Открытый урок по геометрии " Площадь прямоугольного треугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок геометрии по теме

 «Площадь прямоугольного треугольника » в 3 –м классе

               УМК «Технология развивающего обучения

                                Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»

 

Урок  геометрии по теме «Площадь прямоугольного треугольника » в 3-м классе разработан согласно программе. Использование на уроке парной, групповой, самостоятельной  форм работы позволяют каждому ученику открыть новое знание , проверить свои знания и умения, развивает мотивацию к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Урок  Геометрии

        Тема: «Площадь прямоугольного

                        треугольника».

                                               3 класс

                 

                                                                                  Учитель: Новосёлова В.Н

                       

                           Площадь прямоугольного треугольника.

Цели урока:

Образовательная: Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести

                                   формулу площади  прямоугольного треугольника; уметь  

                                    находить площадь прямоугольного   треугольника; закрепить

                                    вычислительные навыки и умение решать задачи;

Развивающая: развитие логического мышления, внимания, познавательного

                              интереса   коммуникативных навыков.

 

Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование

                                  установки на  сотрудничество;

Здоровьесберегающая: создать ситуацию успеха при освоении нового материала.

                                                   

                                               Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

                           Мы сегодня снова будем наблюдать,

                             Выводы делать и рассуждать.

                            А чтобы урок пошёл каждому впрок,

                             Активно в работу включайся, дружок!

2. Актуализация знаний

      Откройте тетрадь , запишите   число , классная работа,  а тему

          нашего урока  скажем позднее .

 Устный счёт.  Ответы запишите на карточку ( у детей карточки)

    Взаимопроверка.

  Слайд

             1дм = ___ см   (10)              

             1м =____дм     (10)

             1м =____см ( 100)

             4дм =____см                          75 см =____дм____см

             60см=____дм                         38дм=_____м_____дм

Сравни:

 14см…….1дм              24мм….4см        4см…..38мм                 30мм….6см

Внимательно посмотрите на слайд и скажите, какая фигура лишняя и почему?

Слайд

(Лишняя фигура – треугольник, так как остальные – четырехугольники)

- Значит, с какой  фигурой  мы будем работать на уроке? (с треугольником ).

-  Почему его называют  треугольник?

    (ответы детей) 3 вершины, 3 угла, 3 стороны.

  • Какие бывают виды треугольников по сторонам? (равносторонние, разносторонние, равнобедренные).Слайд    
  • Какие бывают треугольники по углам? (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные).  (Слайд     Виды треугольников       )3.Работа по теме.

   Слайд

http://festival.1september.ru/articles/583746/img2.gif

Исключите  лишние фигуры. Осталось две фигуры назовите их (прямоугольный треугольник, прямоугольник).

- Что общего у этих фигур( есть прямой угол)

- У вас на парте геометрическая фигура. http://festival.1september.ru/articles/583746/img3.gif

- Что можете рассказать об этой фигуре ( четырёхугольник)

- Почему называем четырёхугольник (4 вершины, 4 угла, 4 стороны)

Дети ( прямоугольник)   Запишите в углах название прямоугольника АВСД

-Почему так называем? ( все углы прямые , противоположные стороны равны.

- Что ещё можно узнать( найти) у этого четырёхугольника( периметр )

- Что такое периметр ( сумма длин всех сторон)

-Что ещё можно узнать ( найти) ( площадь)

- Что для этого мы должны сделать? ( измерить стороны)

- Измерьте стороны прямоугольника найдите площадь.

 Решение запишите в тетрадь. Один у доски

 - Какие единицы измерения  нам нужны для измерения площади( кв см, кв дм,

      кв м, кв км.

- Какая формула нам нужна( формула нахождения площади( на доску  повесить формулу)

Решение у доски и в тетради.

- Итак, ребята, что мы сейчас повторили?

(Виды углов и треугольников, единицы измерения площади, формулу нахождения площади прямоугольника).

Физминутка.

4 Работа по теме.

- Проведите диагональ АС.  Разрежьте прямоугольник  его по диагонали AC. Что получили?

( треугольники)

- Какие треугольники ( прямоугольные)
Обменяйтесь треугольниками и докажите, что полученные треугольники равны.

- Как доказали ( наложением)

Слайд

- Что можем найти у прямоугольного треугольника? ( периметр)

-  Имеют ли треугольники площадь?

(Да, так как занимают какую-то поверхность на плоскости.)

Поработайте
 -  Найдите площадь прямоугольного треугольника? (Дети озадачены)

Слайд

- Поднимите руку, кто не смог найти площадь.

Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу найти S прямоугольного треугольника).

 Выявление места затруднения.

- Почему не смогли справиться с заданием?

(Мы не знаем формулу S прямоугольного треугольника).

Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, мы выявили причину затруднения, что вы будите делать дальше?

(Мы поставим перед собой цель)

- Узнать формулу нахождения S прямоугольного треугольника.

Сформулируйте тему урока.

- Нахождение S прямоугольного треугольника. (Слайд)

-Давайте подумаем, как нам получить способ решения.

- Какую формулу мы уже знаем?  (S=a•b) ( использовали на уроке)

- Используя эту формулу, попробуем вывести новую формулу.

5. Реализация построенного проекта.

· А давайте, работая в парах, вы попробуете составить из двух треугольников какую-либо фигуру.  

(Дети могут составить большой треугольник, четырехугольник, прямоугольник).

- Какие фигуры у вас получились?

Посмотрите, какие фигуры могли у вас получиться. (Слайд )

– Площадь, какой фигуры мы можем находить? (площадь прямоугольника).

- Теперь попробуйте составить алгоритм нахождения S прямоугольного треугольника.

- Представьте свои результаты. Объясните свои действия.

– Что вы заметили? (Слайд )

(Что прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников, значит площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника).

– Так как треугольники равны, то площадь каждого из них равна половине площади прямоугольника.

Алгоритм нахождения  площади.

Дети говорят, что:

1. Прямоугольный треугольник надо достроить до прямоугольника.

2. Найти площадь прямоугольника и разделить её на 2.

Запишите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. (Слайд   )

S -= a  х b = S + S          S = ( a  х  b ) : 2          

Самостоятельная работа.( по вариантам)   Слайд  

Проверка по вариантам.

Те, кто справился с работой без ошибок, поставьте себе +.

У кого получился другой ответ, поставьте себе ?, найдите место, где допущена ошибка, объясните.

Итог урока : Вывод:

- Кто может назвать тему, над которой мы сегодня работали?

 (Нахождение площади прямоугольного треугольника.)

Рефлексия . Слайд  рефлексия. Смайлики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1дм =10 см 1м= 10 дм 1м = 100см 4дм = 40см 75см = 7дм 5см 60см=6дм 38дм=3м 8дм 14см >1 дм 24мм <4 см

Слайд 3

какая фигура лишняя?

Слайд 4

Виды треугольников По размерам сторон разносторонние равнобедренные равносторонние

Слайд 5

Виды треугольников По размерам углов прямоугольные остроугольные тупоугольные

Слайд 6

Виды треугольников По размерам сторон По размерам углов разносторонние равнобедренные равносторонние прямоугольные остроугольные тупоугольные

Слайд 9

A В С D

Слайд 11

A В С D

Слайд 13

s - ? Тема урока

Слайд 15

Алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника 1. Дострой до прямоугольника 2. Найди площадь прямоугольника 3. Раздели площадь прямоугольника на 2 S = ( а×в ) :2 ??7777 ? ДА НЕТ а в

Слайд 16

1 в 2 в 4 см 4 см 3 см 6см S = (3 х 6):2=9 (см 2 ) S = ( 4 х 4 ):2= 8 (см 2 )

Слайд 17

S = ( а×в ) :2 Формула S прямоугольного треугольника

Слайд 19

Спасибо за старание, Ведь главное – желание, А навык и умения С годами к вам придут.

Слайд 20

5 см 3см 4см

Слайд 22

S = a b

Слайд 24

S = ( a b ) : 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Геометрия-правительница всех мыслительных изысканий. Площадь прямоугольного треугольника"

 Содержание представленного урока-презентации разработано с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы Л.Г. Петерсон и ориентировано на работу по ...

Открытый урок на тему: "Площадь прямоугольного треугольника"

Способ вычисления площади прямоугольного треугольника;            оценить собственную деятельность на уроке...

математика 4 класс УМК "Школа 2100" разработка урока по теме: "Площадь прямоугольного треугольника"

Методическая разработка урока  с использованием элементов системно- деятельностного подхода....

Методическая разработка урока по математике "Площадь прямоугольного треугольника" 4 класс, ОС "Школа 2100"

Нахождение площади прямоугольного треугольника с использованием системно-деятельностного подхода, групповой формы работы, раскрытия способа действия....

Внеклассное занятие по наглядной геометрии 3 класс "Площадь прямоугольного треугольника"

Конспект занятия содержит открытие нового знания, исторический материал о возникновении геометрии, практические задания на нахождении площади, на применение знаний в жизни....

Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).

познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...