конспект урока математики "Единица длины сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Данный урок отвечает требованиям ФГОС нового поколения, включая элементы современных педагогических технологий, направлен на достижение планируемых результатов относительно темы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

           средняя общеобразовательная школа №9 города Смоленска

РАЗРАБОТКА

открытого урока по математике для 1 класса

по теме:

Единица длины сантиметр.  Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.

                         Разработала:

                                                         Зайцева Марина Васильевна,

                                                      учитель начальных классов

                                      первой категории

2012/2013 учебный год

Тема урока:  Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в                            сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере,   путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи:  - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) –                                    сантиметром;

         - научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить                  отрезки заданной длины);

        - показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего            применения единиц длины в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные:   научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся:  «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; «светофор»,

Оборудование для учителя:  образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, задача в картинках, презентация (слайды) - использование единиц длины в жизненных ситуациях (рост людей, одежда, строительство, рамка для фото и т.д.), большой «светофор»;  электронное приложение (СD) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др.

Ход урока:

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)

-Прозвенел звонок.

 Начинается урок.

 Друг на друга посмотрели,

 Улыбнулись, тихо сели.

- Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать.

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Устный счет.

- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете  много нового и интересного, хотите? Тогда сначала  повторяем то, что знаем:

а)   - Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз)

б)  Работа в парах.  

 - Посчитайте от 1 до 10 и обратно по очереди. Пара,  выполнившая задание, поднимает «светофор».  (Проверка: вслух считает первая  и последняя пара).

- Молодцы, ребята! Следующее задание.

в)  Работа с «веером» (обратная связь).

- Покажите число, которое больше 4 на 1; меньше 4 на 1; кот. след. за ч.7; стоит перед ч.2; между числами 5 и 7; справа от ч.8; слева от ч.5.  Назовите  состав числа 4.

- Хорошо, молодцы! Работаем дальше.

 г) Задачи в стихах: (выбрать выражение, соответствующее решению задачи; выражения заранее написаны на карточках)

                                Серый ёж по лесу шёл,

                                На обед грибы нашёл:

                                Пять – под берёзой,

                                Два – под осиной.

                                Сколько их будет в плетёной корзине?  (5+2=7)

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят.

Сколько в снег свалились?  (4 -2 =2)

        

        Шесть весёлых медвежат

        За малиной в лес спешат.

        Но один малыш устал,

        От товарищей отстал.

        А теперь ответ найди –

        Сколько мишек впереди?  (6-1=5)

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три зелёных. Сколько их?  (5+3=8)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Числовой ряд мы  не зря вспомнили и эти знания нам сегодня ещё пригодятся, а для чего узнаете позднее. Но только после минутки отдыха.

  1. Физминутка.

  1. Изучение нового материала

1) Практическая работа ( проблемная ситуация)

- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)

Работа в парах и малых группах.

- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать?  (Работа в парах:  совместить полоски путем наложения друг с другом)              

 - Совпали? -  да   (доказали).

- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось?  (Число мерок на полосках у всех разное).

- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые?  (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные).  (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить  положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске).

(Внимание! На данном этапе урока  используется электронное приложение (диск) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ):

- Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? (анализ ситуации на слайде)

- Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).

- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске  карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

-  Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с формулировками или корректирует  их).

5. Первичное усвоение новых знаний

1) Знакомство с линейкой. 

- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

        Загадка:    Я люблю прямоту,

        Я сама прямая.

        Сделать ровную черту

        Вам я помогаю.

        Что-нибудь без меня

        Начертить сумей-ка.

        Угадайте-ка, друзья,

        Кто же я? - … (линейка)

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)

2)  Работа с учебником.

- Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока.

Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).

- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)

- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)

- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?

- Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее?

- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как  могут быть использованы отвертка и шуруп?

         Далее, если время урока позволяет можно выполнить задания учебника на повторение и закрепление изученного ранее материала (составление задач, работа с числовым рядом, геометрическим материалом).

  1. Первичная проверка понимания.

Зарядка для глаз и кистей рук.

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, запишите числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (по усмотрению учителя)

- Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства.  (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).

Вывод: - С помощью  какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

  1. Физминутка.

  1.  Закрепление.

  1. Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24).

Самостоятельная работа.

- Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.

- Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.

- Продолжите узор в нижней части страницы тетради.

  1. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики?  (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

 (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

- Домашнее задание: привести  примеры использования единиц длины в повседневной жизни; подключить к выполнению задания родителей.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)

- С какой единицей длины мы познакомились?  

- Чему учились на уроке? Чему научились?

- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

  1.   Итог урока.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.

Аннотация

к уроку математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины».

        Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа России». Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий: здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: положительный эмоциональный настрой, мотивация, развитие познавательного интереса, проведение физминуток, работа в парах и малых группах, использование компьютера, практическая работа, связь с жизнью.  Для учащихся урок с применением ИКТ – переход в иное психологическое состояние (разнообразие, интерес, (некоторые дети становятся смелее, свободнее), зрительное восприятие материала легче, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, и, конечно, скорость работы.

        Такой урок способствует развитию  творческих способностей и личностных качеств: оценить самому роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нужно дать возможность научиться наблюдать, понимать, успевать, систематически повторять и закреплять учебный материал, чтобы на уроке справляться с предложенным, довольно большим, объёмом учебного материала. Кроме того, в ходе решения задач важным является не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ решения. Существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли.        

        Данный урок свободно можно провести в реальных условиях повседневной школьной жизни, реализуя поставленные цели и задачи.  

Resource id #3236

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 73. Длина. Сантиметр - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_73_dlina_santimetr/2013-01-26-166  Урок 73. Длина. Сантиметр В презентации отображены:    задан...

Конспект урока по математике "сантиметр" по программе "Школа России"

В конспекте дается знакомство учащихся с единицей измерения "сантиметр" с использованием элементов ФГОС...

Презентация к уроку математики " Длина. Сантиметр"

Презентация используется на уроке по математике в 1 классе . Тема урока " Длина. Сантиметр" .Программа ! Школа 2100"...

Конспект урока по математике "Сантиметр" 1 класс

В материале дана методическая разработка урока.В уроке использованы ИКТ- технологии.Цель урока- познакомить учащихся с единицей измерения длины "сантиметр" и научить измерять отрезки....

Презентация к уроку "Величина. Длина. Сантиметр" , 1 класс математика

Презентация к уроку "Величина. Длина. Сантиметр" , 1 класс математика...

Конспект урока "Измерение длины отрезка.Сантиметр" + презентация к уроку

Конспект урока "Измерение длины отрезка.Сантиметр" + презентация к уроку...