Открытый урок по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Масса. Килограмм»
план-конспект урока по математике (1 класс)
Открытый урок по математике в 1 классе "Величина. масса. Килограмм".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_v_1_klasse.docx | 55.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 1 классе.
Тема: «Величина. Масса. Килограмм»
Автор: Аверина Анна Александровна, учитель начальных классов МАОУ лицея 35 им. Буткова В.В.
Педагогическая цель | Помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме; умение решать задачи по данной теме; умение сравнивать, анализировать и делать выводы освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях; воспитывать познавательный интерес к изучаемой теме |
Тип урока | Изучение нового материала |
Технология | проблемно – диалогическое обучение. |
Планируемые | Знать единицу измерения массы – килограмм; сравнивать предметы по массе; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; грамотно использовать в речи математические термины и понятия. |
Личностные | Использовать полученные знания в учении и в повседневной жизни; формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть успешно решены; развивать познавательные интерес к математике. |
Универсальные | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность; постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; применять полученные знания при решении задач Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению. |
ХОД УРОКА
- Орг. Момент.
Доброе утро! Сегодня у нас присутствуют учителя. Повернитесь к ним поприветствуйте и подарите им свои улыбки.
- А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь своим товарищам.
- А теперь повернитесь ко мне, улыбнёмся друг другу.
II. Актуализация знаний.
- Настрой на работу отличный! Нам сегодня еще понадобится ваше внимание, умение думать и работать дружно!
- «Мозговой штурм»
- Какое сегодня число? (4)
- Какой день недели? (четверг)
- Какой он по счёту? (четвёртый)
- Между какими днями находится? (между средой и пятницей)
- Если сегодня четверг, то, завтра будет? (пятница)
- А какой сейчас месяц? (март)
- Какой он по счёту в году? (третий)
- Какое сейчас время года? (весна)
- Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)
- А какой большой праздник мы отмечаем в марте? (8 марта – Международный женский день)
- Ребята, нам почтальон Печкин прислал письмо по электронной почте. Давайте его прочитаем. (слайд)
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам почтальон Печкин. Я работаю на почте в деревне Простоквашино. Скоро женский день, и мы с друзьями хотим испечь праздничный пирог. Вас тоже пригласить хотим. Но чтобы его испечь – нам нужно взять 2 килограмма муки, 1 килограмм яблок, 1 килограмм сахара, а также яйца и сметану. Приходите, карту маршрута высылаю!
Ребята, сможем ли мы помочь почтальону Печкину? С удовольствием, но мы сами ещё не знаем, что такое килограмм (чтобы дети ответили) Определяем тему урока – Килограмм.
Давайте определим, какая основная цель нашего урока! (узнать, что такое килограмм) (слайды)
Посмотрите на слова – помощники, Мы узнаем (что такое килограмм) узнать о новой величине –
массе, а также что такое килограмм.
Мы научимся (сравнивать массу кг) сравнивать предметы по массе; взвешивать предметы.
Мы поможем почтальону Печкину и его друзьям.
Нам пора в дорогу! Обратите внимание на карту – нам придётся пройти через несколько населённых пунктов! И первая остановка – Вычислялкино!
Устная работа
1) Первое слагаемое – 5, второе – 4, Найти сумму (9).
2) Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)
3) Уменьшаемое – 9, вычитаемое – 6, разность - ? (3)
4) На сколько 7 меньше 9? (2)
5)Восемь уменьшили на 3, чему равен результат? (5)
6) Пять увеличили на 2, чему равен результат? (7)
2. Работа с геометрическими фигурами. Что изменилось? Выставляются фигуры в строчку и дети называют, что изменилось в следующей фигуре.(цвет,форма,размер)
-Молодцы, справились со всеми заданиями – идем дальше.
- Остановка «ИЗМЕРЯЙКИНО»
-Ребята, вспомните правила измерения по линейке.
- У вас на столе две полоски.
-Возьмите полоску красного цвета и с помощью линейки узнайте её длину.
-Теперь возьмите полоску синего цвета и измерьте её длину.
- На сколько сантиметров длина красной полоски больше длины синей полоски?
- Как вы узнали? Что нужно было сделать?
- На сколько сантиметров длина синей полоски меньше длины красной полоски?
- Как вы узнали? Что нужно было сделать?
- Ребята, что вы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)
- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)
- Что такое длина? (Это величина)
- Почему длину можно назвать величиной? (Ее можно измерить и записать с помощью числа)
На доску прикрепляется табличка со словом ВЕЛИЧИНА. ДЛИНА.
- Какие действия с величиной можно производить? (складывать, вычитать, сравнивать)
Как узнать на сколько одна полоска длиннее другой?( Из большего вычесть меньшее).Запишите решение.
- А сантиметр является величиной? (нет, это мерка)
На доске вывешивается табличка: сантиметр; см,.
- Как вы думаете длина это единственная величина? (предположения детей)
-А вам интересно узнать есть ли еще величины и какие? Тогда нам пора на следующую остановку - Узнавалкино
III. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
1. Знакомство с массой.
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? В чём сходство? ( Карточки -Цвет, форма, размер -одинаковые).Есть ли различие?(нет)
Сходство свойств | Различие свойств |
-Вы, совершенно правы. Но я вас уверяю, что эти коробки разные. В чём же их отличия?
Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предмет в руки. (один ученик выходит к доске и проводит эксперимент).
-Что теперь можете сказать про эти посылки?
- Когда мы говорим легче или тяжелее предмет, то имеем в виду вес, МАССУ предмета.
- Сравните массу вашего учебника и массу тетради. Что можете сказать о их массе? (учебник тяжедее тетради; тетрадь легче учебника).
«легче» и тяжелее употребляются в разных жизненных ситуациях, поэтому в математике принято говорить «масса больше или меньше»
?! – МОЖНО ЛИ МАССУ НАЗВАТЬ ВЕЛИЧИНОЙ? Почему? Как думаете?(предположения).
Какова цель нашего урока? (является ли масса величиной)
ВЕЛИЧИНА - ДЛИНА(см,дм)
МАССА -?
Как докажем? Мы должны её 1)измерить и 2) сравнить.( План)
-Что же поможет нам точно сравнивать предмет по массе?
(демонстрация весов) - Поработаем с весами. В данный момент чашечки весов находятся на одном уровне или в равновесии.) Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ
История возникновения весов.
Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
- Весы бывают разные: электронные, напольные, медицинские, аптечные… (слайды)
- Ребята, а вы в жизни где встречали весы?
- Как же с помощью данных весов определить какой предмет тяжелее, а какой легче? (проблемный вопрос)
-Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Когда весы стоят в равновесии, то говорят, что массы данных предметов равны
– Когда одна чашка весов находится ниже, она тяжелее; когда выше – легче.
Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
весы находятся в равновесии; левая чаша весов опустилась; правая чаша весов опустилась;
весы находятся в равновесии;
масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
весы находятся в равновесии;
груз на левой чаше легче;
весы находятся в равновесии.
- Сейчас мы все вместе проведём небольшое исследование.
Вам предстоит сравнить массу предметов с помощью весов и сделать определённые выводы. (Работа в группах) (взвешивание разных предметов)
- А если чаши весов находятся на одном уровне, что можно сказать о массе предметов?
- Какие вы молодцы, ребята! Научились сами сравнивать предметы по массе.
-Ребята, кому работа показалась трудной?
- Ребята, а если нам предстоит измерить массу предметов, что нам нужно для этого сделать?
-Оказывается, массу как и длину можно измерить. Вот мы и узнали, что такое масса – сможем ли мы помочь Печкину с пирогом? Пока ещё нет – мы не узнали что такое килограмм. Нам пора на следующую станцию.
Остановка «ГИРИНО» (слайд14)
Знаете ли вы, какая используется мерка для измерения массы предмета?
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её КИЛОГРАММ. (на доску вывешивается слово) видите, какое слово длинное Вот эта мерка измерения массы - 1 кг.
-В математике слово килограмм принято писать сокращённо кг. Например: 1кг, 2 кг, 7кг и т.д.
Для измерения массы используют гири. Гири по массе бывают разные. - Для удобства, некоторые продукты в магазинах, расфасовывают в пакеты массой 1кг. (показ)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. Давайте посмотрим на шарики и и повторим движения глазами.
-Ну, а теперь поехали дальше!
-И вот остановка «ОПРЕДЕЛЯЙКИНО»
-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 36 №1.
- Давайте определим по весам, что легче арбуз или гиря?
(работа по рисунку)
-Почему вы так решили?
-Как узнать массу пакета с мукой?
- А сейчас, ребята, объединитесь в пары и выполните задание тетради на стр.21 №2.
- Определите массу тыквы.
- Какова масса тыквы? Какое решение запишем.
- Как узнать массу дыни? Запишите.
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.
- А теперь сравните ваш ответ с ответом на доске.
- Поднимите руку у кого без ошибок.
-Молодцы!
-Идем дальше!
-Вот мы и добрались с вами, ребята, до деревни почтальона Печкина. Путешествие наше было нелёгким, но не смотря на все трудности, мы справились со всеми заданиями.
- Давайте расскажем друзьям почтальона Печкина:
- С каким новым свойством предметов вы познакомились?
-Какие новые слова вы узнали?
- Продолжи предложение:
- Каждый предмет имеет свою …(массу)
- Массу предмета можно измерить с помощью … (весов и гирь).
Давайте теперь поможем Печкину с пирогом! (весы, гири, картинки с мукой, сахаром и яблоками)
(Музыка, на экране появляется пирог и слова благодарности от Печкина и его друзей)
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
А теперь нам пора возвращаться в наш класс. (под спокойную музыку) Пусть в душе у вас всегда будет спокойствие и равновесие! Спасибо за урок! Вы молодцы! |
II. Актуализация знаний. Формулировка темы урока. Постановка цели урока. | Устная работа - Первая остановка «ВЫЧИСЛЯЙКИНО» (слайд 4) -Посчитаем по цепочке. (слайд 5) - Решите задачу. (слайд 6) - Остановка «ИЗМЕРЯЙКИНО» -Ребята, вспомните правила измерения по линейке. - У вас на столе две полоски. (слайд 7) -Возьмите полоску красного цвета и с помощью линейки узнайте её длину. -Теперь возьмите полоску синего цвета и измерьте её длину. - На сколько сантиметров длина красной полоски больше длины синей полоски? - Как вы узнали? Что нужно было сделать? - На сколько сантиметров длина синей полоски меньше длины красной полоски? - Как вы узнали? Что нужно было сделать? - Ребята, а что это у почтальона Печкина в сумке? -Какие слова из сумки почтальона Печкина вам пригодились? -Какой измерительный прибор вам пригодился? - Какие слова оказались лишними? Что интересного в написании этих слов? - Для чего же взял их с собой наш герой? Это нам и предстоит выяснить. -Кто догадался какова тема урока? - Молодцы! Справились с заданием, едем дальше. | 10-3+2-4+5=10 5-2 =3 -10 см -7см -На 3 см больше -Нужно из10 см вычесть 7 см -На 3 см меньше -Нужно из10 см вычесть 7 см -Сантиметр, килограмм, длина, масса. -Длина, сантиметр. -Линейка - Масса, килограмм. Масса. Килограмм. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание. Познавательные: высказывают предположения |
III. Изучение нового. Постановка проблемы. . Физкультминутка | - Остановка «УЗНАВАЙКИНО» (слайд 8) _ У меня в руках две посылки. Сравните их. Что вы можете сказать про них? -Вы, совершенно правы. Но я вас уверяю, что эти посылки разные. В чём же их отличия? Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предмет в руки. (один ученик выходит к доске и проводит эксперимент). -Что теперь можете сказать про эти посылки? - Когда мы говорим легче или тяжелее предмет, то имеем в виду вес, МАССУ предмета. - Сравните массу вашего учебника и массу тетради. Что можете сказать о их массе? -Что же поможет нам точно сравнивать предмет по массе? (демонстрация весов) - Весы бывают разные: электронные, напольные, медицинские, аптечные… (слайды 9 – 11) - Ребята, а вы в жизни где встречали весы? - Как же с помощью данных весов определить какой предмет тяжелее, а какой легче? (проблемный вопрос) -Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте отдохнём. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 12) Руки в боки, руки – шире, Раз, два, три, четыре. Сейчас попрыгать мы решили, Раз два, три, четыре. Потянулись – выше, выше. Приседаем – ниже, ниже. Встали – присели, Встали – присели. А теперь за парты сели. | - Одинаковые по цвету, по форме, по размеру. - Одна посылка легче другой - Масса учебника больше массы тетради (и наоборот). -Весы - В магазине, в медпункте … | Коммуникативные: строят высказывания . Познавательные: запоминают полученную информацию Регулятивные: учатся контролировать и оценивать свою деятельность по ходу или результатам выполнения заданий. (на всех этапах) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Практическая работа. Исследование Знакомство с единицей массы КИЛОГРАММ. Знакомство с гирями. Физкультминутка для глаз. | - Сейчас мы все вместе проведём небольшое исследование. Вам предстоит сравнить массу предметов с помощью весов и сделать определённые выводы. (Работа в группах) (слайд 13) (взвешивание разных предметов) - А если чаши весов находятся на одном уровне, что можно сказать о массе предметов? - Какие вы молодцы, ребята! Научились сами сравнивать предметы по массе. -Ребята, кому работа показалась трудной? - Ребята, а если нам предстоит измерить массу предметов, что нам нужно для этого сделать? -Оказывается, массу как и длину можно измерить. -Кто знает как это сделать? -Чему ещё нам предстоит научиться? Остановка «ГИРИНО» (слайд14) -Более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её КИЛОГРАММ. (на доску вывешивается слово) -В математике слово килограмм принято писать сокращённо кг. Например: 1кг, 2 кг, 7кг и т.д. Для измерения массы используют гири. Гири по массе бывают разные. (слайд 15) - Для удобства, некоторые продукты в магазинах, расфасовывают в пакеты массой 1кг. (показ) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (слайд 16) -Внимательно смотрим на звёздочку и повторяем движения глазами. | -Если предмет тяжелее, то одна чаша весов находится ниже другой. Где тяжелее, там масса больше. - Масса предметов одинаковая. -Будем учиться измерять массу предметов | Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в группах Познавательные: учатся перерабатывать информацию: делать выводы в результате совместной работы в группах. Учатся решать проблему путём исследования. Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в группах (лидер, исполнитель). Слушать и понимать речь других. Коммуникативные: строят речевые высказывания. Познавательные: запоминают полученную информацию |
V. Первичное закрепление. | -Ну, а теперь поехали дальше! -И вот остановка «ОПРЕДЕЛЯЙКИНО» (слайд 17) -Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 36 №1. - Давайте определим по весам, что легче арбуз или гиря? (работа по рисунку) -Почему вы так решили? -Как узнать массу пакета с мукой? | Делают движения ногами. - Арбуз. -Чаша весов с арбузом выше чаши весов с гирей. -Масса пакета с мукой и гиря в 2 кг равны массе гири в 5кг, 5= 2+3, значит масса пакета муки 3 кг. | Коммуникативные: работают с учебником, с учетом поставленной задачи. Познавательные: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
VI. Самостоятельная работа в тетради и самопроверка по эталону. Работа в парах. | - А сейчас, ребята, объединитесь в пары и выполните задание тетради на стр.21 №2. (слайд 18) - Определите массу тыквы. - Какова масса тыквы? Какое решение запишем. - Как узнать массу дыни? Запишите. - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга. - А теперь сравните ваш ответ с ответом на доске. (слайд 19) - Поднимите руку у кого без ошибок. -Молодцы! -Едем дальше! | Регулятивные: участвуют в паре. Познавательные: оперируют полученными знаниями. Регулятивные: анализируют работу, оценивают меру освоения материала. | |
VII. Рефлексия деятельности. Итог урока. | - Остановка «ПРОСТОКВАШИНО». (слайд 20) -Вот мы и добрались с вами, ребята, до деревни почтальона Печкина. Путешествие наше было нелёгким, но не смотря на все трудности, мы справились со всеми заданиями. - Давайте расскажем друзьям почтальона Печкина: - С каким новым свойством предметов вы познакомились? -Какие новые слова вы узнали? - Продолжи предложение: - Каждый предмет имеет свою …(массу) - Массу предмета можно измерить с помощью … (весов и гирь). - Теперь, ребята, оцените свою работу: (слайд 21) - Если «Я молодец, справился сам.», то поднимите гирю красного цвета. - Если «Я молодец. Мне сегодня было трудно, но я справился», то поднимите гирю зелёного цвета. - Если «Я вообще-то молодец. Но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся», то поднимите гирю синего цвета. - Наш урок окончен. Ребята, спасибо вам за старание. (слайд 22) - А теперь открываем посылку от почтальона Печкина. | Коммуникативные: строят речевые высказывания; продолжают предложения. Регулятивные: проверка, оценивание своей работы. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, старанием, настроением. |
1.А начнём работу с математического диктанта ( записываем только ответы)
1) Первое слагаемое – 5, второе – 4, Найти сумму (9).
2) Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)
3) Уменьшаемое – 9, вычитаемое – 6, разность - ? (3)
4) На сколько 7 меньше 9? (2)
5)Восемь уменьшили на 3, чему равен результат? (5)
6) Пять увеличили на 2, чему равен результат? (7)
2. Работа с геометрическими фигурами. Что изменилось? Выставляются фигуры в строчку и дети называют, что изменилось в следующей фигуре.(цвет,форма,размер)
3.Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?(Полоски цветной бумаги)
Укажите, в чём их сходство? ( форма, материал) ,а в чём различие? (цвет,размер)
Как вы определили, что они разного размера? (наложили друг на друга)
Как ещё можно доказать на сколько одна длиннее или короче другой? ( надо измерить длину)
Работа в парах
- Измерьте полоски, запишите результат и сравните записав неравенство. Проверка.
Какова длина каждой полоски? К какому выводу пришли?
- Ребята, что вы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)
- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)
- Что такое длина? (Это величина)
- Почему длину можно назвать величиной?(Ее можно измерить и записать с помощью числа)
На доску прикрепляется табличка со словом ВЕЛИЧИНА. ДЛИНА.
- Какие действия с величиной можно производить?(складывать, вычитать, сравнивать)
Как узнать на сколько одна полоска длиннее другой?( Из большего вычесть меньшее).Запишите решение.
- А сантиметр является величиной? (нет, это мерка)
- Какие еще меры длины вы знаете? (дециметр, …) (открывается на схеме)
На доске вывешивается табличка: см, дм.
ВЕЛИЧИНА. ДЛИНА(см,дм)
- Как вы думаете длина это единственная величина? (предположения детей)
-А вам интересно узнать есть ли еще величины и какие?
III. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
1. Знакомство с массой.
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? В чём сходство? ( Карточки -Цвет, форма, размер -одинаковые).Есть ли различие?(нет)
Сходство свойств | Различие свойств |
?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия?
(Затруднение??? или предположения???)
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 2-3 ученика)
- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее) карточки
Сходство свойств | Различие свойств |
Цвет Форма размер | Легче тяжелее |
- Давайте проверим это, а поможет нам прибор. Как он называется? (Весы)
История возникновения весов.
Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
- Поработаем с весами. В данный момент чашечки весов находятся на одном уровне или в равновесии.) Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).
Коробки ставятся на весы.
-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.) Какая коробка тяжелее? (Чашечка весов опустилась вниз)
- Легче – тяжелее мы говорим тогда, когда имеем ввиду свойство. Возможно , кто-то знает, как оно называется?
Буквы рассыпались - МАССА!
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)
?! – МОЖНО ЛИ МАССУ НАЗВАТЬ ВЕЛИЧИНОЙ? Почему? Как думаете?(предположения).
Какова цель нашего урока? (является ли масса величиной)
ВЕЛИЧИНА - ДЛИНА(см,дм)
МАССА -?
Как докажем? Мы должны её 1)измерить и 2) сравнить.( План)
Физкультминутка Весы. . – Когда весы стоят в равновесии, то говорят, что массы данных предметов равны
– Когда одна чашка весов находится ниже, она тяжелее; когда выше – легче.
Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
весы находятся в равновесии; левая чаша весов опустилась; правая чаша весов опустилась;
весы находятся в равновесии;
масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
весы находятся в равновесии;
груз на левой чаше легче;
весы находятся в равновесии.
2.Слайд №1-3 №1 (стр.78)
Что можно сказать о массе яблока и лимона? Почему? (Масса яблока равна массе лимона. Докажи. Чашечки весов в равновесии.)
-Что можно сказать о массе яблока и груши? Почему? Масса яблока меньше массы груши, а масса груши больше массы яблока. Чашка весов с грушей опустилась.
Что можно сказать о массе яблока и клубники? Почему?Масса яблока больше массы клубники.
Значит: всех легче клубника, а тяжелее груша.
-Что мы сейчас делали , когда говорили , что масса одного фрукта больше или меньше массы другого фрукта? Сравнивали массы
Посмотрите на данную запись. Доказали, что массу можно сравнить?
- Ставим + .
План:
- Можно измерить?
- Можно сравнить? +
- Теперь , что надо доказать? Можно ли измерить?
Слайд №4 рис.1. №2(стр.78)
Посмотрите на рисунок.В каком положении находятся чашечки весов? ( в равновесии)
Что является меркой для определения массы яблока? Мерка - клубничка
- Выразите массу яблока в клубничках. Масса яблока = 5 клубничкам. Записываю :
Яб. – 5 кл. (Масса яблока равна массе 5 клубник)
-Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?
(мерка – клубника)
Посмотрите на план. Какой пункт плана мы доказали? Ставим +.
- Массу можно измерить. Можно сравнить .
- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?- Масса – величина.
Как можно проверить наш вывод? - Читаем эталон с.78
- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. ( в схеме убирается вопрос) ВЕЛИЧИНА - ДЛИНА(см,дм)
МАССА
Рис.2 №3
- Посмотрите на другой рисунок и выразите массу того же яблока, но уже в шоколадках.
Яб. – 2 ш. (Масса яблока равна массе двух шоколадок)
- Какая мерка в этом случае? (шоколадка – мерка).
- Смотрите, яблоко одно и то же, значит 5 кл. = 2 ш., так?
Но ведь мы знаем, что 5 >2! Нет ли здесь ошибки? В чём проблема?
(Нет, мы измеряли разными мерками!)
- Какой вывод можем сделать? (Нужна одинаковая мерка!)
- Сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками.
* Гимнастика для глаз.
№4 на с. 79 учебника) Обсуждают в группе.
Пользуясь своими выводами обсудите в группах и ответьте на вопрос задачи. Правило работы в группах.
Слайд №5 - Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? В чём проблема? (Нет, нужна единая мерка)
- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)
- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).
- Какую мерку придумал человек, чтобы избежать путаницы?
Знаете ли вы, какая используется мерка для измерения массы предмета?
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её КИЛОГРАММ. - Вот эта мерка измерения массы - 1 кг. Слайд №6
( показываю гирю ) В магазине всегда соль продаётся пачками весом 1кг!!!
- Сокращенно записывают - кг. Давайте и мы с вами потренируемся и запишем новую мерку на листах. (Пишут 3 раза – кг)
- Есть гири массой 1 кг, 2 кг,5кг ит.д.- Слайд №7
IV. Первичное закрепление.
Слайд №8- Попробуем теперь решить задачу, которую придумал для нас Вова, используя мерку 1 кг.
С. 79 задание №5. (на доске меняется рисунок)
Можем ли теперь сравнить массу дыни и массу риса? (да)
- Что изменилось? (Мерку – яблоко заменили гирями в 1 и 2 кг.)
- Найдите теперь массу дыни. Кто может выполнить это задание?
2 кг+ 1 кг = 3 кг - запись на доске и в тетради.
- Ну а теперь решите задачу по второму рисунку. На какой вопрос нужно ответить?
Кто догадался, как решать, записываем самостоятельно, а самый смелый пойдет к доске.
1 кг+ 1 кг = 2 кг
- А теперь сравним массу дыни и пакета с рисом.
3 кг> 2 кг
- Почему нам удалось выполнить задание Вову? (Мы пользовались одной меркой)
- Что сейчас делали с массами, измеренными одной меркой?
(Складывали и сравнивали.)
- Как думаете, а можно их вычитать? Задайте вопрос к рисунку так, чтобы мы выполнили решение действием вычитания.( На сколько масса дыни больше массы пачки с рисом?)
Слайд №9 Задачи на логику:
– Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?
– Гусь, стоящий на одной ноге, весит 1 кг. Сколько он весит, когда стоит на двух ногах?
Слайд №10 IV. Итог урока.
- С какой величиной познакомились? (с массой)
Почему масса – это величина?
- В каких единицах измеряется масса? ( в кг)
Где нам могут пригодиться полученные знания?
- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)
Слайд №11-12
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике. 1 класс. Тема " Величины. Объем. Литр"
Конспект урока по математике. 1 класс. Тема " Величины. Объем. Литр"...
Открытый урок по математике. 1 класс Тема: : "Единицы массы. Килограмм."
Урок математики. 1 классТема: : Единицы массы. Килограмм.»...
Конспект урока по математики 3 класс. Тема: Единица массы - килограмм.
Тема: Единица массы - килограмм....
Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"
Цель: Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...
Открытый урок по математике. 3 класс. Тема: Единицы массы. Грамм. УМК "Планета знаний"
Открытый урок по математике по теме " Единицы массы. Грамм" УМК "Планета знаний"...
Конспект урока по математике 4 класс «Единицы измерения массы — килограмм, центнер и тонна; соотношения.»
Конспект урока по математике УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока + презентация по математике 1 класс Тема: Единица массы – килограмм
В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяют сами обучающиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации. При планиров...