Конспект Математика Прибавление и вычитание числа 1.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
план - конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matematika_pribavlenie_i_vychitanie_chisla_1.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Начальная школа XXI века», учебник математика 1 класс часть вторая. Автор учебника В. Н. Рудницкая.
Урок: Математика.
Класс: 1
Тема: Прибавление и вычитание числа 1.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели.
Образовательные:
- познакомить с приёмами сложения и вычитания для случаев вида +,-1
- ввести некоторые свойства числового ряда.
Развивающие:
- развивать математическую речь;
- развивать умение устанавливать закономерности;
- развивать внимание;
- развивать логическое мышление;
- развивать пространственное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению математики;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать любовь и уважение к родным и близким людям, любовь к Родине.
Формирование УУД (метапредметные)
Личностные УУД:
- формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на уроке;
- умение оценивать результат своей работы на уроке
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- отвечать на простые вопросы учителя;
- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- умение осуществлять взаимопроверку.
- участвовать в диалоге на уроке;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- слушать и понимать речь других;
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карточки, конверт с письмом, геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, карточки с точками, посылка с книгами.
Ход урока
1 Организационный момент. Эмоциональное начало урока.
- Урок начинаем с проверки рабочего места.
Подарите друг другу теплую дружескую улыбку. Пусть на уроке вам будет комфортно.
2 Самоопределение к деятельности.
- Для каждого человека в этой жизни есть что – ценное. Некоторые люди, полагают, что самое ценное это информация. Так как считается, если человек владеет информацией, он владеет миром. Как в разные исторические периоды передавалась информация представлено на экране. Какие это способы (почтовый голубь, телефон, посол, спутник, почтальон, телевизор).
- Нам сегодня тоже пришло письмо. Написали его ученики 1 «в» класса. Они сообщают, что сделали много открытий, изучая математику. А совсем недавно разгадали секрет быстрого прибавления и вычитания числа 1. Ребята уверены, что для нас эти знания тоже необходимы. Они желают нам успехов в познании математики.
3 Актуализация знаний. Устный счет.
- Нам пришли по почте фотографии, на которых вы видите людей и предметы. Все они, каким – то образом связаны с числом один. Поясните связь.
(Петр 1, Юрий Гагарин, Иван Федоров, первобытный человек, копейка).
- Предлагаю вам задачу. Определите количество перечисленных в ней предметов.
1.Задача – шутка.
В сад я к бабушке пошел
И копейку там нашел.
Что купил я? Шапку, кепку,
А впридачу сумку, сетку,
Ложку, плошку, майку, лейку –
Все купил я за копейку!
- Сколько предметов купил мальчик? Почему эту задачу можно назвать шуткой?
Были времена, когда на копейку можно было приобрести товар. А сейчас? Запомните пословицу о бережливости. «Копейка – рубль бережет».
2. Задача на логическое мышление.
- Ребята, а для вас в жизни кто является первым человеком? (мама, папа). Очень приятно, что у нас в классе такие любящие дети. И вы, конечно, очень любите общаться со своими родственниками. Ведь общаясь с ними, вы получаете такое количество нужной и полезной информации. Вот как раз об этом следующее задание.
Взрослый человек и ребенок разговаривают друг с другом. Ты, малыш, мне внук, но я тебе не дедушка. А кто?
3.Счет предметов.
- Я попрошу выйти к доске одного желающего. Мы все, на него глядя, выполним задание. Сосчитайте сколько у него одного вместе:
рук, глаз, животов, щек, хвостов, ног, ушей, носов, голов, крыльев, ртов.
4.Решение задач.
- Чем отличаются письма, которые мы получаем по почте от письма, которое я держу?
Правильно, оно без марки. А для чего нужна марка на конверте?
Марка оплачивает путешествие письма в любой город или страну.
Мне известно, что в нашем классе двое детей коллекционируют марки.
К их коллекции я придумала два рассказа. Послушайте и подумайте, чем они похожи и чем отличаются.
У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Вместе у Тани и Саши 10 альбомов.
У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Сколько альбомов с марками у Тани и Саши вместе?
(Составлены рассказы к одному рисунку, названы одинаковые числа и одни и те же герои. Отличие второго рассказа – наличие вопроса.)
Итак, рассказ с вопросом - это задача.
Повторите, что спрашивалось в задаче.
Какое действие выбираете для решения?
Проговорите свое решение. Сравните свое решение с правильным решением.
Что еще можно узнать, имея такую информацию?
Определять будем с помощью какого знака?
Решите и проверьте свое решение.
4 Экспресс – опрос с самопроверкой по образцу.
- Представьте, что вы работники почты, и вам необходимо разобраться в имеющихся бандеролях. Бандероль – это посылка, завернутая в бумагу, в отличие от картонной или фанерной упаковки. На подготовленных листах поставьте на мои утверждения знаками свое согласие «+» или несогласие « - ».
Номера бандеролей идут в порядке убывания?
Каждый последующий номер на бандероли больше предыдущего на 1.
Перед бандеролью с номером 7 находится 9.
Между бандеролями 5 и 7 стоит 6.
Этот ряд с номерами на бандеролях можно продолжить, если поступят новые посылки?
Проверка по образцу на доске.
5 Работа с пособием « Фигуры – великаны».
(в классе имеются мобильные геометрические фигуры)
- Вы справились с работой, но глазки у вас устали. Давайте отдохнем. Слушайте мои задания и выполняйте их только глазами.
Найдите фигуру, о которой я говорю:
Прямоугольник с равными сторонами.
Фигура без углов.
Четырехугольник с непрямыми углами.
Прямоугольник с равными противоположными сторонами.
6 Постановка учебной задачи. Введение нового материала.
1.Геометрические фигуры.
- На экране интерактивной доски появляется рисунок и воспроизводится звук, свидетельствующие о том, что пришло электронное письмо. Чтобы его открыть, необходимо сосчитать все спрятанные здесь геометрические фигуры.
2.Числовой ряд.
- Письмо мы распаковали, но какая же информация нам поступила? (карточки с точками)
Расположите в порядке возрастания. А у себя на листе сделайте соответствующую запись числами.
Что можете сказать о первом числе? (самое маленькое)
По какому правилу записаны числа в ряду? (последующее больше предыдущего на 1).
Числа, стоящие по порядку, начиная с самого маленького числа 1, и подчиняющиеся найденному правилу, называются числовой ряд.
А как вы считаете, заканчивается ли числовой ряд числом 9(нет).
Числовой ряд бесконечен.
Знание числового ряда важно при вычислениях. В этом сейчас и попробуем убедиться.
На уроке мы должны научиться прибавлять и вычитать число 1.
Исследования на эту тему проводила ученица нашего класса, ей предоставим слово.
3. Решение учебной задачи. Исследовательские работы учеников.
Ученик: (работа № 1)
Девиз моего исследования:
Все разведать, все узнать.
Легких тропок не искать.
Мне захотелось открыть секреты быстрого прибавления и вычитания числа 1.
Начнем с первого примера. Наша семья, как и многие другие читающие семьи, пользуется услугами почты. Мы выписываем газеты и журналы. Из них мы получаем нужную информацию. Газеты я использовала и для своего исследования. Вот я беру газеты папы и мамы их 2, добавим газету деда, получится 3, еще прибавляю газету бабушки, получаю 4, затем кладу еще одну мою газету, получится всего 5 газет. Делаю вывод: прибавляя по одной газете каждый раз, число газет увеличивается. Число, к которому прибавляю, всегда меньше на один, чем то, которое получаю.
А если я буду убирать по одной газете, число газет уменьшается.
Вот здесь 5 газет, убрала одну, осталось 4, еще одну - 3, убираем еще 1, остается 2.
Делаю вывод: Число, из которого вычитаю всегда на один больше, чем то, которое получаю.
Выполнить это задание мне легко, так как я хорошо знаю прямой и обратный счет. Вот пример с другими числами 50 + 1 будет 51, а от 1000 – 1 будет 999.
А еще у каждого из вас есть линейка, и кому пока трудно считать, можно отсчитывать и присчитывать 1 по линейке.
Ученик: (работа № 2)
Научиться, быстро прибавить и вычесть 1 помогут прочные знания числового ряда (дети с числами в руках играют роль числового ряда). Я попрошу моих помощников пройти к доске (дети с числами от 1 до 9).
Первый, второй, третий сделают шаг вперед. Я знаю, что в числовом ряду за 3 идут 4, и если мне нужно к 3+1, то я знаю, что это будет следующее число – 4. А к 4 + 1 то будет 5, это число следует за 4. Итак, можно сделать вывод: прибавляя к числу 1, получаем следующее число.
А теперь посмотрим еще раз на числовой ряд. Чисел здесь 9. Девятый садится на место, стало 8. Из 9 вычли 1, получилось число, которое находится перед ним, оно называется предыдущее. От 8 – 1 получится 7, от 7 – 1 будет 6. Делаю вывод: вычитая 1 из числа, получается предыдущее число. Также прибавить и вычесть 1 поможет знание «соседей» числа. Например, я знаю, что у числа 25 соседи 26 и 24. Если мне нужно к 25 + 1, то получится 26, а если вычесть 1 из 25 , то будет 24.
7 Первичное закрепление. Работа в тетради.
№1. Самостоятельная работа с самопроверкой.
№2. Взаимопроверка.
8 Включение знаний в систему.
Самостоятельная работа по карточкам (проверка по эталону)
8 Рефлексия учебной деятельности.
Какую ценную информацию вы сегодня получили на уроке?
Чему научились?
А теперь переверните карточку и оцените свою работу на уроке.
Нам с вами пришла посылка с книгами. Читайте их и становитесь мудрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике "Прибавление и вычитание числа два." 1 класс Школа России.
конспект урока...
Конспект урока математики "Прибавление и вычитание числа 3. Решение текстовых задач". 1 класс "Школа России"
Урок закрепления изученного материала с мультимедийной презентацией....
Презентация по математике "Прибавление и вычитание числа 4". 1 класс. УМК Начальная школа XXI века.
Презентация к уроку математики "Вычитание числа 4". 1 класс...
урок математики "Прибавление и вычитание числа 3"
Технологическая карта урока...
Конспект урока для 1 класса по математике "Прибавление и вычитание числа три".
Готовый конспект открытого урока по математике для 1 класса "Прибавление и вычитание числа три", по программе "Школа России" (учебник Моро)....
Конспект урока по математике "Прибавление и вычитание числа 3"
ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ ЧИСЛО 3Цели урока: познакомить учащихся с приёмами прибавления и вычитания числа 3; продолжать работу над задачами; продолжать развивать умение учащихся сравнивать число и числовое...
Технологическая карта урока по математике "Прибавление и вычитание числа 3"
Технологическая карта урока по математике "Прибавление и вычитание числа 3"...