АЛГОРИТМЫ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Трунченкина Ирина Алексеевна

технологическая карта урока по математике  пот теме "Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka_matematiki_v_4_kl.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: АЛГОРИТМЫ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.
4класс УМК «Школа России» (учебник, с. 60)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://iviespechschool. ucoz.ru/blog/orgmoment_uroka_v_pomoshh_uchitelju_nachalnykh_klassov/2011-05-19-26

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Устные и письменные приемы вычислений; переместительное и сочетательное свойства сложения

Организационная структура  урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и решать

И друг другу помогать!

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная,

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учите-

лем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока

Озвучивает тему и цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового
характера, базовыми предметными понятиями; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-практических задач.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учеб-

ной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой

проблеме; слушают собеседника, ведут диалог.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успе- хи с усилиями, трудолюбием; проявляют позна-вательный интерес к изу-

чению предмета

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
(устные вычисления, перевод единиц измерения).

2. Устный счет:

1) Задание
«Головоломка» (вынести
на доску).

Δ ?  ?  ?

30 +  = Δ

Δ – 18 = 50

 +  = Δ

Выполняют задания.

2) Работа с величинами.

№ 268 (можно вынести на доску).

– Проверьте, верны ли равенства.

7 км 080 м = 70800 м

10 т 300 кг = 10300 г

3 м2 = 20 000 см2

4 ч = 39 мин

8 мин 20 с = 500 с

20 км2 = 20 000 000 м2  

Выполняют задания.

Фронтальная.

3) Вычисление цепочки приме-

ров (вынести на доску).

230 – 140

· 8

: 12

+ 200

: 2

45 · 2

+ 120

: 3

– 59

· 4

18 · 4

: 12

· 70

– 60

: 9

Выполняют задания.

Индивидуальная.

4) Повторение нумерации

– Прочитайте числа.

5 901 006, 312 096 312, 45 003 420.

– Назовите единицы III, II, I классов. Сколько сотен в каждом числе? Какое из чисел самое большое? Сколько цифр понадобилось для его записи?

Выполняют задания

Фронтальная

Знание
нумерации чисел в пределах

1 000 000

IV. Изучение нового материала

1. Повторение свойств сложения.

– Сегодня на уроке мы будем повторять свойства сложения. Какие свойства сложения вы знаете?

– В чем заключается смысл этих свойств?

– Переместительное
и сочетательное свойства.

– Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Сочетательное свойство: два соседних слагаемых можно заменять их суммой.

Фронтальная.

Знание свойств сложения.

– Верно. Откройте учебник на странице 60 , примените эти свойства при решении № 260.

Решают задание с комментированием.

Фронтальная.

Использование свойств сложения.

2. Повторение правил сложения и вычитания с нулем.

№ 261.

– Объясните, что обозначают записи в рамках на полях.

Устно выполняют задание.

Фронтальная.

Использо-вание правил сложения и вычитания
с нулем.

3. Введение новых вычислительных приемов

Записывает на доске два примера столбиком с трехзначными числами.

– Письменное сложение и вычитание любых

многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трехзначных чисел.
В учебнике на странице 60 вверху есть два решенных примера. Попробуйте объяснить, как выполнено сложение и вычитание.

В случае необходимости оказывает педагогическую поддержку

Подробно комментируют решение примеров, пользуясь алгоритмом.

Объясняют решение примеров

Фронтальная

Знание письменного приема сложения и вычитания трехзначных чисел

V. Первичное закрепление

Работа
по учебнику.

№ 262.

Решают с комментированием примеры, записывая их столбиком и выполняя проверку.

Фронтальная.

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.

Применение письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение движений
соглас-
но инст-рукции

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 263.

Помогает учащимся записать краткое
условие
.

1) 3 · 18 = 54 (чел.) – в 18 семьях.

2) 4 · 16 = 64 (чел.) – в 16 семьях.

3) 54 + 64 = 118 (чел.).

Ответ: 118 человек всего.

Решают задачу самостоятельно.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи; планируют и контролируют учебные действия.

К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывают свои оценки и предложения; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Устные ответы,
записи
в тетради (решение текстовых арифметических задач, перевод единиц

измерения
массы)

№ 264 (под руководством учителя).

Ответ: было 408 книг.

Решают задачу, записывая действия сразу столбиком.

2. Логическая задача «Жареные ломтики».

На уроках домоводства девочки научились поджаривать ломтики хлеба. Поджарив одну сторону ломтика (на что уходит 2 мин), его переворачивают на другую сторону и жарят еще 2 мин. Моя сестра решила угостить нас 3 ломтиками, но на сковороду поместилось только 2 ломтика. Однако она не растерялась и поджарила 3 ломтика за 6 мин. Как ей это удалось сделать?

Решают задачу.

3. Игра «Грузчики».

На доске – вагоны с записанными на них числами. Дополните до 1 тонны.

I вариант:

580 кг, 520 кг, 150 кг, 860 кг и т. п.

II вариант:

870 кг, 500 кг, 320 кг, 450 кг и т. п.

Выходят по одному
и записывают числа. Выигрывает та команда, которая быстрее «загрузит» вагоны.

4. Задания
из электронного приложения
к учебнику

Выполняют задания

Индивидуальная

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Какие свойства сложения, правила сложения и вычитания с нулем мы вспомнили?
Для чего?

– Что понравилось на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Устные ответы

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Что показалось непонятным?

– Для чего нам нужны эти знания?

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

VIII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 60, № 265

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (урок математики, 3 класс)

Данный конспект урока (со здоровье сберегающими технологиями) пригодится учителям, работающим с детьми 3 класса....

«Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел»

Цели:-познакомить учащихся с приёмами письменного сложения и вычитания любых многозначных чисел;-развивать умения выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимост...

«Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»

Цель:      найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитани...

Письменное сложение и вычитание многозначных чисел

Письменное сложение и вычитание многозначных чисел...

Урок по математике «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»

Цель:      найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитани...

"Письменное сложение и вычитание многозначных чисел", 4 класс

Найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитания многозначных чисел....