Технологическая карта урока математики 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Кудряшова Светлана

Урок математики по теме "Величины. Километр" в 3 классе УМК "Перспектива". Технологическая карта урока и презентация к нему составлены в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс

УМК «Перспектива»

II полугодие

Математика

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Раздел

Числа от 100 до 1000.  Величины

Тема

Величины. Километр

Цели

Сформировать представление о мерах длины.

Ввести единицу измерения длины «километр».

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Введение понятия «километр». Изучение меры длины километр: сравнение, перевод в другие единицы измерения длины. Решение задач с именованными числами.

Величина, единицы измерения, километр, меры длины.

Планируемый результат

Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание определять длину пути, используя разные единицы измерения;

- ответственное отношение к измерению длины пути;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия  «километр» и использовать его в активном словаре;

- соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение.

- выбирать способ выполнения задания и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретенные знания для выбора ближайшего пути.

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий;

- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- переводить единицу изменения длины «километры» в «метры»;

- писать именованные числа в порядке возрастания;

- сравнивать именованные числа;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- решать задачи с именованными числами;

- составлять  и писать текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения .

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема «Масштаб».

Информационный материал

Учебник «Математика 3 класс», часть 2, Рабочая тетрадь, часть 2 УМК «Перспектива».

Демонстрационный материал

Таблица  «Меры длины».

Интерактивный материал

Карточки с индивидуальным заданием.

Презентация «Величины .Километр».

Фронтальная.

Другие формы работы:

• индивидуальная           ;

• парная -          ;

• групповая -           .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 • Мотивировать учащихся к изучению темы.

 Стимулировать желание

помочь Ване.

Слайд №1 Тема урока.

Слайд №2 Иллюстрация к проблемной ситуации.

Ване надо срочно сбегать в аптеку за лекарством. Одна аптека находится за 100 м от дома, а другая на расстоянии 1 км. Ваня не может определить, какая из них ближе и стоит в раздумье.

Ребята, почему Ваня не может определить, какая из аптек ближайшая?

Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений для ответа на вопросы.

Есть ли у вас желание научиться определять длину пути, используя разные единицы измерения, чтобы выбрать ближайший объект следования?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ване.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Километр

Цели:

• Актуализировать знания об известных единицах измерения длины.

• Актуализировать умение:

- соотносить метр с сантиметром и дециметром;

- выполнять вычисление с именованными числами.

• Ввести понятие «километр».

• Научить:

- соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение;

- выражать километры в метрах и обратно;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- сравнивать именованные числа;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- решать задачи с именованными числами;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Слайд № 3 Актуализация известных знаний.

Назовите значение слова «величина».

Назовите известные вам единицы измерения длины (см, дм, м).

Расскажите, что можно измерить в см; в дм; в м?

Задание 2 (З)

Слайд № 4 Актуализация известных знаний.

Определите длину размаха крыльев каждой птицы и соедините с соответствующим значением стрелочкой:

ворон

4 м

альбатрос

6 см 5 мм

колибри

1 м 50 см

(колибри, самая маленькая птица на Земле, – 6 см 5мм, альбатрос, самая большая птица – 4 м)

Задание 3 (З)

Слайд № 5 Актуализация известных знаний.

Сравните числа и выражения:

Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, помогите исправить ошибки.

Проверьте правильность выполненного задания с вариантом на доске.

Первый вариант

Второй вариант

2см 2мм … 2м 2см

6 дм …5дм + 9см

3 см 3мм … 3дм 3см

5 м … 4м + 90см

Задание 4(З)

Слайд № 6 Актуализация известных знаний.

Напишите решение каждой задачи, используя выражение:

- Леопард сделал 12 прыжков и преодолел расстояние в 96 м. Определите длину одного прыжка  леопарда.

- Страус сделал пять шагов по 8 метров. Определите расстояние, которое преодолел страус.

- Лев сделал два прыжка по 4 м и три прыжка по 5м. Определите расстояние, которое преодолел лев.

Задание 5 (З)

Слайд № 7 Актуализация известных знаний.

Определите меры длины среди предложенных чисел и выпишите их в порядке возрастания:

6см   480г  3м 9см   56см   23час    2дм 8см    7мм    18кг  1км        

Сообщение учителя

Слайд № 8 Сообщение новых знаний.

Для измерения расстояний между населёнными пунктами используют единицу длины, которая называется километр. Приставка «кило» происходит от греческого слова «χίλιοι» и обозначает «тысяча». Слово «километр» сокращённо записывают так: км (точка после буквы не ставится). Например: 1 км, 35 км, 700 км.

1 километр содержит тысячу метров. Это записывают так: 1 км = 1000 м

Слайд № 9 Сообщение новых знаний.

В Москве возле Воскресенских (Иверских) ворот Кремля находится знак нулевого километра*. В  Зеленогорске, дачном курорте Санкт-Петербурга, есть памятник путешественнику, где на стрелках можно прочитать данные о расстояниях до городов России, например: до Архангельска (на север) – 792 км, а до Самары (на юг) – 1474 км.

Задание 6 (З)

Назовите условное обозначение километра.

Назовите количество метров, которые содержат 1 километр.

Задание 7 (З) Учебник, с.84, № 3.

Слайд № 10 Сообщение новых знаний.

Прочитайте высказывания, которые содержат данные о протяжённости расстояний в метрах и километрах.

Задание 8 (З) Учебник, с.83, № 1.

Расскажите, сколько раз надо отмерить по 10 м, чтобы получилось 100 м?

Расскажите, сколько раз надо отмерить по 100 м, чтобы получился 1 км?

Задание 9 (П)

Можно ли утверждать, что 100 м – это 1 км? Обоснуйте своё мнение.

Физкультминутка для глаз

Слайд № 11

Многие тысячи км отделяют нас от звёзд. Мы можем лишь любоваться ими да загадывать желания на падающую звезду. Следите глазами за движением каждой звезды и загадывайте желания.

В продолжение музыки выполняйте  гимнастику для глаз.**

Слайд № 12 Самостоятельная работа, взаимопроверка и самопроверка.

Задание 10 (У) Учебник, с.83, № 2, с взаимопроверкой.

Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,=:

Задание 11 (У)

Напишите именованные числа в порядке возрастания.

4 дм 9 см, 50 см, 2 м 7 дм 3 см, 100 см, 700 м, 1 км

Задание 12(У) Рабочая тетрадь, с. 66, № 1. с самопроверкой

Решите задачу с именованными числами.

Расстояние от Москвы до Ярославля 270км, до Углича на 30км меньше, чем до Ярославля, а до Иваново на 30км больше. Сколько км от Москвы до Углича? До Иваново?

Задание 13 (У) с взаимопроверкой

Закончите каждое предложение, используя меры длины:

Высота дома 15…

Лыжник пробежал 10…

Рост человека 1… 70…

Длина муравья 12…

Физкультминутка***

1. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

2. Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).

Задание 14 (У) Учебник, с.85, № 5.

Сравните числовое выражение и число, которые выражены именованными числами, используя знаки: >, < ,=:

100м + 700 м … 1 км

800м … 1км – 300м

Задание 15 (У)   с взаимопроверкой

Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,= :

100м … 1 км

9 км … 960 м

400мин … 4 ч

700 см … 70м

Задание 16 (У) с взаимопроверкой

 Выпишите наименьшее и наибольшее расстояние из предложенных значений:

9км 500м     1200м     968м   320км    1200км     120км 248м  

Наибольшее значение:____________________

Наименьшее значение:____________________

*В России бронзовый знак нулевого километра находится в самом центре Москвы, перед Воскресенскими (Иверскими)  воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной; называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации».

Отметку «нулевого километра» редко можно увидеть пустующей в разгар дня. Существует поверье, что желания, загаданные, стоя на ней спиной к Воскресенским воротам, обязательно сбываются. Откуда оно появилось никому доподлинно неизвестно, особенно удивляет то, что связано оно со столь молодым произведением искусства, легенды и поверья чаще окружают элементы древности. Однако именно вокруг нулевого километра можно регулярно наблюдать скопление туристов, кидающих через плечо монетки (это ещё один, характерный для этой приметы ритуал).

Дата постройки памятника: 1996 г. Архитектор, скульптор, реставратор: А.И. Рукавишников.

**Упражнения для снятия усталости глаз:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Зажмуривают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

*** Упражнения для снятия утомления, предложенные И. А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «километр» и использовать в активном словаре;

- соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- выражать километры в метрах и обратно;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- сравнивать именованные числа;

- выполнять вычисления с именованными числами;

- решать задачи с именованными числами.

Блок Б. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень освоения темы, а именно:

- сравнивать именованные числа;

- записывать именованные числа в порядке возрастания;

- планировать свои действия в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку учебного задания.

Диагностическое задание

Слайд № 13 Самостоятельная работа и самопроверка.

1. Напишите именованные числа в порядке возрастания:

4 дм 9 см     50 см     2 м 7 дм 3 см     9 мм     700 м     1 км

___________________________________________________

2. Сравните выражения с именованными числами, используя знаки >, < ,= :

100 м + 700 м …1 км

5 дм + 2 дм … 70 см

700 м … 1 км – 400 м

Регулятивные умения:

- планировать свои действия в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку учебного задания.

Предметные умения:

- сравнивать именованные числа;

- записывать именованные числа в порядке возрастания.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

• Стимулировать желание определять длину ближайшего пути, используя разные единицы измерения.

• Научить:

- использовать приобретенные знания для  выполнения ситуативного задания;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Слайд № 2

Ване надо срочно сбегать в аптеку за лекарством. Одна аптека находится за 100 м от дома, а другая на расстоянии 1 км. Ваня не смог определить, какая из них ближе и стоит в раздумье.

Почему Ваня не идёт в аптеку?

Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений для ответа на вопросы.

Есть ли у вас желание научиться определять длину пути, чтобы выбрать ближайший объект следования?

Информативный вариант

Определите, какая аптека находится ближе. Для этого сравните длину пути, используя знаки >, < ,= .

100 м … 1 км

Импровизационный вариант

Определите, какая аптека находится ближе.

Эвристический вариант

Составьте  и напишите текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения, благодаря которым можно определить ближайший путь следования.

Личностные умения:

- проявлять творческое отношение к  составлению и оформлению учебного задания. 

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для  выполнения ситуативного задания.

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Научить:

- проявлять осознание успешности при освоении темы;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Самоанализ

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь выполнять измерение длины разными единицами измерения, потому что……

2. Чтобы измерить длину разными единицами измерения  без ошибок, нужно…. .

Слайд № 14 Рефлексия.

Самооценка 

Выберите высказывание и отметьте его значком «X» в соответствующем квадрате:

Урок прошёл плодотворно.

Я научился и могу помочь другим.

Я научился решать, но мне ещё нужна помощь.

Мне было трудно на уроке.

Личностные умения:

- проявлять осознание успешности при освоении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о мерах длины.

Ввести единицу измерения длины «километр».

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения:

Личностные умения:

- ответственное отношение к измерению длины пути.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для выбора ближайшего  пути.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- составлять  и писать текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения.

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика УМК «Перспектива» 3 класс Величины Километр

Слайд 2

Аптека Аптека Можете ли вы помочь Ване? 100 м 1 км

Слайд 3

Величины длина масса время площадь периметр Назовите значение слова «величина». Назовите известные вам единицы измерения длины. мм см дм м

Слайд 4

Определите длину размаха крыльев каждой птицы и соедините стрелочкой с соответствующим значением: ворон альбатрос колибри 4 м 1 м 50 см 6 см 5 мм

Слайд 5

Сравните числа и выражения: 2см 2мм 6дм 3см 3мм 5м 2м 2см 5дм + 9см Здм 3см 4м + 90см < > < > … … … …

Слайд 6

Напишите выражением решение каждой задачи: 96 : 12 = 8 (м) 8 · 5 = 40 (м) 4 · 2 + 5 · 3 = 23 (м)

Слайд 7

Выпишите меры длины в порядке возрастания: 6м 16час. 9кг 7мм 5дм 3см

Слайд 8

километр кило метр 1 км = 1000 м 1 км

Слайд 9

знак «Нулевой километр» в Москве памятник путешественнику

Слайд 10

Прочитайте данные о расстоянии до каждого города

Слайд 11

Физкультминутка для глаз

Слайд 12

1 . Сравните именованные числа Самостоятельная работа 1км 100м 400с 900см 960м 1км 4ч 10м > < < < 2. Решите задачу с именованными числами п т м ? 3. Выпишите наибольшее и наименьшее значение расстояния : 9 км 500м 1200м 968м 320км 1200км 120км 248м 968м 1200км 320 (км) 320 – 70 (км) (п + т) – 450 (км) 3232 (320 + 320 – 70) – 450 = 120 (км)

Слайд 13

1. Напишите именованные числа в порядке возрастания: 4дм 9см 50см 2м 7дм 3см 9мм 700м 1 км 9 мм 4дм 9см 50см 2м 7дм 3см 700м 1 км Диагностическое задание 2. Сравните выражения с именованными числами: 100 м + 700 м 5 дм + 2 дм 700 м 1 км 70 см 1 км – 4 00 м < = >

Слайд 14

Рефлексия Урок прошёл плодотворно. Я научился и могу помочь другим. Я научился решать, но мне ещё нужна помощь. Мне было трудно на уроке.

Слайд 15

Спасибо,друзья!

Слайд 16

Автор презентации: Кудряшова Светлана Александровна учитель высшей категории методист I категории ГБОУ №675 прогимназия « Талант» Санкт-Петербург

Слайд 17

Использованы источники: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/29276/Красная http://lifeglobe.net/blogs/details?id=365 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F1%EA%F0%E5%F1%E5%ED%F1%EA%E8%E5_%E2%EE%F0%EE%F2%E0 http://nnm.me/blogs/serg_user2/samye_bolshie_i_samye_malenkie_zhivotnye/ 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg.nr2.ru%2Fpict%2Farts1%2F38%2F29%2F382944.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?text= звёздное%20небо& img_url =http%3A%2F%2Fi054.radikal.ru%2F1005%2F2b%2Fd22578af696c.jpg&pos=0&rpt= simage&lr =2&noreask=1&source=wiz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Технологическая карта урока математики "Решение примеров на деление с остатком. Проверка деления умножением» («Математика, учебник для 4 класса начальной школы», 4 класс).

Цель урока: Повторение приёма деления с остатком и проверки деления умножением.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о делении с остатком, компонентов деления и умножения.2....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...