Час занимательной математики
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Карнаухова Светлана Николаевна

Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_zanimatelnoy_matematiki._3_klass.docx418.93 КБ

Предварительный просмотр:

         Час занимательной математики. 3 класс.

 Карнаухова Светлана Николаевна, учитель начальных классов.

Цель занятия. Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции.

Задачи:

1. Формировать  позитивное отношение к урокам математики  через использование средств активизации  учебного процесса.

2. На материалах  истории математики  учить  приемам поисковой и творческой деятельности.

3. Развивать познавательный интерес.

4. Развивать умение   принимать участие в обсуждении поставленных вопросов, проводить самооценку.

5. Воспитание культуры общения в группе со сверстниками .

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:   умение определять и формулировать цель;    работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний.

1.Организационный  момент

 Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не может подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Запомните все, что без точного счёта

 Не сдвинется с места любая работа!

                      Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на заседании КВМ (Клуба Весёлых Математиков). Сегодня вы должны показать свои знания и проявить находчивость. Я думаю, что все вы согласитесь, что математика – наука важная.

Математика! Мир без неё был бы неинтересен. Без математики бы не совершали бы научные открытия ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Давайте тоже совершим путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов.

2.Из истории.

В 1492 году корабли Христофора Колумба открыли Америку. Шесть лет спустя португалец Васко да гамо обогнул Африку и продолжил морской путь в Индию. Еще через двадцать лет эскадра капитана Магеллана совершила первое кругосветное плавание. Эти годы так и называют – эпохой великих географических открытий.

  А вскоре за великими открытиями на географической карте началась эпоха великих открытий в науке. Росли города, ширилась торговля, все новые и новые корабли отправлялись в далёкие плавания. В городах стали появляться первые фабрики, для большой торговли нужно было изготовлять много разных товаров.

  Но вручную работа шла медленно. Для того чтобы её ускорить , люди стали изобретать себе помощников: разные машины и станки. Сначала это были простые машины. Однако с каждым десятилетием машины становились всё «умнее» и сложнее. А сложную машину по старинке « на глаз» строить нельзя. Ее обязательно надо сначала рассчитать.

Так появилась новая наука – механика, наука о движении, которая помогала рассчитывать машины. Но ведь всякие расчеты и вычисления – это наша старая знакомая математика.

Морякам, которые стали плавать по всем морям и океанам, нужно было, как можно точнее определять по Солнцу и звёздам место своего корабля, Поэтому астрономы взялись за составление подробных звёздных карт и мореходных таблиц. Но это опять вычисление – и значит, опять математика.

И физика, и небесная механика, и другие точные науки, которые стали появляться одна за другой, - все они, в конце концов, широко пользовались математикой. Ведь всюду, где надо что-то считать, измерять, сравнивать, без математики не обойтись. А чем дальше, тем больше и точнее нужно было считать.

Класс делится на три команды

Первое задание. Разминка .Отгадывание ребусов.

Для 1 команды.

100   C:\Users\Римма\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\BU6E6A9V\MM900282742[1].gifC:\Users\Римма\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\BU6E6A9V\MM900282742[1].gif       

Для  2 команды .

 

Для 3 команды .                          

,        , , ,C:\Users\Римма\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\9C6L2EAW\MC900231190[1].wmf

 

Второе задание. Задачи-шутки

Задача 1. Делёж.

Разделить 5 яблок между пятью друзьями так, чтобы каждый получил по яблоку  и  одно яблоко осталось в корзине.

Решение: один человек берет яблоко вместе с корзиной.

Задача 2.

Портной имеет кусок сукна в 16  метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?

Решение. Если этот вопрос задан быстро и отвечающий не имеет времени на размышление, то часто можно услышать неправильный ответ: по истечении 8 дней. На самом деле последний кусок будет отрезан по истечении 7 дней.

Задача 3.

Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу:

— Не проведя никакой записи, увеличь это число на 12 и покажи мне

Ответ. Недолго думая, товарищ показал ответ.

— А вы, ребята, это сделать сумеете?

Ответ: перевернуть бумажку, и получится число 98.

Третье задание. Решение примеров.

               

               Для  1  команды:   * 3 *

                                   3 * 3

                                   0 0 0

Для 2  команды:   * 7 *

                               2 * 9

                              6  6  6

Для 3  команды:       3 * 5

                                   * 8 *

                                   6 4 9

Четвёртое задание. Задачи – шутки.

1–я –  Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько км пробежала каждая лошадь?

2-я  -  Когда гусь стоит на на  двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить  гусь, когда встанет на одну лапу?

 3 – я  -  У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей в семье?

  1. А теперь подведем итог.

Жюри подсчитывает количество кружочков в конвертах команд.

Отметим самых активных участников и самых умных и быстро считающих.

Награждается команда – победитель.

Пятое задание.  Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?

 Тринадцать.

 A вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.
Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом "7".

Варианты ответов:

 Семеро с ложкой – один с сошкой.
– Лук – от семи недуг.
– За семью морями.
– Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.
– Семи пядей во лбу.
– Седьмая вода на киселе.
– До седьмого пота.
– Семь верст до небес.
– За семь верст киселя хлебать.
– На седьмом небе.
– Семеро одного не ждут.
– Семь бед – один ответ.
– Семь раз отмерь – один отрежь.
– У семи нянек дитя без глазу.
– Семь пятниц на неделе.
– В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Шестое задание.

43F8C1E9

Задание седьмое. Логические задачи.

1.Десять пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей. Сколько всего лапок оказалось свободными.(60)

2.Знайка, Незнайка и Пилюлькин  живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

3.Хоккейная команда провела три матча, забив в ворота противника всего 3 шайбы и пропустив 1 шайбу. Один матч она выиграла, другой свела вничью, а третий проиграла. С каким счётом закончился каждый матч?( 3:0;  0:0; 0:1;)

Задание восьмое. Геометрические задачи.

1.Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало у крышки?(5)

2.Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на четыре части так, чтобы две из них были четырёхугольной формы, а две треугольной формы.

3.Квадрат состоит из девяти квадратов. Сколько всего квадратов на рисунке?

(14)

Задание девятое. Логогрифы.

1.Он – грызун не очень мелкий,Ибо чуть побольше белки,А заменишь "У” на "О” – Будет круглое число. (сурок – сорок)

2.С буквой «Р» - с овцы стригут                                       

В нити прочные прядут.

А без «Р» - нужна для счёта,

Цифрой быть - её работа. (шерсть – шесть)

3.Рождаюсь на мебельной фабрике я

И в каждой квартире нельзя без меня.

Отбросишь последнюю букву мою –

Названье большому числу я даю.(стол – сто)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...