Урок математики "Прямоугольник. Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Шурыгина Марина Сергеевна

Урок  учит  детей  формулировать определение прямоугольника и квадрата на основе самостоятельного исследования, учит  пользоваться и составлять алгоритмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamougolnik_kvadrat._2_klass_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 2 класс

программа «Начальная школа XXI века»

Тема: Прямоугольник. Квадрат.

Цели:

 1.Совершенствовать вычислительные навыки, закрепить знания о нахождении прямых углов в фигурах, учить детей  формулировать определение прямоугольника и квадрата на основе самостоятельного исследования, учить пользоваться и составлять алгоритмы.

2.Развивать математическую речь, внимание, память,  пространственное воображение.

           3.Воспитывать любовь к предмету, аккуратность, умение оценивать свою работу.

Оборудование: занимательный материал (герои страны Геометрии) карточки со словами (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, стороны, углы, вершины), образец цифры 4,  презентация, карточки с фигурами, фигуры цветные, карточки с дополнительными заданиями.

Ход урока

I Организационный момент.

На доске герои: Карандаш, Линейка, Резинка.

- Сегодня с нашими героями мы отправимся в удивительную страну. Кто догадался в какую? (Геометрию). Появляется слово ГЕОМЕТРИЯ

- Какие задания нам дают герои, когда путешествуем по стране Геометрии?

 С собой в путешествие возьмём хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

II. Отработка вычислительных навыков.

-  Задание даёт Резинка:

- Найти  число, которое  ввели в математическую машину.

(2 человека у доски)

- Как прийти к начальному числу машины? (выполнить от ответа машины обратные действия)

- Как только вы выполните задание, результат запишите на карточке и положите перед собой.

4

-Проверка: поднять карточки с ответами.

- Что вы заметили в математических машинах? (начало и ответ совпадают)

III. Чистописание. Число 4.

- Какой цифрой на письме обозначается число 4?

-Вспомните правило написания цифры 4

*цифра занимает правую часть клетки

*высота цифры равна высоте клетки

*две линии наклонные, одна линия горизонтальная- все линии прямые

*начинаем писать сверху

- Прописать 1 раз цифру 4.Какое число?

- Записать двузначное число, в котором используется только 4.

4, 44 – дети записывают у доски

- Пропишите ещё один раз чередуя эти числа.

- Подчеркните цифры, которые написаны каллиграфически правильно.

IV. Составление выражений.

- Сколько арифметических действий в математике? Назовите их. ( +, -, х, :)

Задание Карандаша:

-Составьте устно примеры, которые вы сможете сосчитать, используя  эти два числа на сложение, вычитание, умножение, деление.

44+4                44-4                44:4                4х4

44+44        4-4                4:4

4+4                44-44                44:44

ФИЗМИНУТКА («Не ошибись пожалуйста»)

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово»

- Встаньте, пожалуйста.

- Поднимите руки.

- Будьте добры, похлопайте.

- Потопайте.

- Попрыгайте, пожалуйста.

- Тихонько сядьте.

- Тихонько сядьте, пожалуйста.

V. Вычерчивание четырёхугольника.

- Написание какой цифры мы повторяли. Наши герои внимательно следили за тем, как вы выполняли эти задания. Им интересно, а что может обозначать число 4 в геометрии ( 4 точки, 4 угла, 4 вершины, 4 стороны…)

Задание Карандаша:

-Отметьте в тетради 4 точки , которые находятся не на одной прямой, недалеко и не близко друг от друга.

 - Чем могут являться эти точки? (вершинами)

-Соедините точки между собой по порядку в одну замкнутую линию (1 ученик у доски)

- Как называется фигура, которая у вас получилась? (многоугольник, четырёхугольник)

- Что есть у любого многоугольника?

Карточки (МНОГОУГОЛЬНИК,ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК,ВЕРШИНЫ,УГЛЫ
СТОРОНЫ, ОТРЕЗКИ)
-На своём чертеже красным карандашом отметьте вершины четырёхугольника. Сколько их?

- Отметьте углы. Сколько их?

- Сколько сторон?

- Какую фигуру называем четырёхугольником?

Четырёхугольник – это многоугольник, у которого 4 угла, 4 вершины, 4 стороны.

( число 4  прикрепить рядом со словами вершины, углы, стороны)

VI. Нахождение лишних фигур.

- Пока мы выполняли задание, наши герои  начертили и вырезали четырёхугольники. Они просят проверить  их работу. Резинка сомневаетсяДети должны убрать лишние фигуры  и доказать своё мнение.

- Чем являются  стороны любого многоугольника? (отрезки)

VII. Работа с прямоугольником.

- Какие бывают углы?

-Сегодня мы покажем нашим героям,  как мы научились находить  прямые углы в фигурах

- Что помогает нам находить прямые углы? (модель, угольник)

- Положите перед собой модель прямого угла или  угольник. Найдите прямой угол. Покажите своему соседу. Положите перед собой памятку для нахождения прямого угла в фигурах.

Задание Линейки:

- Возьмите  карточку с фигурами

 -Пользуясь памяткой, найдите в фигурах прямые углы. Отметьте эти  углы дугой.

(работа по вариантам)

*Кто выполнил задание раскрасьте фигуры, в которых нет прямых углов.

 Проверка выполнения задания.

- Сколько прямых углов может быть в четырёхугольнике?

-Есть ли фигуры с прямыми углами?

Задание Резинки:

- Убрать четырёхугольники , в которых нет прямых углов,

с одним прямым углом,

с двумя прямыми углами,

с тремя прямыми углами.

- Какие фигуры остались?  (Дети зачёркивают на карточках фигуры, которые убирают)

-  Как называются данные фигуры?

- Наши герои очень хотят, чтобы вы дали определение прямоугольника, используя слова-помощники на доске. ПРЯМОУГОЛЬНИК фигура

(выслушивание мнений)

 Прямоугольник- это четырёхугольник, у которого все углы прямые.

VIII. Работа с квадратом.

- Посмотрите на ваши прямоугольники.

- Чем они похожи?

-Чем отличаются?

- Проверим свои предположения (измеряют стороны)

-Какие единицы длины нам могут помочь?

- Какой инструмент нам поможет? ( линейка)

- Как называется эта фигура?

- Наши герои очень хотят, чтобы вы дали определение квадрата, используя слова-помощники на доске. КВАДРАТ-фигура

(выслушивание мнений)

Квадрат- это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Квадрат – ( в греч. языке  «квадра» - это 4, добавили Т)

ФИЗМИНУТКА (запрещённое движение)

IX. Презентация.

- Название темы урока

-Повторение определений фигур и составление алгоритмов нахождения прямоугольника и квадрата среди многоугольников.

- Логические вопросы:

- Любой ли четырёхугольник может быть прямоугольником?

- Любой ли прямоугольник может быть четырёхугольником?

- Любой ли квадрат может быть прямоугольником?

- Любой ли прямоугольник может быть квадратом?

- Домашнее задание.

- В какой стране побывали?

- В завершении урока Линейка, Карандаш, Резинка,Прямоугольник и Квадрат

дают последнее задание : прочитать предложение, которое они зашифровали.

(карточки)

И прекрасна, и важна Геометрия- страна!

*X. Закрепление изученного.

-Тетрадь №2. №135-139(по выбору)

-Доп.задания.

1. Начертить квадрат и прямоугольник.

2. Начертить квадрат. Разделить его на два прямоугольника.

3. Из двух квадратов составить прямоугольник.

4. Начертить прямоугольник. Разделить его на два квадрата.

XI. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового вы для себя узнали?

-Кто доволен своей работой?

- У кого сегодня многое получилось скажите «Я-молодец» и погладьте себя.

- Какое число сопровождало нас весь урок.

-Как называется фигура, на которой вы записывали число машины.

-Нарисуйте  свое настроение на фигуре.

Наши герои тоже показали своё настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока. Прямоугольник. Квадрат.

Актуализировать и упорядочит знания учащихся о прямоугольнике и квадрате. Формировать навыки изображения прямоугольника и квадрата. Развивать умение применять полученные знания и умения на практ...

Презентация к уроку математики "Квадрат" 2 класс

Презентация к уроку математики 2 класс, с применением СДО....

Технологическая карта урока математики "Квадрат" 2 класс

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...

урок математики "Квадрат"

Тема урока: «Квадрат» (математика, 2 класс, III четверть, урок 84)...

Конспект урока математики "Квадрат"

Данный урок поможет сформировать представления детей о квадрате...

Конспект урока математики "Квадрат" ( 2 класс)

Тема: Квадрат.Класс: 2По УМК «Школа России»: учебник «Математика в 2-х частях» М.И. Моро, М.И. Бантова и др. Цели:образовательные: ввести понятие квадрата; упражняться в построении квадрата при п...