Урок математики в 3 классе "Тонна, центнер"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Числова Марина Владимировна

Это урок по программе "Школа 2100" в 3 классе, урок изучения нового материала по теме масса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tonnacentner.docx1006.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер".

Цель:

  1. повышение эффективности изучения темы «Единицы измерения. Масса»;
  2. создание благоприятных условий и систематизация знаний учащихся о соотношениях между единицами измерения массы
  3. расширить у детей понятийную базу о единицах массы за счет включения в нее новых элементов – тонны и центнера;
  4. установить соотношение между всеми известными единицами измерения массы.
  5. развивать у детей умения преобразовывать крупные единицы массы в мелкие и наоборот;
  6.      развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию), внимание, память,        математическую речь,
  7.    развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять.
  8. формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока;
  9.     создать эмоционально-положительный комфорт на уроке;
  10.     прививать интерес к математике.

Задачи:

  1. способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;
  2. развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
  3. воспитывать познавательную активность;
  4. расширять кругозор учащихся.

Оборудование: карточки цветные (красные, желтые, зеленые) для уровневой дифференциации; карточки для групповой работы (пословицы и поговорки со старорусскими единицами массы), карточки для парной работы (1 кг, 1 г, 1 ц, 1 т); ребус (массаж’); таблица единиц массы, карточки для блиц-опроса «Что больше … или …?»; иллюстрации: яблоко, корзина яблок, машина яблок, презентация, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?

(Ответы детей)

 – И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!

II. Актуализация знаний

-Предлагаю вам разгадать кроссворд и  прочитать ключевое слово.

(все слова вписываются по горизонтали)

1.промежуток времени в 100лет

2.отрезок длиной 100см

3.масса предмета в 1000г

4.отрезок длиной 10см

5. время в 6о минут

6.расстояние в 1000м

7.единица времени, в 60 раз меньше часа

8.самая маленькая единица массы

д

к

е

м

г

м

и

ц

к

и

р

в

е

л

и

ч

и

н

а

е

т

о

м

а

л

у

м

к

р

г

е

с

о

т

м

р

т

м

а

а

р

е

м

т

м

р

-Какое ключевое слово получилось?

-А что такое величина?

(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)

 -Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)

– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.

(Учитель показывает ребус «массаж’»)

 ,

(Теперь учитель на доску вывешивает лист со словом «масса»)

 – Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке.

 – Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)

 – Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1 кг = 1000 г)

 – Запишите это в тетрадь.                

 – Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)

 – Для чего нужна такая единица массы? (Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)

III. Устный счет (фронтальная работа)

1. Задача

Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?

– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)

 – Запишите в тетрадь

2. Числовые выражения

780 г + … = 1 кг

 400 г + … = 1 кг

 999 г + … = 1 кг

 990 г + … = 1 кг

– Дополните в каждом выражении 1-е слагаемое так, чтобы в сумме получился 1 кг.

3. На смекалку

1) Какая бутылка пустая?

 

2) Сколько весит пакет с солью?

IV. Постановка учебной проблемы

(На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)

– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)

(Ученик подписывает под картинкой «г»)

– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)

(Ученик подписывает под картинкой «кг»)

– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)

Выдвижение гипотезы

– Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)

 – Обозначим эту проблему вопросительным знаком. (Учитель ставит под рисунком «?»)

 – Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? (Ответы учеников)

V.Изучение нового материала

– И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.

 – Давайте еще раз посмотрим на цели урока  (слайд 4)

 – А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними? (В учебнике)

 – Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником, с. 49)

 – Прочитайте информацию за красной чертой.

 – Какие еще существуют единицы массы?

 – Что тяжелее центнер или тонна? (Ответы учащихся)

 – Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)

 – Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)

 – А центнер? (ц)

 – Какова же тема нашего урока? (Ответы детей) (слайд 5)

 – Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.

 – Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»

 – Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)

 – Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?

 – Запишите 1 т = 10 ц

(Учитель вешает таблицу единиц масс)

– Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса:

Что уже знали?

Что нового узнали?

– Выразите в кг: 5 т, 6 ц, 17 т, 30 ц, 20 т, 19 ц.

 – Выразите в ц: 7т, 5000 кг.

 – Выразите в т: 9000 кг; 12000 кг; 60000 кг.

VI. Закрепление полученных знаний.

а) Работа в парах

– Давайте еще раз пронаблюдаем за соотношением единиц массы. А для этого поработаем в парах.(карточки для работы в парах 1г, 1 кг, 1 ц, 1т)

– Расположите единицы массы в порядке возрастания.

 – Готовы?

 – Проверяем

(слайд 6)

 – Повторим по слайду единицы массы, начиная с тонны. (В 1 т = 10 ц, в 1 ц = 100 кг, в 1 кг = 1000 г)

 – Сможете ли вы определить, сколько грамм в 1 ц? (1 ц = 100000 г)

 – Ответьте на вопрос на слайде. Подумайте, какими единицами при измерении массы пользовались и заполните пропуски:

Масса лекарства  2… (г)

Масса слона   5… (т)

Масса арбуза  7… (кг)

Масса батона  500… (г)

Масса машины  10…(ц)

б) Работа по учебнику (с. 49 задача 235)

VI.Физминутка для глаз

в) Дифференцированная работа

(задание на цветных карточках)

– Выполните задание в тетради. (Проверка: слайд 7)

 – Есть вопросы?

 – А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор.

(рассказ учителя с демонстрацией слайдов)

г)Рассказ ученика(заранее подготовленного)

– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Cлайд 8)

 Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.

 На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (Cлайд 9) При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 10)

 В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (Cлайд 11)

 – Отдохнули?

 – И снова задача. (Cлайд 12)

 Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)

 – Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)

д) Работа в группах

Историческая справка

В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей)

(слайд 13)

Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах

(Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.)

Болезнь входит пудами, а уходит золотниками

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь

Мал золотник, да дорог

Узнаешь почем фунт лиха

– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда … (слайд 14)

VII. Тест

– И завершает наш урок тест.

(Работа на нетбуках)

Тест

– Что больше 99 кг или 1 ц?

 – Что меньше 11 ц или 11 кг?

 – Назовите большую величину: 7 кг или 800 г?

 – Назовите меньшую величину: 600 кг или 2000 г?

 – Выберите большую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т?

 – Выберите меньшую величину: 10 ц, 2 т, 1001 кг?

Проверка

-Просигнальте, какая группа выполнила тест без ошибок.

-Если же у вас есть ошибки, не расстраивайтесь, потому что изучение этой темы мы продолжим на следующих уроках.

VIII. Итог урока

– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?

 – Для чего нужны такие единицы массы?

 – Какая единица массы больше кг, но меньше т?

 – Где вы можете применить свои знания?

 – Что еще хотели бы узнать по теме «Масса»?

IX. Рефлексия (слайд 16)

Закончите предложение:

-сегодня я узнал…

-оказывается, что…

Мне было интересно, потому что…

– Спасибо за урок. (Слайд 17)

Поделиться

Самоанализ урока.

Сегодняшний урок "Единицы массы. Тонна. Центнер", с использованием ИКТ. Урок №18 в системе уроков по теме «Операции над числами».

   Его цель- повышение эффективности изучения темы «Единицы измерения. Масса»; создание благоприятных условий и систематизация знаний учащихся о соотношениях между единицами измерения массы; расширить у детей понятийную базу о единицах массы за счет включения в нее новых элементов – тонны и центнера; установить соотношение между всеми известными единицами измерения массы; развивать у детей умения преобразовывать крупные единицы массы в мелкие и наоборот;   развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию), внимание, память,        математическую речь;  развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять; формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока; создать эмоционально-положительный комфорт на уроке;  прививать интерес к математике.

Это по типу урок открытия новых знаний, он включал в себя 9 этапов: актуализация опорных знаний; устный счёт; постановка проблемы; работа над новым материалом; физминутка для глаз; закрепление пройденного (работа в парах, группах; работа по учебнику); тест; подведение итогов урока; рефлексия. Основным этапом был этап-усвоение новых данных и действий, задачи этого этапа- познакомить с новыми единицами измерения массы, а при первичной проверки понимания, закрепления знаний, способов действия , задачи этапа- отрабатывалось умение переводить единицы массы в более мелкие и наоборот.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: научность, доступность, систематичность, наглядность.

Чтобы решить цель урока, я подобрала материал, связанный с измерением массы различных предметов, задания тестового характера..

Материал оказался интересным для учащихся.

На этапе урока- устный счёт, я использовала методы формирования интереса в обучении, потому что хотела вовлечь детей в изучение данной темы. На подготовке к основному этапу использовала метод проблемного обучения. На этапе усвоение новых данных и действий я использовала метод объяснительно-иллюстративный, чтобы, совместно с обучающимися, в ходе практической работы познакомить с единицами массы. На этапе закрепление знаний, способов        действия был использован тест, чтобы отработать навык сравнение величин массы. На этапе обобщения и систематизации знаний использовались методы контроля и самоконтроля, дети учились добывать нужную информацию на компьютере.

В ходе урока на 1-5 этапе была организована коллективная работа, потому что было необходимо совместное включение обучающихся в урок; на 6 этапе использовалась групповая, дифференцированная формы работы, работа в парах, на 7 этапе использовалась индивидуальная форма работы, чтобы отработать навык работы с компьютером, сравнения единиц массы.

Задания 2 - были ориентированы на знания величин , задания 3 -на развитие устного счёта,  4 - на создание проблемной ситуации, задания 5 - на знакомство с новыми единицами массы,  задание 6- на закрепление полученных знаний, 7 задание на умение работать с компьютером.

Руководство учителя при выполнении заданий 1 -5 было пооперационным, а при выполнении задания 6-7 было инструктирующим.

Мне удалось уложиться во времени. Распределение времени было рациональным. Темп урока соразмеренный.

Мне было легко вести урок, ученики активно включались в работу. Меня порадовали все учащиеся, потому что все активно приняли участие в процессе урока.

Записи на доске: ребус (массаж’); таблица единиц массы; иллюстрации: яблоко, корзина яблок, машина яблок.

Цель урока можно считать достигнутой, план урока выполнен, материал усвоен. Я полагаю, что все познакомились с новыми единицами массы, научились переводить единицы в более мелкие и наоборот, сравнивать числа по единицам массы, знать их соотношение.

В целом урок можно считать достигнувшем цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал к уроку математики в 3 классе "Тонна, центнер"

Тема урока «Единицы массы. Тонна и центнер» Тип урока:  изучение нового материала.Цели урока :-        Расширить у детей понятие о единицах массы, по...

Урок математики с презентацией по теме "Единицы массы.Тонна.Центнер"

Урок математики по программе " Перспективной начальной школы" в 4 классе по теме " Единицы массы.Тонна.Центнер." Урок с использованием презентации....

открытый урок математики 4 класс Тема:"Тонна. Центнер" "Начальная школа 21 века"

Тема: «Единицы массы. Тонна. Центнер»Цели: организовать деятельность учащихся: по формированию представлений о массе конкретных предметов и тел; по знакомству  учащихся с новыми единицами массы -...

Урок математики в 4 классе "Меры массы:тонна,центнер. Соотношения между величинами."

Урок изучения нового материала. Представлен подробный конспект урока и наглядная презентация. На уроке применяются различные формы работы. Разгадывание кроссворда, ответы на вопросы, тест на первичное...

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок ознакомления с новыми единицамии  массы (тонной, центнером) в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок ознакомления с новыми единицами измерения массы (тонной, центнером) в 4 классе УМК "Школа России"...

Урок математики в 4-м классе по теме "Единицы массы. Тонны. Центнер".

Открытый урок математики по теме  "Единицы массы. Тонны. Центнер"...