математика 4 класс УМК "Школа 2100" разработка урока по теме: "Площадь прямоугольного треугольника"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Бедарева Анна Викторовна

Методическая разработка урока  с использованием элементов системно- деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_avtonomnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Формирование универсальных учебных действий

средствами предмета математики

(УМК «Школа 2100», 4 класс)

Выполнила: Бедарева А.В.

                                                                              МБОУ «СОШ № 50»

                                                                Курс № 20/4

                                                                                   Научный руководитель:

                                                                                 Автайкина Т.О., к.п.н.,

                                                                   зав. кафедрой

                                                                                     начального образования

Новокузнецк. 2014

Оглавление

Введение_______________________________________________________ 1

Основное содержание_____________________________________________2-7

Заключение______________________________________________________8

Приложение______________________________________________________9

Введение.

Предметные знания и умения, приобретенные при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами: длиной, площадью, объемом.

Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов.

Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Основное содержание.

Тема: «Площадь прямоугольного треугольника»

Цель:  

1) Создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися способа нахождения площади прямоугольного треугольника.

Дать учащимся представление о прямоугольном треугольнике, вывести формулу площади прямоугольного треугольника.

2) Развитие  умений анализировать, сравнивать, проводить классификацию.

3) Воспитывать умение работать в паре.

Ход урока.

 Ι. Организационный этап.

 Здравствуйте, ребята сегодня я хочу начать наш урок вот с таких слов: «С малой удачи начинается большой успех»

У- Как вы понимаете это выражение? (Это значит, что если получилось сделать, что – то не большое, то со временем будет получаться гораздо большее)

У- Да, правильно! Молодец!

ΙΙ. Актуализация знаний.

У- Прежде чем выполнить  следующие задание вам необходимо объединиться в группы.

У- У каждой группы лежит чистый лист на парте, который необходимо заполнить,  теперь внимательно посмотрите на доску, какие треугольники вы видите?  Что вы о них знаете? обсудите в своей группе,  запишите результат на своем листке.

                                                                   B                                  

          L                 P                                                       K

   

М                D      R                        O        A             C                N                          T

                                                                                                 

У- Справились? Давайте на доску прикрепим ваши работы и посмотрим, какая группа, назвала больше признаков треугольников?

(1 группа :         MLD равнобедренный, остроугольный,       KNT тупоугольный, разносторонний,       PRO и ABC прямоугольные)          

(2 группа :     PRO и ABC прямоугольные , стороны  PR иRO образуют прямой угол,  и стороны AB иAC  в треугольнике АВС, также образуют прямой угол)

У- Посмотрим на       KNT, действительно вы все назвали правильно, он тупоугольный и разносторонний,     MLD равнобедренный и остроугольный, и посмотрите сколько вы назвали в треугольниках АВС и  PRO, вы сказали, что они прямоугольные и даже назвали стороны, которые образуют прямой угол!  

У- Видите,  сколько вы можете найти признаков, молодцы, каждая группа поработала, очень хорошо, я  вами довольна!

ΙΙΙ. Изучение новых знаний.

У – А оказывается,  в прямоугольном треугольнике, еще один признак его вы еще не знаете.

У -  Учебник как источник знаний, можно прочитать научный текст и новые знания станут вашими, Поработайте с учебником, узнайте у него новый признак прямоугольного треугольника стр. 94.

У- Что нового вы узнали о прямоугольном треугольнике? (Что стороны, которые образуют  прямой угол называются – катетами, например, в треугольнике АВС это стороны АВ И АС, а третья сторона ВС – называется гипотенузой.)

У - ВЫ знали раньше, как называются стороны прямоугольного треугольника?  (Нет)

А теперь знаете? (да)

Откуда узнали? (Рефлексия).  (Из учебника)

А как вы думаете,  зачем нам нужно это знание? (Что бы в будущем, узнать еще больше, а  может нам это знание еще пригодиться)

ΙV. Применение новых знаний.

 

У- С треугольником АВС вы справились, а в нашем первом задании, есть еще один прямоугольный треугольник, PRO.

У- Кто может назвать где у этого треугольника  катеты и гипотенуза? (РО и РR- катеты, RO –гипотенуза)

У – Молодец, ты был очень внимателен при прочтении правила!

V.  Постановка учебной проблемы.

У – Ребята, а следующее задание в нашем учебнике на стр. 94, под № 3, очень интересное, давайте я прочту его, а вы внимательно послушаете, может даже кто – то и сможет его решить?

У – Найдите площадь треугольника, катеты которого равны 2см и 5 см.

У- Как выполнить это задание? (перемножить катеты 2*5), (сложить катеты 2+5), (а я не знаю как найти площадь прямоугольного треугольника)

У – Почему же у нас столько разных ответов получилось, кто – то вообще сомневается. Что можно найти площадь прямоугольного треугольника?

(фигура  занимает какую – то площадь, значит, площадь прямоугольного треугольника  можно найти. Вопрос только как?)

У - А вообще вы умеете находить площадь? Каких фигур? (Прямоугольника, квадрата)

 У- С помощью каких способов? (мы знаем формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата)

 А ваши знания разве нельзя применить к нашему прямоугольному треугольнику? Докажите свой ответ.

У – Ребята, а если мы не можем найти ответ на этот вопрос, что же мы не умеем делать? (Мы не знаем способ как найти площадь прямоугольного треугольника)

У – давайте наш вопрос сформулируем и поместим его на доску:

   катет           гипотенуза

                 S-?

                      катет

У – Какой способ попытаетесь открыть или узнать? (Мы должны найти способ нахождения  площади  прямоугольного треугольника)

VΙ. Открытие нового знания.

У- задание №4 на стр. 94, будем выполнять самостоятельно, по окончанию нужно будет оценить свою работу.

У- давайте прочитаем, задание, и установим критерии отметки.

У – Что нужно сделать? (начертить прямоугольник  длиной 150мм и шириной 50 мм, разрезать его по диагонали)

У- Что значит разрезать по диагонали? (разрезать с угла на угол)

У – правильно!

У – По каким критериям будем оценивать

1. У какого получился точный по размеру заданному в учебнике треугольник?

2. Как ты мерил сторону?

3.  У кого получилось аккуратно вырезать?

У-  Самооценивание

Мне было трудно (легко)………

Я выполнял задание сам (нуждался в помощи)……

У- Сколько фигур у вас получилось? (две)

У – Как они называются? (прямоугольные треугольники)

У – Сложите полученные фигуры так, чтобы совпали все их стороны и вершины. Что вы можете сказать о этих фигурах? (Площадь этих прямоугольных треугольников равна). (прямоугольные треугольники равны)

У – поднимите руки, у кого получилось также?

У – Ребята, какую часть прямоугольника составляет каждый из них? (1/2)

У- можно ли сказать, что, разрезав по диагонали любой прямоугольник, мы получим два равных прямоугольных треугольника? (Да)

У – Физминутка. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

У – Давайте проверим наше утверждение.

У – Начертите прямоугольник любого размера.

У- Найдите площадь вашего прямоугольника.

У- Как найти площадь прямоугольника? ( длину умножить на ширину), (чтобы найти площадь прямоугольника надо а*в)

У – Давайте формулу площади прямоугольника поместим на доску S     =a*b

У- Какие результаты у вас получились? (45см2, 50см2, 25см2)  

У – По вашим результатам мы видим, что каждый из вас начертил разный прямоугольник. А теперь разрежьте его по диагонали.

У – Что мы сделали с прямоугольником? (Разделили на две равные части)

У- Кто вспомнит на какой вопрос нам нужно ответить? (Как найти площадь прямоугольного треугольника?)

У – У кого из вас есть ответ на этот вопрос? (нужно (а*в):2)

У Докажи почему нужно действовать именно, так? ( сначала мы находим площадь прямоугольника, т.к. ,два прямоугольных треугольника это и есть прямоугольник, затем нужно площадь прямоугольника поделить на 2, так как из прямоугольника мы получаем 2 прямоугольных треугольника, если разрезать его по диагонали)

У – Молодцы, сегодня вы самостоятельно, смогли найти способ и вывести формулу, нахождения площади прямоугольного треугольника!!!

У- Давайте убедимся, так ли мы с вами думаем, откроем учебник Стр. 95 правило в рамочке. Прочтите. Так ли там дается правило на нахождение площади прямоугольного треугольника?

(здесь правило дается немного по – другому, но смысл остается прежним, в правиле говорится, что надо найти произведение длин катетов и разделить полученную величину на 2, мы знаем, что катеты это стороны образующие прямой угол, поэтому я считаю, что наша формулировка тоже верная

У – правильно!

У – разделитесь опять на группы и попробуйте вывести алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника, ваши результаты фиксируйте на чистом листке, затем  сравним с другими группами  и обсудим!

(1алгоритм: 1. Найти длину катетов; 2. Перемножить их; 3. Разделить полученную величину на 2.)

(2алгоритм: 1.Найти произведение длин катетов; 2. Полученную величину разделить на 2.)

(3 алгоритм: 1.Измерить линейкой катеты; 2. Перемножить катеты. 3 результат разделить на 2)

VΙΙ. Применяем новые знания.

У – А сейчас посмотрим, все ли так легко смогут решить следующее задание  или кому – то понадобиться помощь?  Стр. 95 №7.  Здесь 3 задания, кто желает, может выполнить все три, кто немного затрудняется, и нужна помощь сделайте 2 задания. Ну а кто пока затрудняется совсем, выполните 1 задание. Помните, мы наш урок начали с отличного высказывания: «С малой удачи начинается большой успех». И если сейчас вы сможете сделать, хоть одно задание, значит вы на пути к большому успеху!!!

У – Когда вы будите выполнять задание, проговаривайте про себя алгоритм  нахождения площади прямоугольного треугольника.

У – Давайте сравним какие результаты у вас получились?

VΙΙΙ. Рефлексивное оценивание.

У- Вы могли в начале урока находить площадь прямоугольного треугольника?  (нет)

У – Почему не могли? (мы не знали формулу)

У- А теперь сможете найти площадь прямоугольного треугольника? (да)

У – Почему? (Узнали способ нахождения площади прямоугольного треугольника, мы знаем где в прямоугольном треугольнике катеты, сможем их измерить если они нам не известны, перемножить и полученный результат разделим на 2)

У- Как находили способ нахождения площади треугольника?(через прямоугольник)

Что для этого делали? ( мы увидели что стороны прямоугольного треугольника (катеты) это и есть длина и ширина прямоугольника, в прямоугольнике 2 равных прямоугольных треугольников, поэтому полученное произведение мы делим на 2), (мы в прямоугольнике проводили диагональ и получали 2 прямоугольных треугольника, их  произведение мы разделили на 2).

Как поступали?

ΙX. Домашнее задание.

У – Запишите домашнее задание  Учебник с. 95, № 8 (обязательно.), № 9 (по желанию).

 

 

                             

     


Заключение.

Организационный этап начат с положительного настроя. На этапе актуализации знаний я планирую воспроизведение учащимися знаний , умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания. На этом этапе осуществляю выход на задание,  вызывающее познавательное затруднение.

Список литературы.

  1. Демидова, Т.Е. Математика, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3ч./ Т.Е. Демидова, С.А. Козлова,  А.П. Тонких.-Изд. 2-е, испр.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.-96с.:ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Козлова, С.А. Математика. 4 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика»/С.А. Козлова. А.Г. Рубин, А.В. Горячев. – М.: Баласс, 2012. – 416с. (Образовательная система «Школа 2100»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-путешествия с презентацией "Виды треугольников"

Урок по математике представлен в игровой форме с использованием различных видов работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Применение ИКТ позволяет эффективно и быстро провести обощение ...

Открытый урок на тему: "Площадь прямоугольного треугольника"

Способ вычисления площади прямоугольного треугольника;            оценить собственную деятельность на уроке...

План-конспект урока на тему:Площадь. Сравнение площадей фигур" для 3 класса с применением сингапурской методики

План-конспект урока для 3 классов по математике по учебнику Моро "Школа России" на тему: "Площадь. Сравнение площадей фигур" с применением сингапурсих методов обучения...

Открытый урок по геометрии " Площадь прямоугольного треугольника"

Урок геометрии по теме «Площадь прямоугольного треугольника » в 3 –м классе               УМК «Технология развивающего обучен...

Разработка урока по теме "Площадь фигур"

Изучение темы "Площадь", "Единицы площади" . Урок изучения нового материала, практическая работа в группах....

Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).

познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...