Программа по предметному курсу
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Программа по предметному курсу "Расчётно-конструкторское бюро" по УМК "ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_-_konstruktorskoe_byuro.docx | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 111»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №111»
Протокол №___ от «__»____2013 по УВР ________Г.Р.Зеленина
Руководитель МО ___________________ Приказ №_____от
____________________
«____»_________2013 «___»________2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: расчётно-конструкторское бюро
образовательная область: математика
начальное общее образование
3класс
Срок реализации программы 2013/2014учебный год
Разработчики программы: О.В.Рудакова, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
И.В.Зенкова, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
С.И.Маркина, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Барнаул 2013
Пояснительная записка
Библиографический список программ
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться; и концепции системы «Перспективная начальная школа», на основе Примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» и на основе программы по учебным предметам 1-4 кл.: в 2ч./Сост. Р.Г.Чуракова-М.: Академкнига/Учебник, 2012.-Ч.2: 344с. Академкнига/учебник
Обоснование выбора УМК «Перспективная начальная школа»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального стандарта начального общего образования.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
-ориентацию на результаты образования как системно-образующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного и познавательного развития обучающихся;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-разнообразие организованных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Основная идея системы «Перспективная начальная школа»-оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, системный учёт современных особенностей образовательного процесса в начальной школе.
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» расчитана на учащихся третьего класса и входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Цели и задачи:
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Знакомство ребят с картиной мира и обучение их пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Форма организации внеурочной деятельности — факультатив. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).
Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты
-умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям.
-умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях
-активное использование лабораторного оборудования, макетов, муляжей, контрольно-измерительных приборов, хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов.
-обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием
-формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла
-формирование способности оценивать результаты научно-творческой деятельности собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
-искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-моделировать ситуацию.
-использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
-конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
-воспроизводить способ решения.
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
-оценивать предъявленное готовое решение.
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
-конструировать несложные задачи.
-составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток.
Тематическое планирование
№ | Темы практических задач | Темы по математике и окружающему миру |
Что находится внутри Земли? | Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём. | |
Помогите Пете Семёнову | Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления. | |
Много ли на Земле льда? (начало) | Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды). | |
Много ли на Земле льда? (окончание) | Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды). | |
Где хранится пресная вода? | Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды). | |
«Многоэтажная» атмосфера Земли | Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле. | |
Облака | Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа. | |
Сказочный мир горных пещер | Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы. | |
Жизнь под Землёй | Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы | |
Природное сообщество — аквариум | Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества. | |
Озеро Байкал | Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем | |
Стены Древнего Кремля | Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема | Виды занятий | Виды деятельности | |
По плану | По факту | ||||
1 | Что находится внутри Земли? | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Выработка алгоритма работы с информацией. Моделирование объёмных фигур из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток. | ||
2 | Что находится внутри Земли? | Теоретическая работа Практическая работа | |||
3 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
4 | Помогите Пете Семёнову | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Работа с физической картой России. | ||
5 | Помогите Пете Семёнову | Теоретическая работа Практическая работа | |||
6 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
7 | Много ли на Земле льда? (начало) | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | ||
8 | Много ли на Земле льда? (окончание) | Теоретическая работа Практическая работа | |||
9 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
10 | Где хранится пресная вода? | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделирование ситуации. Применение знаково-символических средств для моделирования ситуации. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). | ||
11 | Где хранится пресная вода? | Теоретическая работа Практическая работа | |||
12 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
13 | «Многоэтажная» атмосфера Земли | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | ||
14 | «Многоэтажная» атмосфера Земли | Теоретическая работа Практическая работа | Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием. Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верного. Оценивание предъявленного готового решения. | ||
19 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
20 | Облака | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделирование объёмных фигур из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток. | ||
21 | Облака | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделирование объёмных фигур из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток. | ||
22 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
23 | Сказочный мир горных пещер | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | ||
24 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
25 | Жизнь под Землёй | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | ||
26 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
27 | Природное сообщество — аквариум | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Выработка алгоритма работы с информацией. Моделирование объёмных фигур из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток | ||
28 | Природное сообщество — аквариум | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Выработка алгоритма работы с информацией. Моделирование объёмных фигур из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток | ||
29 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
30 | Озеро Байкал | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Выработка алгоритма работы с информацией. Работа с физической картой России. | ||
31 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. | ||
32 | Стены Древнего Кремля | Теоретическая работа Практическая работа | Ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, нахождение данных и искомых чисел (величин). Поиск необходимой информации в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Выработка алгоритма работы с информацией. | ||
33 | Стены Древнего Кремля | Теоретическая работа Практическая работа | |||
34 | Отчет в Конструкторское бюро | Теоретическая работа Практическая работа | Участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма). Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий. |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы:
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
1.Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
2.Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
3.Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
4.Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник.
5.Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
6.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.
7.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
8.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Технические средства обучения
1.Магнитная доска
2.Мультимедийный проектор
3.Персональный компьютер
4.Доска интерактивная
Литература, рекомендованная для учащихся:
1.Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
2..Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
3.Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник.
4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.
5.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
6.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Литература, используемая при подготовке программы:
1.Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения.-М.: Академкнига/Учебник.
2.Чуракова Р.Г. технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.-М.: Академкнига/Учебник.
3.Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе.-М.: Академкнига/Учебник.
4.Проектирование основной образовательной программы школы/ Под ред. Р.Г.Чураковой.-М.: Академкнига/Учебник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предметного курса по математике, 2 класс
Рабочая программа предметного курса по математике, 2 класс...
Рабочая программа предметного курса "Секреты орфографии", 2 класс
Рабочая программа предметного курса "Секреты орфографии", 2 класс...
Рабочая программа предметного курса для учащихся 2 класса "Занимательная грамматика"
Рабочая программа предназначина для учителей начальных классов....
Рабочая программа предметного курса для учащихся 2 класса "Всезнайка"
Рабочая программа предназначена для учителей начальных классов....
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"
Программа предметного курса "Алтаские жарки" направлена на расширение знакомства учащихся с произведениями алтайских писателей для детей, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребён...
Рабочая программа предметного курса по русскому языку "Удивительный мир слов"
Рабочая программа предметного курса по русскому языку "Удивительный мир слов"...
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"...