Рабочая программа по математике в 4 классе
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса математики для 4 класса разработана на основе:
-федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089;
- программы начального общего образования по математике, авторской программы под редакцией М. И. Башмакова, М. Г. Нефёдовой, (УМК «Планета знаний». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1- 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. – 2-е изд. дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009 (Планета знаний))
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №2885), решения педагогического совета МБОУ Елизаветовской СОШ от 28.02.2012 года №4;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- учебного плана МБОУ Елизаветовской СОШ;
- основной образовательной программы МБОУ Елизаветовской СОШ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.docx | 138.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика4 классКирсанова Т.А.
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики для 4 класса разработана на основе:
-федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089;
- программы начального общего образования по математике, авторской программы под редакцией М. И. Башмакова, М. Г. Нефёдовой, (УМК «Планета знаний». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1- 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. – 2-е изд. дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009 (Планета знаний))
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №2885), решения педагогического совета МБОУ Елизаветовской СОШ от 28.02.2012 года №4;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- учебного плана МБОУ Елизаветовской СОШ;
- основной образовательной программы МБОУ Елизаветовской СОШ;
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты обучения, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные:
— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие:
— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные:
— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.
Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.
При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».
Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.
Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила умножения чисел на 10, 100, 1000).
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы).
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.
Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.
Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.
Неравномерный темп развития дошкольников, индивидуальные особенности развития детей порождают большие сложности при обучении 6-летних детей. В целях обеспечения условий для развития каждого первоклассника в курсе математики выделен длительный адаптационный период, соответствующий по времени 1-й четверти обучения. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой заданий, нацеленных на развитие пространственных представлений учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.
В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач, повышенному вниманию к геометрическому материалу.
Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объёма реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д., а также решение задач прикладного характера.
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников. В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).
Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и определение последней цифры результата и другие.
Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Особое внимание уделяется оценке возможности применения разных способов вычислений и выбору наиболее подходящего способа вычислений.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.
Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.
При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.
В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.
Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей.
Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.
Содержание программы
Числа и величины
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.
Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.
Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.
Геометрические фигуры и величины
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.
Работа с данными
Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).
Комплексное повторение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по математике
к концу 4 класса
- положительное отношение и интерес к изучению математики;
- ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
- умение признавать собственные ошибки;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
- восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
Обучающиеся научатся:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
- сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
- выполнять арифметические действия с величинами;
- правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
- находить неизвестные компоненты арифметических действий;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
- выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
- выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
- устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
- письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
- проверять результаты арифметических действий разными способами;
- использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
- осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
- понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
- решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
- задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
- распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
- различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
- изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
- строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
- решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
- вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
- решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
- видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
- решать задачи разными способами.
Обучающиеся научатся:
- удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
- учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
- использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
- вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
- сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
- использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
Обучающиеся научатся:
- выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
- моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
- сопоставлять разные способы решения задач;
- использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
- осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
- конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
- сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
- находить нужную информацию в учебнике.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
- решать задачи разными способами;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
- проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
- выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
- находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
- планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
- планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
- выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Обучающиеся научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
- выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
- задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(методическое письмо)
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.
1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо) Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образовании подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результата могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения -младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучии -предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даст учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждении, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:
- ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доделать материал, исправить полученную ранее отметку;
- при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь
итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным; - возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится
мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, П, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».
3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.
Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимся материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т.п.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная работа - небольшая по времени (15 — 20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитание уверенности в собственных силах.
Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Например, учащиеся изучили тему «Вода». Учитель предлагает в качестве самостоятельного проверочного задания заполнить таблицу - отметить свойства воды, пара и льда. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.
Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.
Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше «3», за вариант Б - не выше «4», а за вариант В - «5». При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применят знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.
Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.
Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем «звуковая модель слова», «состав предложения», «синтаксический разбор предложения», «животное - живой организм», «дикорастущие и культурные растения»; составление диаграммы «свойства воздуха»; графические рисунки «образование родника», «реки» и др.
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
- качество усвоения предметных знаний-умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности: степень
прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.
Требования к оцениванию
Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером в объемом ранее изученного матери ала и уровнем общего развития учащихся.
Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это
особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая
на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается («не подсказывай» - а он нашел у соседа ошибку; «исправил» - а он у себя нашел ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет:
«Ученик должен сразу писать без ошибок». Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию («Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?». Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок.
Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным но текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывался при выведении итоговой отметки.
Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать прежде всего методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.
Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания - звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.
Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически1 не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, «эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных
сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «каково его прилежание и старание?».
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен»), «не старался»).
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
5. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Математика
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показателя: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
о неверные вычисления в случае, когда щель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; - наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по
15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5—6 минут
урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов задании, которые для данной работы являются основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Нормы оценок по математике.
Контрольная работа
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.
Контрольно–измерительные материалы
Входная контрольная работа 17.09.13.
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» 10.10.13.
1 вариант
- Запиши вычисления в столбик.
15 738 + 264 47 804 - 6 523
144 296 + 3 605 80 000 – 76 542
137 016 + 890 984 12 765 – 2 937
- Реши задачу.
Граница России – самая большая в мире. Протяжённость морских границ – 37 600 км.
А сухопутных – на 12 900 км меньше.
Вычисли длину границы России.
- Найди неизвестное.
у + 16 380 = 48
2 вариант
- Запиши вычисления в столбик.
26 637 + 176 780 300 – 65 180
54 376 +70 894 180 403 – 95 637
687 400 + 312 600 63 24 - 2 754
- Реши задачу.
Морские границы России имеют протяжённость
37 600 км. Из них 17 000 км проходят по морям Тихого океана и 1 600 км по морям на юге нашей страны. Остальная граница приходится на побережье Северного Ледовитого океана. Какова протяжённость северной морской границы России?
- Найди неизвестное.
х – 18 341 = 7560
Контрольная работа по теме «Длина и её измерение» 29.10.13.
1 вариант
№1.
а) Запиши цифрами число.
Восемь тысяч девяносто девять: _____________________________________________________________
б) Запиши следующие три числа:______________________________________________________________
№2. Вычисли устно:
3000 + 9000 = ______________ 15 000 – 7000 = ________________
80 000 + 4000 =______________ 37 000 - 30 000 =_______________
№ 3. Выполни вычисления письменно:
43 705 + 15 486 26 630 – 5 803
№ 4. Вырази в заданных единицах длины.
12 км 803 м = ____________м 27 м 8 дм = ______ дм 5 370 м = _______км _______м
23 дм 9 см = ___________см 17 см 5 мм = ______мм 435 см =________дм ______см
№5. Задача.
Ширина прямоугольника 4 дм, а ширина на 5 см больше. Найди периметр прямоугольника.
2 вариант
№1.
а) Запиши цифрами число.
Двенадцать тысяч пятьсот два:________________________________________________________________
б) Запиши предыдущие три числа:____________________________________________________________
№2. Вычисли устно:
7000 + 6000 =____________________ 50 000 + 9000= ______________________
14 000 – 5000 =___________________ 84 000 – 80 000 =_____________________
№ 3. Выполни вычисления письменно:
74 853 + 5067 15 603 – 12 890
№ 4. Вырази в заданных единицах длины.
67 км 040 м = ____________м 9 м 4 дм = ______ дм 4060 м = _______км _______м
43 дм 5 см = ___________см 85 см 6 мм = ______мм 641 см =________дм ______см
№5. Задача.
Одна сторона прямоугольника 5 дм 3 см, а другая на 6 см короче. Найди периметр прямоугольника.
Контрольная работа по теме: Умножение и деление многозначных чисел» 12.12.13.
Вариант 1
- Вычисли значение выражения:
2000 ∙17 – 30 000 : 6
- Выполни вычисления письменно:
8450 ∙ 6 2506 : 7 18 400 : 8
- Задача.
Катер плыл по реке 2 ч со скоростью 15 км/ч,
а затем по озеру. Всего он проплыл 80 км.
Сколько километров плыл катер по озеру?
- Найди неизвестное число.
у: 5 =200 v ∙ 7 = 8736
Вариант 2
- Вычисли значение выражения:
28 000: 7 + 18 000 ∙ 3
- Выполни вычисления письменно:
3084 ∙ 80 2728 : 4 17 400 : 6
- Задача.
Расстояние между городами А и Б 250 км. Машина ехала из А в Б 3 часа со скоростью 75 км/ ч.
Сколько километров осталось проехать до города Б?
- Найди неизвестное число.
у ∙ 5 = 3000 4524 : w = 6
Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел» 06.02.14.
1.Вычисли: (144 + 138 • 62) • 47 = ________________________________
2. Три коробки мармелада весят 1 кг 200 г. Сколько весят 27 таких коробок?
3. Два автобуса выехали одновременно навстречу друг другу и встретились через 2 ч. Скорость одного 55 км/ч, а другого 40 км/ч. Какое расстояние было между ними сначала?
4.Запиши величины в порядке возрастания: 580 ц, 50 т, 5080 кг.
Выполни действия.
а) 4 т 800 кг + 1200 кг =_______________________
б) 24 т 8 ц - 9 ц =________________________
Вариант 2
1.Вычисли: 540 • (5000 - 127 • 36) =
2. Чтобы сшить два платья, нужно 5 м ткани. Сколько ткани нужно для того, чтобы сшить 6 таких платьев?
З. От станции одновременно в противоположных направлениях отошли два поезда. Скорость одного 60 км/ч, а другого 80 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 ч?
4.Запиши величины в порядке убывания: 3080 кг, 38 ц, 3 т 8 ц.
5. Выполни действия.
а) 6 ц 50 кг + 230 кг = _____________________________
б) 5 т 400 кг - 1500 кг =____________________________
Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел» 13.03.14.
Вариант 1
1. Вычисли:
213 • 174 5980 : 26 96 640 : 320
2. Один автомат делает 60 деталей за 1 мин. Другой 70 деталей за 1 мин. Сколько деталей изготовят оба автомата за 40 мин?
3.Найди неизвестное: 108 : х + 38 = 50.
4. Вырази в других единицах площади:
300см2 =_________________ дм2 13 м2 =____________________ дм2
5.Запиши в порядке убывания: 30 м2, 3000 см2, 300 дм2.
Вариант 2.
1. Вычисли:
613 • 124 5100 : 34 46 690 : 230
2. Один трактор вспахивает 15 гектаров за день. Другой - 18 гектаров за день. Сколько гектаров вспашут оба трактора за 7 дней?
3.Найди неизвестное: 16 • х — 320 = 80
4. Вырази в других единицах площади:
800 дм2 =___________________ см2 24 м2 =______________________ дм2
5. Запиши в порядке убывания: 500-см2, 5 м2, 50 дм2.
Контрольная работа по теме: «Обзор курса математики» 14.05.14.
Вариант 1
1.Запиши числа в порядке возрастания: 4807, 8470, 47800, 7408, 7840.
2. 1700 : 25 + (5020 - 4866) • 103 = _____________________
3. Три банки с красками стоят 360 руб. Кисточка в 5 раз дешевле банки с краской. Сколько кисточек можно купить на эти же деньги?
4. Треть поля засеяли пшеницей. Определи площадь, занятую пшеницей, если размеры поля 500 м х 90 м.
5. Выполни действия:
- ч 30 мин + 1 ч 40 мин =
3 ч 20 мин — 50 мин =__________________________________
Вариант 2
1. Запиши числа в порядке убывания: 9052, 9205, 52900, 5920, 2950.
2. 10 000 - (3487 + 4613) • 78 : 900 =_______________________________
3. Две кастрюли стоят 720 руб. На эти деньги можно купить 12 чашек. Во сколько раз кастрюля дороже чашки?
4. Кусок линолеума имеет размеры 4 м х 15 м. Шестую часть куска использовали, чтобы покрыть пол на кухне. Какова площадь кухни?
5. Выполни действия:
- ч 50 мин + 3 ч 20 мин =
2 ч 30 мин — 40 мин =___________________________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||
план | факт | план | факт | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел Многозначные числа(11ч) | |||||
1 ЧЕТВЕРТЬ – 36 часов | |||||
1. | Десятичная система чисел. С. 6-7 (Учебник, часть 1) | 02.09. | |||
2. | Классы. С. 8-9 | 03.09. | |||
3. | Классы и разряды. С. 10-11 | 04.09. | |||
4. | Таблица разрядов. С. 12-13. | 05.09. | |||
5. | Сравнение многозначных чисел. С. 14-15. | 09.09. | |||
6. | Закрепление изученного материала по теме «Многозначные числа» С. 16-17. | 10.09. | |||
7. | Закрепление изученного материала по теме «Многозначные числа» С. 18-19. | 11.09. | |||
8. | Закрепление изученного материала по теме «Многозначные числа» С.20-22. | 12.09. | |||
9. | Закрепление изученного материала по теме «Многозначные числа» С. 23-25. | 16.09. | |||
10. | Входная контрольная работа. | 17.09. | |||
Сложение и вычитание многозначных чисел (14ч) | |||||
11. | Сложение и вычитание разрядных слагаемых. С. 26-27. | 18.09. | |||
12. | Сложение круглых чисел. С. 28-29 | 19.09. | |||
13. | Сложение круглых чисел. С. 30-31. | 23.09. | |||
14. | Сложение и вычитание по разрядам. С.32-33. | 24.09. | |||
15. | Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание разрядных слагаемых» С. 34-35 | 25.09. | |||
16. | Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание разрядных слагаемых» С. 34-35 | 26.09. | |||
17. | Письменное сложение и вычитание многозначных чисел. С. 36-37 | 30.09. | |||
18. | Вычитание из круглого числа. С. 38-39 | 01.10. | |||
19. | Свойства сложения. С.40-41 | 02.10. | |||
20. | Использование свойств сложения и вычитания при вычислениях. С.42-43 | 03.10. | |||
21. | Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. С.44-45. | 07.10. | |||
22. | Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» С. 46—49 | 08.10. | |||
23. | Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» С. 46—49 | 09.10. | |||
24. | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» | 10.10. | |||
25. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 14.10. | |||
Длина и ее измерение (11ч) | |||||
26. | Соотношение между единицами длины (метр и километр) С. 50-51. | 15.10. | |||
27. | Решение задач на определение длины пути. С.52-53 | 16.10 | |||
28. | Соотношение между единицами длины (метр и сантиметр) С. 54-55 | 17.10. | |||
29. | Соотношение между единицами длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) с. 56-57 | 21.10. | |||
30. | Периметр многоугольника С. 58-59 | 22..10. | |||
31. | Закрепление изученного материала по теме : «Длина и её измерение» С.60-61 | 23.10. | |||
32. | Закрепление изученного по теме : «Длина и её измерение» С. 62-64 | 24.10. | |||
33. | Закрепление изученного по теме : «Длина и её измерение» С. 65-67 | 28.10. | |||
34. | Контрольная работа по теме «Длина и её измерение» | 29.10. | |||
35. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 30.10. | |||
36. | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» С. 68-69 | 31.10. | |||
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Умножение на однозначное число (7ч) | |||||
2 ЧЕТВЕРТЬ – 28 часов | |||||
37. | Письменное умножение. С. 72-73 | 11.11. | |||
38. | Свойства умножения. С.74-75 | 12.11. | |||
39. | Умножение круглого числа (и на круглое число) С. 76-77 | 13.11. | |||
40. | Умножение круглых чисел. с. 78-79 | 14.11. | |||
41. | Площадь прямоугольника. С.80-81 | 18.11. | |||
42. | Закрепление изученного материала по теме «Умножение на однозначное число» С. 82—83 | 19.11. | |||
43. | Закрепление изученного материала по теме «Умножение на однозначное число» С. 82—83 | 20.11. | |||
Деление на однозначное число (12ч) | |||||
44. | Письменное деление. С.84-85 | 21.11. | |||
45. | Письменное деление многозначного числа. С. 86-87 | 25.11. | |||
46. | Свойства деления. Деление круглых чисел. С. 88-89 | 26.11 | |||
47. | Нахождение неизвестного компонента умножения и деления. С. 90-91 | 27.11. | |||
48. | Закрепление изученного материала по теме: «Деление на однозначное число» С. 92—93 | 28.11. | |||
49. | Закрепление изученного материала по теме: «Деление на однозначное число» С. 92—93 | 02.12. | |||
50. | Деление чисел, в записи которых встречаются нули С. 94-95 | 03.12. | |||
51. | Деление чисел (случай – нуль в середине частного) С.96-97. | 04.12. | |||
52. | Деление круглых чисел. С. 98-99 | 05.12. | |||
53. | Закрепление изученного материала по теме: «Деление на однозначное число» С.100-101 | 09.12. | |||
54. | Закрепление изученного материала по теме: «Деление на однозначное число» С.102-103 | 10.12. | |||
55. | Закрепление изученного материала по теме: «Деление на однозначное число» С.104-105 | 11.12. | |||
56. | Контрольная работа по теме: Умножение и деление многозначных чисел» | 12.12. | |||
57. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 16.12. | |||
Геометрические фигуры (9ч) | |||||
58. | Геометрические фигуры. С. 106-107 | 17.12. | |||
59. | Четырехугольники. С. 108-109. | 18.12. | |||
60. | Решение задач на определение площади и периметра прямоугольника. С. 110-111. | 19.12. | |||
61. | Треугольники. С. 112-113 | 23.12. | |||
62. | Куб. С. 114-115.. | 24.12. | |||
63. | Закрепление изученного материала по теме: «Геометрические фигуры» С. 116—117 | 25.12. | |||
64. | Закрепление изученного: материала по теме: «Геометрические фигуры» С. 118—119. | 26.12. | |||
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (продолжение) Масса и ее измерение (4ч) | |||||
3 ЧЕТВЕРТЬ-39 часов | |||||
65. | Центнер. С. 6-7 (Учебник часть 2) | 13.01. | |||
66. | Соотношения между единицами массы. С.8-9 | 14.01. | |||
67. | Решение текстовых задач, содержащих единицы массы. С. 10-11. | 15.01. | |||
68. | Закрепление изученного материала по теме: «Масса и её измерение». С. 12—13 | 16.01. | |||
Умножение многозначных чисел (13ч) | |||||
69. | Умножение на двузначное число. С. 14-15. | 20.01. | |||
70. | Умножение круглых чисел. С. 16-17. | 21.01. | |||
71. | Приемы умножения. С. 18-19. | 22.01. | |||
72. | Задачи на движение в противоположных направлениях. С.20-21. | 23.01. | |||
73. | Закрепление изученного материала по теме: «Умножение многозначных чисел» С. 22—23 | 27.01. | |||
74. | Умножение на трехзначное число. С. 24-25. | 28.01. | |||
75. | Значение произведения . С. 26-27. | 29.01. | |||
76. | Повторение по теме: «Умножение многозначных чисел» С. 28-29 | 30.01. | |||
77. | Практическая работа по теме: «Расчёт стоимости ремонта и оборудования квартиры» С.30-31. | 03.02. | |||
78. | Закрепление изученного материала по теме: «Умножение многозначных чисел» С. 34-35 | 04.02. | |||
79. | Закрепление изученного материала по теме: «Умножение многозначных чисел» С. 36-37 | 05.02. | |||
80. | Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел» | 06.02. | |||
81. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 10.02. | |||
Площадь и ее измерение (5ч) | |||||
82. | Единицы площади (квадратный метр). С.38-39. | 11.02. | |||
83. | Единицы площади (квадратный дециметр, квадратный сантиметр). С. 40-41. | 12.02. | |||
84. | Соотношения между единицами площади. С. 42-43. | 13.02. | |||
85. | Единицы площади (ар, гектар, квадратный километр). С. 44-45. | 17.02. | |||
86. | Закрепление изученного материала по теме: «Площадь и её измерение» С. 46—47 | 18.02. | |||
Деление многозначных чисел (14ч) | |||||
87. | Деление — действие, обратное умножению. С. 48-49. | 19.02. | |||
88. | Деление — действие, обратное умножению. С.50-51. | 20.02. | |||
89. | Нуль в середине частного. С. 52-53. | 24.02. | |||
90. | Деление многозначного числа на двузначное. С.54-55. | 25.02. | |||
91. | Закрепление изученного материала по теме: «Деление многозначных чисел» С. 56—57 | 26.02. | |||
92. | Закрепление изученного материала по теме: «Деление многозначных чисел» С. 58—59 | 27.02. | |||
93. | Расширение понятия «скорость». С. 60-61. | 03.03. | |||
94. | Производительность труда. С. 62-63. | 04.03. | |||
95. | Деление на трехзначное число. С. 64-65. | 05.03. | |||
96. | Оценивание результата вычислений. С. 66-67. | 06.03. | |||
97. | Закрепление изученного материала по теме: «Деление многозначных чисел» С. 68—69 | 11.03. | |||
98. | Закрепление изученного материала по теме: «Деление многозначных чисел» С. 70-71. | 12.03. | |||
99. | Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел» | 13.03. | |||
100. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 17.03. | |||
Время и его измерение (3ч) | |||||
101. | Единицы времени. С. 72-73. | 18.03. | |||
102. | Календарь и часы. С. 74-75. | 19.03. | |||
103. | Закрепление изученного материала по теме: «Время и его измерение» С. 76—77 | 20.03. | |||
4 ЧЕТВЕРТЬ – 30 часов | |||||
Работа с данными (6ч) | |||||
104. | Представление информации. С. 80-81. | 01.04. | |||
105. | Работа с таблицами. С.82-83 | 02.04. | |||
106. | Диаграммы. С. 84-85. | 03.04. | |||
107. | Планирование действий. С.86-87. | 07.04. | |||
108. | Контроль и проверка. С. 88-89. | 08.04. | |||
109. | Закрепление изученного материала по теме: «Работа с данными» С. 90—91 | 09.04. | |||
ОБЗОР КУРСА МАТЕМАТИКИ (24Ч) Числа и величины (7ч) | |||||
110. | Чтение и запись чисел. С. 94-95. | 10.04. | |||
111. | Сравнение чисел. С.96-97. | 14.04. | |||
112. | Задачи на сравнение. С. 98-99. | 15.04. | |||
113. | Масса и вместимость. С. 100-101. | 16.04. | |||
114. | Единицы измерения времени. С. 102-103. | 17.04. | |||
115. | Комплексное повторение изученного материала по теме: «Числа и величины» С. 104—105 | 21.04. | |||
116. | Контрольная работа по теме: «Числа и величины» | 22.04. | |||
Арифметические действия (7ч) | |||||
117. | Сложение и вычитание. С. 108-109. | 23.04. | |||
118. | Умножение и деление. С. 110-111. | 24.04. | |||
119. | Числовое выражение. С. 112-113. | 28.04. | |||
120. | Свойства арифметических действий. С. 114-115. | 29.04. | |||
121. | Способы проверки вычислений. С. 116-117. | 30.04. | |||
122. | Комплексное повторение изученного материала по теме: «Арифметические действия» С. 118-119 | 05.05. | |||
123. | Контрольная работа по теме: «Арифметические действия» С. 118-119. | 06.05. | |||
Фигуры и величины (4ч) | |||||
124. | Распознавание и построение геометрических фигур. С. 120-123. | 07.05. | |||
125. | Измерение длины. С. 124-123. | 08.05. | |||
126. | Измерение площади. С. 126-127. | 12.05. | |||
127. | Повторение изученного материала по теме «Фигуры и величины» С. 128-129. | 13.05. | |||
128. | Итоговая контрольная работа за курс 4 класса. | 14.05. | |||
129. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 15.05. | |||
130. | 19.05. | ||||
131. | Решение текстовых задач С.132 - 133 | 20.05. | |||
132. | Решение текстовых задач С.134 - 135 | 21.05. | |||
133. | Решение текстовых задач С.136 - 137 | 22.05. |
Примечание.
1. В связи с совпадением уроков математики по расписанию с праздничными днями (10 марта, понедельник – 1 час; 01 мая, четверг – 1 час; 09 мая, четверг –1 час)
Спланировано вместо 135часов 133часа.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | ||||||||
Образовательная область | Предмет | Класс | Часы | Программа | Учебники | Обеспеченность учебниками,% | ||
Вид | Автор | Автор | Название | |||||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||||||
«Математика» | Математика | 4 | 67 | Рабочая программа составлена на основе авторской программы по математике Башмакова М.И. . «Планета знаний» под под общей редакцией И.А.Петровой (сборник). – М.,: АСТ: Астрель, 2007. | Учитель нач. кл. | Башмаков М.И., Нефедова М.Г. | 1.Математика – 4кл., в 2-х ч., М.: «Астрель» 2. Рабочая тетрадь №1-2. М.: «Астрель» | 100% |
Печатные пособия Таблицы по математике | ||||||||
Информационно-коммуникативные средства http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola | ||||||||
Экранно-звуковые пособия --------------------------------- | ||||||||
Технические средства обучения Компьютер с программным обеспечением. Телевизор. Магнитная доска. | ||||||||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Набор инструментов для работы с различными материалами. Конструкторы. | ||||||||
Оборудование класса Ученические столы двуместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкаф-ниша для хранения учебников, тетрадей, дидактических материалов, пособий. Настенные полки для вывешивания иллюстративного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)
Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...