Рабочая программа по логике 4 класс УМК «Школа 2100»
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Козлова  Надежда  Николаевна

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает курс занятий Логика”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_logike_4_klass_um1.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по логике 4 класс

УМК «Школа 2100»  

Пояснительная записка

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает курс занятий Логика”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.

Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка,  становление самосознания,   формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию,  интеллектуальное развитие личности.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

- оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

- воспитание высокой культуры математического мышления.

- развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

- расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.

- воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

- повышение математической культуры ученика;

- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка логического мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.

Данный курс направлен на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебному процессу, формирование математического мышления. От занятия к занятию учащиеся будут учиться наблюдать, сравнивать, пользоваться аналогией, переходить от частного к общему и от общего к частному, делать выводы. Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Содержание учебного предмета «Логика»

34 ч  (1 час в неделю)

Сравнение (2 часа)

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

Комбинаторика (2 часа)

Решение задач с помощью таблиц и графов.

Элементы логики (11 часов)

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

Развитие творческого воображения (11 часов)

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

Практический материал (3 часа)

Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Логика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

-развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

-формировать личностный смысл учения;

-формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

-осваивать способы решения проблем поискового характера;

-определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

-осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

познавательные УУД;

-осознанно строить речевое высказывание;

-овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

-учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

-учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

-формировать мотивацию к работе на результат;

-учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

-определять виды отношений между понятиями;

-решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

-находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

-устанавливать ситуативную связь между понятиями;

-рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

-решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса ОС "Школа-2100"

В этой папке рабочие программы по всем предметам ОС "Школа-2100"...

Календарно-тематическое планирование и рабочие программы для 2 класса УМК "Школа 2100"

В данной папке собраны календарно - тематические планирования для 2 класс УМК Школа 2100.  Данный материал собран и переработан  согласно требованиям ФГОС....

Рабочие программы для 2 класса (ОС "Школа 2100")

Рабочие программы по всем предметам для 2 класса по ОС "Школа 2100" (с приложениями)....

Рабочая программа для 2 класса УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изо, технологии, музыке, риторике, информатике для 2 класса. УМК "Школа 2000-2100"...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100" в соответствии с ФГОС

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100"  в соответствии с ФГОС...

Календарно-тематическое планирование и рабочие программы для 3 класса УМК "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование и рабочие программы для 3 класса УМК "Школа 2100"...