Нумерация многозначных чисел и алгоритм письменного сложения и вычитания
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Голева Лидия Михайловна

 

Закрепить навыки сложения и вычитания многозначных чисел;  повторить чтение и запись чисел в пределах 1000000; название разрядов, вспомнить названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий, приемы устного сложения и вычитания; закрепить умение решать простые и составные задачи;                                                                                                                                                   формировать навыки логического, пространственного мышления;                      воспитывать аккуратность, уважение друг к другу, умение вовремя прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_4_klass.doc73.5 КБ
Файл kopiya_mat_4_klass.pptx459.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема урока : Нумерация многозначных чисел и алгоритм письменного сложения и вычитания

                      (программа «Гармония», предмет «Математика», 4 класс, Н.Б.Истомина)

Цели:      Закрепить навыки сложения и вычитания многозначных чисел;  повторить чтение и запись чисел в пределах 1000000; название разрядов, вспомнить названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий, приемы устного сложения и вычитания; закрепить умение решать простые и составные задачи;                                                                                                                                                   формировать навыки логического, пространственного мышления;                      воспитывать аккуратность, уважение друг к другу, умение вовремя прийти на помощь.

Тип урока: урок – путешествие.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, тетради, учебник, раздаточный материал.                                                                                      

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Показали свои умные глазки, ровные спинки,

- Повернулись друг к другу, улыбнулись,

- Прикрыли глазки и мысленно сказали себе: «Я внимателен, хорошо думаю, сосредоточен и уверен в себе»

Слайд №1.

Вот звенит уже звонок,
К нам приходит в класс урок,
Но приходит не один,
Гость какой-то идет с ним:
Он большой и любит мёд.
С кем же встреча всех нас ждет?

II. Актуализация знаний.

 1.Сообщение цели урока: 

    -Любите ли вы сказки? Сегодня я вас приглашаю в одну удивительную и сказочную страну. А как можно оказаться в сказке?

- Если мы сейчас правильно ответим на вопросы, то узнаем название этой сказочной страны .

2. «Блиц-турнир» - решение задач:

-Мама купила яблок на 60 больше, чем апельсинов. Апельсинов  - 40. Сколько яблок купила мама? (100)

- У Саши было несколько орехов. После того, как 18 орехов он отдал сестре,  у него осталось столько же. Сколько орехов было у Саши? (36)

- Через семь лет бабушке Оле будет 70 лет. Сколько лет ей сейчас? (63)

- Таня прочитала в первый летний месяц 140 страниц, а во второй – 160, а в третий 125. Сколько всего страниц прочитала Таня? (425)

- У продавца было 2000 шаров. После того, как он продал к празднику  шары детям, у него осталось 500 шаров. Сколько шаров он продал? (1500)

- На сколько рублей у Коли больше, чем у Димы, если  у Коли 150 рублей, а у Димы – 90? (60)

- Прочитайте ряд чисел: 460, 160, 20, 60, 1310, 6010,5055.

- По каким признакам можно разделить данные числа по группам?

 -Расположите числа в порядке возрастания. Какое слово получается?

(слайд 2) Винни - Пух

Сегодня к нам в гости на урок математики пришел один из ваших любимых литературных героев . Ему очень не хочется с вами расставаться. Поэтому он здесь, чтобы лучше познакомиться с нами и  вспомнить всё изученное

                                                                                                                                                                                        2. Устный счет.

1. Заполнить таблицы  (вынести на доску)(слайд 3).

Перед заполнением таблиц учитель задает вопросы.

Учитель. Как называются компоненты при сложении?

Дети. 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма.

Учитель. Как найти неизвестное слагаемое?

Дети. Надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Учитель. Как называются компоненты при вычитании?

Дети. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Учитель. Как найти уменьшаемое?

Дети. Надо разность и вычитаемое сложить.

Учитель. Как найти вычитаемое?

Дети. Надо из уменьшаемого вычесть разность.

слагаемое

180

 

40

 

уменьшаемое

270

 

40

слагаемое

230

70

 

 

вычитаемое

30

500

 

сумма

 

430

120

 

разность

 

20

25

2. Найдите закономерность и продолжи ряды чисел(слайд 4).

а) 17, 27, 37, 47, …, …, …

б) 19, 28, 37, 46, …, …, …

в) 17,170,1700,19,190,1900,…, …, …

3. Игра «Поможем Винни - Пуху»:

2. Найдите закономерность и продолжи ряды чисел(слайд 5).

а) произведение чисел 7 и 9;

б) частное чисел 720 и 8;

в) сумма чисел 720 и 8;

г) разность чисел 720 и 8;

д) число 36 увеличьте в 2 раза;

е) число 36 уменьшите в 2 раза.

III. Самоопределение к деятельности.

  1. Работа в парах. Перед вами бланк «а» - «Я умею»

Поставьте точку в том месте, где вы себя ощущаете. Если вы уверены, что хорошо знаете многозначные числа – то в центре круга, если думаете, что не очень – то в любом другом месте, если вы думаете, что вы не знаете – то за кругом.

- Если вы хотите помочь Винни - Пуху, то вам необходимо взять Карточку №1, найти закономерность в 1 столбике, по этому правилу составьте выражения и найдите их значения  , расположите их в порядке возрастания. Работаем в парах.

А)  8- 3                       б)5 – 2                          в)  7 -3

      80-30                        …                                    …

      800-300                   …                                     …

      8000-3000                …                                     …

      80000-30000           …                                     …

  1. Работа в группах. 

Повторение нумерации многозначных чисел.

- Посчитать сотнями от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке.                              - На каком месте, считая справа налево, пишут единицы, десятки, сотни?

-Как называются разряды?

- Единицы – это единицы I разряда. Десятки – II разряда, а сотни – III разряда.

Я сейчас поставлю  карточки с цифрами, а вы прочитаете, какие числа получились, и назовете, сколько в каждом отдельно сотен, десятков и единиц, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч.

-Образуйте пары чисел и сравните их.

- Что обозначает цифра в записи числа?                                                                                   -Что показывает первое число справа, второе, третье, четвёртое, пятое, шестое?            -На какие две группы можно разделить все числа?

3.Физкультминука. 

    Слайд 6

А сейчас мы немного отдохнем :

С неба падают дождинки,

Мы на сказочной тропинке.

(Дети поднимают вверх и плавно опускают руки)

А вокруг растут цветы,

Ветром замело дороги.

(Потягивания руки в стороны)

Сильный ветер налетал,                                                                                                               Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед-назад)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт,

(Рывки руками перед грудью)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили

(ходьба на месте)

Утомил всех дальний путь –

Детям надо отдохнуть.                                                                                              

IV.Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику.

Давайте нашему гостю покажем учебники математики, по которым мы занимаемся, выполняя разные сложные задания. Откройте учебник на стр.9.

-Чем похожи все однозначные числа?

-Чем похожи все двузначные числа?

Задание № 1 – работа в парах. Сравните пары чисел. По каким признакам похожи все пары чисел? Назовите соседу пропущенное число:1 вариант в первой строке, 2 вариант во второй строке. Назовите компоненты при сложении, вычитании, вычислите значение суммы и разности в каждой паре.

Задание №2– фронтальная работа. Как сравнить два  числа?  Проанализируйте числа первого ряда. По какому правилу ? Проанализируйте числа второго ряда. По какому правилу ? Продолжите, запишите по пять чисел.

Задание №3– Решение задачи с комментированием.

-Запишите значение произведений.

- Из каждого равенства на умножение составьте два равенства на деление.

-Проанализируйте выражения в каждом столбике.

-Самостоятельно запишите решение третью и четвёртую строку для выражения 6х7, 4х9.

2.Работа в тетради с печатной основой.

-Откройте тетрадь на 3 странице, задание №1. Самостоятельная работа.

.

V. Итог урока. 

-Что было на уроке самым интересным, трудным? Чего вы достигли? Оцените свою работу.

 VI. Рефлексия.

Слайд 11.

- Возьмите бланк «Б». Поставьте точку в центре круга, если вы научились чему-то новому. Если ничего нового не узнали – поставьте точку за кругом.

- Назовите Винни - Пуху свои умения. Какие добрые дела нам нужны?

- Спасибо за работу. Всего доброго.

- Урок окончен.

Домашнее задание: №3 , закончить.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Лицей с.Верхний Мамон » Урок математики в 4 классе Тема : Нумерация многозначных чисел и алгоритм письменного сложения и вычитания Учитель ВКК- Голева Л.М.

Слайд 2

Винни - Пух

Слайд 3

981 Слагаемое 180 ? 40 Слагаемое 230 70 ? Сумма ? 430 120 Уменьшаемое 270 ? 40 Вычитаемое 30 500 ? Разность ? 20 25

Слайд 4

Найди закономерность а) 17, 27, 37, 47, …, …, … б) 19, 28, 37, 46, …, …, … в) 17,170,1700,19,190,1900,…, …, …

Слайд 5

Умные капельки а) произведение чисел 7 и 9; б) частное чисел 720 и 8; в) сумма чисел 720 и 8; г) разность чисел 720 и 8; д ) число 36 увеличьте в 2 раза; е) число 36 уменьшите в 2 раза. ). 7

Слайд 6

Работа в парах А) 8- 3 Б )5 – 2 В ) 7 -3 80- 30 … … 800- 300 … … 8000- 3000 … … 80000- 30000 … …

Слайд 7

Спасибо за урок! Д / з : №3 , закончить .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел»

Цели:-познакомить учащихся с приёмами письменного сложения и вычитания любых многозначных чисел;-развивать умения выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимост...

Нумерация многозначных чисел и алгоритм письменного сложения и вычитания

Цели:      Закрепить навыки сложения и вычитания многозначных чисел;  повторить чтение и запись чисел в пределах 1000000; название разрядов, вспомнить названия чисе...

АЛГОРИТМЫ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.

технологическая карта урока по математике  пот теме "Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел."...

Технологическая карта урока по математике на тему «Алгоритм письменного сложения и вычитания.» (3 класс)

Технологическая карта урока по математике, для 3 класса, на тему «Алгоритм письменного сложения и вычитания.»...

Технологическая карта урока по математике по теме: «Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000» (3 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение и закрепление у обучающихся приемов письменного сложения и вычитания в пределах 1000.Задачи урока:Дидактические:1) совершенствовать...

Технологическая карта урока математики «Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: обобщение и закрепление у обучающихся приемов письменного сложения и вычитания в пределах 1000.Планируемые результаты:Предметные:1) Знать приемы выполнения письменного сложения и вычитания...