Рабочая программа по математике и конструированию. 2 класс. Школа России. ФГОС
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Математика и конструирование" 3 класс. Авторы С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2013 г. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_konstruirovanie_2_klass._sergeeva_n.a.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Быковская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Джурко
Шипуновского района Алтайского края
Согласовано Методическим Советом школы Протокол №……от……………….. 2013 г. Председатель…………………….………. /В.Ф. Портнягина/ «……..»……………………..... 2013 год. | «Утверждаю» Директор МБОУ Быковская СОШ имени А.С. Джурко Приказ №……от…………….. 2013 г. ………………………………………….. /С.И. Журавлева/ «……..»…………………….. 2013 год. |
Рабочая программа
начальной ступени общего образования
учебного курса
«Математика и конструирование»
2 класс
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Сергеева Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и программы факультативного курса «Математика и конструирование», авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С. В.Степанова, принадлежащей системе учебников «Школа России».
Программа составлена для работы во 2 классе общеобразовательной школы по курсу «Математика и конструирование» УМК «Школа России».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и программы факультативного курса «Математика и конструирование», авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С. В.Степанова, принадлежащей системе учебников «Школа России».
Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе, программа которого рассчитана на 4 класса начальной школы (1 ч в неделю в каждом классе), курс обеспечен специальными пособиями для учащихся и учителя.
Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Факультативный курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для каждого следующего года обучения.
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Содержание курса
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Тематическое планирование
Ниже представлено тематическое планирование факультативного курса с использованием пособия «Математика и конструирование» С. Я. Волковой, О. JI. Пчёлкиной.
Календарно - тематическое планирование учебного курса «Математика и конструирование»
во 2 классе (34 ч)
№ п/п | Дата проведения | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | Примечание |
07.09.13 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | С. 4-9 | ||
14.09.13 | Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» | Приложение 4, с. 84, 85 | ||
21.09.13 | Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | С. 10-13 | |
28.09.13 | Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». | С. 14-17 Приложение 1,с. 80-81 | ||
05.10.13 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | С. 18-21 | ||
12.10.13 | Диагонали прямоугольника и их свойства. | С. 22-23 | ||
19.10.13 | Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства | С. 24-31 | ||
26.10.13 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | С. 32-34 | ||
02.11.13 | Середина отрезка | Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений) Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) | С. 35-38 | |
16.11.13 | Середина отрезка | |||
23.11.13 | Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля | С. 43-45 | ||
30.11.13 | Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» | Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) | С. 39-40 | |
07.12.13 | Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки» | С. 42 | ||
14.12.13 | Практическая работа «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | С. 31 | ||
21.12.13 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | С. 46-56 | |
11.01.14 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||
18.01.14 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||
25.01.14 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||
01.02.14 | Построение прямоугольника, вписанного в окружность | |||
08.02.14 | Практическая работа «Изготовление ребристого шара» | Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию | С. 57, 58, 64 | |
15.02.14 | Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»» | |||
01.03.14 | ||||
15.03.14 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля | С. 67-69 | |
22.03.14 | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. | Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия | С. 70-76 | |
05.04.14 | Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) | |||
12.04.14 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». | Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия | С. 77-79 | |
19.04.14 | Изготовление чертежа по рисунку изделия | |||
26.04.14 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | Дополнять чертёж недостающим размером | Приложения 2, 3 с. 82, 83 | |
03.05.14 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | |||
10.05.14 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» | Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки | Приложения 5, 6 с. 86-89 | |
17.05.14 | ||||
24.05.14 | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | Приложение 7,с. 90-95 | |
29.05.14 | Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». | |||
30.05.14 | Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Сборник рабочих программ Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебной системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей образовательных организаций М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. Москва. Издательство «Просвещение» - 2014. Пособие для учащихся Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2013 г. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике и конструированию, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В пособии представлен учебный материал, соответствующий программе курса «Математика и конструирование», который создаёт условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся, помогает формировать элементы конструкторских и графических умений, развивать воображение и логическое мышление детей. |
Технические средства | |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
1. Наборы счётных палочек. параллелепипед, пирамиду, цилиндр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа россии фгос ноо
рабочая программа по литературному чтению предназначена для учителей начальных классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Пояснительная записка к рабочей программе по математике во 2 классе ("Школа России", ФГОС)
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Математика" ("Школа России") ФГОС, содержание учебного предмета, предметные результаты изучения курса, место учебного предмета в учебном план...
рабочая программа по математике 2 кл УМК "Школа России" ФГОС с ууд
Рабочая программа по математике составлена для УМК "Школа России" и содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по математике 1-4 классы "Школа России" (ФГОС)
Рабочая программа по математике 1-4 классы "Школа России" (ФГОС) Моро, Бантова, Бельтюкова, разработана в соответствии с рекомендациями МОиН Краснодарского края...
Рабочая программа по математике 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа по математике и конструированию (УМК "Школа России, 4 класс)
Рабочая программа по математике и конструированию для 4 класса начального общего образования составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по математи...
Рабочая программа по математике 1-4 УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по математике 1-4 УМК "Школа Росии" ФГОС...