рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа россии фгос ноо
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Глаголева Юлия Владимировна

рабочая программа по литературному чтению предназначена для учителей начальных классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_poln._el._var.docx86.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Никольская СОШ»

Согласовано с заместителем директора по УВР 30.08.2012

______________/О.А.Лаптева

Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №1 от 31.08.2012

«Утверждаю»

Приказ №_____от 01.09.2012

Директор школы:__________/О.В. Бабкина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению для 2 класса, общеобразовательное обучение,  

составлена на основе: Программы начального общего образования.

Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010г.,

учебника Литературное чтение. 2 кл.  /[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

на 2012-2013 учебный год

Составил: учитель начальных

классов  ВКК Глаголева Ю.В.

 

2012 г.

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 153  учебных часа в год, 4,5 часа в неделю. Программа базового уровня, модифицированная.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и мето дических рекомендаций:

  1. Закон «Об образовании». Ст.55 п.4
  2. Приказ  Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области "Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" №760 от 27.08.2012г.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Россий ской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.
  4. Основная образовательная Программа: Приказ Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Россий ской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных уч реждениях, на 2012 – 2013 учебный год.
  6. Образовательная программа образовательного учреждения МКОУ «Никольская СОШ»
  7. Учебный план образовательного учреждения МКОУ «Никольская СОШ»

 на 2012 – 2013 учебный год.

  1. Программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010г.,
  2. Программа В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте и развитие речи» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение».
  3. Сборника рабочих программ «Школа России» (литературное чтение) – М.: Просвещение, 2011г., учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», .,
  4. Литературное чтение. 2 класс: для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение 2012 г.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. По собие для учителя под редакцией А. Г. Асмолова.
  6. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Ло гиновой.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, определены с учетом особенностей  муни ципального образования и в соответствии с Примерными программами начального общего образования. Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в сис теме образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятель ности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении литературных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  3. воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, форми рование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре на родов многонациональной России и других стран.

Курс литературного чтения призван решить ряд задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание ду ховной сущности произведений.

Обоснованием выбора данной авторской программы является то, что она входит в УМК «Школа Рос сии», по которому работают начальные классы муниципального образования.  Кроме того, она наиболее со ответствует  уровню подготовленности и развития учащихся данного муниципального образования.

Комплект «Школа России» представляет собой модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющую полное программно – методическое обеспе чение. Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образова тельные области и учебные предметы.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Феде рального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных обязательных программ, отнесены к элементам дополнительно (необязательного) содержания.

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребёнка.

Приоритетным направлением для данной концепции является духовно – нравственное развитие ребёнка, утверждающее такие человеческие ценности, как согласие, сотрудничество и взаимопонимание.

В концепции изложены идеи как общепедагогические. Так и конкретно – методического характера, что гарантирует достижение положительных результатов и обеспечение слияние обучения, развития, и воспитания младших школьников в единый органичный процесс образования.

Концептуальные основы комплекта «Школа России»:

  1. учебно – методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно - развивающее образование младших школьников;
  2. программы и учебники комплекта обеспечивают граждански – ориентированное образованите младших школьников;
  3. комплект обеспечивает глобально – ориентированное образование младших школьников;
  4. комплект «Школа России» обеспечивает экодекватное образование младших школьников.

  Основные цели и задачи предмета

Цель:

  1. научить детей художественную литературу,
  2. подготовить к её систематическому изучению в средней школе,
  3. вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Задачи:

  1. развитие фонематического слуха;
  2. умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге,
  3. устанавливать их взаимосвязь и последовательность;
  4. совершенствование речевого аппарата учащихся; выработку отчётливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков;
  5. расширение и уточнение представлений об окружающей действительности;
  6. обогащение словаря учащегося;
  7. развитие умения слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
  8. овладение сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с книгой и текстом;
  9. развитие связной речи учащихся.

В начальном обучении предмет «Литературное чтение» занимает одно из ведущих мест, так как на правлен  на формирование коммуникативной  и читательской компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Литературное чтение» носят универсальный, обобщающий характер, по скольку успехи в изучении чтения во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школь ным предметам.

        Общая характеристика курса

        «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

         Раздел «Круг детского чтения» включает произведения уст ного творчества народов России и зарубежных стран, произ ведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драмати ческие произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нрав ственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьни ков читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как ис точником различного вида информации и формирование би блиографических умений.

         Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (уме ние читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меня ются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируют ся приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания про читанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осва ивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомитель ное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

         Совершенствование устной речи (умения слушать и го ворить) проводится параллельно с обучением чтению. Со вершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказыва ния, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и класси ческих) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно по полняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

         Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художе ственные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

         Программой предусмотрена литературоведческая пропе девтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литератур ного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», срав нение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музы кальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдви гается художественный образ (без термина). Сравнивая художе ственный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство соз дания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Дети осваивают разные виды пересказов художествен ного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

         Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащим ся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизнен ный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспе чивает полноценное восприятие литературного произведе ния, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (от рывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочине ния, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произ ведений словесного искусства.

         Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

         Курс «Литературное чтение» во 2 классе рассчитан на 153 часа: 4,5 часа в неделю, 34 рабочих недели. С целью расширенного изучения ряда тем добавлено 0,5 часа за счёт школьного компонента.

         Результаты изучения курса

         Реализация программы обеспечивает достижение выпускни ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

         Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;
  5. формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;
  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10)        наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

         Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;
  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;
  11. готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

         Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и ми ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;
  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий;
  4. использование разных видов чтения (изучающее (смысло вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию;
  6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находим, средства выразительности, пересказывать произведение;
  7. умение работать с разными видами текстов, находить ха рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  8.  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

         СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

         Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после довательности событий, осознание цели речевого высказыва ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых уме ний и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе ние целей создания этих видов текста. Умение ориентировать ся в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси, начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания про читанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на приме ре народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспро изведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рас сказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и собы тия. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, харак тер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыс лей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавли-вание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг менту: характеристика героя произведения (выбор слов, вы ражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру по ступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотнесе ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком ство с простейшими приёмами анализа различных видов тек ста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.  Ключевые или опорные слова. Построение алгорит ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных на родов (малые фольклорные жанры, народные сказки о жи вотных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушки на, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и дру гих классиков отечественной литературы XIX—XX вв., клас сиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз личными способами работы с деформированным текстом и ис пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Календарно-тематическое планирование 

уроков литературного чтения во 2 классе 

МКОУ «Никольская СОШ»

Учитель Глаголева Ю.В.

2012 – 2013 уч. год


Дата план

Дата факт

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Формируемые УУД

Домашнее задание

Введение. Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике по  литературному чтению.

 Рассматривать иллюстрации,

соотносить их содержании с содержанием              текста в учебнике.

Знать и применять систему условных  обозначений при выполнении заданий.

 Находить нужную главу и нужное  произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия  содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач                                                                

Принести книгу, прочитанную летом и вызвавшую наибольший интерес.

Самое великое чудо на свете (4 ч.)

Игра «Крестики-нолики»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.

Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных  источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.

Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и  о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей

Подобрать пословицы о книгах, уметь объяснить их смысл.

Самое великое чудо на свете

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач

Сходить в библиотеку, рассказать о том, как можно найти нужную книгу.

Библиотеки

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки

Принести в класс старую книгу, рассказать о ней.

Книги

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Выучить стих-е стр. 12

Устное народное творчество (16 ч.)

Устное народное творчество

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог 

Стр. 14-15, подобрать пословицы.

Русские народные песни

Учиться  основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

Стр. 16-19, выучить любую песню.

Русские народные потешки и прибаутки

Осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков. Учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

Стр. 20-21, попробовать сочинить потешку.

Скороговорки, считалки, небылицы.

Стр. 22-23 выразительное чтение

Загадки, пословицы, поговорки

Стр. 24-25 Выполнить задания

Попробовать сочинить загадку.

Сказки

Народные сказки.

 Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…»

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку ( по иллюстрации, по плану,  от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Выучить стихотворение стр. 30-31

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы.

Подготовить пересказ сказки.

Сказка «У страха глаза велики»

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы

Перечитать сказку, выполнить зад. 6-7 на стр. 38

Сказка «Лиса и тетерев»

Устанавливать причинно-следственные связи , строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы

Подготовить выразительное чтение сказки.

Сказка «Лиса и журавль»

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы

Выразительное чтение сказки, иллюстрация к ней.

Сказка «Каша из топора»

Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы

Подготовиться к чтению сказки по ролям.

Сказка «Гуси-лебеди»

Перечитать сказку.

Сделать рисунок, подготовить пересказ сказки.

Викторина по сказкам

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КВН «Обожаемые сказки»

Люблю природу русскую. Осень (10 ч.)

Люблю природу русскую. Осень.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением;                            подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности;                                  подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные  картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.

Составить небольшой рассказ на тему «Осень»

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Учиться  основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

Осуществлять анализ объектов с выделением  существен-

ных и несуществен-

ных признаков. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.

Учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации  настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Выучить стих-е на стр. 68

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»

Выучить понравившееся стихотворение

А.Фет «Ласточки пропали…»

Выучить стихотворение на стр.71

Осенние листья.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.

Подготовить выразительное чтение стих-й стр. 72 - 75

Попробовать сочинить стихотворение об осени

В.Берестов «Хитрые грибы»

Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, Выделять существенную информацию.

Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.

Выразительное чтение стих-й на стр.76. нарисовать грибы.

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

Повторить произведения изученного раздела.

Сделать рисунок на тему «Осень», подготовить рассказ по нему.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Декламировать произведения.

Русские писатели (16 ч.)

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках.

 Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).

Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для  ориентировки в доступном кругу чтения.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представляя эту информацию в группе.

Учиться  основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

Осуществлять анализ объектов с выделением  существен-

ных и несуществен-

ных признаков.

Выучить наизусть отрывок из произведения.

Стихи А Пушкина.

Выделять существенную информацию.  Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирическое произведение и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение)

Выучить понравившееся стихотворение

Проиллюстрировать любое стихотворение Пушкина

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки

Учиться  основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию, прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Перечитать 1-3 части сказки.

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Дочитать сказку

Нарисовать рисунок к сказке или обложку для этой книги

Обобщение по теме «Сказки Пушкина»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Декламировать произведения.

Выучить или выразительно прочитать понравившийся отрывок из сказки.

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басен, характер героев.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Подготовить выразительное чтение басни (по желанию можно выучить)

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Подготовить выразительное чтение басни (по желанию можно выучить)

Л. Толстой «Старый дед и внучек»

Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.

Перечитать, составить рассказ о своей семье.

Л. Толстой «Фили-пок »

Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Перечитать текст.

Выполнить зад. 8 на стр. 123

Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»

Перечитать текст стр.117

Стр.116, ответить на вопросы

Весёлые стихи

Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Понимать причины успеха ( неуспеха) в учебной деятельности. Развивать воссоздающее и творческое воображение.

Стр.120-121, повторить произведения изученного раздела

Обобщение по разделу «Русские писатели»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Развивать воссоздающее и творческое воображение.

О братьях наших меньших (14 ч.)

О братьях наших меньших

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и

научно-познавательный тексты.

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природы, изображённую в

художественных произведениях.

Определять героев произведения; характеризовать их.

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выбирать книги по темам и по авторам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.

Сочинить рассказ или стихотворение о каком-либо животном.

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…»

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.

Подготовить выразительное чтение стихотворений

В.Берестов «Кошкин щенок»

Выразительное чтение стихотворения.

Домашние животные

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Перечитать данный текст.

М.Пришвин «Ребята и утята»

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Подготовить пересказ от лица ребят.

Е Чарушин «Страшный рассказ»

Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. . Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Подготовить рассказ (или сообщение) о еже.

Подготовить выразительное чтение рассказа. Подгот. к чтению по ролям.

Б.Житков «Храбрый утёнок»

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Перечитать произведение.

Выполнить зад. 4 на стр.141

В.Бианки «Музыкант»

Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. . Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Подготовить пересказ, выполнить зад. 7 на стр. 145

В.Бианки «Сова»

Перечитать произведение.

Составить рассказ по рисункам на стр. 151

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Из детских журналов (11 часов)

Из детских журналов

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Подготовить материал к уроку из своего любимого журнала.

Д.Хармс «Игра»

Выделять существенную информацию.

Выделять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Д.Хармс «Вы знаете?...»

Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Выразительное чтение стихотворения, найти лругие стихи Д. Хармса.

Д. Хармс. Стихи.

Подготовиться к конкурсу чтецов.

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Выразительное чтение стр. 170-173

Д.Хармс «Что это было?»

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодейст-

вии.

Выразительное чтение стр. 174

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов.

Выразительное чтение стихотворения (по желанию можно выучить).

Ю.Владимиров «Чудаки»

Выделять существенную информацию.

Выделять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Выразительное чтение стр. 176

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Выразительное чтение стихотворений.

Повторить произведения данного раздела.

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Люблю природу русскую. Зима. (12 ч.)

Люблю природу русскую. Зима

Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный

текст.

Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

Актуализиро-

вать свои знания  для проведения простейших доказательств.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Приготовить народные приметы о зиме.

Стихи о первом снеге

Установление причинно –следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение

Выполнить задание 4, 5 на стр. 193

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая  настроение стихотворения; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения

Подготовить выразительное чтение стихотворения

С.Есенин «Поёт зима – аукает…»

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

С.Есенин  «Берёза»

Учиться основам смыслового чтения.

Выучить стихотворение наизусть.

  1.  

Сказка «Два Мороза»

Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Перечитать сказку, проиллюстрировать понравившийся отрывок.

Выполнить зад. 5 на стр.202.

С.Михалков «Новогодняя быль»

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Подготовить пересказ сказки от лица Ёлочки.

А.Барто «Дело было в январе»

Установление причинно –следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Повторить произведения изученного раздела.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Игра «Поле чудес»

Учащиеся должны знать содержание произведения. Понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; отгадывать загадки; быстро отвечать на вопросы учителя и товарищей.

Писатели – детям (19 ч.)

Писатели-детям.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения;

характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Стр. 4-5

К.Чуковский «Путаница»

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения.

Перечитать стихотворение, нарисовать к нему рисунок.

К.Чуковский «Радость»

Учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Выразительное чтение стихотворения.

К.Чуковский «Федорино горе»

Учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения.

Дочитать сказку, подготовить выразительное чтение.

Придумать обложку для этой книги.

С.Маршак «Кот и лодыри»

Учиться основам смыслового чтения художественных  текстов

Выразительное чтение стихотворения.

С.Маршак «Мой секрет», «Сила воли»

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Выразительное чтение стихотворений.

С.Михалков «Мой щенок».

Учащиеся должны уметь объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; соотносить смысл пословиц и содержание текста.

Попробовать сочинить стих-е (рассказ) о своём домашнем любимце.

А.Барто «Верёвочка»

Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Выразительное чтение стихотворения.

А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

Выразительное чтение стихотворений.

А.Барто «Вовка добрая душа».

Выразительное чтение стихотворения.

Н.Носов «Затейники»

Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.

Подготовить пересказ.

Подготовить рассказ о смешном случае из своей жизни.

Н.Носов «Живая шляпа»

Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Перечитать рассказ.

Подготовить краткий пересказ текста.

Н.Носов «На горке»

Высказывать суждения  о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками  по поводу читаемых произведений.

Выразительное чтение понравившегося отрывка.

Принести произведения Носова.

Н. Носов. Рассказы.

Повторить произведения, изученные в данном разделе.

Обобщение по разделу «Писатели- детям»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, узнавать произведение по отрывку.

Я и мои друзья (12 ч.)

Я и мои друзья

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя;

увеличивать  темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении.

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Составлять план рассказа; пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики.

Подготовить рассказ о своём друге.

Стихи о дружбе и обидах

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Выразительное чтение стихотворений, зад. 4 на стр. 76.

Н.Булгаков «Анна, не грусти»

Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию.

Перечитать текст.

Подготовить пересказ.

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию

Стр. 85 – 86.

В.Осеева «Волшебное слово»

Высказывать суждения  о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками  по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное.

Перечитать рассказ.

Пересказ по плану.

В.Осеева «Хорошее»

Перечитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к нему.

В.Осеева «Почему?»

Обмениваться мнениями с одноклассниками  по поводу читаемых произведений. Соотносить название произведения с его содержанием.

Перечитать текст, подобрать пословицы к нему.

Подобрать другие произведения В.Осеевой.

В. Осеева. Рассказы.

Подготовиться к обобщающему уроку.

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Люблю природу русскую. Весна (11 ч.)

Люблю природу русскую. Весна.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Придумать загадку на весеннюю тему.

Стихи Ф.Тютчева о весне

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Выучить понравившееся стихотворение.

Стихи А.Плещеева о весне

Выразительное чтение стихотворений.

А.Блок «На лугу»

Учащиеся должны читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Выразительное чтение стихотворения.

С.Маршак «Снег теперь уже не тот…»

Выразительное чтение стихотворения, иллюстрация к нему.

И.Бунин «Матери»

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

А.Плещеев «В бурю»

Выразительное чтение стихотворения.

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Определять эмоциональ-

ный  характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Подобрать другие стихотворения о маме.

Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

Выразительное чтение стихотворения.

С. Васильев «Белая берёза»

Стр. 122-123. выполнить задания.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

Отвечать на вопросы по содержанию литературных текстов. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

И в шутку, и всерьёз (15 часов)

И в шутку и всерьёз

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать виды работы с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Стр. 128 – 129.

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Выразительное чтение стихотворений, нарисовать, что красивей всего.

Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностя-

ми.

Выразительное чтение стр. 134.

Выучить наизусть одну из песенок.

Э.Успенский «Чебурашка»

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Перечитать сказку.

Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…»

Выразительное чтение стихотворения.

Стихи Э.Успенского

Определять эмоциональ-

ный  характер текста.

Выучить понравившееся стих – е.

Стихи В.Берестова

Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к персонажу.

Выполнить задание на стр. 150, оформить его.

Стихи И.Токмаковой

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностя-

ми.

Проиллюстрировать понравившееся стих-е, принести стихи Токмаковой.

Выразительное чтение стих-й.

Г.Остер «Будем знакомы»

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Подготовить выразительное чтение сказки.

Найти книгу Остера «Вредные советы», подготовить выразительное чтение нескольких.

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками

Перечитать рассказ, разделить его на смысловые части.

Подготовить пересказ по плану.

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Литература зарубежных стран (12 ч)

Литература зарубежных стран

Прогнозировать содержание раздела.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.

Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках.

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки  зарубежных писателей.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками

Найти литературу по данному разделу.

Американская и английские народные песенки

Воспринимать на слух художественные произведения различных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками

Подготовить выразительное чтение песенок.

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»

Подготовить выразительное чтение песенок.

Ш.Перро «Кот в сапогах»

Обмениваться мнениями  с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Дочитать сказку до конца.

Подготовить пересказ сказки.

Ш.Перро «Красная Шапочка»

Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Сотрудничать с одноклассниками

Перечитать сказку, подготовиться к чтению по ролям.

Подготовиться к инсценированию сказки.

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

Обмениваться мнениями с одноклассниками  по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонажи в опоре на текст, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки.

Подготовить краткий пересказ сказки.

Э.Хогарт «Мафин и паук»

Перечитать сказку.

Проиллюстрировать сказку.

Подготовиться к обобщающему уроку.

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию  и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Итоговое повторение (4 ч.)

КВН «Цветик-семицветик»

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Итоговое повторение. Тестирование.

Что узнали, чему научились.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки

 


Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны:

  1. совершенствовать основной способ чтения целыми слова ми с соблюдением литературных произносительных норм (ско рость чтения не менее 60 слов в минуту);
  2. уметь правильно ставить ударение в словах, чётко произ носить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;
  3. овладеть приёмами чтения про себя небольших текстов с постепенным увеличением объёма текста;
  4. развивать навык выразительного чтения;
  5. уметь услышать звучание стиха, т. е. уловить его мелодич ность, ритмичность, особенности звукописи, понимание инто национного рисунка стихотворного произведения;
  6. уметь читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;
  7. создавать монологические высказывания небольшого объ ёма, связанные с прочитанным произведением;
  8. уметь произносить в нужном темпе скороговорки, чистоговорки, помещённые в учебнике;
  9. сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им свою оценку;
  10. уметь находить в оглавлении учебника или хрестоматии произведение по фамилии его автора и названию.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Программы, учебники, методические пособия

  1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы.
  2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).
  3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).
  4. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.

Печатные пособия

  1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, опре делённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
  2. Словари.
  3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответ ствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
  4. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портре ты поэтов и писателей

Технические средства обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления та блиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Мультимедийный проектор
  4. Экспозиционный экран .
  5.  Компьютер .

В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение.

Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений. Текстовой материал учебников способствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.).

В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, основные положения программы «Литературное чтение» в начальной школе, даются общие рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные разработки к учебникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

Рабочая программа содержит пояснитетельную записку, календарно-тематическое планирование с учётом УУД...