Урок математики по программе «Перспективная начальная школа". Тема: «Десяток и единицы»
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме
Урок математики в 1 классе по теме "Десяток и единицы"разработан по прогрмме " Перспективная начальная школа" На уроке дети познакомятся с понятием десяток и понятием единицы,научатся записывать двузначные числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики в 1 классе по теме:" Десяток и единицы" | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики по программе «Перспективная начальная школа» по ред. Н. А.Чуракова.
Тема: «Десяток и единицы»
Цель: Познакомить учащихся с понятием десяток и единицы.
Планируемые результаты:
предметные: формирование понятия числа второго десятка; умение записывать двузначные числа, анализировать структурный смысл записи: число двузначное, первая цифра — число десятков, вторая — число единиц.
метапредметные: ставить учебные цели и задачи, получать информацию в результате смыслового прочтения текста, использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений.
личностные: воспитывать бережное отношение при работе с учебником и тетрадью для самостоятельной работы; воспитывать дисциплинарные традиции (подготовка к уроку, поднятая правая рука при желании ответить); воспитывать культуру общения.
Оборудование: учебник, тетрадь для письменных работ, тетрадь на печатной основе, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
- Ребята, давайте проверим какое у вас сейчас настроение? У вас на партах лежат рисунки солнышка и тучки. Если вы готовы к уроку и у вас солнечное настроение, то покажите мне солнышко, а если вас что то беспокоит, нет настроения, то покажите мне тучку.
( Дети показывают картинки)
- Спасибо. Я вижу, что вы все пришли сегодня в класс с хорошим настроением.
- Тогда приступаем к уроку математики.
2. Актуализация знаний.
В начале урока я предлагаю вам отгадать вот такую загадку.
3 2 1 4 6 5 8 7 9 10
гля е дво дят дво да слу е ша ют
Ответ: глаза и уши.
- На уроке математики надо очень внимательно смотреть и слушать учителя, чтобы не допускать ошибок и хорошо запомнить изученный материал.
Устный счет. (презентация)
веселые задачки.
1. Всюду Павлику почёт,
Павлик блинчики печёт.
9 блинчиков сгорело,
А последний был сырой.
Сколько блинчиков испортил наш «герой»? (9+1=10)
2. Стала курица считать маленьких цыпляток:
Жёлтых 5 и чёрных 5,
Сколько вместе - не понять? (5+5=10)
3. Два, один, четыре, три
Сколько цифр, посмотри,
Если мы их сложим вместе,
То получим в сумме… ( 2+1+4+3=10 )
- Какой ответ получается во всех этих задачах? ( 10 )
- Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? ( ответы детей )
3. Изучение нового материала.
- Ребята, откройте учебник на странице 20 и давайте проверим ваши ответы. Прочитайте вверху название сегодняшней темы. (Дети читают название темы: «Десяток и единицы»)
- Кто-нибудь знает, что такое десяток и что такое единицы? (Ответы детей)
- Давайте определим с вами цель сегодняшнего урока.
Дети определяют цель : Узнать на уроке, что же значит десяток и что значит единицы?
- Сейчас Никита прочитает задание, а вы следите по тексту и внимательно слушаете.
- Посмотрите на картинку, посчитайте и скажите сколько гвоздей в ящике? (В ящике10 гвоздей).
- Сколько гвоздей отнес Миша сначала? (Сначала Миша отнес 10 гвоздей)
- Сколько еще гвоздей понадобилось? (Еще понадобилось 2 гвоздя)
- Мы можем сказать сколько всего гвоздей Миша отнес дедушке? (Да. Всего Миша отнес дедушке 12 гвоздей)
- Хорошо. На столе у вас лежат счетные палочки. Отсчитайте 10 палочек. (Дети отсчитывают 10 палочек. )
- Свяжите их. (Дети связывают. Учитель также связывает десяток из счетных палочек)
- Ребята, десять связанных палочек — это есть десяток. Положите этот десяток палочек на парту. (Дети кладут десяток на парту)
- Возьмите еще 2 палочки. (Дети берут 2 палочки)
- Положи их рядом с десятком. (Дети кладут рядом с десятком 2 палочки )
- Десять палочек, то есть десяток плюс еще 2 палочки. Сколько всего палочек? (Десяток плюс 2 палочки будет 12)
- Верно. Как вы думаете, число гвоздей равно числу палочек? (Да равно, потому что гвоздей 12 и палочек получилось 12)
- Теперь выполняем задание под цифрой 2. Запиши число гвоздей, которые принес Миша, в виде суммы: 10+2. (Учитель записывает сумму на доске, ученики в тетради)
- Чему равна сумма? (Сумма равна 12)
- Запиши число 12 в тетрадь. (Дети записывают число в тетрадь, учитель на доске).
- В данном числе 12 — число 1 это первое слагаемое 10 (десять) то есть десяток, а число 2 это второе слагаемое, которое обозначаем как 2 единицы. (Учитель подчеркивает красным число 1 — десяток и первое слагаемое 10. Синим учитель подчеркивает 2 единицы и второе слагаемое)
- Сколько цифр используется для записи числа 12? (Для записи числа 12 используется две цифры.)
- Можно ли это число назвать однозначным? (нет, нельзя)
- Почему? (Потому что в однозначном числе только одна цифра, а в двузначном две)
- Все верно. Число 12 — двузначное. И оно называется ДВЕНАДЦАТЬ. Запись состоит из двух цифр. Назовите еще раз из чего состоит число 12? (число 12 состоит из 1-го десятка и 2-х единиц).
- Ниже найдите рисунок, на котором изображено 12 палочек. Какой это рисунок? (Это второй рисунок)
- Проверим. На первом рисунке сколько палочек десяток да еще одна палочка, то есть одна единица, сколько всего палочек? (Десяток плюс одна палочка всего 11 палочек)
- Сколько палочек на втором рисунке? (14 палочек)
- На третьем? (12 палочек)
- На четвертом? Один десяток плюс еще один десяток, сколько всего палочек? (20 палочек.)
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
- Выполняем задание 3 на странице 21. Рассмотрите рисунки. Что изображено на первом и втором рисунке? (На первом и втором рисунке изображены грибы)
- Сколько грибов обведено замкнутой линией на каждом рисунке? (Замкнутой линией обведено 10 грибов)
- По-другому мы как называем число 10? (десяток)
- Значит на каждом рисунке замкнутой линией обведен десяток грибов. Сколько грибов вне этой линии на каждом рисунке? (На первом рисунке вне линии 5 грибов, на втором рисунке грибов вне линии нет)
- Значит на первом рисунке вне линии 5 грибов, по другому можно сказать 5 единиц.
- Для каждого рисунка запиши число всех изображенных предметов в виде числа десятков и числа единиц. Первый рисунок, какое число запишите (Мы запишем число 15.)
- Почему 15? (Потому что один десяток да еще 5 единиц. Дети записывают в тетрадь число 15, учитель на доске)
- Второй рисунок, какое число запишите? ( мы запишем число 10)
- Почему 10? (Потому что изображен всего один десяток. Дети записывают число 10 в тетрадь, учитель на доске).
- Сравните данные двузначные числа. Сколько десятков в числе 15? (В числе 15 один десяток)
- Сколько десятков в числе 10? (В числе 10 один десяток) (Десятки подчеркиваются красным цветом.)
- Сколько единиц в числе 15? (В числе 15, 5 единиц)
- Сколько единиц в числе 10 (В числе 10, 0 единиц)
- Какое число будет больше, в котором 5 единиц или в котором 0 единиц? (Число 15 будет больше числа 10, потому что в нем 5 единиц, а 5 единиц больше чем 0 единиц)
- Итак, в состав каждого числа входит один десяток (то есть число десятков одинаково) и разное число оставшихся единиц. Поэтому больше будет то число, в котором больше число оставшихся единиц.)
- Выполняем задание 4. Выпиши в свою тетрадь по порядку все двузначные числа, в которых 1 десяток. Сделать это тебе помогут рисунки. Рассмотрите рисунки. (Дети рассматривают рисунки)
- Красным цветом на рисунке обозначен десяток, а синий — оставшиеся единицы и в полосках и в записи числительных. Прежде чем записать двузначные числа, что мы можем сказать гладя на рисунок, что-нибудь изменяется на рисунке? Что остается неизменным, а что меняется? (Число десятков не изменяется, а число единиц увеличивается)
- На сколько увеличивается число единиц? (Число единиц увеличивается на один)
- первый столбик, какое двузначное число в нем спряталось? (Число 10)
- Во втором столбике? (Число 11) и. т.д. до последнего столбика. (Дети записывают числа в тетрадь, учитель на доске)
- Ниже рисунка дана цепочка. Начинается она с числа 10 и 11. 10 меньше. 11 меньше какого числа? (11 меньше 12)
- Продолжи цепочку. (11 меньше 12, 12 меньше 13, 13 меньше 14, 14 меньше 15, 15 меньше 16, 16 меньше 17, 17 меньше 18, 18 меньше 19)
- Ниже прочитайте, как правильно называются данные числа. (Дети читают названия чисел)
- Покажите в каждом слове — названии числа ту часть, которая указывает на количество единиц.
4. Закрепление пройденного материала.
- Закрываем учебники и тетради для письменных работ. Убираем их на край стола. Открываем тетради на печатной основе, страница 26, задание под номером один. Прочитайте задание. (Дети читают задание)
Самостоятельная работа
- Первый рисунок, сколько палочек изображено? (Изображено 14 палочек).
- Запишите число 14. ( далее дети выполняют задание самостоятельно)
- Подчеркни красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим — цифру, обозначающую число единиц. (Дети подчеркивают десятки и единицы)
- Задание под номером 2. Прочитайте задание. (Дети читают задание и выполняют самостоятельно)
Взаимопроверка
- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, как он выполнил задание.
Кто обнаружил ошибку у товарища, поднимите руку и прокомментируйте его работу.
5. Рефлексия учебной деятельности.
- Какая тема нашего урока?
- Какую цель мы ставили?
- Как вы думаете, мы её достигли?
Формирование самооценки у детей
- Оцените свою работу на уроке с помощью рисунков солнышка или тучки.
- Прокомментируйте свой выбор, продолжая рассуждение:
Я выбрал солнышко, потому что сегодня на уроке я ……
Я выбрал тучку, потому что сегодня на уроке я …….
- Ребята, я тоже показываю вам солнышко, потому что считаю, что вы сегодня хорошо поработали на уроке и достигли поставленной цели. Всем спасибо, урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока математики во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа», тема "Учимся решать уравнения"
Данный урок по типологии является уроком изучения нового материала. Обучающиеся знакомятся с одним из важнейших алгебраических понятий – понятием уравнения. Знакомство это осуществляется на основе соп...
Урок математики во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" Тема: Действия первой и второй ступени.
Тема: Действия первой и второй ступени.Цели: рассмотрение вопроса о действиях первой и второй ступени.Образовательные:- Научить выполнять арифметические действия в выражениях без скобок;- Вырабо...
Урок математики во 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" Тема: Тяжелее-легче
При изучении данной темы происходит знакомство учащихся с проявлением новой величины, которая называется «масса».На данном этапе мы ещё не обязательно употреблять термин «масса», но надо выражат...
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Конспект урока математики , 3 класс, программа "Перспективная начальная школа". Тема: "Сочетательное свойство умножения"
На данном уроке учащиеся в роли ученых раскрывают сочетательное свойство умножения, применяют это свойство при решении задач и выражений. Используя словарь Ожегова и энциклопедию, дети зна...