Урок математики " Задачи на движение.Закрепление". 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

В данном уроке предложены задания по теме " Решение задач на движение" , , ,  для  развития  у обучающихся навыков мышления :  анализа и синтеза  информации, установления причинно-следственных связей и  выполнения  мыслительных операций ассоциации и установления аналогии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marina_urok_skorost__4_klass.docx54.77 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ (УМК «Гармония»)

                                                                                       

                      Тема : «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ»

                                                                                            Автор: Чернышева М.Н.

                                                                                        учитель высшей категории

Цели урока :

  1. Содействовать формированию у обучающихся целостного понимания темы «Скорость движения».
  2. Обеспечить  формирование навыков решения задач на  взаимосвязь скорости, пути и времени.
  3. Создать условия для  развития  у обучающихся навыков мышления :  анализа и синтеза  информации, установления причинно-следственных связей и  выполнения  мыслительных операций ассоциации и установления аналогии.

Актуальность содержания урока :

Предлагаемый урок призван обеспечить пропедевтику математических компетенций, необходимых для решения следующих типов задач :

  1. работа по формулам;
  2. взаимосвязь скорости, пути и времени, выраженных  числами;
  3. взаимосвязь скорости , пути и времени при различных типах движения;
  4. использование математических знаний для решения жизненных  (наблюдаемых в жизни) задач.

Формируемые компетенции :

  1. способность выбрать и использовать  актуальные и адекватные ситуации методы решения проблем;
  2. способность  вести доказательные рассуждения, отвечать на проблемные вопросы;
  3. способность делать обобщения и общие выводы;
  4. способность  находить и исправлять ошибки и неэффективные приемы деятельности.

Обеспечение :

  1. листы рефлексии: обучающегося и успешности работы группы;
  2. материалы для индивидуальной работы обучающихся;
  3. тестовые задания;
  4. цифровые образовательные ресурсы(для интерактивной доски).

Критерии оценки обученности школьников:

За активность   при выполнении заданий «устного счета» (при наличии не менее чем пяти правильных ответов)

Отметка «5»

За активность при обсуждении решений, действий… (при наличии не менее чем пяти правильных (обоснованных, аргументированных) ответов)

Отметка «5»

За выполнение заданий по изменению  единиц измерения (по образцу)

«2»

«3»

«4»

«5»

0-4 верных ответа

5-7 верных ответов

8 верных ответов

9 верных ответов

За  правильное выполнение тестовых заданий.

«2»

«3»

«4»

«5»

0-4 верных ответа

5-7 верных ответов

8-9 верных ответов

10 верных ответов

За выполнение заданий проверочной работы; за  самостоятельное выполнение заданий на карточках

Отметки «2», «3», «4» или «5» в зависимости от количества и качества выполненных решений

                         Содержание урока :

1.Организация начала урока. Сообщение темы урока. Рефлексия обучающегося:

  Утверждение

(Ответь : «да», «не знаю» или « нет»)

Начало урока

Конец урока

1

Я  знаю все необходимые определения и формулы

2

Я  понимаю решения задач на движение

3

Я могу сам почти всегда решать задачи на движение

4

Я умею составлять схемы к задачам на движение

5

Я знаю  ,  какие ошибки я  допускаю в решении задач на движение

6

Я  справлюсь с контрольной работой по теме: «Скорость движения»

7

Я исправляю все свои ошибки и разбираюсь в решении всех заданных задач на движение

2.Устный счет:

Выбрать формулы и объяснить  их назначение :

         

Установить соответствие

 (работа на интерактивной доске)

Выполнить вычисления и вставь пропущенные символы

(работа в парах)

Продолжить запись

S=V+t

Путь

дм

S=154=___(___)

1 км = ______ м

V=S÷t

км/ч

V=66÷3=__(км/ч)

1 м = ______ см

t=V÷S

с

___=235=____(км)

1 м = ______ дм

S=Vt

км

t=270÷_____=3(ч)

1 км = ______ дм

t=V+S

Ско-

рость

м/мин

S=45__=____(км)

1дм =_______ см

S=V÷t

ч

___=54÷=___(км/ч)

1 ч = _____ мин

t=S÷V

м/ч

S=______=72(км)

1 мин = ______ с

V=t÷S

время

м/с

__=200÷__=__(ч)

1 ч = _____ с

t=SV

м

S=653=______(_____)

V=St

км/мин

- Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам необходимо было решить  задачу на движение.  (Работа в группах, обсуждение)

3.Закрепление изученного.Выполнить (в группах) задания по образцу :

25 м/мин ==25·60м/ч=

=1500м/ч

1800 м/ч =1800:60м/мин=

=30м/мин

2 км/мин=2·60км/ч=120км/ч

65 м/мин=

2400 м/ч =

1 км/мин=

100 м/мин=

30000 м/ч=

7 км/мин=

4.Тестовое задание (самостоятельно, на бланках)

Задание

Ответ А

Ответ В

Ответ С

1

Для нахождения пути используют формулу

V=S:t

S=Vt

t=S:V

2

Для нахождения скорости  используют формулу

t=S:V

V=S:t

S=Vt

3

Для нахождения времени движения используют формулу

S=Vt

t=S:V

V=S:t

4

Запиши 8 км/мин   в км/час

68 км/ч

480 км/ч

592 км/ч

5

Запиши 300 км/мин  в км/час

5 км/ч

3600 км/ч

18000 км/ч

6

Скорость не измеряют в …

км/ч

км

м/с

7

Запиши  120 км/ч в  км/мин

7200 км/мин

12 м/мин

2 км/мин

8

Найти  скорость пешехода, который за 3 часа прошел 18 км.

6 км/ч

6 км/мин

54 км/ч

9

Найти время, за которое  пешеход пройдет 42 км, двигаясь со скоростью  6км/ч.

252 ч

7 км

7 ч

10

Какое расстояние пройдет пешеход, двигаясь со скоростью 5 км/ч в течение  шести часов?

11 км

30 км

18 км

5.Решение проблемной ситуации (в группах):
      -  Узнайте, нарушены ли правила водителем?
На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

6 .Обсуждение схем (работа на интерактивной доске):

Ответить на вопросы :1.В каких направлениях движутся объекты ?2.Объекты удаляются друг от друга или сближаются ?3.В какой момент времени объекты начали движение ?4.В какой момент времени объекты завершили движение ?

СХЕМА 1

СХЕМА  2

СХЕМА  3

СХЕМА  4

7.По тексту задачи выбрать соответствующую схему (работа в группах):

Задача

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Схема 4

1

От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 60 км/ч, а другого- 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 4 часа ?

2

Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 57км/ч, а грузовика – на 12 км/ч меньше. На каком расстоянии  друг от друга будут находиться грузовик и автобус через

 2 часа после начала движения ?

3

Из города  в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через

 2 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 40 км/ч, а скорость мотоциклиста на 16 км/ч больше ?

4

Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 70 км/ч, другой   – со   скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 5 часов ?

5

Из двух городов, расстояние между которыми 12 км, одновременно в одном направлении выехали два автобуса. Скорость  первого автобуса 40 км/ч, а скорость второго – 50 км/ч. Рассмотри все возможные варианты. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через

2 часа после начала движения ?

6

Из города  в поселок отправился  автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость  автобуса 42 км/ч, а скорость грузовика на 9 км/ч  меньше ?

7

От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 70 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 360 км ?

8

Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость первого поезда 60км/ч. Поезда встретились на середине пути.  Найти скорость второго поезда.

10

Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 60км/ч, а грузовика – на 17 км/ч меньше. Через какое время автобус будет находиться на расстоянии 51км от грузовика ?

8. Решение задач (работа на интерактивной доске) 

-Объяснить действия в  решении задач ,добавить комментарии, пояснения; предложить другой вариант действий при решении задачи.(работа в группах)

Задача

Действия

1

От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 5 часов ?

  1. 50+80=130
  2. 130·5=650

2

Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 70 км/ч, другой   – со   скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 5 часов ?

  1. 70+80=150
  2. 150·5=750

3

Из двух городов, расстояние между которыми 12 км, одновременно в одном направлении выехали два автобуса. Скорость  первого автобуса 40 км/ч, а скорость второго – 50 км/ч. Рассмотри все возможные варианты. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 2 часа после начала движения ?

  1. 50-40=10
  2. 10·2=20
  3. 20+12=32

4

Из города  в поселок отправился  автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость  автобуса 42 км/ч, а скорость грузовика на 9 км/ч  меньше ?

  1. 42-9=33
  2. 42+33=75
  3. 75·3=225
  4. 225+40=265

5

От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 70 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 360 км ?

  1. 50+70=120
  2. 360:120=3

9. Решение задачи (на доске):

Из города  в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 50 км/ч, а скорость мотоциклиста на 6 км/ч больше ? (Схема№1)

                                             Решение:

               1 способ:                                          2 способ:

  1. Vг= 50+6= 56 км/ч                    1) Vг= 50+6= 56 км/ч                  

Vг,м= 56+50= 106 км/                       S= V. t

S= V. t                                        2) Sм = 56.3=168 км

  1. Sг,м= 106.3= 318км                    3) Sг= 50.3= 150 км
  2. S= 318+ 38= 356 км                  4) Sг,м= 168+150= 318км

                                                    5) S= 318+ 38= 356 км

Ответ. S= 356 км

10 . Проверочная работа (на выбор ученика):

  1. Найти время, за которое автомобиль преодолеет  расстояние в 210 км, двигаясь со скоростью 70 км/ч.
  2. Какой  путь пройдет поезд за 5 часов, если его скорость 80 км/ч  ?
  3. С какой скоростью двигался велосипедист, если расстояние между поселками, равное 32  км  он проехал за 2 часа ?

Карточка №1 (на «3»)

  1. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 75 км/ч, другой – со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 4 часа ?
  2. От автовокзала одновременно выехали два автобуса в противоположных направлениях. Скорость одного автобуса 45 км/ч, а второй автобус в час проезжает на 6 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут автобусы через 5 часов ?

Карточка № 2   (на «4»)

  1. Расстояние в 135 м гусеница проползла со скоростью 15 м/мин, делая в пути три остановки : первый раз на 3 минуты, второй раз на 2 минуты, третий раз на 5 минут. Сколько времени затратила гусеница на весь путь ?
  2. Расстояние от дачи до автобусной остановки 42 км. Успеет ли Алёша на автобус, который отправляется в 15 часов, если он выезжает с дачи на велосипеде в 11 часов и будет ехать со скоростью 13 км/ч?

Карточка № 3   (на «5»)

11.Итог урока. Рефлексия обучающегося.

Рефлексия успешности работы группы:

1.Изменить единицу измерения величин.

0- 3 балла

2.Пример задачи из жизни.

0 или 5 баллов

3.Найди  схему к задаче.

0 - 10 баллов

4.Предложи комментарии.

0- 5 баллов

ИТОГО :

12 .Домашнее задание (достаточно решить две любых задачи; к каждой задаче построить схему).

  1. Из города  в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 50 км/ч, а скорость мотоциклиста на 6 км/ч больше ?
  2. Из города  в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 19км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 38 км/ч, а скорость мотоциклиста на 18 км/ч больше ?
  3. От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 55 км/ч, а другого- 75 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 390 км ?
  4. Из города  в поселок отправился  автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость  автобуса 47 км/ч, а скорость грузовика на 8 км/ч  меньше ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Задачи на движение " 4 класс

Урок-практикум "Формирование смыслового чтения на уроках математики"...

Технологическая карта урока «Решение задач на движение. Закрепление»

4 класс урок математики.Цель урока: сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения....

Презентация к уроку математике " Задачи, обратные данной" 2 класс, Школа России

Данная презентация предназначена для использования во 2 классе при первичном изучении темы "Задачи, обратные данной" (УМК "Школа России")....

Урок математики "Задачи, обратные данной" 2 класс

Конспект урока по математике 2 класс Моро...

Решение задач на движение. Закрепление. 4 класс.

сформировать у учащихся алгоритм решения задач на все виды движения. Учить использовать рациональные способы устных вычислений....

Методическая разработка к уроку математики "Задачи на умножение" 3 класс.

Карточки для урока математики по теме "Задачи на умножение" Школа России. 3 класс....