Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психоло- гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать и решать И друг другу помогать! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учите- лем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока |
| Озвучивает тему и цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-практических задач. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учеб- ной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме; слушают собеседника, ведут диалог. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успе- хи с усилиями, трудолюбием; проявляют позна-вательный интерес к изу- чению предмета | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания (устные вычисления, перевод единиц измерения). |
| 2. Устный счет: 1) Задание «Головоломка» (вынести на доску). | Δ ? ⬜ ? ○ ? 30 + ⬜ = Δ Δ – 18 = 50 ⬜ + ○ = Δ | Выполняют задания. |
| 2) Работа с величинами. | № 268 (можно вынести на доску). – Проверьте, верны ли равенства. 7 км 080 м = 70800 м 10 т 300 кг = 10300 г 3 м2 = 20 000 см2 4 ч = 39 мин 8 мин 20 с = 500 с 20 км2 = 20 000 000 м2 | Выполняют задания. | Фронтальная. |
3) Вычисление цепочки приме- ров (вынести на доску). |
230 – 140 · 8 : 12 + 200 : 2 |
|
| 45 · 2 + 120 : 3 – 59 · 4 |
|
| 18 · 4 : 12 · 70 – 60 : 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выполняют задания. | Индивидуальная. |
|
4) Повторение нумерации | – Прочитайте числа. 5 901 006, 312 096 312, 45 003 420. – Назовите единицы III, II, I классов. Сколько сотен в каждом числе? Какое из чисел самое большое? Сколько цифр понадобилось для его записи? | Выполняют задания | Фронтальная | Знание нумерации чисел в пределах 1 000 000 |
IV. Изучение нового материала | 1. Повторение свойств сложения. | – Сегодня на уроке мы будем повторять свойства сложения. Какие свойства сложения вы знаете? – В чем заключается смысл этих свойств? | – Переместительное и сочетательное свойства. – Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Сочетательное свойство: два соседних слагаемых можно заменять их суммой. | Фронтальная. | Знание свойств сложения. |
|
| – Верно. Откройте учебник на странице 60 , примените эти свойства при решении № 260. | Решают задание с комментированием. | Фронтальная. | Использование свойств сложения. |
| 2. Повторение правил сложения и вычитания с нулем. | № 261. – Объясните, что обозначают записи в рамках на полях. | Устно выполняют задание. | Фронтальная. | Использо-вание правил сложения и вычитания с нулем. |
| 3. Введение новых вычислительных приемов | Записывает на доске два примера столбиком с трехзначными числами.
– Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трехзначных чисел. В учебнике на странице 60 вверху есть два решенных примера. Попробуйте объяснить, как выполнено сложение и вычитание. В случае необходимости оказывает педагогическую поддержку |
Подробно комментируют решение примеров, пользуясь алгоритмом. Объясняют решение примеров | Фронтальная | Знание письменного приема сложения и вычитания трехзначных чисел |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 262.
| Решают с комментированием примеры, записывая их столбиком и выполняя проверку. | Фронтальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями. Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия. | Применение письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений соглас- но инст-рукции |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 263. Помогает учащимся записать краткое условие.
1) 3 · 18 = 54 (чел.) – в 18 семьях. 2) 4 · 16 = 64 (чел.) – в 16 семьях. 3) 54 + 64 = 118 (чел.). Ответ: 118 человек всего. | Решают задачу самостоятельно.
| Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи; планируют и контролируют учебные действия. К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывают свои оценки и предложения; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Устные ответы, записи в тетради (решение текстовых арифметических задач, перевод единиц измерения массы) |
|
| № 264 (под руководством учителя).
Ответ: было 408 книг. | Решают задачу, записывая действия сразу столбиком. |
|
| 2. Логическая задача «Жареные ломтики». | На уроках домоводства девочки научились поджаривать ломтики хлеба. Поджарив одну сторону ломтика (на что уходит 2 мин), его переворачивают на другую сторону и жарят еще 2 мин. Моя сестра решила угостить нас 3 ломтиками, но на сковороду поместилось только 2 ломтика. Однако она не растерялась и поджарила 3 ломтика за 6 мин. Как ей это удалось сделать? | Решают задачу. |
| 3. Игра «Грузчики». | На доске – вагоны с записанными на них числами. Дополните до 1 тонны. I вариант: 580 кг, 520 кг, 150 кг, 860 кг и т. п. II вариант: 870 кг, 500 кг, 320 кг, 450 кг и т. п. | Выходят по одному и записывают числа. Выигрывает та команда, которая быстрее «загрузит» вагоны. |
| 4. Задания из электронного приложения к учебнику |
| Выполняют задания | Индивидуальная |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Какие свойства сложения, правила сложения и вычитания с нулем мы вспомнили? Для чего? – Что понравилось на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | Устные ответы |
| Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? |
|
| Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |
|
VIII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 60, № 265 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|