Технологическая карта урока математики
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Кудасова Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.docx262.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Починковская средняя общеобразовательная школа.

Автор: учитель начальных классов Кудасова Ольга Александровна стаж работы 20 лет, квалификационная категория 1.

Название УМК «Начальная школа XXI века».

Название вариативного учебника, автор учебника: «Математика» часть вторая В. Н. Рудницкая.

Название предметной области: «Математика».

Урок – исследование с использованием ИКТ, ЭОР.

Тема  урока: «Прибавление и вычитание числа 1».

1-«А» класс

C:\Users\Андрей\Desktop\Все фотографии\IMG_3667.JPG

Характеристика класса

В 1 «А» классе - 20 учеников: 10 девочек, 10 мальчиков. Состав класса стабилен. Уровень учебно-познавательных способностей учащихся средний. Общий уровень развития учеников соответствует возрастной норме, у них проявляется интерес к образовательной деятельности, общению, в целом сформированы все необходимые общеучебные умения и навыки. Внимание произвольное. По развитию детей можно разделить на 3 группы. 14 учеников – уравновешенные, любознательные; развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая и моторная память. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Они с удовольствием общаются друг с другом. Эти дети с высоким уровнем развития. 4 ученика – дети, у которых преобладание нервных процессов торможения над процессами возбуждения. Они требуют постоянного внимания и контроля со стороны учителя. 2 ученика с преобладанием процессов возбуждения над процессами  торможения. Они нуждаются в особом внимании и индивидуальной помощи. По заявлению родителей с двумя учениками работает школьный психолог. Ребята   активны в общественной деятельности, с интересом участвуют в классных и внеклассных мероприятиях. В общении с взрослыми ребята легко идут на контакт, отличаются отзывчивостью. Ученики доброжелательно относятся друг к другу, проявляют интерес к проблемам одноклассников, общаются и вне школы. На основе выборов с учетом способностей и интересов ребят в классе созданы органы самоуправления, ученики участвуют в планировании совместной деятельности, проведении классных дел. Помимо актива (7 человек) в совместной деятельности принимают участие практически все ученики класса, но ряд из них нуждаются в постоянном руководстве, недостаточно проявляют инициативу. Все 20 учеников заняты внеурочной деятельностью и посещают кружки и секции в школе и вне школы, они стремятся показать свои достижения, делятся увлечениями. Родители заинтересованы в успехах своих детей, активно участвуют в классных делах.

Технологическая карта урока

Тема  урока: «Прибавление и вычитание числа 1».

Цель урока: Создать условия для формирования понятия прибавления и вычитания числа 1.

1Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:

 - внутренняя позиция школьника;

 - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

 - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитывать интерес и любовь к математике;

-создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

2. Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Универсальные логические действия:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

 - формирование умения работать в парах.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:                                                      

-  учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

 Регулятивные УУД

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-  коррекция;

3. Учебные задачи, направленные на формирование предметных результатов обучения:

-ввести свойства числового ряда.

-выявить необходимые условия для овладения навыком быстрого прибавления и вычитания числа 1.

- ормировать умение быстро складывать и вычитать число 1.

-способствовать осмыслению и закреплению полученных знаний.

-совершенствовать умение распознавать и решать задачи, применяя знания о структурном содержании задачи и изученные приемы сложения и вычитания.

- создавать условия для развития логического мышления, памяти, внимания.

- способствовать развитию познавательных способностей, познавательной активности и исследовательской деятельности.

Оборудование урока:

Компьютер, интерактивная доска, индивидуальные рабочие листы, конверт с письмом, геометрические фигуры, офтальмотренажер, карточки с числами от 1 до 10, карточки с точками, посылка с книгами.

Содержание взаимодействия учителя и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Организационный момент. Эмоциональное начало урока.

 

Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний. Устный счет.

 

Экспресс – опрос с самопроверкой по образцу.

Работа с пособием    офтальмотренажер и «фигуры – великаны» (в классе имеются мобильные геометрические фигуры)

Постановка учебной задачи. Введение нового материала.

1.Геометрические фигуры.

2.Числовой ряд.

3.Решение учебной задачи.

Исследовательские деятельность учеников.

Гимнастика для пальчиков.

Включение знаний в систему. Первичное закрепление. Работа в тетради.

 

Рефлексия учебной деятельности.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Мотивирует учащихся на работу.

- Урок начинаем с проверки рабочего места.

Подарите друг другу теплую дружескую улыбку. Пусть на уроке вам будет комфортно.

Задает вопросы, побуждая к диалогу.

- Для каждого человека в этой жизни есть что – ценное. Некоторые  люди,  полагают, что самое ценное это информация. Так как считается, если человек владеет информацией, он владеет миром.  Как в разные исторические периоды передавалась информация представлено на экране. Какие это способы (почтовый голубь, телефон, посол, спутник, почтальон, телевизор).

- Нам сегодня тоже пришло письмо. Написали его ученики 1 «в» класса. Они сообщают, что сделали много открытий, изучая математику. А совсем недавно разгадали секрет быстрого прибавления и вычитания числа 1. Ребята уверены, что для нас эти знания тоже необходимы. Они желают нам успехов в познании математики.  

Создание учебной ситуации. Организация беседы с использованием презентации.

 - Нам пришли по почте фотографии, на которых вы видите людей и предметы. Все они, каким – то образом связаны с числом один. Поясните связь.

(Петр 1, Юрий Гагарин, Иван Федоров, первобытный человек, копейка).

- Предлагаю вам задачу. Определите количество перечисленных в ней предметов.

1.Задача – шутка.

В сад я к бабушке пошел

И копейку там нашел.

Что купил я? Шапку, кепку,

А впридачу сумку, сетку,

Ложку, плошку, майку, лейку –

Все купил я за копейку!

- Сколько предметов купил мальчик? Почему эту задачу можно назвать шуткой?

Были времена, когда на копейку можно было приобрести товар. А сейчас?  Запомните пословицу о бережливости. «Копейка – рубль бережет».

2. Задача на логическое мышление.

- Ребята, а для вас в жизни кто является первым человеком? (мама, папа). Очень приятно, что у нас в классе такие любящие дети. И вы, конечно, очень любите общаться со своими родственниками. Ведь общаясь с ними, вы получаете такое количество нужной и полезной информации. Вот как раз об этом следующее задание.

Взрослый человек и ребенок разговаривают друг с другом. Ты, малыш, мне внук, но я тебе не дедушка. А кто?

3.Счет предметов.

- Я попрошу  выйти к доске одного  желающего. Мы все, на него глядя, выполним задание. Сосчитайте сколько у него одного вместе:

рук, глаз, животов, щек, хвостов, ног, ушей, носов, голов, крыльев, ртов.

4.Решение задач.

- Чем отличаются письма, которые мы получаем по почте от письма, которое я держу?

Правильно, оно без марки. А для чего нужна марка на конверте?

Марка оплачивает путешествие письма в любой город или страну.

Мне известно, что в нашем классе двое детей коллекционируют марки.

К их коллекции я придумала два рассказа. Послушайте и подумайте, чем они похожи и чем отличаются.

У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Вместе у Тани и Саши 10 альбомов.

У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Сколько альбомов с марками у Тани и Саши вместе?

(Составлены рассказы к одному рисунку, названы одинаковые числа и одни и те же герои. Отличие второго рассказа – наличие вопроса.)

Итак, рассказ с вопросом  - это задача.

Повторите, что спрашивалось в задаче.

Какое действие выбираете для решения?

Проговорите свое решение. Сравните свое решение с правильным решением.

Что еще можно узнать, имея такую информацию?

Определять будем с помощью какого знака?

Решите и проверьте свое решение.

Организация фронтальной работы с использованием презентации

- Представьте, что вы работники почты, и вам необходимо разобраться в имеющихся бандеролях. Бандероль – это посылка, завернутая в бумагу, в отличие от картонной или фанерной упаковки. На подготовленных листах поставьте на мои утверждения знаками свое согласие «+» или несогласие « - ».

Номера бандеролей идут в порядке убывания?

Каждый последующий номер на бандероли больше предыдущего на 1.

Перед бандеролью с номером 7 находится 9.

Между бандеролями 5 и 7 стоит 6.

Этот ряд с номерами на бандеролях можно продолжить, если поступят новые посылки?

Проверка по образцу на доске.

Демонстрирует офтальмотренажер. Руководит действиями учеников с учетом здоровьесберегающей деятельности 

- Вы справились с работой, но глазки у вас устали. Давайте отдохнем. Слушайте мои задания и выполняйте их только глазами.

Найдите фигуру, о которой я говорю:

Прямоугольник с равными сторонами.

Фигура без углов.

Четырехугольник  с непрямыми углами.

Прямоугольник с равными противоположными сторонами.

Направляющая и контролирующая деятельность в ходе работы.

- На экране интерактивной доски появляется рисунок и воспроизводится звук, свидетельствующие о том, что пришло электронное письмо. Чтобы его открыть, необходимо сосчитать все спрятанные здесь геометрические фигуры.

В качестве образца учитель на доске показывает работу на числовом луче. 

- Письмо мы распаковали, но какая же информация нам поступила? (карточки с точками)

Расположите в порядке возрастания. А у себя на листе сделайте соответствующую запись числами.

Что можете сказать о первом числе? (самое маленькое)

По какому правилу записаны числа в ряду? (последующее больше предыдущего на 1).

Числа, стоящие по порядку, начиная с самого маленького числа 1, и подчиняющиеся найденному правилу, называются числовой ряд.

А как вы считаете, заканчивается ли числовой ряд числом 9(нет).

Числовой ряд бесконечен.

Знание числового ряда важно при вычислениях. В этом сейчас и попробуем убедиться.

На уроке мы должны научиться прибавлять и вычитать число 1

Организует коммуникативное взаимодействие, подводящий  и побуждающий диалог.

Исследования на эту тему проводили ученики нашего класса, им предоставим слово.

Проведение пошагового инструктажа.

Организация индивидуальной работы с обучающимися.

Выявление места и причины затруднения, учитель следит за правильной посадкой детей, за правильным расположением тетради на столе.

№1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

№2. Взаимопроверка.

Самостоятельная работа по карточкам (проверка по эталону)

Учитель организует процесс осознания деятельности на уроке и проверяет степень усвоения изученного алгоритма.

- Какую ценную информацию вы сегодня получили на уроке?

Чему научились?

А теперь переверните карточку и оцените свою работу на уроке.

Нам с вами пришла посылка с книгами. Читайте их и становитесь мудрее.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствуют учителя.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

 Слушают и принимают участие в  диалоге.

Слушают и принимают участие в  диалоге.

В сотворчестве с учителем формулируют тему, принимают цели и задачи урока.  

Настраиваются на продуктивную работу.

Вспоминают, проговаривают и аргументируют свои высказывания по имеющимся знаниям.

Решают задачи и находят значения выражений.

Выполнение задания  и самопроверка по образцу.

Выполнение упражнений. Отдых от учебной деятельности.

Работа с интерактивным заданием, предложенным учителем.

Работа с числовым лучом.

Ученики  раскрывают смысл прибавления и вычитания числа 1, обращают внимание на месторасположение чисел в числовом ряду и, исходя из этого, выдвигают и обосновывают гипотезы. Подготовленные дети проводят практическое исследование для всего класса.

Ученик:  (работа  № 1)

Девиз моего исследования:

Все разведать, все узнать.

Легких тропок не искать.

Мне захотелось открыть секреты быстрого прибавления и вычитания числа 1.

Начнем с первого примера. Наша семья, как и многие другие читающие семьи, пользуется услугами почты. Мы выписываем газеты и журналы. Из них мы получаем нужную информацию. Газеты я использовала и для своего исследования. Вот я беру газеты папы и мамы их 2, добавим газету деда, получится 3, еще прибавляю газету бабушки, получаю 4, затем кладу еще одну мою газету, получится всего 5 газет. Делаю вывод: прибавляя по одной газете каждый раз, число газет увеличивается. Число, к которому прибавляю, всегда меньше на один, чем то, которое получаю.

А если я буду убирать по одной газете, число газет уменьшается.

Вот здесь 5 газет, убрала одну, осталось 4, еще одну  - 3, убираем еще 1, остается 2.

Делаю вывод: Число, из которого вычитаю всегда на один больше, чем то, которое получаю.

Выполнить это задание мне легко, так как я хорошо знаю прямой и обратный счет. Вот пример с другими числами 50 + 1 будет 51, а от 1000 – 1 будет 999.

А еще у каждого из вас есть линейка, и кому пока  трудно считать, можно отсчитывать и присчитывать 1 по линейке.

Ученик:  (работа  № 2)

Научиться, быстро прибавить и вычесть 1 помогут прочные знания числового ряда (дети с числами в руках играют роль числового ряда). Я попрошу моих помощников пройти к доске (дети с числами от 1 до 9).

 Первый, второй, третий сделают шаг вперед. Я знаю, что в числовом ряду за 3 идут 4, и если мне нужно к 3+1, то я знаю, что это будет следующее число – 4. А к 4 + 1 то будет 5, это число следует за 4. Итак, можно сделать вывод: прибавляя к числу 1, получаем следующее число.

А теперь посмотрим еще раз на числовой ряд. Чисел здесь 9. Девятый садится на место, стало 8. Из 9 вычли 1, получилось число, которое находится перед ним, оно называется предыдущее. От 8 – 1 получится 7, от 7 – 1 будет 6. Делаю вывод: вычитая 1 из числа, получается предыдущее число. Также  прибавить и вычесть 1 поможет знание «соседей» числа. Например, я знаю, что у числа 25 соседи 26 и 24. Если мне нужно к 25 + 1, то получится 26, а если вычесть 1 из 25 , то будет 24.

Выполнение самомассажа пальцев рук.

При затруднениях в деятельности, дети находят пути выхода из сложившейся ситуации (самостоятельно и с помощью). Творческое сотрудничество. Дети выполняют  задания в тетради.

Самооценка и самоанализ.

Дети сигнализируют карточками.

Личностные:

- выражение положительного отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками

Личностные:

- мотивация учения, нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные:

- умение вести диалог,

- формулирование своей позиции и мнения

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности,

- контроль, оценка, прогнозирование, целеполагание 

Регулятивные:

- формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено и того, что неизвестно,

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Познавательные:

- умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение,

- логические: анализ, сравнение, обобщение

Коммуникативные:

- умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познавательные:

- формировать умение проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации,

Коммуникативные:

- использование речи для планирования и регуляции своей деятельности,

- умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений, доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения,

- умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение

- умение устанавливать причинно – следственные связи,

- логические: анализ, сравнение, обобщение

Регулятивные:

- формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено и того, что неизвестно,

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

- контроль, оценка, саморегуляция

Коммуникативные:

- задавание вопросов, достижение общего решения в совместной деятельности,

- умение выражать свои мысли

Познавательные:                -   общеучебные: поиск и выделение информации, моделирование,                    -логические: анализ, синтез, выбор подходящего способа решения поставленной задачи. 

Познавательные:

- использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия               

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

Личностные:

- адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности,

- самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные:

- управление своей деятельностью,

- контроль, коррекция, оценка

Прогнозируемый  результат: 

- учащиеся научаться выполнять сложение и вычитание числа 1,

- моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, числового отрезка,

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....