Технологическая карта урока математики
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Починковская средняя общеобразовательная школа. Автор: учитель начальных классов Кудасова Ольга Александровна стаж работы 20 лет, квалификационная категория 1. Название УМК «Начальная школа XXI века». Название вариативного учебника, автор учебника: «Математика» часть вторая В. Н. Рудницкая. Название предметной области: «Математика». Урок – исследование с использованием ИКТ, ЭОР. Тема урока: «Прибавление и вычитание числа 1». 1-«А» класс |
Характеристика класса
В 1 «А» классе - 20 учеников: 10 девочек, 10 мальчиков. Состав класса стабилен. Уровень учебно-познавательных способностей учащихся средний. Общий уровень развития учеников соответствует возрастной норме, у них проявляется интерес к образовательной деятельности, общению, в целом сформированы все необходимые общеучебные умения и навыки. Внимание произвольное. По развитию детей можно разделить на 3 группы. 14 учеников – уравновешенные, любознательные; развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая и моторная память. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Они с удовольствием общаются друг с другом. Эти дети с высоким уровнем развития. 4 ученика – дети, у которых преобладание нервных процессов торможения над процессами возбуждения. Они требуют постоянного внимания и контроля со стороны учителя. 2 ученика с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Они нуждаются в особом внимании и индивидуальной помощи. По заявлению родителей с двумя учениками работает школьный психолог. Ребята активны в общественной деятельности, с интересом участвуют в классных и внеклассных мероприятиях. В общении с взрослыми ребята легко идут на контакт, отличаются отзывчивостью. Ученики доброжелательно относятся друг к другу, проявляют интерес к проблемам одноклассников, общаются и вне школы. На основе выборов с учетом способностей и интересов ребят в классе созданы органы самоуправления, ученики участвуют в планировании совместной деятельности, проведении классных дел. Помимо актива (7 человек) в совместной деятельности принимают участие практически все ученики класса, но ряд из них нуждаются в постоянном руководстве, недостаточно проявляют инициативу. Все 20 учеников заняты внеурочной деятельностью и посещают кружки и секции в школе и вне школы, они стремятся показать свои достижения, делятся увлечениями. Родители заинтересованы в успехах своих детей, активно участвуют в классных делах.
Технологическая карта урока
Тема урока: «Прибавление и вычитание числа 1».
Цель урока: Создать условия для формирования понятия прибавления и вычитания числа 1.
1Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитывать интерес и любовь к математике;
-создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
2. Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
3. Учебные задачи, направленные на формирование предметных результатов обучения:
-ввести свойства числового ряда.
-выявить необходимые условия для овладения навыком быстрого прибавления и вычитания числа 1.
- ормировать умение быстро складывать и вычитать число 1.
-способствовать осмыслению и закреплению полученных знаний.
-совершенствовать умение распознавать и решать задачи, применяя знания о структурном содержании задачи и изученные приемы сложения и вычитания.
- создавать условия для развития логического мышления, памяти, внимания.
- способствовать развитию познавательных способностей, познавательной активности и исследовательской деятельности.
Оборудование урока:
Компьютер, интерактивная доска, индивидуальные рабочие листы, конверт с письмом, геометрические фигуры, офтальмотренажер, карточки с числами от 1 до 10, карточки с точками, посылка с книгами.
Содержание взаимодействия учителя и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Организационный момент. Эмоциональное начало урока.
Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний. Устный счет.
Экспресс – опрос с самопроверкой по образцу. Работа с пособием офтальмотренажер и «фигуры – великаны» (в классе имеются мобильные геометрические фигуры) Постановка учебной задачи. Введение нового материала. 1.Геометрические фигуры. 2.Числовой ряд. 3.Решение учебной задачи. Исследовательские деятельность учеников. Гимнастика для пальчиков. Включение знаний в систему. Первичное закрепление. Работа в тетради.
Рефлексия учебной деятельности. | Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. Мотивирует учащихся на работу. - Урок начинаем с проверки рабочего места. Подарите друг другу теплую дружескую улыбку. Пусть на уроке вам будет комфортно. Задает вопросы, побуждая к диалогу. - Для каждого человека в этой жизни есть что – ценное. Некоторые люди, полагают, что самое ценное это информация. Так как считается, если человек владеет информацией, он владеет миром. Как в разные исторические периоды передавалась информация представлено на экране. Какие это способы (почтовый голубь, телефон, посол, спутник, почтальон, телевизор). - Нам сегодня тоже пришло письмо. Написали его ученики 1 «в» класса. Они сообщают, что сделали много открытий, изучая математику. А совсем недавно разгадали секрет быстрого прибавления и вычитания числа 1. Ребята уверены, что для нас эти знания тоже необходимы. Они желают нам успехов в познании математики. Создание учебной ситуации. Организация беседы с использованием презентации. - Нам пришли по почте фотографии, на которых вы видите людей и предметы. Все они, каким – то образом связаны с числом один. Поясните связь. (Петр 1, Юрий Гагарин, Иван Федоров, первобытный человек, копейка). - Предлагаю вам задачу. Определите количество перечисленных в ней предметов. 1.Задача – шутка. В сад я к бабушке пошел И копейку там нашел. Что купил я? Шапку, кепку, А впридачу сумку, сетку, Ложку, плошку, майку, лейку – Все купил я за копейку! - Сколько предметов купил мальчик? Почему эту задачу можно назвать шуткой? Были времена, когда на копейку можно было приобрести товар. А сейчас? Запомните пословицу о бережливости. «Копейка – рубль бережет». 2. Задача на логическое мышление. - Ребята, а для вас в жизни кто является первым человеком? (мама, папа). Очень приятно, что у нас в классе такие любящие дети. И вы, конечно, очень любите общаться со своими родственниками. Ведь общаясь с ними, вы получаете такое количество нужной и полезной информации. Вот как раз об этом следующее задание. Взрослый человек и ребенок разговаривают друг с другом. Ты, малыш, мне внук, но я тебе не дедушка. А кто? 3.Счет предметов. - Я попрошу выйти к доске одного желающего. Мы все, на него глядя, выполним задание. Сосчитайте сколько у него одного вместе: рук, глаз, животов, щек, хвостов, ног, ушей, носов, голов, крыльев, ртов. 4.Решение задач. - Чем отличаются письма, которые мы получаем по почте от письма, которое я держу? Правильно, оно без марки. А для чего нужна марка на конверте? Марка оплачивает путешествие письма в любой город или страну. Мне известно, что в нашем классе двое детей коллекционируют марки. К их коллекции я придумала два рассказа. Послушайте и подумайте, чем они похожи и чем отличаются. У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Вместе у Тани и Саши 10 альбомов. У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Сколько альбомов с марками у Тани и Саши вместе? (Составлены рассказы к одному рисунку, названы одинаковые числа и одни и те же герои. Отличие второго рассказа – наличие вопроса.) Итак, рассказ с вопросом - это задача. Повторите, что спрашивалось в задаче. Какое действие выбираете для решения? Проговорите свое решение. Сравните свое решение с правильным решением. Что еще можно узнать, имея такую информацию? Определять будем с помощью какого знака? Решите и проверьте свое решение. Организация фронтальной работы с использованием презентации - Представьте, что вы работники почты, и вам необходимо разобраться в имеющихся бандеролях. Бандероль – это посылка, завернутая в бумагу, в отличие от картонной или фанерной упаковки. На подготовленных листах поставьте на мои утверждения знаками свое согласие «+» или несогласие « - ». Номера бандеролей идут в порядке убывания? Каждый последующий номер на бандероли больше предыдущего на 1. Перед бандеролью с номером 7 находится 9. Между бандеролями 5 и 7 стоит 6. Этот ряд с номерами на бандеролях можно продолжить, если поступят новые посылки? Проверка по образцу на доске. Демонстрирует офтальмотренажер. Руководит действиями учеников с учетом здоровьесберегающей деятельности - Вы справились с работой, но глазки у вас устали. Давайте отдохнем. Слушайте мои задания и выполняйте их только глазами. Найдите фигуру, о которой я говорю: Прямоугольник с равными сторонами. Фигура без углов. Четырехугольник с непрямыми углами. Прямоугольник с равными противоположными сторонами. Направляющая и контролирующая деятельность в ходе работы. - На экране интерактивной доски появляется рисунок и воспроизводится звук, свидетельствующие о том, что пришло электронное письмо. Чтобы его открыть, необходимо сосчитать все спрятанные здесь геометрические фигуры. В качестве образца учитель на доске показывает работу на числовом луче. - Письмо мы распаковали, но какая же информация нам поступила? (карточки с точками) Расположите в порядке возрастания. А у себя на листе сделайте соответствующую запись числами. Что можете сказать о первом числе? (самое маленькое) По какому правилу записаны числа в ряду? (последующее больше предыдущего на 1). Числа, стоящие по порядку, начиная с самого маленького числа 1, и подчиняющиеся найденному правилу, называются числовой ряд. А как вы считаете, заканчивается ли числовой ряд числом 9(нет). Числовой ряд бесконечен. Знание числового ряда важно при вычислениях. В этом сейчас и попробуем убедиться. На уроке мы должны научиться прибавлять и вычитать число 1 Организует коммуникативное взаимодействие, подводящий и побуждающий диалог. Исследования на эту тему проводили ученики нашего класса, им предоставим слово. Проведение пошагового инструктажа. Организация индивидуальной работы с обучающимися. Выявление места и причины затруднения, учитель следит за правильной посадкой детей, за правильным расположением тетради на столе. №1. Самостоятельная работа с самопроверкой. №2. Взаимопроверка. Самостоятельная работа по карточкам (проверка по эталону) Учитель организует процесс осознания деятельности на уроке и проверяет степень усвоения изученного алгоритма. - Какую ценную информацию вы сегодня получили на уроке? Чему научились? А теперь переверните карточку и оцените свою работу на уроке. Нам с вами пришла посылка с книгами. Читайте их и становитесь мудрее. | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствуют учителя. Осуществляют самооценку готовности к уроку. Слушают и принимают участие в диалоге. Слушают и принимают участие в диалоге. В сотворчестве с учителем формулируют тему, принимают цели и задачи урока. Настраиваются на продуктивную работу. Вспоминают, проговаривают и аргументируют свои высказывания по имеющимся знаниям. Решают задачи и находят значения выражений. Выполнение задания и самопроверка по образцу. Выполнение упражнений. Отдых от учебной деятельности. Работа с интерактивным заданием, предложенным учителем. Работа с числовым лучом. Ученики раскрывают смысл прибавления и вычитания числа 1, обращают внимание на месторасположение чисел в числовом ряду и, исходя из этого, выдвигают и обосновывают гипотезы. Подготовленные дети проводят практическое исследование для всего класса. Ученик: (работа № 1) Девиз моего исследования: Все разведать, все узнать. Легких тропок не искать. Мне захотелось открыть секреты быстрого прибавления и вычитания числа 1. Начнем с первого примера. Наша семья, как и многие другие читающие семьи, пользуется услугами почты. Мы выписываем газеты и журналы. Из них мы получаем нужную информацию. Газеты я использовала и для своего исследования. Вот я беру газеты папы и мамы их 2, добавим газету деда, получится 3, еще прибавляю газету бабушки, получаю 4, затем кладу еще одну мою газету, получится всего 5 газет. Делаю вывод: прибавляя по одной газете каждый раз, число газет увеличивается. Число, к которому прибавляю, всегда меньше на один, чем то, которое получаю. А если я буду убирать по одной газете, число газет уменьшается. Вот здесь 5 газет, убрала одну, осталось 4, еще одну - 3, убираем еще 1, остается 2. Делаю вывод: Число, из которого вычитаю всегда на один больше, чем то, которое получаю. Выполнить это задание мне легко, так как я хорошо знаю прямой и обратный счет. Вот пример с другими числами 50 + 1 будет 51, а от 1000 – 1 будет 999. А еще у каждого из вас есть линейка, и кому пока трудно считать, можно отсчитывать и присчитывать 1 по линейке. Ученик: (работа № 2) Научиться, быстро прибавить и вычесть 1 помогут прочные знания числового ряда (дети с числами в руках играют роль числового ряда). Я попрошу моих помощников пройти к доске (дети с числами от 1 до 9). Первый, второй, третий сделают шаг вперед. Я знаю, что в числовом ряду за 3 идут 4, и если мне нужно к 3+1, то я знаю, что это будет следующее число – 4. А к 4 + 1 то будет 5, это число следует за 4. Итак, можно сделать вывод: прибавляя к числу 1, получаем следующее число. А теперь посмотрим еще раз на числовой ряд. Чисел здесь 9. Девятый садится на место, стало 8. Из 9 вычли 1, получилось число, которое находится перед ним, оно называется предыдущее. От 8 – 1 получится 7, от 7 – 1 будет 6. Делаю вывод: вычитая 1 из числа, получается предыдущее число. Также прибавить и вычесть 1 поможет знание «соседей» числа. Например, я знаю, что у числа 25 соседи 26 и 24. Если мне нужно к 25 + 1, то получится 26, а если вычесть 1 из 25 , то будет 24. Выполнение самомассажа пальцев рук. При затруднениях в деятельности, дети находят пути выхода из сложившейся ситуации (самостоятельно и с помощью). Творческое сотрудничество. Дети выполняют задания в тетради. Самооценка и самоанализ. Дети сигнализируют карточками. | Личностные: - выражение положительного отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками Личностные: - мотивация учения, нравственно-этическое оценивание Коммуникативные: - умение вести диалог, - формулирование своей позиции и мнения Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности, - контроль, оценка, прогнозирование, целеполагание Регулятивные: - формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено и того, что неизвестно, - волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные: - умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение, - логические: анализ, сравнение, обобщение Коммуникативные: - умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные: - формировать умение проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, Коммуникативные: - использование речи для планирования и регуляции своей деятельности, - умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные: - построение логической цепи рассуждений, доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения, - умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение - умение устанавливать причинно – следственные связи, - логические: анализ, сравнение, обобщение Регулятивные: - формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено и того, что неизвестно, - волевая саморегуляция в ситуации затруднения, - контроль, оценка, саморегуляция Коммуникативные: - задавание вопросов, достижение общего решения в совместной деятельности, - умение выражать свои мысли Познавательные: - общеучебные: поиск и выделение информации, моделирование, -логические: анализ, синтез, выбор подходящего способа решения поставленной задачи. Познавательные: - использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, Личностные: - адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, - самооценка на основе критерия успешности Регулятивные: - управление своей деятельностью, - контроль, коррекция, оценка |
Прогнозируемый результат:
- учащиеся научаться выполнять сложение и вычитание числа 1,
- моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, числового отрезка,
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- оценивать себя, границы своего знания и незнания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Технологическая карта урока - монопроекта по математике в 1 классе...
Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку
Технологическая карта урока математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...
Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".
Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....
технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100
Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...
Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...
Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.
Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....