большой праздник мы отмечаем в марте? (8 марта – Международный женский день)

- Ребята, нам почтальон Печкин прислал письмо по электронной почте. Давайте его прочитаем. (слайд)

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам почтальон Печкин. Я работаю на почте в деревне Простоквашино. Скоро женский день, и мы с друзьями хотим испечь праздничный пирог. Вас тоже пригласить хотим. Но чтобы его испечь – нам нужно взять 2 килограмма муки, 1 килограмм яблок, 1 килограмм сахара, а также яйца и сметану. Приходите, карту маршрута высылаю!

Ребята, сможем ли мы помочь почтальону Печкину? С удовольствием, но мы сами ещё не знаем, что такое килограмм (чтобы дети ответили) Определяем тему урока – Килограмм. 

Давайте определим, какая основная цель нашего урока!  (узнать, что такое килограмм) (слайды)

Посмотрите на слова – помощники, Мы узнаем (что такое килограмм) узнать о новой величине –

массе, а также что такое килограмм.

Мы научимся (сравнивать массу  кг) сравнивать предметы по массе; взвешивать предметы.

Мы поможем почтальону Печкину и его друзьям.

Нам пора в дорогу! Обратите внимание на карту – нам придётся пройти через несколько населённых пунктов! И первая остановка – Вычислялкино!

Устная работа

1) Первое слагаемое – 5, второе – 4, Найти сумму (9).

2) Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)

3) Уменьшаемое – 9, вычитаемое – 6, разность - ? (3)

4) На сколько 7 меньше 9? (2)

5)Восемь уменьшили на 3, чему равен результат? (5)

6) Пять увеличили на 2, чему равен результат? (7)

2.  Работа с геометрическими фигурами. Что изменилось? Выставляются фигуры в строчку и дети называют, что изменилось в следующей фигуре.(цвет,форма,размер)

-Молодцы, справились со всеми заданиями – идем дальше.

- Остановка «ИЗМЕРЯЙКИНО»

-Ребята, вспомните правила измерения по линейке.

- У вас на столе две полоски.

-Возьмите полоску красного цвета и с помощью линейки узнайте её длину.

-Теперь возьмите полоску синего цвета и измерьте её длину.

- На сколько сантиметров длина красной полоски больше длины синей полоски?

- Как вы узнали? Что нужно было сделать?

- На сколько сантиметров длина синей полоски меньше длины красной полоски?

- Как вы узнали? Что нужно было сделать?

- Ребята, что вы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)

 - Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)

 - Что такое длина? (Это величина)

 - Почему длину можно назвать величиной? (Ее можно измерить и записать с помощью числа)

 На доску прикрепляется табличка со словом ВЕЛИЧИНА. ДЛИНА.

 - Какие действия с величиной можно производить? (складывать, вычитать, сравнивать)

Как узнать на сколько одна полоска длиннее другой?( Из большего вычесть меньшее).Запишите решение.

 - А сантиметр является величиной? (нет, это мерка)

На доске вывешивается табличка: сантиметр; см,.

- Как вы думаете длина это единственная величина? (предположения детей)

-А вам интересно узнать есть ли еще величины и какие? Тогда нам пора на следующую остановку - Узнавалкино 

III. Постановка проблемы.  «Открытие» нового знания.

1. Знакомство с массой.

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? В чём сходство? ( Карточки -Цвет, форма, размер -одинаковые).Есть ли различие?(нет)

Сходство  свойств

Различие свойств

-Вы, совершенно правы. Но я вас уверяю, что эти коробки разные. В чём же их отличия?

Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предмет в руки. (один ученик выходит к доске и проводит эксперимент).

-Что теперь можете сказать про эти посылки?

- Когда мы говорим легче или тяжелее предмет, то имеем в виду вес, МАССУ предмета.

- Сравните массу вашего учебника и массу тетради. Что можете сказать о их массе? (учебник тяжедее тетради; тетрадь легче учебника).

 «легче» и тяжелее употребляются в разных жизненных ситуациях, поэтому в математике принято говорить «масса больше или меньше»

?! – МОЖНО ЛИ МАССУ НАЗВАТЬ ВЕЛИЧИНОЙ? Почему? Как думаете?(предположения).

Какова цель нашего урока? (является ли масса величиной)

ВЕЛИЧИНА  -   ДЛИНА(см,дм)

                              МАССА -?

Как докажем? Мы должны её 1)измерить и 2) сравнить.( План)

-Что же поможет нам точно сравнивать предмет по массе?

(демонстрация весов) - Поработаем с весами. В данный момент чашечки весов находятся на одном уровне или в равновесии.) Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ

История возникновения весов.

Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

  В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.

- Весы бывают разные: электронные, напольные, медицинские, аптечные… (слайды)

- Ребята, а вы в жизни где встречали весы?

- Как же с помощью данных весов определить какой предмет тяжелее, а какой легче? (проблемный вопрос)

-Прежде чем  ответить на этот вопрос, давайте отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– Когда весы стоят в равновесии, то говорят, что массы данных предметов равны

– Когда одна чашка весов находится ниже, она тяжелее; когда выше – легче.

Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

весы находятся в равновесии; левая чаша весов опустилась; правая чаша весов опустилась;

весы находятся в равновесии;

масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;

весы находятся в равновесии;

груз на левой чаше легче;

весы находятся в равновесии.

- Сейчас мы все вместе проведём небольшое исследование.

Вам предстоит сравнить массу предметов с помощью весов и сделать определённые выводы. (Работа в группах)  (взвешивание разных предметов)

- А если чаши весов находятся на одном уровне, что можно сказать о массе предметов?

- Какие вы молодцы, ребята! Научились сами сравнивать предметы по массе.

-Ребята, кому работа показалась трудной?

- Ребята, а если нам предстоит измерить массу предметов, что нам нужно для этого сделать?

-Оказывается, массу как и длину можно измерить. Вот мы и узнали, что такое масса – сможем ли мы помочь Печкину с пирогом? Пока ещё нет – мы не узнали что такое килограмм. Нам пора на следующую станцию.

Остановка «ГИРИНО» (слайд14)

Знаете ли вы, какая используется мерка для измерения массы предмета?

- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её КИЛОГРАММ. (на доску вывешивается слово) видите, какое слово длинное Вот эта мерка измерения массы - 1 кг. 

-В математике слово килограмм принято писать сокращённо кг. Например: 1кг, 2 кг, 7кг и т.д.

Для измерения массы используют гири. Гири по массе бывают разные. - Для удобства, некоторые продукты в магазинах, расфасовывают в пакеты массой 1кг. (показ)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. Давайте посмотрим на шарики и и повторим движения глазами.

-Ну, а теперь поехали дальше!

-И вот остановка «ОПРЕДЕЛЯЙКИНО»

-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 36 №1.

- Давайте определим по весам, что легче арбуз или гиря?

(работа по рисунку)

-Почему вы так решили?

-Как узнать массу пакета с мукой?

- А сейчас, ребята, объединитесь в пары и выполните задание тетради на стр.21 №2.

- Определите массу тыквы.

- Какова масса тыквы? Какое решение запишем.

- Как узнать массу дыни? Запишите.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.

- А теперь сравните ваш ответ с ответом на доске.

- Поднимите руку у кого без ошибок.

-Молодцы!

-Идем дальше!

-Вот мы и добрались с вами, ребята, до деревни почтальона Печкина. Путешествие наше было нелёгким, но не смотря на все трудности, мы справились со всеми заданиями.

- Давайте расскажем друзьям почтальона Печкина:

- С каким новым свойством предметов вы познакомились?

-Какие новые слова вы узнали?

- Продолжи предложение:

- Каждый предмет имеет свою …(массу)

- Массу предмета можно измерить с помощью … (весов и гирь).

Давайте теперь поможем Печкину с пирогом! (весы, гири, картинки с мукой, сахаром и яблоками)

(Музыка, на экране появляется пирог и слова благодарности от Печкина и его друзей)

- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.

А теперь нам пора возвращаться в наш класс. (под спокойную музыку)

Пусть в душе у вас всегда будет спокойствие и равновесие!

Спасибо за урок! Вы молодцы!

II. Актуализация знаний.

Формулировка темы урока.

Постановка цели урока.

 Устная работа

- Первая остановка «ВЫЧИСЛЯЙКИНО» (слайд 4)

-Посчитаем по цепочке. (слайд 5)

- Решите задачу. (слайд 6)

- Остановка «ИЗМЕРЯЙКИНО»

-Ребята, вспомните правила измерения по линейке.

- У вас на столе две полоски. (слайд 7)

-Возьмите полоску красного цвета и с помощью линейки узнайте её длину.

-Теперь возьмите полоску синего цвета и измерьте её длину.

- На сколько сантиметров  длина красной полоски больше длины синей полоски?

- Как вы узнали? Что нужно было сделать?

- На сколько сантиметров длина синей полоски меньше длины красной полоски?

- Как вы узнали? Что нужно было сделать?

-  Ребята, а что это у почтальона Печкина в сумке?

-Какие слова из сумки почтальона Печкина вам пригодились?

-Какой измерительный прибор вам пригодился?

- Какие слова оказались лишними? Что интересного в написании этих слов?

- Для чего же взял их с собой наш герой? Это нам и предстоит выяснить.

-Кто догадался какова тема урока?

- Молодцы! Справились с заданием, едем дальше.

10-3+2-4+5=10

5-2 =3

-10 см

-7см

-На 3 см больше

-Нужно из10 см вычесть 7 см

-На 3 см меньше

-Нужно из10 см вычесть 7 см

-Сантиметр, килограмм, длина, масса.

-Длина, сантиметр.

-Линейка

- Масса, килограмм.

Масса. Килограмм.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание.

Познавательные: высказывают предположения

III. Изучение нового.

Постановка проблемы.

.

Физкультминутка

- Остановка «УЗНАВАЙКИНО» (слайд 8)

_ У меня в руках две посылки. Сравните их. Что вы можете сказать про них?

-Вы, совершенно правы. Но я вас уверяю, что эти посылки разные. В чём же их отличия?

Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предмет в руки. (один ученик выходит к доске и проводит эксперимент).

-Что теперь можете сказать про эти посылки?

- Когда мы говорим легче или тяжелее предмет, то имеем в виду вес, МАССУ предмета.

- Сравните массу вашего учебника и массу тетради. Что можете сказать о их массе?

-Что же поможет нам точно сравнивать предмет по массе?

(демонстрация весов)

- Весы бывают разные: электронные, напольные, медицинские, аптечные… (слайды 9 – 11)

- Ребята, а вы в жизни где встречали весы?

- Как же с помощью данных весов определить какой предмет тяжелее, а какой легче? (проблемный вопрос)

-Прежде чем  ответить на этот вопрос, давайте отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 12)

Руки в боки, руки – шире,

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили,

Раз два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше.

Приседаем – ниже, ниже. Встали – присели, Встали – присели. А теперь за парты сели.

- Одинаковые по цвету, по форме, по размеру.

- Одна посылка легче другой

- Масса учебника больше массы тетради (и наоборот).

-Весы

- В магазине, в медпункте …

Коммуникативные: строят высказывания

.

Познавательные: запоминают полученную информацию

Регулятивные:

учатся контролировать и оценивать свою деятельность по ходу или результатам выполнения заданий.

(на всех этапах)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Практическая работа. Исследование

Знакомство с единицей массы

КИЛОГРАММ.

Знакомство с гирями.

Физкультминутка для глаз.

- Сейчас мы все вместе проведём небольшое исследование.

Вам предстоит сравнить массу предметов с помощью весов и сделать определённые выводы. (Работа в группах) (слайд 13)

(взвешивание разных предметов)

- А если чаши весов находятся на одном уровне, что можно сказать о массе предметов?

- Какие вы молодцы, ребята! Научились сами сравнивать предметы по массе.

-Ребята, кому работа показалась трудной?

- Ребята, а если нам предстоит измерить массу предметов, что нам нужно для этого сделать?

-Оказывается, массу как и длину можно измерить.

-Кто знает как это сделать?

-Чему  ещё нам предстоит научиться?

Остановка «ГИРИНО» (слайд14)

-Более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её КИЛОГРАММ. (на доску вывешивается слово)

-В математике слово килограмм принято писать сокращённо кг. Например: 1кг, 2 кг, 7кг и т.д.

Для измерения массы используют гири. Гири по массе бывают разные. (слайд 15)

- Для удобства, некоторые продукты в магазинах, расфасовывают в пакеты массой 1кг. (показ)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (слайд 16)

-Внимательно смотрим на звёздочку и повторяем движения глазами.

-Если предмет тяжелее, то одна чаша весов находится ниже другой. Где тяжелее, там масса больше.

- Масса предметов одинаковая.

-Будем учиться измерять массу предметов

Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в группах

Познавательные:   учатся перерабатывать информацию: делать выводы в результате совместной работы в группах. Учатся решать проблему путём исследования.

Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в группах (лидер, исполнитель). Слушать и понимать речь других.

Коммуникативные: строят речевые высказывания.

Познавательные: запоминают полученную информацию

V. Первичное закрепление.

-Ну, а теперь поехали дальше!

-И вот остановка «ОПРЕДЕЛЯЙКИНО» (слайд 17)

-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 36 №1.

- Давайте определим по весам, что легче арбуз или гиря?

(работа по рисунку)

-Почему вы так решили?

-Как узнать массу пакета с мукой?

Делают движения ногами.

- Арбуз.

-Чаша весов с арбузом выше чаши весов с гирей.

-Масса пакета с мукой и гиря в 2 кг равны массе гири в 5кг, 5= 2+3, значит масса пакета муки 3 кг.

Коммуникативные: работают с учебником, с учетом поставленной задачи.

Познавательные:

учатся ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя

VI. Самостоятельная работа в тетради и самопроверка по эталону.

 Работа в парах.

- А сейчас, ребята, объединитесь в пары и выполните задание тетради на стр.21 №2. (слайд 18)

- Определите массу тыквы.

- Какова масса тыквы? Какое решение запишем.

- Как узнать массу дыни? Запишите.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.

- А теперь сравните ваш ответ с ответом на доске. (слайд 19)

- Поднимите руку у кого без ошибок.

-Молодцы!

-Едем дальше!

Регулятивные: участвуют в паре.

Познавательные: оперируют полученными знаниями.

Регулятивные:

анализируют работу, оценивают меру освоения материала.

VII. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Остановка «ПРОСТОКВАШИНО». (слайд 20)

-Вот мы и добрались с вами, ребята,  до деревни почтальона Печкина. Путешествие наше было нелёгким, но не смотря на все трудности, мы справились со всеми заданиями.

- Давайте расскажем друзьям почтальона Печкина:

- С каким новым свойством предметов вы познакомились?

-Какие новые слова вы узнали?

- Продолжи предложение:

- Каждый предмет имеет свою …(массу)

- Массу предмета можно измерить с помощью … (весов и гирь).

- Теперь, ребята, оцените свою работу: (слайд 21)

- Если «Я молодец, справился сам.», то поднимите гирю красного цвета.

- Если «Я молодец. Мне сегодня было трудно, но я справился», то поднимите гирю зелёного цвета.

- Если «Я вообще-то молодец. Но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся», то поднимите гирю синего цвета.

- Наш урок окончен. Ребята, спасибо вам за старание.                        (слайд 22)                                                                                                       - А теперь открываем посылку от почтальона Печкина.

Коммуникативные:

строят речевые высказывания; продолжают предложения.

Регулятивные:

проверка, оценивание своей работы.

Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, старанием, настроением.

1.А начнём работу с  математического  диктанта ( записываем только ответы)

1) Первое слагаемое – 5, второе – 4, Найти сумму (9).

2) Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)

3) Уменьшаемое – 9, вычитаемое – 6, разность - ? (3)

4) На сколько 7 меньше 9? (2)

5)Восемь уменьшили на 3, чему равен результат? (5)

6) Пять увеличили на 2, чему равен результат? (7)

2.  Работа с геометрическими фигурами. Что изменилось? Выставляются фигуры в строчку и дети называют, что изменилось в следующей фигуре.(цвет,форма,размер)

3.Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?(Полоски цветной бумаги)

Укажите, в чём их сходство? ( форма, материал) ,а в чём различие? (цвет,размер)

Как вы определили, что они разного размера? (наложили друг на друга)

Как ещё можно доказать на сколько одна длиннее или короче другой? ( надо измерить длину)

 Работа в парах

 - Измерьте полоски, запишите результат и сравните записав неравенство. Проверка.

Какова длина каждой полоски? К какому выводу пришли?

 - Ребята, что вы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)

 - Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)

 - Что такое длина? (Это величина)

 - Почему длину можно назвать величиной?(Ее можно измерить и записать с помощью числа)

 На доску прикрепляется табличка со словом ВЕЛИЧИНА. ДЛИНА.

 - Какие действия с величиной можно производить?(складывать, вычитать, сравнивать)

Как узнать на сколько одна полоска  длиннее другой?( Из большего вычесть меньшее).Запишите решение.

 - А сантиметр является величиной? (нет, это мерка)

 - Какие еще меры длины вы знаете? (дециметр, …) (открывается на схеме) 

На доске вывешивается табличка: см, дм.

 ВЕЛИЧИНА. ДЛИНА(см,дм)

- Как вы думаете длина это единственная величина? (предположения детей)

-А вам интересно узнать есть ли еще величины и какие?

III. Постановка проблемы.  «Открытие» нового знания.

1. Знакомство с массой.

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? В чём сходство? ( Карточки -Цвет, форма, размер -одинаковые).Есть ли различие?(нет)

Сходство  свойств

Различие свойств

?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия?  

(Затруднение??? или предположения???)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 2-3 ученика)

- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее) карточки

Сходство  свойств

Различие свойств

Цвет

Форма

размер

Легче

тяжелее

- Давайте проверим это, а поможет нам  прибор. Как он называется? (Весы)

История возникновения весов.

Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

  В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.

- Поработаем с весами. В данный момент чашечки весов находятся на одном уровне или в равновесии.) Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).

Коробки ставятся на весы.

-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая  - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.) Какая коробка тяжелее? (Чашечка весов опустилась вниз)

- Легче – тяжелее мы говорим тогда, когда имеем ввиду свойство. Возможно , кто-то знает, как оно называется?

Буквы рассыпались - МАССА!

- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса) 

?! – МОЖНО ЛИ МАССУ НАЗВАТЬ ВЕЛИЧИНОЙ? Почему? Как думаете?(предположения).

Какова цель нашего урока? (является ли масса величиной)

ВЕЛИЧИНА  -   ДЛИНА(см,дм)

                              МАССА -?

Как докажем? Мы должны её 1)измерить и 2) сравнить.( План)

Физкультминутка Весы. . – Когда весы стоят в равновесии, то говорят, что массы данных предметов равны

– Когда одна чашка весов находится ниже, она тяжелее; когда выше – легче.

Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

весы находятся в равновесии; левая чаша весов опустилась; правая чаша весов опустилась;

весы находятся в равновесии;

масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;

весы находятся в равновесии;

груз на левой чаше легче;

весы находятся в равновесии.

2.Слайд №1-3     №1 (стр.78)

Что можно сказать о массе яблока и лимона? Почему?    (Масса яблока равна массе лимона. Докажи. Чашечки весов в равновесии.)

-Что можно сказать  о массе яблока и груши? Почему? Масса яблока меньше массы груши, а масса груши больше массы яблока. Чашка весов с грушей опустилась.

Что можно сказать о массе яблока и клубники? Почему?Масса яблока больше массы клубники.

Значит: всех легче клубника, а тяжелее груша.

-Что мы сейчас делали , когда говорили , что масса одного фрукта больше или меньше массы другого фрукта?  Сравнивали массы

Посмотрите на данную запись. Доказали, что массу можно сравнить?

- Ставим  + .

      План:

  1. Можно измерить?
  2. Можно сравнить?  +

- Теперь , что надо доказать? Можно ли измерить?

 Слайд №4    рис.1. №2(стр.78)

Посмотрите на рисунок.В каком положении находятся чашечки весов? ( в равновесии)

    Что является меркой для определения   массы яблока? Мерка - клубничка

   - Выразите массу яблока в  клубничках. Масса яблока = 5 клубничкам.  Записываю :    

                 Яб. – 5 кл.        (Масса яблока  равна массе 5 клубник)        

-Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока  и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?

(мерка – клубника) 

Посмотрите на план. Какой пункт плана мы доказали? Ставим +.

 - Массу можно измерить. Можно сравнить .

 - Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?-  Масса – величина.

Как можно проверить наш вывод? - Читаем  эталон с.78

- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. ( в схеме убирается вопрос) ВЕЛИЧИНА  -   ДЛИНА(см,дм)

                                               МАССА

Рис.2 №3

- Посмотрите на другой рисунок и выразите массу того же яблока, но уже в шоколадках.

                   Яб. – 2 ш.       (Масса яблока равна массе двух шоколадок)

- Какая мерка в этом случае? (шоколадка – мерка).

- Смотрите, яблоко одно и то же, значит 5 кл. = 2 ш., так?

Но ведь мы знаем, что 5 >2! Нет ли здесь ошибки? В чём проблема?

(Нет, мы измеряли разными мерками!)

- Какой вывод можем сделать? (Нужна одинаковая мерка!)

- Сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками.

* Гимнастика для глаз.

№4 на с. 79 учебника) Обсуждают в группе.

Пользуясь своими выводами обсудите в группах и ответьте на вопрос задачи. Правило работы в группах.

Слайд №5  - Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? В чём проблема? (Нет, нужна единая мерка)

- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)

- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).

- Какую мерку придумал человек, чтобы избежать путаницы?

Знаете ли вы, какая используется мерка для измерения массы предмета?

- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И  210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её КИЛОГРАММ. -  Вот эта мерка измерения массы  - 1 кг. Слайд №6 

 ( показываю гирю ) В магазине всегда соль продаётся пачками весом 1кг!!!

- Сокращенно записывают -  кг. Давайте и мы с вами потренируемся и запишем новую мерку на листах. (Пишут 3 раза – кг)

-  Есть гири массой 1 кг, 2 кг,5кг ит.д.- Слайд №7

IV. Первичное закрепление.

Слайд №8- Попробуем теперь решить задачу, которую придумал для нас Вова, используя мерку 1 кг.

С. 79 задание №5. (на доске меняется рисунок)

Можем ли теперь сравнить массу дыни и массу риса? (да)

- Что изменилось? (Мерку – яблоко заменили гирями в 1 и 2 кг.)

- Найдите теперь массу дыни. Кто может выполнить это задание?

2 кг+ 1 кг = 3 кг        - запись на доске и в тетради.

- Ну а теперь решите задачу по второму рисунку. На какой вопрос нужно ответить?

 Кто догадался, как решать, записываем самостоятельно, а самый смелый пойдет к доске.

1 кг+ 1 кг = 2 кг

- А теперь сравним массу дыни и пакета с рисом.

3 кг> 2 кг

- Почему нам удалось выполнить задание Вову? (Мы пользовались одной меркой)

- Что сейчас делали с массами, измеренными одной меркой?

(Складывали и сравнивали.)

- Как думаете, а можно их вычитать? Задайте вопрос к рисунку так, чтобы мы выполнили решение действием вычитания.( На сколько масса дыни больше массы пачки с рисом?)

Слайд №9   Задачи на логику:

– Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

– Гусь, стоящий на одной ноге, весит 1 кг. Сколько он весит, когда стоит на двух ногах?

Слайд №10  IV. Итог урока.

- С какой величиной познакомились? (с массой)

Почему масса – это величина?

- В каких единицах измеряется масса? ( в кг)

Где нам могут пригодиться полученные знания?

- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)

Слайд №11-12

- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.

Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике. 1 класс. Тема " Величины. Объем. Литр"

Конспект урока по математике. 1 класс. Тема " Величины. Объем. Литр"...

Открытый урок по математике. 1 класс Тема: : "Единицы массы. Килограмм."

Урок математики. 1 классТема: : Единицы массы. Килограмм.»...

Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"

Цель:  Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...

Открытый урок по математике. 3 класс. Тема: Единицы массы. Грамм. УМК "Планета знаний"

Открытый урок по математике по теме " Единицы массы. Грамм" УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока + презентация по математике 1 класс Тема: Единица массы – килограмм

В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяют сами обучающиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.  При планиров...