Проект: «Системно-деятельностный подход в обучении математике. Решение составных задач»
проект по математике (3 класс) по теме
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._nizhibetskaya.docx | 23.37 КБ |
reshenie_zadach.docx | 26.13 КБ |
reshenie_zadach.ppt | 804.5 КБ |
foto_urok.docx | 903.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
Проект:
«Системно-деятельностный подход в обучении математике. Решение составных задач»
Автор проекта:
Нижибецкая Людмила Валериевна,
учитель начальных классов
Игрим, 2014 г.
Пояснительная записка
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач для меня является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Мне хочется рассказать о реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Процесс овладения младшим школьником общим умением решать текстовые задачи вносит большой вклад в формирование УУД. Решение задач формирует у детей практические умения и вычислительные навыки, необходимые каждому человеку в повседневной жизни.
Тема моего проекта «Системно-деятельностный подход в обучении математике. Решение составных задач».
Цель проекта:
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении математики при решении составных задач.
Этапы проекта:
- Изучить возможности реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики.
- Выбрать тему, разработать урок.
- Проанализировать результаты реализации системно-деятельностного подхода при обучении математики.
- Принять участие в конкурсе проектов.
Сроки реализации проекта:
Январь – март 2014 года.
Участники проекта:
Проет разработала:
Нижибецкая Людмила Валериевна
Проект реализовала: Нижибецкая Людмила Валериевна
на учащихся 3 класса В МБОУ Игримской СОШ №1
В проект вошли:
План-конспект урока.
Презентация.
Фотоматериал.
Источники:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
http://festival.1september.ru/
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
НА I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность
Бернард Шоу
Овладение общим умением решения текстовых задач в ФГОС отнесено в раздел «Познавательные универсальные учебные действия».
Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере решения задач. При всем многообразии подходов, можно выделить следующие общие компоненты, способствующие формированию УУД:
I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач.
II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств — моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста.
III. Установление отношений между данными и вопросом. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных.
IV. Составление плана решения задачи. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий — план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.
V. Осуществление плана решения
VI. Проверка и оценка решения задачи. Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения (рациональность способа), ведущего к результату. Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной.
«Предполагается, что результатом формирования познавательных УУД будут являться умения: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач».
Рассмотрим на примере решения задач формирование регулятивных УУД. Можно выделить следующие компоненты, способствующие формированию УУД: «1 этап – анализ задачи; 2 этап – схематическая запись задачи; 3 этап – поиск способа решения задачи; 4 этап – осуществление решения задачи; 5 этап – проверка решения задачи; 6 этап – исследование задачи; 7 этап – формулирование ответа задачи; 8 этап – анализ решения задачи.
Психологи установили, что поиск нескольких способов одной и той же задачи, выбор среди них наиболее рационального приносит учащимся больше пользы, чем решение группы однотипных задач.
Практическое значение задач обусловлено тем, что ученик обучается применять имеющиеся математические знания к решению проблем в повседневной деятельности. Воспитательное значение задач заключается в еѐ фабуле, текстовом содержании, в котором отражается достижения в области науки, техники, промышленности, культуры. Поэтому научиться решать всевозможные задачи важно для достижения успеха в различных сферах деятельности.
Овладение общим приемом решения задач позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать задачи различных типов в начальной и средней школе. Использование задач, имеющих различные варианты решения, заданий на построение и конструирование геометрических фигур, преобразования величин, задач, составленных по заданному решению, способствует развитию дивергентного мышления. Это послужит важнейшим условием успеха «в творческой деятельности: в исследовательском и научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве и вообще, в жизни человека.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
Урок математики в 3 классе
Решение составных задач
УМК «Школа России»
Урок разработала:
Нижибецкая Людмила Валериевна,
учитель начальных классов
Игрим, 2014 г.
Цели:
1.Совершенствовать умения решать составные задачи.
2.Совершенствовать умения ставить вопрос к простой и составной задаче.
3.Совершенствовать знания табличного умножения и деления.
4.Формировать вычислительные навыки и развивать логическое мышление.
5.Развивать познавательную деятельность учащихся при изучении математики.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся решать задачи изученных видов; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||||
1.Мотивация учебной деятельности Слайд 1, 2,3 2.Актуализация знаний Работа в тетради Слайд 4 3.Постановка проблемы и цели урока 4.Работа над темой урока Слайд 5
5.ФИЗМИНУТКА 6. Продолжение работы над темой урока. Работа в группах Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности Слайд6
| Добрый день, уважаемые гости. Мы предлагаем вашему вниманию урок математики в 3 классе, УМК «Школа России». Тему урока мы озвучим позднее. Мы хотим показать осуществление деятельностного подхода на уроке через использование активных и интерактивных методик. Прочитаем все вместе стихотворение. Утром солнышко взошло. Тихо сели. 1. Один в поле… Открывайте все тетрадь, Число надо записать М. д. На сколько число 69больше 46; Во сколько раз число 6 меньше 54; Половина числа равна 25, найдите всё число; Найдите произведение чисел 3и6; Умножьте 20 на 10; Десятая часть числа равна 8. Найдите всё число. 23, 9, 50, 18, 200, 80 А, И, Д, Ч, З, А 200,80,50,23,18,9 Расставив числа в порядке уменьшения, вы узнаете тему нашего урока. Чему будем учиться на уроке? Повторим решение задач изученных видов, сами составлять задачи. Как же связаны эти числа с армией? (В армии существуют различные подразделения. Численность личного состава взвода колеблется от 9 до 50 человек, численность личного состава роты в вооружённых силах (армия, авиация и флот) большинства государств мира — 18-200 военнослужащих, В Вооружённых силах Российской Федерации численность роты в воздушно-десантных войсках — до 80 человек) На праздники наши солдаты получили письма и открытки. Мы с вами участвовали в акции письмо солдату.
Соединить текст с действием Закончите предложение. Сегодня на уроке мы повторили… Сегодня на уроке я научился… А сейчас на лестнице успеха нарисуйте своё сердечко на той ступеньке, которая соответствует вашим чувствам, настроению, как вы оцениваете свою работу. Отлично, мне понравилось, хочу знать больше Хорошо, но могу лучше Испытывал трудности | Читают стихотворение хором. Посадка детей Выбирают вариант ответа. . Ответы детей Запись числа. Ребята следят за правильной посадкой во время письма. Записывают ответы. Самопроверка. Определяют цели урока Ответы детей. 23 февраля Решают задачу самостоятельно. Взаимопроверка в парах. Те, кто решил задачу правильно, поставили на полях 1 балл. Добавились данные. Составная задача. Письма-?,4п. по 20 п.? Открытки-10 Письма-?,4п. по 20 п.? Открытки-10 У доски решает ученик. Самопроверка. это раз, это два, это три, на четыре, это пять, это шесть. это раз, это два, это три, на четыре, Ученик зачитывает задачу. Запись решения задачи на доске. Самопроверка. Показываю карточку Устно составляют задачу. Составить задачу. Новые данные, мы должны подобрать. Поможет задача 2 Работа в группах. . . | Самоопределение-Л Управление своей деятельностью -Р Развитие внимания, мышления (Р) ЗОЖ Развитие мышления (Р) Постановка и формулирование проблемы (П) Выражение своих мыслей (К) Оценка знания и незнания (Р) Планирование (Р) Самоконтроль и самооценка (Р) Коррекция (Р) ЗОЖ Самоконтроль и самооценка (Р) Коррекция (Р) Рефлексия (П ) 1.Фиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2.Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности 3. Формулировать собственное мнение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. Решение составных задач.
Тема: Решение составных задач. Задача урока: формировать умение решать составные задачи; развивать способность моделирования через перевод текста задачи в схему....
Системно - деятельностный подход в обучении математике
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения...
Урок математики "Решение составных задач разными способами" 2 класс Школа России
В процессе урока создаются условия для развития умения решаить составные задачи и записывать решение разными способами. Использовать различные формы записи условия, влияющие на ход решения....
Карточка по математике"Решение составных задач"
Данные карточки можно применять при работе с темой " Решение составных задач"...
Уровневые задания по математике "Решение составных задач" (1 класс)
Уровневые задания по математике "Решение составных задач" (1 класс)...
Технологическая карта урока математики «Решение составных задач на нахождение величины по их сумме и разности» (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о задачах на нахождение величины по их сумме и разности.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить способность к решению задач на нахождение величины по ...
Технологическая карта урока по математике «Решение составных задач» (УМК Перспектива, 1 класс)
Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: закрепление умения решать составные задачи, используя алгоритм рассуждений, отрабатывать приемы сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел первого десятка...