математика 4 класс УМК "Школа 2100" разработка урока по теме: "Площадь прямоугольного треугольника"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Методическая разработка урока с использованием элементов системно- деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Формирование универсальных учебных действий
средствами предмета математики
(УМК «Школа 2100», 4 класс)
Выполнила: Бедарева А.В.
МБОУ «СОШ № 50»
Курс № 20/4
Научный руководитель:
Автайкина Т.О., к.п.н.,
зав. кафедрой
начального образования
Новокузнецк. 2014
Оглавление
Введение_______________________________________________________ 1
Основное содержание_____________________________________________2-7
Заключение______________________________________________________8
Приложение______________________________________________________9
Введение.
Предметные знания и умения, приобретенные при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами: длиной, площадью, объемом.
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов.
Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.
Основное содержание.
Тема: «Площадь прямоугольного треугольника»
Цель:
1) Создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися способа нахождения площади прямоугольного треугольника.
Дать учащимся представление о прямоугольном треугольнике, вывести формулу площади прямоугольного треугольника.
2) Развитие умений анализировать, сравнивать, проводить классификацию.
3) Воспитывать умение работать в паре.
Ход урока.
Ι. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята сегодня я хочу начать наш урок вот с таких слов: «С малой удачи начинается большой успех»
У- Как вы понимаете это выражение? (Это значит, что если получилось сделать, что – то не большое, то со временем будет получаться гораздо большее)
У- Да, правильно! Молодец!
ΙΙ. Актуализация знаний.
У- Прежде чем выполнить следующие задание вам необходимо объединиться в группы.
У- У каждой группы лежит чистый лист на парте, который необходимо заполнить, теперь внимательно посмотрите на доску, какие треугольники вы видите? Что вы о них знаете? обсудите в своей группе, запишите результат на своем листке.
B
L P K
М D R O A C N T
У- Справились? Давайте на доску прикрепим ваши работы и посмотрим, какая группа, назвала больше признаков треугольников?
(1 группа : MLD равнобедренный, остроугольный, KNT тупоугольный, разносторонний, PRO и ABC прямоугольные)
(2 группа : PRO и ABC прямоугольные , стороны PR иRO образуют прямой угол, и стороны AB иAC в треугольнике АВС, также образуют прямой угол)
У- Посмотрим на KNT, действительно вы все назвали правильно, он тупоугольный и разносторонний, MLD равнобедренный и остроугольный, и посмотрите сколько вы назвали в треугольниках АВС и PRO, вы сказали, что они прямоугольные и даже назвали стороны, которые образуют прямой угол!
У- Видите, сколько вы можете найти признаков, молодцы, каждая группа поработала, очень хорошо, я вами довольна!
ΙΙΙ. Изучение новых знаний.
У – А оказывается, в прямоугольном треугольнике, еще один признак его вы еще не знаете.
У - Учебник как источник знаний, можно прочитать научный текст и новые знания станут вашими, Поработайте с учебником, узнайте у него новый признак прямоугольного треугольника стр. 94.
У- Что нового вы узнали о прямоугольном треугольнике? (Что стороны, которые образуют прямой угол называются – катетами, например, в треугольнике АВС это стороны АВ И АС, а третья сторона ВС – называется гипотенузой.)
У - ВЫ знали раньше, как называются стороны прямоугольного треугольника? (Нет)
А теперь знаете? (да)
Откуда узнали? (Рефлексия). (Из учебника)
А как вы думаете, зачем нам нужно это знание? (Что бы в будущем, узнать еще больше, а может нам это знание еще пригодиться)
ΙV. Применение новых знаний.
У- С треугольником АВС вы справились, а в нашем первом задании, есть еще один прямоугольный треугольник, PRO.
У- Кто может назвать где у этого треугольника катеты и гипотенуза? (РО и РR- катеты, RO –гипотенуза)
У – Молодец, ты был очень внимателен при прочтении правила!
V. Постановка учебной проблемы.
У – Ребята, а следующее задание в нашем учебнике на стр. 94, под № 3, очень интересное, давайте я прочту его, а вы внимательно послушаете, может даже кто – то и сможет его решить?
У – Найдите площадь треугольника, катеты которого равны 2см и 5 см.
У- Как выполнить это задание? (перемножить катеты 2*5), (сложить катеты 2+5), (а я не знаю как найти площадь прямоугольного треугольника)
У – Почему же у нас столько разных ответов получилось, кто – то вообще сомневается. Что можно найти площадь прямоугольного треугольника?
(фигура занимает какую – то площадь, значит, площадь прямоугольного треугольника можно найти. Вопрос только как?)
У - А вообще вы умеете находить площадь? Каких фигур? (Прямоугольника, квадрата)
У- С помощью каких способов? (мы знаем формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата)
А ваши знания разве нельзя применить к нашему прямоугольному треугольнику? Докажите свой ответ.
У – Ребята, а если мы не можем найти ответ на этот вопрос, что же мы не умеем делать? (Мы не знаем способ как найти площадь прямоугольного треугольника)
У – давайте наш вопрос сформулируем и поместим его на доску:
катет гипотенуза
S-?
катет
У – Какой способ попытаетесь открыть или узнать? (Мы должны найти способ нахождения площади прямоугольного треугольника)
VΙ. Открытие нового знания.
У- задание №4 на стр. 94, будем выполнять самостоятельно, по окончанию нужно будет оценить свою работу.
У- давайте прочитаем, задание, и установим критерии отметки.
У – Что нужно сделать? (начертить прямоугольник длиной 150мм и шириной 50 мм, разрезать его по диагонали)
У- Что значит разрезать по диагонали? (разрезать с угла на угол)
У – правильно!
У – По каким критериям будем оценивать
1. У какого получился точный по размеру заданному в учебнике треугольник?
2. Как ты мерил сторону?
3. У кого получилось аккуратно вырезать?
У- Самооценивание
Мне было трудно (легко)………
Я выполнял задание сам (нуждался в помощи)……
У- Сколько фигур у вас получилось? (две)
У – Как они называются? (прямоугольные треугольники)
У – Сложите полученные фигуры так, чтобы совпали все их стороны и вершины. Что вы можете сказать о этих фигурах? (Площадь этих прямоугольных треугольников равна). (прямоугольные треугольники равны)
У – поднимите руки, у кого получилось также?
У – Ребята, какую часть прямоугольника составляет каждый из них? (1/2)
У- можно ли сказать, что, разрезав по диагонали любой прямоугольник, мы получим два равных прямоугольных треугольника? (Да)
У – Физминутка. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
У – Давайте проверим наше утверждение.
У – Начертите прямоугольник любого размера.
У- Найдите площадь вашего прямоугольника.
У- Как найти площадь прямоугольника? ( длину умножить на ширину), (чтобы найти площадь прямоугольника надо а*в)
У – Давайте формулу площади прямоугольника поместим на доску S =a*b
У- Какие результаты у вас получились? (45см2, 50см2, 25см2)
У – По вашим результатам мы видим, что каждый из вас начертил разный прямоугольник. А теперь разрежьте его по диагонали.
У – Что мы сделали с прямоугольником? (Разделили на две равные части)
У- Кто вспомнит на какой вопрос нам нужно ответить? (Как найти площадь прямоугольного треугольника?)
У – У кого из вас есть ответ на этот вопрос? (нужно (а*в):2)
У Докажи почему нужно действовать именно, так? ( сначала мы находим площадь прямоугольника, т.к. ,два прямоугольных треугольника это и есть прямоугольник, затем нужно площадь прямоугольника поделить на 2, так как из прямоугольника мы получаем 2 прямоугольных треугольника, если разрезать его по диагонали)
У – Молодцы, сегодня вы самостоятельно, смогли найти способ и вывести формулу, нахождения площади прямоугольного треугольника!!!
У- Давайте убедимся, так ли мы с вами думаем, откроем учебник Стр. 95 правило в рамочке. Прочтите. Так ли там дается правило на нахождение площади прямоугольного треугольника?
(здесь правило дается немного по – другому, но смысл остается прежним, в правиле говорится, что надо найти произведение длин катетов и разделить полученную величину на 2, мы знаем, что катеты это стороны образующие прямой угол, поэтому я считаю, что наша формулировка тоже верная
У – правильно!
У – разделитесь опять на группы и попробуйте вывести алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника, ваши результаты фиксируйте на чистом листке, затем сравним с другими группами и обсудим!
(1алгоритм: 1. Найти длину катетов; 2. Перемножить их; 3. Разделить полученную величину на 2.)
(2алгоритм: 1.Найти произведение длин катетов; 2. Полученную величину разделить на 2.)
(3 алгоритм: 1.Измерить линейкой катеты; 2. Перемножить катеты. 3 результат разделить на 2)
VΙΙ. Применяем новые знания.
У – А сейчас посмотрим, все ли так легко смогут решить следующее задание или кому – то понадобиться помощь? Стр. 95 №7. Здесь 3 задания, кто желает, может выполнить все три, кто немного затрудняется, и нужна помощь сделайте 2 задания. Ну а кто пока затрудняется совсем, выполните 1 задание. Помните, мы наш урок начали с отличного высказывания: «С малой удачи начинается большой успех». И если сейчас вы сможете сделать, хоть одно задание, значит вы на пути к большому успеху!!!
У – Когда вы будите выполнять задание, проговаривайте про себя алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника.
У – Давайте сравним какие результаты у вас получились?
VΙΙΙ. Рефлексивное оценивание.
У- Вы могли в начале урока находить площадь прямоугольного треугольника? (нет)
У – Почему не могли? (мы не знали формулу)
У- А теперь сможете найти площадь прямоугольного треугольника? (да)
У – Почему? (Узнали способ нахождения площади прямоугольного треугольника, мы знаем где в прямоугольном треугольнике катеты, сможем их измерить если они нам не известны, перемножить и полученный результат разделим на 2)
У- Как находили способ нахождения площади треугольника?(через прямоугольник)
Что для этого делали? ( мы увидели что стороны прямоугольного треугольника (катеты) это и есть длина и ширина прямоугольника, в прямоугольнике 2 равных прямоугольных треугольников, поэтому полученное произведение мы делим на 2), (мы в прямоугольнике проводили диагональ и получали 2 прямоугольных треугольника, их произведение мы разделили на 2).
Как поступали?
ΙX. Домашнее задание.
У – Запишите домашнее задание Учебник с. 95, № 8 (обязательно.), № 9 (по желанию).
Заключение.
Организационный этап начат с положительного настроя. На этапе актуализации знаний я планирую воспроизведение учащимися знаний , умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания. На этом этапе осуществляю выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Список литературы.
- Демидова, Т.Е. Математика, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3ч./ Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.-Изд. 2-е, испр.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.-96с.:ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Козлова, С.А. Математика. 4 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика»/С.А. Козлова. А.Г. Рубин, А.В. Горячев. – М.: Баласс, 2012. – 416с. (Образовательная система «Школа 2100»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-путешествия с презентацией "Виды треугольников"
Урок по математике представлен в игровой форме с использованием различных видов работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Применение ИКТ позволяет эффективно и быстро провести обощение ...
Открытый урок на тему: "Площадь прямоугольного треугольника"
Способ вычисления площади прямоугольного треугольника; оценить собственную деятельность на уроке...
План-конспект урока на тему:Площадь. Сравнение площадей фигур" для 3 класса с применением сингапурской методики
План-конспект урока для 3 классов по математике по учебнику Моро "Школа России" на тему: "Площадь. Сравнение площадей фигур" с применением сингапурсих методов обучения...
ПЛАН УРОКА ПО ТЕМЕ "ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА"
РАЗРАБОТАН ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА...
Открытый урок по геометрии " Площадь прямоугольного треугольника"
Урок геометрии по теме «Площадь прямоугольного треугольника » в 3 –м классе УМК «Технология развивающего обучен...
Разработка урока по теме "Площадь фигур"
Изучение темы "Площадь", "Единицы площади" . Урок изучения нового материала, практическая работа в группах....
Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).
познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...