I этап Самоопределение к деятельности. (Орг. момент) Математика пришла, Занимай свои места. Чтоб от безделья не зевать, Полезно голову ломать. - Умные глазки смотрят на меня. -Улыбнулись друг другу и нашим гостям. -Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел. А урок наш проходит под девизом : « Математику учить – ум точить.» Мы отправляемся в путешествие по стране Математике. Правила работы на уроке: Понапрасну не больай Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам, Если же не можешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг! II этап. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности. Я тетрадь свою открою и наклонно положу Я друзья от вас не скрою ручку правильно возьму Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. Запишем число и классная работа. Плывем по МОРЮ ЧИСЕЛ УСТНОГО СЧЕТА Логика нужна нам в жизни? Ну, давай, дерзай не кисни. Сколько ушей у 5 малышей? Сколько брюшек у 8 хрюшек? Сколько хвостов у 3 слонов? Сколько глазиков у 5 карасиков? Сколько пальчиков у 6 мальчиков? В тетрадях пишем букву У. Записываем только ответы. -736 увеличить на 20. -312 уменьшить на одну сотню. - 31 увеличить в 3 раза. -Какое число меньше 926 на 100 -Чему равна сумма 420 и 26. -Из 540 вычесть 5 единиц. -956 увеличит в 10 раз. -60 000 увеличить на 1 405. - Какое число больше 1000 на 165. А теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и оцените. 756,212, 93, 826, 446, 535, 9260. 61405, 1165. У , а , р , ж , с , с, а , й, д Верните тетради на места. Встаньте у кого нет ошибок, одна ошибка, две ошибки, пять ошибок. Молодцы! -Расставь эти числа в порядке возрастания. 93,212,446, 535, 756, 826, 1165, 9260, 61405. Р а с с у ж д а й. На уроке математике надо уметь не только рассуждать, но и быть очень внимательным. Продолжаем плыть по морю. ► 90 увеличь в 8 раз ► первый множитель 7 , второй множитель 3, найти произведение ; ► частное чисел 63 и 9; ► произведение 40 и 5 увеличить на 15; ► найти произведение чисел 8 и 7; 720 21 7 215 56 (ряд чисел на доске) -На какие две группы можно разбить эти числа? (четные и нечетные) (круглые и некруглые) - На какие три группы можно разбить эти числа? ( однозначные. двузначные. трехзначные) - Скажите, с какой целью урок начался с математического диктанта?
III этап. Постановка учебной задачи, темы урока. Мы подплываем к ВЕЛИКОМУ МНОГОУГОЛЬНОМУ ОЗЕРУ. Выберите из данного ряда наименьшее двузначное число, назовите его /прикрепляю его к прямоугольнику/ - Назовите однозначное число этого же ряда. / прикрепляю карточку к прямоугольнику. - Найдите S данного прямоугольника? - Как найти площадь?
- В каких единицах измеряется площадь? Найдите площадь данного прямоугольника. Какие числа умножали? - Какой результат у вас получился? Как считали.
А теперь, найдите, какова площадь данного прямоугольника? Открываю чертеж на доске 56 м 21 м _- Какое выражение решали? вывешиваю на доску - Что получилось? / Учитель записывает результаты детей на Д. 3 ответа/ и фиксирует проблему ? / - Посмотрите, пример 1, а ответов несколько. - А кто не смог решить? - Почему здесь возникла проблема? / фиксирует проблему ? / (мы не умеем х на двузначное число) - Так какова же тема урока? (х на 2-е число) / Вывешиваю тему на доску./ - Какие цели поставим ?
-Какова тема урока? | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Прибавляю, отнимаю, Умножаю и делю. Математику я знаю И поэтому люблю!
Да Дети дают устные ответы. 10 8 3 10 120
Дети записывают ответы в тетради.
Проверяют по эталону, записанному на доске.
Цель математического диктанта такова: упражнение в решении примеров, задач, а также проверка наших знаний.
21
7
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину х на ширину. Квадратных ед. измерения 21х7 147 Письменный приём. Устный приём.
56 х21
Не решали такие примеры, не получается решить тем способом, который нам знаком. Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце. Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число. Умножение на двузначное число.
| Познавательные (осознание необходимых новых знаний) Личностные (самоопределение, смыслообразование)
Личностные (самоопределение) Познавательные ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия)
Личностные (оценочные) Регулятивные (соотнесение своей деятельности с результатом и оценивание)
Регулятивные (умение определять и формулировать цель) Познавательные (ориентироваться в своей системе знаний) Коммуникативные (умение донести свою позицию до других, владея приемами диалогической и монологической речи) |
IV этап Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания. А перед нами ДОЛИНА НОВЫХ ЗНАНИЙ, Немного истории…Умножение чисел сейчас начинают изучают во втором классе школы. А вот в XVIII-XIX веках совсем немногие владели искусством умножения. Редкий аристократ мог похвастаться знанием таблицы умножения. Однако в России среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знания всей таблицы умножения. Он получил название “русский, крестьянский способ умножения”. Здесь необходимо было лишь умение умножать и делить числа на 2. Русский, крестьянский способ умножения (алгоритм). Перемножим два числа: 32 и 13. - Одно запишем слева, а второе - справа на одной строчке.
- Левое число будем делить на 2, а правое - умножать на 2 и результаты записывать в столбик.
- Если при делении возникнет остаток, то он отбрасывается.
- Операцию продолжаем, пока слева не останется 1.
- Затем вычеркнем те строчки, в которых слева стоят четные числа и сложим оставшиеся числа в правом столбце. Это и есть искомое произведение.
- Возвращаемся к нашему примеру. Какие у вас есть предложения по решению проблемы?
- Как же быть, пример-то необходимо решать. Какие еще способы нам знакомы?
Проведем исследование в группах и выясним, какой результат правильный. Проверка. ( отчет групп) - Как вы представили ширину в виде суммы разрядных слагаемых? Обозначаю на доске. 56 м 1 21 м 20 - Какое выражение у вас получилось? - А чем не удобна эта запись? /Убираю данную запись/ - А есть более удобная форма записи? - Попробуем записать столбиком. - Какова S 1 прям-ка ? - Как получили это число? /карточка/ - Как называется результат умножения? /карточка/ - Какова S 2 прям-ка? / карточка/ - Как получили это число? /карточка/ - Как называется этот результат умножения? / карточка/ - Чему равна площадь всего прямоугольника? / карточка/ - Как получили? - Какие числа мы умножали? / карточка/ - В результате мы получили полное произведение этих чисел. /вывешиваю карточку/ - Значит 1 и 2 произведения будут неполными. / показать/. - Какую форму записи получили? ( столбиком, умножение на 2-х число) - Как же умножить на двухзначное число? - Сравним наш вывод с выводом в учебнике. - Совпал ли наш вывод? уч. стр. 35 - А теперь составим алгоритм умножения на 2-е число, работаем в группах, возьмите карточки. (собирают алгоритм из готовых шагов) Проверка. (фронтальная) - Какой алгоритм вы составили? (каждый шаг вывешиваю на доску) - Решили нашу проблему, как умножить на 2-е число?
V Первичное закрепление во внешней речи. Мы видим перед собой НИЗМЕННОСТЬ НАХОЖДЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ВЫРАЖЕНИЙ, - А теперь давайте применим полученные знания на практике и выполним упражнение, закрепим умение решать примеры. 89 * 24 54 * 27 |
Множимое = 32 | Множитель = 13 | 32 | х 13 | 16 | х 26 | 8 | х 52 | 4 | х 104 | 2 | х 208 | 1 | х 416 |
Попробуем решить способом русских крестьян. Множимое = 21 | Множитель = 56 | 21 | х 56 | ? | х 112 |
|
|
Возникает сложность. Вывод: Этот способ не всегда удобный.
Нужно представить одно из чисел в виде суммы разрядных слагаемых, а потом умножать. Сначала первый множитель умножим на двузначное число, затем второй, а потом полученные результаты сложим.
20 и 1
Дети вывешивают листочки
Форма записи большая. длинная Можно решить в столбик
56 м ²
56 х 1 произведения 1120 м² 56 х 20 произведение
1176 м² Складываю 1-е и 2-е произведение 56 х 21
вывод учащихся Дети читают по учебнику Мы пришли к правильному выводу
Проговаривают алгоритм действий: - Умножаю на единицы.
- Умножаю на десятки
- Сложу полученные произведения.
- Читаю ответ.
Решили
|
Познавательные (ориентироваться в своей системе знаний) Коммуникативные (умение донести свою позицию до других, владея приемами диалогической и монологической речи)
Регулятивные (составление плана по решению проблемы) Познавательные (Преобразование информации, анализ для получения необходимых результатов) Коммуникативные (умение донести свою позицию до других, владея приемами монологической речи)
Познавательные (Преобразование информации, анализ для получения необходимых результатов) Коммуникативные (умение донести свою позицию до других, владея приемами монологической речи)
|
VI этап. Включение в систему новых знаний, повторение и самостоятельная работа. - А сейчас я предлагаю вам самостоятельно выполнить № 166. 1 вариант 1 пример 2 вариант 2 пример 3 вариант 3 пример Мы вышли на ДОРОГУ ЗАДАЧ. Срочно надо по ней пройти, а для этого решим задачи. Шофер всё сильнее давит на газ. Скорость – 100 километров в час. Тебе не трудно будет сказать, Сколько проедет за 3 часа Автомобиль с этой скоростью? Решай поскорей – ждем ответа! Как нашли? Задачу послушай: Прошел турист Со скоростью 5 километров в час – 10 километров. Ответ найди: сколько часов он был в пути? Как нашли? За 5 часов один пешеход 35 километров пройдет. Должен ответ быть скорее готов: Сколько пройдет он за 8 часов, Если скорость свою не изменит? Решай, и учитель ответ твой оценит! Как найти расстояние? Решим задачу из учебника. №167 Читаем задачу. Какой формой записи воспользуемся? Что известно в задаче? Что надо найти? Сможем сразу ответить на вопрос задачи? Что надо найти сначала? А перед нами ГОРА ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК. Задание для самых сообразительных. 5642 672 *23 *42 16926 1344 +11284 + 2688 129766 4031 VII Рефлексия деятельности. Итог урока. Наше путешествие подходит к концу и мы подходим к ОВРАГУ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ. Стр. 35 №167 составить задачу обратную той которую мы решали и решить ее, №168. Пришла пора подвести итог урока, тем более, что мы с вами на последнем участке нашего путешествия НИЗИНЕ ИТОГА УРОКА. Давайте вернемся к нашей цели, которую поставили в начале урока. Достигли ее? Докажите.
- Какое впечатление у вас осталось после урока математики? - Кто уже чувствует себя уверенно в решении новых примеров? - Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой? - Какие факты из истории математики вам понравились? - Как вы думаете, ваши родители умеют умножать числа “русским, крестьянским способом умножения”? - Я прошу вас подумать, как же решить наш пример крестьянским способом, или найти информацию о решении в книгах. - Все знания, полученные на нашем уроке, вам будут полезны в дальнейшем. Я надеюсь, что вы не утратите интереса, а напротив, будете стремиться к знаниям более глубоким, и не только на уроках математики, но и на других уроках, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными и активными.
Спасибо за урок! |
Трое учеников работают у доски.
Проверим свои работы.
300 км
S= V*t
2 часа
t= S : V
56 км
S= V * t
Один ученик решает у доски.
Чертеж. Время, расстояние и скорость одного самолёта. Скорость второго самолёта. Нет. Скорость удаления.
Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число. Да. Мы решили пример, в котором возникло затруднение, и потом упражнялись в решении похожих примеров |
Личностные (самоопределение в системе знаний и действовать в соответствии с этим)
Регулятивные (умение соотнести результат своей деятельности с целью) Личностные Коммуникативные (владение приемами диалогической и монологической речи) |