Рабочая программа по математике 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Рабочая программа по математике для 3 класса УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.docx | 46.88 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_po_matematike.docx | 71.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике
- Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе:
- авторской программы «Математика» (1-4), издательство: «Ассоциация XXI век», Смоленск 2012г, автора Н.Б. Истоминой
- следующих нормативно-правовых документов:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785
2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №30;
3.Учебноый план МБОУ СОШ № 30 на 2013 / 2014 учебный год.
Цель начального курса математики-обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимоорганизовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (математика), направленную на:
- формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5—11 лет): словесно-логическое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;
- развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;
- овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приёмы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.
Общая характеристика учебного предмета
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики для 1—4 классов, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надёжным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться». Достижение основной цели начального образования — формирования у детей умения учиться — требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Например, формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников, и связано с изучением программного содержания. Первые представления о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, на-пример, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создают дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части, отношения «больше на...», «меньше на...»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?») в их различных интерпретациях.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствуют формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).
Овладение элементами компьютерной грамотности, т. е. индивидуальную работу на компьютерах (если школа ими оснащена), целесообразно начинать со второго класса. Но уже в первом классе возможно организовать учебную деятельность учащихся на уроке, используя для этой цели возможности со-временной информационно-образовательной среды. При этом важно, чтобы работа с электронно-дидактическими средствами была подчинена решению определённых учебных задач, связанных с содержанием начального курса математики. В числе таких средств следует назвать интерактивную доску. Она успешно выполняет функции динамического наглядно - го пособия, нацеленного на формирование УУД, так как возможности этого средства позволяют быстро выполнять то или иное практическое действие (закрасить, выделить, выбрать, преобразовать, разбить на группы по тем или иным признакам, вписать пропущенные числа и т. д.). При этом весь класс включается в обсуждение выполненных на доске действий, соглашаясь или корректируя их.
В соответствии с методическими рекомендациями по математике для первого класса в 2011 году в помощь учителю подготовлены электронные материалы для интерактивной доски. Они помещены на сайте издательства www.a21vek.ruв разделе «Электронная поддержка образовательной системы «Гармония» www.umk-garmoniya.ru. где их можно бесплатно скачать.
К сожалению.пока не во всех школах есть интерактивные доски и не все учителя могут рассчитывать на использование интерактивной доски в повседневной учебной работе. поэтому мы предлагаем аналог: проектор + белая маркерная доска. Этот вариант позволит реализовать большинство функций интерактивной доски.если проектировать изображение на белую маркерную доску и использовать цветные маркеры для выполнения заданий. Такой вариант более прост.дёшев и может быть реально реализован в процессе обучения уже в первом классе. Если же в школе нет и маркерной белой доски то можно использовать проектор с экраном.только в этом случае целесообразны не статические картинки из учебников или рабочих тетрадей. а динамические (презентации с подготовленными преобразованиями). Главное.чтобы. работая с этими презентациями. ученики были активными участниками процесса познания. а не пассивными наблюдателями.
В первом варианте (проектор + интерактивная доска) ученики могут более плодотворно работать с изображениями:
Таким образом.для работы с электронными дидактическими материалами необходимо иметь проектор и интерактивную доску или белую маркерную доску или хотя бы экран. Один из возможных вариантов:
закрашивать, вписывать необходимые слова или числа, соединять или перемещать части, следуя заданиям.
Во втором варианте (проектор + белая маркерная доска) можно не только наблюдать, но и, используя маркеры и магниты, выполнять необходимые действия.
В третьем варианте (проектор +Mimio)ученики работают так же, как с интерактивной доской.
В четвёртом варианте (проектор + экран) ученики могут выступать в роли наблюдателя, а система становится динамическим наглядным пособием.
Для индивидуальной работы с компьютером во втором классе в курсе математики предлагается электронный вариант тестовых заданий. (Электронная версия тестовых заданий по математике для 2—4 классов (программа CoolTest).На сайте издательства «Ассоциация XXI век» их можно скачать бесплатно.)
Углублённое изучение логической, алгоритмической линий и компьютерного моделирования целесообразно вынести на внеурочную деятельность. При этом необходимо учитывать оснащённость школы компьютерами, а также пожелания учеников и их родителей.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Математика» в 3 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на 136 ч (34 учебных недель).
Планируемые результаты обучения и система оценивания
В результате изучения курса математики по данной программе у учащихся начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: -внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
- соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты:
Числа и величины.
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину,), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними (килограмм — грамм; час — минута, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия.
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1):
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
- находить разные способы решения задач
- решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
- распознавать плоские и кривые поверхности
- распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры
Геометрические величины
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз);
Работа с информацией
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме- (таблицы, схемы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
2.Содержание учебного предмета «Математика»
3 класс (136 часов)
Проверь себя! Чему ты научился в первом и во втором классах? (11ч)
Сравнение и составление числовых выражений, Признаки сходства многоугольников. Углы, длина сторон, периметр многоугольника. Запись равенств. Составление плана.
Запись равенств. Сочетательное и переместительное свойства сложения.Решение задач.
Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Работа с таблицей.Поиск закономерностей.
Плоские и кривые поверхности. Плоские и объёмные фигуры.
Классификация объектов. Поиск закономерностей. Выявление сходства иразличия числовых выражений.
Решение задач. Вычислительные навыки и умения. Моделирование.
Перевод графической модели в символическую.
Таблица умножения с числом 9. Классификация. Поискзакономерностей. Решение задач
Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Составление квадрат из частей. Перевод символической модели в графическую.
Линии. Четырёхугольники. Измерение прямых углов угольником.
Составление заданных фигур из частей. Соотнесение схем и числовыхвыражений.
Таблица умножения с числом 8. Трёхзначные числа. Построение прямогоугла.
Трёхзначные числа. Сравнение величин. Поиск правила.
Умножение. Площадь фигуры.Сравнение и измерение площадей (11ч)
Представление о площади. Пары фигур с одинаковой площадью.Равносоставленные фигуры.
Решение задач. Выбор вопросов, на которые можно ответить, пользуясьданным условием. Поиск закономерности числового ряда.
Решение задач. Умножение с числами 8,9, 1, 0 92-99
Сравнение площадей фигур с помощью мерок. Таблица умножения счислом 7. Смысл умножения.
Таблица умножения с числом 7. Сравнение площадей с помощью мерок.
Сравнение площадей с помощью мерок. Таблица умножения с числами 9,8,7
Решение задач. Вычислительные навыки и умения .
Таблица умножения с числом 5. Выбор мерок измерения площади по результату. Поиск правила составления таблицы.
Поиск закономерностей. Решение задач. Таблица умножения .
Решение задач. Трёхзначные числа. Таблица умножения .
Решение задач. Табличные случаи умножения с числами 4,3,2 .
Сочетательное свойство умножения (4 ч)
Знакомство с сочетательным свойством умножения.
Применение сочетательного свойства при вычислениях. Умножениелюбого числа на 10.
Применение сочетательного свойства умножения при решении задач.
Деление (6 ч)
Предметный смысл деления. Символическая запись деления. Названиекомпонентов и результата деления.
Предметная и символическая модели деления. Взаимосвязь умножения иделения.
Взаимосвязь компонентов и результата умножения Правило.
Решение задач. Смысл деления.
Взаимосвязь компонентов и результата деления. Решение задач.
Решение задач. Смысл деления.
Отношения (больше в..., меньше в…,увеличить в ..., уменьшить в ...) (4 ч)
Предметный смысл отношения «меньше в…».
Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков .
Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число.
Невозможность деления на 0.
Отношения «Во сколько раз больше..?», « Во сколько раз меньше..?»(кратное сравнение) (7 ч)
Предметная и символическая модели. Предметный смысл кратного сравнения.
Решение задач. Выбор схематической модели.
Решение задач. Схематическая модель. Знакомство с диаграммой .
Взаимосвязь умножения и деления. Кратное сравнение. Диаграмма .
Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков .
Решение задач. Способ действия при делении «круглых» десятков на 10 ина «круглые» десятки.
Порядок выполнения действийв выражениях (11 ч)
Анализ числовых выражений. Правила. Классификация числовых выражений.
Преобразование числовых выражений. Применение правил порядка выполнения действий. Решение задач.
Применение правил. Обоснование выполненных действий. Вычислительные умения и навыки.
Расстановка порядка выполнения действий на схеме. Вычисление значений выражений. Решение задач.
Решение задач. Составление числовых выражений Вычисление их значений.
Решение задач. Сравнение числовых выражений .
Решение задач. Вычисление значений выражений .
Вычисление значений выражений. Решение задач .
Единицы площади (3 ч)
Сравнение площадей с помощью мерок. Квадратный сантиметр, квадратный миллиметр.
Квадратный дециметр, квадратный метр.
Соотношение единиц площади. Действия с величинами. Сравнение величин.
Резерв(3 ч)
Площадь и периметр прямоугольника (4 ч)
Периметр прямоугольника. Способы его вычисления. Взаимосвязь.
между длиной, шириной и площадью прямоугольника. Постановка учебной задачи.
Вычисление площади и периметра прямоугольника в процессе решения задач. Решение учебной задачи.
Умения вычислять площадь и периметр прямоугольника. Решение учебной задачи. Самоконтроль.
Вычисления площади и периметра прямоугольника Решение учебной задачи. Самоконтроль.
Распределительное свойство умножения.Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач (8 ч)
Постановка учебной задачи. Предметная модель распределительного свойства умножения. Её анализ. Символическая модель распределительного свойства умножения. Правило умножения суммы на число.
Усвоение распределительного свойства умножения.
Усвоение распределительного свойства умножения. Сравнение выражений. Вычисление площади и периметра прямоугольника. Вычислительные умения и навыки.
Использование распределительного свойства умножения для вычислений. Умножение двузначного числа на однозначное. Решениеарифметических задач.
Решение арифметических задач. Вычислительные умения и навыки .
Проверка усвоения распределительного свойства умножения и приема умножения двузначного числа на однозначное.
Использование свойств умножения при решении задач. Вычислительные умения и навыки.
Деление суммы на число.Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач (5 ч)
Постановка учебной задачи. Поиск правила записи выражений, выявления сходства и различия выражений. Табличные случаи умножения.
Прием устного деления двузначного числа на однозначное. Решение учебной задачи.
Решение учебной задачи деления двузначного числа на однозначное.
Решение арифметических задач
Применение свойства деления суммы на число при решении арифметических задач.
Деление двузначного числа на двузначное.Решение задач (3 ч)
Постановка учебной задачи. Поиск приема деления двузначного числа на двузначное.
Усвоение приема деления двузначного числа на двузначное. Решение арифметических задач.
Решение арифметических задач.
Цена, количество, стоимость.Решение задач (6 ч)
Взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость». Практические ситуации. Решение арифметических задач разными способами.
Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость. Работа с таблицей. Вычислительные умения и навыки.
Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость. Работа с таблицей. Вычислительные умения и навыки.
Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость. Вычислительные умения и навыки.
Решение арифметических задач.
Четырехзначные числа. Единица длины – километр. Единица массы– грамм (12 ч)
Постановка учебной задачи. Нумерация многозначных чисел. Знакомство с новой счетной единицей – тысяча. Анализ структуры трехзначных и четырехзначных чисел. Классификация многозначных чисел.
Чтение и запись четырехзначных чисел. Разрядный и десятичный состав четырехзначного числа. Решение арифметических задач.
Чтение и запись четырехзначных чисел. Умножение однозначных и двузначных чисел на 100. Разрядный и десятичный состав четырехзначного числа. Закономерность в записи ряда чисел.
Чтение и запись четырехзначных чисел. Запись четырехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Решение арифметических задач.
Нумерация четырехзначных чисел. Разрядный состав четырехзначного числа. Решение арифметических задач.
Единица длины – километр. Соотношение единиц длины (1 км = 1000 м).Чтение и построение диаграмм.
Решение задач. Поиск закономерности. Расположение величин в порядке возрастания. Чтение и запись четырехзначных чисел.
Чтение четырехзначных чисел. Запись числовых равенств по данному условию. Работа с таблицами. Решение арифметических задач.
Чтение и запись четырехзначных чисел, классификация чисел. Поиск правила.
Деление многозначных чисел на 10 и 100. Использование свойств сложения для сравнения числовых выражений. Единица массы грамм. Соотношение 1 кг = 1000 г.
Единицы массы – тонна и центнер. Работа с таблицами и шкалами. Классификация и сравнение величин
Резерв (2ч)
Многогранники. Куб. Параллелепипед (2 ч)
Классификация геометрических фигур. Многогранник и его элементы .Развертка куба.
Прямоугольный параллелепипед. Его развертка.
Резерв (1ч)
Пятизначные и шестизначные числа.Решение задач (7 ч)
Постановка учебной задачи. Классы и разряды в пятизначном и шестизначном числах. Анализ структуры многозначных чисел. Классификация многозначных чисел. Таблица разрядов и классов.
Разрядный и десятичный состав многозначного числа. Умножение на 1000. Сравнение произведений. Правило порядка выполнения действий.
Решение арифметических задач. Использование сочетательного свойства умножения и таблицы умножения при вычислениях.
Сравнение многозначных чисел. Решение арифметических задач. Правило (закономерность) в записи числового ряда.
Нумерация многозначных чисел. Запись многозначных чисел в порядке возрастания и убывания. Чтение диаграммы.
Правило (закономерность) в записи числового ряда. Нумерация многозначных чисел. Геометрический материал (куб и его элементы).
Решение арифметических задач. Развертка куба.
Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач (9 ч)
Постановка учебной задачи. Подготовительная работа к изучению алгоритма письменного сложения.
Алгоритм письменного сложения. Использование свойств.
арифметических действий для сравнения числовых выражений.
Постановка учебной задачи. Алгоритм письменного вычитания.
Сложные случаи вычитания многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Куб и его элементы. Развертка куба .
Многогранники. Куб. Пирамида.
Резерв (1ч)
Единицы времени. Решение задач (3 ч)
Соотношение единиц времени (1 ч = 60 с). Перевод из одних единиц времени в другие. Действия с величинами.
Арифметические действия с единицами времени.
Решение задач. Диаграмма.
Резерв (3ч)
Проверь себя! Чему ты научился в 1-3 классах? (9 ч)
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся третьего класса должны
знать:
-Таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). -- Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).
- Свойства арифметических действий: а) сложения (переместительное и сочетательное); б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное); в) деления суммы на число.
- Названия компонентов и результатов действий; правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя.
- Разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц),
- Алгоритм письменного сложения и вычитания,
- Способы сравнения и измерения площадей. Способы вычисления площади и периметра прямоугольника.
- Правила порядка выполнения действий в выражениях.
- Названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг.
- Структуру задачи: условие, вопрос.
уметь:
-читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000;
-складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000;
-распознавать и чертить геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник;
-измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины;
-определять время по часам;
-решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение
выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы;
-читать числовые равенства на умножение;
-соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями;
-интерпретировать понятие «увеличить в...» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической);
-использовать переместительное свойство умножения при вычислениях и для сравнения выражений.
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Учебник. В двух частях Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012г.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике№1, №2. 3класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013
- Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 3класс (три уровня) Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2012
- Истомина Н.Б. , Горина О.П. Тестовые задания по математике. 3 класс «Ассоциация ХХI век»,2012
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
- Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 3 класс» В двух частях. «Ассоциация ХХI век»,2012 .
Материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
3) АРМ учителя, интерактивная доска, документ-камера, принтер.
На сайте издательства «Ассоциация ХХI век»
-электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХI век»
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания МО зам. директора по УВР
учителей начальных ___________ /Т.В.Ступак/
Рук. МО: ____________ /Л.В.Сушко /
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по математике | ||||||
№п/п | Содержание ( разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование урока | Основные виды учебной деятельности | |
план | факт | |||||
Проверь себя! Чему ты научился в первом и во втором классах? (11 ч) | ||||||
1 | Сравнение и составление числовых выражений, Признаки сходства многоугольников. Углы, длина сторон, периметр многоугольника. Запись равенств. Составление плана. | 1 | Знать: понятия «число», «цифра», «двузначные числа», «трехзначные числа». Уметь: сравнивать числа по классам и разрядам; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу; находить лишнее число в ряду чисел; выявлять закономерность. Знать: переместительное и сочетательное свойства сложения Уметь: решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки Знать: табличные случаи умножения с числами 8 и 9, 1 и 0. Уметь: решать задачи. Знать: соотношение единиц длины. Уметь: выполнять задания на развитие внимания, логики; выполнять вычисления.
| |||
2 | Запись равенств. Сочетательное и переместительное свойства сложения. Решение задач. | 1 | ||||
3 | Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Работа с таблицей. Поиск закономерностей | 1 | ||||
4 | Плоские и кривые поверхности. Плоские и объёмные фигуры.Классификация объектов. Поиск закономерностей. Выявление сходства иразличия числовых выражений | 1 | ИКТ | |||
5 | Решение задач. Вычислительные навыки и умения. Моделирование. Перевод графической модели в символическую. | 1 | ||||
6 | Таблица умножения с числом 9. Классификация. Поискзакономерностей. Решение задач. | 1 | ||||
7 | Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Составление квадрата из частей. Перевод символической модели в графическую. | 1 | ||||
8 | Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Составление квадрата из частей. Перевод символической модели в графическую. | 1 | ИКТ | |||
9 | Таблица умножения с числом 8. Трёхзначные числа. Построение прямого угла. | 1 | ||||
10 | Трёхзначные числа. Сравнение величин. Поиск правила. | 1 |
Контрольных работ – 10
Математических диктантов - 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...