Час занимательной математики
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_zanimatelnoy_matematiki._3_klass.docx | 418.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Час занимательной математики. 3 класс.
Карнаухова Светлана Николаевна, учитель начальных классов.
Цель занятия. Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции.
Задачи:
1. Формировать позитивное отношение к урокам математики через использование средств активизации учебного процесса.
2. На материалах истории математики учить приемам поисковой и творческой деятельности.
3. Развивать познавательный интерес.
4. Развивать умение принимать участие в обсуждении поставленных вопросов, проводить самооценку.
5. Воспитание культуры общения в группе со сверстниками .
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний.
1.Организационный момент
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не может подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа!
Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на заседании КВМ (Клуба Весёлых Математиков). Сегодня вы должны показать свои знания и проявить находчивость. Я думаю, что все вы согласитесь, что математика – наука важная.
Математика! Мир без неё был бы неинтересен. Без математики бы не совершали бы научные открытия ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Давайте тоже совершим путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов.
2.Из истории.
В 1492 году корабли Христофора Колумба открыли Америку. Шесть лет спустя португалец Васко да гамо обогнул Африку и продолжил морской путь в Индию. Еще через двадцать лет эскадра капитана Магеллана совершила первое кругосветное плавание. Эти годы так и называют – эпохой великих географических открытий.
А вскоре за великими открытиями на географической карте началась эпоха великих открытий в науке. Росли города, ширилась торговля, все новые и новые корабли отправлялись в далёкие плавания. В городах стали появляться первые фабрики, для большой торговли нужно было изготовлять много разных товаров.
Но вручную работа шла медленно. Для того чтобы её ускорить , люди стали изобретать себе помощников: разные машины и станки. Сначала это были простые машины. Однако с каждым десятилетием машины становились всё «умнее» и сложнее. А сложную машину по старинке « на глаз» строить нельзя. Ее обязательно надо сначала рассчитать.
Так появилась новая наука – механика, наука о движении, которая помогала рассчитывать машины. Но ведь всякие расчеты и вычисления – это наша старая знакомая математика.
Морякам, которые стали плавать по всем морям и океанам, нужно было, как можно точнее определять по Солнцу и звёздам место своего корабля, Поэтому астрономы взялись за составление подробных звёздных карт и мореходных таблиц. Но это опять вычисление – и значит, опять математика.
И физика, и небесная механика, и другие точные науки, которые стали появляться одна за другой, - все они, в конце концов, широко пользовались математикой. Ведь всюду, где надо что-то считать, измерять, сравнивать, без математики не обойтись. А чем дальше, тем больше и точнее нужно было считать.
Класс делится на три команды
Первое задание. Разминка .Отгадывание ребусов.
Для 1 команды.
100 |
Для 2 команды .
|
Для 3 команды .
, , , ,
Второе задание. Задачи-шутки
Задача 1. Делёж.
Разделить 5 яблок между пятью друзьями так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.
Решение: один человек берет яблоко вместе с корзиной.
Задача 2.
Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
Решение. Если этот вопрос задан быстро и отвечающий не имеет времени на размышление, то часто можно услышать неправильный ответ: по истечении 8 дней. На самом деле последний кусок будет отрезан по истечении 7 дней.
Задача 3.
Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу:
— Не проведя никакой записи, увеличь это число на 12 и покажи мне
Ответ. Недолго думая, товарищ показал ответ.
— А вы, ребята, это сделать сумеете?
Ответ: перевернуть бумажку, и получится число 98.
Третье задание. Решение примеров.
Для 1 команды: * 3 *
3 * 3
0 0 0
Для 2 команды: * 7 *
2 * 9
6 6 6
Для 3 команды: 3 * 5
* 8 *
6 4 9
Четвёртое задание. Задачи – шутки.
1–я – Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько км пробежала каждая лошадь?
2-я - Когда гусь стоит на на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну лапу?
3 – я - У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей в семье?
- А теперь подведем итог.
Жюри подсчитывает количество кружочков в конвертах команд.
Отметим самых активных участников и самых умных и быстро считающих.
Награждается команда – победитель.
Пятое задание. Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?
Тринадцать.
A вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.
Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом "7".
Варианты ответов:
Семеро с ложкой – один с сошкой.
– Лук – от семи недуг.
– За семью морями.
– Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.
– Семи пядей во лбу.
– Седьмая вода на киселе.
– До седьмого пота.
– Семь верст до небес.
– За семь верст киселя хлебать.
– На седьмом небе.
– Семеро одного не ждут.
– Семь бед – один ответ.
– Семь раз отмерь – один отрежь.
– У семи нянек дитя без глазу.
– Семь пятниц на неделе.
– В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Шестое задание.
Задание седьмое. Логические задачи.
1.Десять пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей. Сколько всего лапок оказалось свободными.(60)
2.Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?
3.Хоккейная команда провела три матча, забив в ворота противника всего 3 шайбы и пропустив 1 шайбу. Один матч она выиграла, другой свела вничью, а третий проиграла. С каким счётом закончился каждый матч?( 3:0; 0:0; 0:1;)
Задание восьмое. Геометрические задачи.
1.Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало у крышки?(5)
2.Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на четыре части так, чтобы две из них были четырёхугольной формы, а две треугольной формы.
3.Квадрат состоит из девяти квадратов. Сколько всего квадратов на рисунке?
(14)
Задание девятое. Логогрифы.
1.Он – грызун не очень мелкий,Ибо чуть побольше белки,А заменишь "У” на "О” – Будет круглое число. (сурок – сорок)
2.С буквой «Р» - с овцы стригут
В нити прочные прядут.
А без «Р» - нужна для счёта,
Цифрой быть - её работа. (шерсть – шесть)
3.Рождаюсь на мебельной фабрике я
И в каждой квартире нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою –
Названье большому числу я даю.(стол – сто)
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...