по математике «Единицы длины»
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Данная разработка будет интересна и полезна для педагогов работающих в ОС "школа 2100". Урок составлен в технологии деятельностного метода, с учетом требований к уроку по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3_klass_perevod_velichin.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по математике для 3 класса.

УМК «Математика», автор Л.Г. Петерсон

Класс: 3

Тема: Единицы длины

Цель: систематизировать знания детей о единицах длины, познакомить со способами перевода единиц длины из большей в меньшую и из меньшей в большую.

Этапы урока

Деятельность учителя

Ученики

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Ребята, наш урок я предлагаю начать с высказывания русского академика, кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

Как вы понимаете суть этого высказывания?

Как это высказывание связано с нашим уроком?

Высказывания детей. К1 Л2

Например, то, чему мы учимся на уроках математики, наши идеи, помогут нам решать жизненные проблемы.

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

3  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 

4 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

5 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

6 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7 – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить

свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: проверять себя.

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 

2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

У нас урок изучения нового. Что нужно сделать в начале урока?

1. Счёт десятками, сотнями, тысячами.

2. 215 * 10             21000:10

   45 * 100              3400:100

   32 * 1000            872000:1000

Что мы повторили?

Как вы думаете, зачем мы повторили правила умножения  и деления на 10, 100 и 1000?

Внимание на доску.

15 км

34 км

805 см

130 кг

68дм 3мм

18 км

43 м

85 см

310кг

80см 5мм

Как можно назвать запись на доске?

Найдите лишнюю пару.

Кто может сформулировать тему урока?

Какие единицы измерения длины вы знаете?

Все они братцы. Одни старше, другие младше. Расположите по порядку.

Скажите, что вы уже умеете делать с именованными числами?

Сравните эти числа.

15 км

34 км

805 см

68дм 3мм

18 км

43 м

85 см

80см 5мм

Какая пара чисел вызвала у вас затруднение?

Почему?

Кто справился с эти заданием? Объясни выбор знака.

Повторить то, что знаем. П1, 4  Р1,2 , К2,3 Л1

Мы повторили,  как умножать и делить на 10, 100 и 1000.

Эти знания нам будут нужны на уроке. 

Именованные числа.

130кг и 310 кг, т.к. это единицы измерения массы, а все остальные единицы измерения длины.

Единицы длины. 

См, м, дм, км, мм

Мм см дм м км

Складывать, вычитать, делить, умножать и сравнивать. 

Здесь разные мерки. Мы еще не сравнивали числа с разными мерками. 

Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона.

3. Выявление места и причины затруднения.

Какое вам было дано задание?

Где вы испытали затруднение?

Почему вы легко выполнили сравнение первых трех пар?

В чем ваша главная проблема при сравнении именованных чисел с разными мерками.

Сравнить именованные числа. П1, 4 К2, Р2 Л2

Мы испытали затруднение, сравнивать именованные числа с разными мерками. 

Мы имеем эталон сравнение именованных чисел.

Мы не умеем переводить из одной мерки в другую. 

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Значит, какую цель мы поставим на уроке?

Когда мы достигнем этой цели, какую проблему мы решим?

Мы столкнулись с проблемой, что нужно сделать ученику?

Какой эталон нам поможет справиться с этой проблемой?

Составим план решения проблемы.

Что нужно сделать сначала?

Как выбрать мерку, в которую будем переводить?

Какой будет второй шаг?

Какой будет третий шаг?

Заключительное действие?

Научиться  переводить из одной мерки в другую. Р1,3  К1,2,3 П1 Л1

Мы сможем сравнить именованные числа с разными мерками.

Остановиться, подумать и самому найти решение. 

Перевод величин.

Выбрать мерку, в которую будем переводить.

Надо посмотреть на меньшую часть в числах данных для сравнения.

Используя эталон перевести число в выбранную мерку.

Переведем второе число в ту же мерку, что и первое.

Сравним полученные числа.

5. Реализация построенного проекта.

В какую мерку будем переводить число 68дм 3мм?

Почему?

Мы будем переводить в большую или меньшую мерку?

Что мы должны вспомнить?

Кто догадался, что нужно сделать с числом 68дм 3мм, чтобы перевести в мм?

Почему вы решили, что нужно 68 умножить на 100?

О чём еще нужно не забыть?

А теперь поработайте в парах с числом 80см 5мм самостоятельно, по нашему плану.

Покажите результат на планшетах.

Сравним с образцом на доске. У кого другой ответ. Как вы думаете, почему вы допустили ошибку? Не страшно, будем еще работать.

Чему мы научились?

Работа в группах.

Представьте полученное знание, что нужно сделать с любым именованным числом, чтобы его перевести в меньшую мерку, в виде схемы.

Защита проектов детьми. Обсуждение. Выбор эталона.

Продолжите высказывание:

При переходе к меньшим меркам надо _______.

Как вы думаете, мы достигли цели, поставленной на уроке?

Мы знаем, что умножение и деление это обратные операции. Предположите, что нужно делать при переходе к большим меркам?

Как убедиться в том, что наше предположение верно?

В мм  П1,4,5 Р3,4 К3,4, 5 Л1

Так удобнее будет сравнивать в данном случае.

В меньшую.

В 1 дм=100мм

Надо умножить 68 на 100.

Потому что в 1 дм – 100мм.

К полученному результату прибавить 3 мм.

68дм 3мм   >   80см 5мм

6803мм      >   805мм

Сравнивать числа с разными мерками. Переводить из большей мерки в меньшую. 

При переходе к меньшим меркам надо умножать. 

Пока нет. Мы еще должны научиться переводить именованные числа в большую мерку.

При переходе к большим меркам надо делить.

Сравнить с эталоном в учебнике.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Мы вывели эталон перевода величин. Какой следующий шаг на уроке?

Найдите №2. Прочитайте задание.

Расскажите, пользуясь нашим эталоном, как вы будете работать с числом 5дм 3см?

Так же анализируем перевод в см чисел - 7м, 6м8дм7см.

Какое знание мы закрепили?

Какое знание еще нужно закрепить на сегодняшнем уроке?

Вспомним эталон.

Найдите №3. Прочитайте задание.

7000см

Так же, комментируя, пользуясь эталоном, ребята работают с числами 81.000дм, 12.000мм.

Какое знание мы закрепили?

Мы достигли поставленной цели?

Нужно потренироваться. П1,3 Р1,4 Л2 К4

Нужно перевести в см. 

Буду переводить дм в см или из большей мерки в меньшую.

Переводя из большей мерки в меньшую надо умножать.

 В 1 дм = 10 см.

Значит в 5 дм = 50см, да еще 3см, итого 53см.

Когда переводим из большей мерки в меньшую надо умножать.

Перевод из меньшей в большую. 

Переводя из меньшей мерки в большую надо делить.

Нужно перевести в метры.

Будем переводить из меньшей мерки в большую. 

Будем делить.

Мы знаем, что в 1м = 100см,

7000:100 =70, значить 7000см=70м

Перевод из меньшей мерки в большую.

Да.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мы получили новое знание, теперь следующий наш шаг?

Какова цель самостоятельной работы?

Чем вы будете пользоваться при выполнении с.р?

Какое условие выполнения с.р. вы должны помнить?

Вариант 1

15см 4мм = _____ мм

4000мм = ____дм

87дм 5см =____ см

Вариант 2

18см 5мм = ___мм

5000мм = ___дм

45дм 3см = ___см

Эталон для самопроверки:

Вариант 1

15см 4мм = 154 мм

4000мм = 40 дм

87дм 5см = 875 см

Вариант 2

18см 5мм = 185 мм

5000мм = 50 дм

45дм 3см = 453 см

Оцените свою работу. Если у вас верная запись, поставьте +. Если вы обнаружили ошибку - ?.

Поднимите руку у кого есть знак ?

На какое знание вы допустили ошибку?

Какую цель вы поставите перед собой?

Самостоятельная работа. П1,3 Р4,5 Л1

Разобраться, понял ли я как переводить именованные числа.

Эталонами, которые вывели на уроке.

Каждый ученик работает сам.

Быть внимательнее. Еще потренироваться. Выучить эталон. 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Скажите, ребята, в каких видах работ на уроке математики мы можем применить  наше новое знание?  

Конечно, наше новое знание мы еще будем применять неоднократно. И в решении задач тоже.

Предлагаю решить задачу.

Расстояние между городами Микунь и Сыктывкар 1080000 дм, а между городами Микунь и Ухта 288 км. Какое расстояние должен преодолеть велосипедист, отправляясь из Сыктывкара в Ухту. Ответ вырази в метрах.

Уравнения, задачи…. П1 Р4 Л2 

Вариант1

1)1080000 : 10 = 108000 (м) – расстояние между городами Микунь и Сыктывкар в метрах.

2) 288 * 1000 = 288000(м) – расстояние между городами Микунь – Ухта в метрах.

3)108000+288000 = 396000(м)

Ответ: 396000 м расстояние, которое должен преодолеть велосипедист.

Вариант2

  1. 1080000 : 10000 = 108 (км) - расстояние между городами Микунь и Сыктывкар в км.
  2. 108 + 288 = 396 (км) - расстояние, которое должен преодолеть велосипедист.
  3. 396 * 1000 = 396000(м)

Ответ: 396000 м расстояние, которое должен преодолеть велосипедист.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Какая была тема нашего урока?

Вспомните цель нашего урока.

Поработаем с лесенкой успеха. Оцените свои новые знания.

Кто может поделиться своим рисунком.

Какое задание на дом вы получите?

Спасибо за урок!

Р5 К2 Л2

Выучить новый эталон.

Список литературы:

  1. http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/vyskazyvaniya-o-matematike
  3. http://www.school2100.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Единицы длины. Километр." 4 класс

Предлагаю презентацию к уроку "Единицы длины. Километр." 4 класс по программе "Школа России"....

конспект урока математики "Единица длины сантиметр"

Данный урок отвечает требованиям ФГОС нового поколения, включая элементы современных педагогических технологий, направлен на достижение планируемых результатов относительно темы урока....

Конспект урока по математике "Единицы длины"

данный урок проводился в 3 классе по программе "Школа 2000"...

Открытый урок по математике "Единица измерения длины - километр"

Конспект открытого урока по математике "Единица измерения длины - километр", по учебнику М.И.Моро, 4 класс...

Конспект урока математики "Единица измерения длины. Дециметр"

Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»Тема урока: «Дециметр»Тип урока: открытие новых знанийЦель урок...

Технологическая карта урока математики «Единицы длины. Новые единицы длины: миллиметр, километр», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о новой единице длины – миллиметре, километре, способность к измерению длин отрезков в миллиметрах.Задачи урокаДидактические:Научить измерят...